Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Исследование и анализ его результатов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Профессиональный рабочий стресс сказывается не только на производительности труда человека, но и влияет на его повседневную жизнь, он может изменять его психические и соматические состояния, может привести к проблемам различного рода, в том числе к трансформации личности.

Возникновению стресса на рабочем месте, способствует ряд причин, наиболее часто встречающихся в условиях профессиональной деятельности:

  • Конкретные условия труда. Многие профессии и отдельные трудовые задачи характеризуются уникальными условиями труда, которые не всегда совпадают с возможностями человека. Способность сотрудника справляться с отработкой необходимого количества рабочих часов, требуемой производственной скоростью выполнения поставленных задач и условиями труда, не всегда положительно характеризуется со стороны руководства.
  • Кроме того, физические и интеллектуальные возможности сотрудника не всегда могут соответствовать заявленным требованиям на должность. Такая картина зачастую приводит к риску возникновения профессионального стресса. Например, около 20% работников ночной смены испытывают психофизиологические дисфункции, в том числе – сердечно-сосудистые патологии.
  • Статус сотрудника на уровне организации. Роль в трудовой иерархии играет немаловажную роль для психоэмоциональной уравновешенности человека. Отмечено, что профессиональному стрессу больше подвержены руководители среднего звена, нежели чем высшее руководство или непосредственные исполнители. Связан такой эффект прежде всего с вертикальной напряженностью подчинения – крайне сложно найти компромисс между требованиями высшего начальства и исполнительностью непосредственных подчиненных.
  • Возможность развития карьеры и скорости продвижения по карьерной лестнице. Человеку свойственно стремиться вверх. Получить более высокую должность, значит обрести более широкие возможности и уровень финансовой обеспеченности. А для некоторых сотрудников – и поддержания своего эго. Отсутствие такой возможности является серьезным стресс-фактором.
  • Межличностные отношения с коллегами и руководством. Любой производственный процесс предполагает трудовые взаимоотношения, которые крайне редко становятся гладкими и взаимовыгодными. Данный фактор является самой частой причиной возникновения профессионального стресса.
  • Общий трудовой климат в организации. Общая политика профессиональных взаимоотношений задается генеральным руководством и распространяется на сотрудников через непосредственных руководителей. Как правило, чем больше организация и выше ее социальный рейтинг, тем тяжелее общий трудовой климат на рабочих местах.
  • Эмоциональный конфликт на основании соответствия трудовых обязанностей сотрудником и непосредственно выполняемым им задач. В отличие от первого фактора, когда человек умеет, но физически не может справляться с трудовыми обязанностями, здесь наблюдается полное несоответствие занимаемой должности. В условиях нашей страны это крайне редкий стрессовый фактор – как правило, чем ниже образование и выше должность при этом, тем сильнее устойчивость к стрессам.
  • В отличие от большинства развитых стран, в России, одной из основных причин профессионального стресса является низкий уровень заработной платы на фоне значительного объема возложенных трудовых обязанностей;
  • Индивидуальные рабочие условия носят весьма субъективный характер развития стресса. Зачастую стресс возникает от невозможности самореализации, раскрытия всех качеств сотрудника, непонимания профессиональных процессов, отсутствия четких алгоритмов выполнения трудовых задач, нелогичности указаний непосредственного руководства.
  • Завышенная трудовая нагрузка без увеличения оплаты за переработку. Такое явление очень часто встречается в российских условиях трудовой деятельности.
  • Постоянные угрозы со стороны руководства о предстоящем увольнении, очень часто встречаются на рабочих местах. Страх потерять работу как основной источник средств к существованию заставляет сотрудника мириться с неподходящими условиями труда и недостаточным уровнем заработной платы. Зачастую такое явление встречается в организациях сельской местности, где безработных всегда больше, чем свободных рабочих мест, тем более – с оптимальным уровнем заработной платы.
  • Сексуальные домогательства, к счастью, находятся на последнем месте как факторы стимулирующие риск развития профессионального стресса в нашей стране. Чаще всего такому воздействию подвергаются женщины, занимающие условно мужские должности и работающие в коллективе с преобладанием мужчин на рабочих местах. Как ни странно, такой проблеме подвержены, чаще всего, недавние выпускницы юридических учебных заведений, поступившие на службу в органы правопорядка.

Причинами данного стресса может стать рабочее место, условия труда, коллектив и многое другое. Данные причины очень привязаны к профессии человека и могут очень сильно варьироваться в зависимости от нее. Особенно тема стресса актуальна для людей, которые работают в экстремальных условиях, либо же в условиях приближенных к боевым действиям. Именно поэтому в разных профессиях выдвигаются различные требования к психическому и эмоциональному состоянию сотрудника. Повседневная трудовая деятельность оказывает на них влияние, развивая свои навыки и способности человек претерпевает характерологические изменения. В то же время, она способствует и различного рода деформациям личности.

Условия, в которых живут и действуют сотрудники органов внутренних дел с полным правом можно назвать экстремальными, стимулирующими развитие стресса, поскольку эта служба связана с многочисленными факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными. Различные нервно-психические перегрузки усугубляются нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности и вынужденным отказом от отдыха. Все эти факторы приводят к формированию определенных психозов личности, эмоциональной неустойчивости, фрустрации , появлению различного рода невротических реакций и психосоматических функциональных расстройств.

