Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Исследование и анализ его результатов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сторонники объективного направления рассматривают стресс с точки зрения порожденного внешней ситуацией. Так, Л.М. Аболин, рассматривает стресс как реакцию на какое либо воздействие или же как само это воздействие.

Об этом можно долго спорить, но ясно лишь одно, необходимо учитывать, что внешний раздражитель является лишь потенциально приводящим к стрессу, но совсем не обязательно постоянно приводящим к нему.

Если обобщить все вышесказанное, то можно объяснить термин «стресс» как три составляющие:

- это могут быть любые стимулы из вне или же события, вызывающие у человека напряжение или возбуждение;

- это субъективная реакция, которая отражает внутренне состояние возбуждения или напряжения;

- это физическая реакция организма на определенные требования или воздействия из вне. Значимой функцией этой реакции является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению человеком этих состояний.[10]

В науке до настоящего времени нет единой концепции стресса, поэтому существует много противоречий в определениях и категориях стресса. Однако, различные определения стресса во многом дублируются и пересекаются со сферами изучения таких понятий, как «личность», «способности», «адаптация», «дезадаптация» и пр[11].

Большинство из существующих концепций в своем исследовании реализуют классическую парадигму, они трактуют это явление в категориях адаптации и дизадаптации. В последнее же время наметилась тенденция к интегративным системным подходам.

Примерами моделей стресса являются:

1. Когнитивная теория психологического стресса Р. Лазаруса, ее основ составляет позиция рассмотрения стресса через когнитивные процессы;

2. Концепции профессионального стресса (А.Н. Занковский, Т. Сох, и др.);

3. Социально-психологические теории стресса (Р. Дарендорф и др.)[12].

В современных исследованиях наблюдается тенденция к дифференциации понятия «психологический стресс» в различные типы классификаций в зависимости от области психологических знаний. В качестве одного из вариантов такой классификации, в частности, рассматривают:

- межличностный психологический стресс, характеризуется субъективной оценкой межличностного взаимодействия и наличием конфликтов, угроз;

- профессиональный, или организационный стресс – он связан со сложностью и опасностью, ответственностью выполнения рабочих задач;


- социальный или общественный психологический стресс – он связан с социальными и социально-экономическими проблемами, такими как, безработица, вредные привычки, войны и так далее;

- семейный психологический стресс – он включает все трудности и проблемы по содержанию семьи;

- внутриличностный психологический стресс – отражает «Я-конфликт», нереализованные притязания, потребности, бесцельное существование;

-экологический психологический стресс – возникает в связи с неблагоприятной внешней средой, климатическими условиями[13].

Данные определения и их названия отражают главную причину стресса. К примеру, если доминируют социальные факторы – социальный стресс, личностные факторы – внутриличностный стресс, профессиональные факторы – профессиональный стресс и т.д.

Очень важно знать, что любой из видов стресса включает в себя характерные специфические черты от других видов стресса, а также те черты, которые присущи только этому виду. Принципиальное разделение идет только по внешним (ограничения во времени, объем нагрузки информационного характера, скученность и т.п.), и внутренним (субъективные), личностные факторы, которые в значительной степени обусловлены индивидуальными особенностями человека (неадекватная самооценка, мотивационные особенности, особенности темперамента, высокие уровни личностной напряженности, тревожности, агрессивности и пр.)[14]

Переживание психологического стресса, как полифакторного психического феномена представлено ниже в виде рисунка (рисунок 1.)

Рисунок 1. Факторы, обуславливающие возникновение стресса

Так как стресс стимулы могут оказывать на человека как негативное, так и позитивное влияние, различают деструктивный стресс (дистресс) и конструктивный стресс (эустресс). Как правило в большинстве исследований стресс рассматривается именно с точки зрения деструкции.

Ю.В. Щербатых полагает, что наиболее актуальное разделение стрессов выглядит следующим образом:

  • поведенческие,
  • интеллектуальные,
  • эмоциональные и физиологические проявления

Современное состояние изучения данной проблематики позволяет дать их общий и сравнительный анализ, на основе изменения основных физиологических процессов человека:

  1. Изменение физиологических параметров:
  • Пульс. При эустрессе – пульс до 90-100 ударов в минуту, при дистрессе

– свыше 100 ударов в минуту.

  • Артериальное давление. При эустрессе – давление умеренно

повышается, при дистрессе – давление резко повышается или понижается, в зависимости от индивидуально-физиологических особенностей человека.

  • Дыхание. Во время эустресса – умеренное учащение дыхания по

сравнению с обычным ритмом, при дистрессе происходит сильное учащение дыхания, которое напоминает одышку.

  • Реакция кожных покровов - для эустресса характерно покраснение

кожи, для дистресса – красно-белые пятна на коже, побледнение. Температурные изменения - эустресс сопровождается ощущением тепла или жара, для дистресса характерны озноб, холод, холодный пот.

  • Двигательная активность возрастает и при дистрессе и при эустрессе.

При этом исследователи отмечают, что во время дистресса проявляются два типа двигательных реакций, чрезмерно повышается двигательная активность, появляется спешка и суета, изменение жестов и появление двигательной заторможенности. [15]

2. Изменение познавательных процессов. Наиболее очевидным признаком этого являются изменение внимания, памяти и мышления. При эустрессе внимание улучшается, повышается концентрация. Обратный процесс наблюдается при дистрессе, появляются различные трудности в управлении вниманием, появляются проблемы со сосредоточением и концентрацией внимания. Могут встречаться случаи гиперфиксации внимания, то есть человек сосредотачивает свое внимание на определенном моменте и никак не может выйти из этого состояния. Эустресс дарит человеку улучшенную память, человек гораздо быстрее начинает запоминать и усваивать материал, даже большого объема. Во время дистресса возникает состояние, в котором запоминание и воспроизводство материала сильно ухудшается, что не возможно преодолеть, даже силой воли[16].

Для эустресса характерно инсайдное мышление и некое просветление, для дистресса характерны обратные процессы, мышление усложняется, сужается поле зрения, человек оказывается в ситуации из которой не видит выхода, он перестает понимать шутки и юмор. «порочный круг», находясь в котором, не понимает ни юмора, ни шуток.

3. Изменение деятельности. Дисресс сильно дезорганизует деятельность человека, а зачастую делает ее просто невозможной. Эустресс наоборот, мобилизует силы человека, он становится более творческим, успешным и результативным[17].


1.2 Профессиональный стресс, его факторы и профессиональное здоровье

Технологически процесс и глобализация выдвинули на передний план вопросы об охране труда и психологического состояния человека. В результате психогигиена выделилась в отдельную научно-практическую отрасль. Психогигиена как отрасль образовалась в 1910 году, когда в США после конференции психиатров была создана медицинская ассоциация по психогигиене[18].

Вместе с медиками-гигиенистами исследования в данной области активно проводят и психологи. Начиная с влияния монотонного труда не человека, они изучают и социально-психологические аспекты стресс факторов и их влияние на производительность труда. В то время широкое распространение получили идеи о влиянии различных факторов на протекание психологических процессов, в связи с потребностью высшего менеджмента в данных вопросах и основываясь на крупнейших нейрофизиологических открытиях 20 века[19].

Особое внимание в психологии труда уделялось вопросам адаптации и дезадаптации людей в рамках различных профессий, проблемы их утомляемости и нервно-психической напряженности.

В прикладной психологии стресс рассматривается в ключе различного рода состояний, состояния повышенного и длительного напряжения, которое обусловлено неспособностью организма адаптироваться к данной среде. Такое состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающим возможности адаптации организма.Для данного состояния характерно психическое напряжение, состояние фрустрации и тревоги, беспокойства, в самом крайнем случае возможно развитие равноушия и апатии[20].

В этом ключе функциональное состояние человека рассматривается как комплекс характеристик и функций человека, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение деятельности.

Из множества функциональных состояний выделяют, например, монотонию, фрустрацию, утомление, релаксацию и др.

По степени активации кроме этих, можно выделить следующие состояния:

  • аффективные состояния;
  • дремотные состояния, пароксизмальные состояния;
  • разнообразные болезненные состояния (инфекционные и соматические);
  • состояния алкогольного и наркотического опьянения;
  • психопатологические состояния (маниакально-депрессивный психоз, паранойя) и пр.

Профессиональный или производственный стресс является многомерным психическим феноменом, который выражается в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Профессиональный стресс, сказываясь на психосоматическом состоянии работников, ухудшает уровень организационной среды всей организации в целом[21].

Проблематика и изучение профессионального стресса являются точкой соприкосновения многих научных дисциплин, от физиологии и медицины, до социологии и экономики. Это обусловлено прежде всего теми социальными последствиями, которые и вызывают стресс факторы, влияя на функциональное и психологическое состояние человека. Актуальным вопросом становится поиск оптимального уровня напряжения в процессе труда, при котором и эффективность будет на высоком уровне и нежелательные последствия от психологического напряжения будут минимальны.

Ю.В. Щербатых, разделяет профессиональный стресс на отдельные виды:

  • учебный стресс;
  • стресс медицинских работников;
  • стресс руководителя;
  • спортивный стресс;[22]

Кроме того, анализируя причины производственного стресса можно отметить, что они обусловлены нехваткой знаний, каких то умений и навыков, в отдельных случаях связаны со здоровьем человека. Причины стрессов личностных, прежде всего связаны с с низкой самооценкой и неуверенностью в себе, страхом неудачи и неуверенности в своем будущем.

Одной из главных особенностей профессионального страха является его многоликость в проявлении, а также многофакторность возникновения данного состояния[23].

Объективные и субъективные факторы стресса по Ю.В. Щербатых приведены ниже схематически (рис.2).

Рисунок. 2. Факторы производственного стресса

В физиологии и психологии можно выделить для изучения большое количество производственных стресс-факторов.

Среди таковых выделяют:

  • физические факторы (вибрация, шум, загрязненная атмосфера);
  • физиологические факторы (сменный график, отсутствие режима питания);
  • социально-психологические факторы (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени);
  • структурно-организационные факторы («организационный стресс»)[24].