В связи с этим, сегодня, особый интерес для кадровой службы представляют гендерные аспекты профессионального стресса при подборе персонала и формировании отделов. Оптимальная расстановка кадров, все на своих местах, играет определяющую роль в компании, поэтому аспект гендерных различий стресса представляет большой интерес и является очень актуальным.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионального стресса в зарубежной и отечественной психологии профессиональный стресс психология


1.1 Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению

Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы

Этой проблеме посвящено огромное количество научных трудов. Механизмы возникновения стресса детально изучены и достаточно сложны: они связаны с нашей гормональной, нервной, сосудистой системами.

Надо отметить, что сильные стрессы влияют на здоровье. Стресс снижает иммунитет и является причиной многих заболеваний (сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных и др.). Поэтому необходимо уметь сопротивляться стрессовому состоянию и задавать себе позитивную жизненную установку.

Термин «стресс» использует великое множество дисциплин для характеристики определенного состояния, возникающие в ответ на внешние раздражения и ситуации. Изначально это понятие возникло для обозначения «неспецифической реакции организма»в ответ на какое то воздействие из вне – так называемый «общий адаптационный синдром» Г. Селье, который говорил, что это слово имеет разное значение для каждого отдельного человека и для каждой отдельной ситуации. Поэтому дать точное определение этого термина довольно сложно, однако, когда речь идет о стрессе, все прекрасно понимают, что это такое[1].

Стресс это определенное состояние организма, вызванное предъявленными к нему требованиями со стороны среды обитания. Другими словами, в результате воздействия из вне, наш организм реагирует определенным образом, но при этом он стремится приспособиться в этому состоянию. Эти функции независимы от специфического воздействия. Именно неспецифические требования и условия воздействуют на нас и вызывают стресс.

Исходя из концепции «общего адаптационного синдрома» Г. Селье определил стресс у людей и животных, как специфическое состояния или реакцию, под влиянием чрезмерной физической нагрузки, высокой или низкой температуры, болевых стимулов, затруднения дыхания и т.п. По Г. Селье, «адаптационный синдром» имеет 3 стадии:

1. Стадия тревоги – возникает при первом контакте и снижает уровень сопротивления организма, затем включаются резервы и он пытается с этим справиться. Организм начинает приходить в нормальное состояние, большинство стрессов заканчивается именно на этой стадии;


2. Стадия сопротивления – она наступает если источник стресса долгое время воздействует на человека, ресурсы организма истощаются прямолинейно продолжительности воздействия;

3. Стадия истощения – отражает нарушение систем регуляции организма, возникает от чрезмерно долгого воздействия[2].

Стрессом стали описывать состояние человека, который находится в неблагоприятных психических, биологических и эмоциональных условиях.

Г. Селье, рассматривал стресс как однонаправленное взаимодействие организма и среды (стимул – реакция организма). Р. Лазарус рассматривал стресс как двунаправленное взаимодействие, индивид влияет на среду, а среда на индивида.[3]

Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных особенностей. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится. В отличие от животных, человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В результате бывает так, что у плохо успевающего ученика одни лишь мысли о вероятной неудовлетворительной оценке порою вызывают более сильные вегетативные реакции, нежели ее получение на экзамене. Это обуславливает специфику человеческого психоэмоционального стресса, к которому не всегда применимы закономерности его протекания, подробно описанные в опытах на лабораторных животных[4].

Другая особенность психоэмоционального стресса – важное значение оценки степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации. Показано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации, преимущественно, симпатического отдела вегетативной нервной системы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуации обуславливает преобладание парасимпатических реакций.

Для того, чтобы объяснить механизм стресса была разработана модель, ядром которой являются различные типы когнитивных оценок, эмоции и процессы активного преодоления стрессора. Р. Лазарус рассматривал стресс психологический и физиологический, ставил эту проблему и предлагал рассматривать стресс в рамках взаимодействия среды и человека.


По его мнению, физиологический стресс это непосредственно реакция организма, которая сопровождается физиологическими сдвигами при воздействии различных внутренних и внешних стимулов физико-химической природы. Глубина физиологического стресса зависит от продолжительности воздействия на индивида.[5]

Особенностью психологического стресса является то, что он возникает под влиянием психологических факторов, которые наш организм оценивает как угрожающие. Развитие психологического стресса возможно и без близкого присутствия источника стресса - от того, что человек может предвосхищать события. Характер и интенсивность стрессовой ситуации определяется степенью расхождения между требованиями к индивиду в данной ситуации и его личностью, а также потенциалом человека[6].

Механизм развития психологического стресса можно продемонстрировать на примере студента, готовящегося к защите дипломного проекта. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта и т. д. Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в соответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или подсознание) оценивает ситуацию, как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка события. Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоциональная реакция, сделанная на основании рационального анализа. В данном примере (ожидание защиты диплома) развивающийся психологический стресс будет модифицироваться в сторону усиления или уменьшения интенсивности в зависимости от различных внутренних факторов[7].

Р. Лазарус выделяет две личностные особенности при формировании стресса:

  • представления личности о мире и о себе, а также способностью брать на себя обязательства;
  • представления личности о своих способностях влиять на последствия.[8]

В.Э. Мильман высказывает идентичные представления ос стрессе, трактуя стресс, как функцию двух факторов: субъективной оценке вероятности достижения результата и степени потребности в достижении результата.

Такой субъективный подход в исследовании стресса можно трактовать как интеракционная проблема. Н. Эндлер, рассматривая стресс отмечал в нем специфический способ взаимодействия субъекта с самим собой и окружающей средой. [9]