Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Исследование и анализ его результатов).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению
1.2 Профессиональный стресс, его факторы и профессиональное здоровье
Гендерные аспекты переживания стресса
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ полученных результатов и их интерпретация
Актуальность изучения данных стрессов обусловлена значимостью данных вопросов для управления организацией и ее человеческими ресурсами в кризисные периоды, в периоды реструктуризации и реформирования.
Г. Селье полагает, что работа в стрессовой обстановке всегда приведет к мобилизации внутренних ресурсов человека и может вызывать как острые нарушения сознания, так и отсроченные последствия. На основе обобщения и анализа исследований статистических данных Дж. Бренерр пришел к выводу, что если стрессовый фактор действует на человека на протяжении первых трех лет, то он вызывает острые состояния и реакции, а затем приводит к хроническим заболеваниям. При этом за счет так называемого «принципа ускорений» количество стресс-реакций возрастает, когда уже развившаяся реакция приводит к изменениям в жизни человека и новым стрессам, особенно актуально для производственных коллективов[25].
Никифоров Г.С. предлагает выделять и систематизировать совокупность наиболее распространенных стрессов в различных сферах деятельности:
- Организация и содержание профессиональной деятельности.
- условия труда (организация рабочего места);
- неритмичность в организации труда;
- чрезмерная перегрузка, напряженная психическая деятельность или явная недогрузка в объеме выполняемой работы;
- однообразие выполняемой работы;
- рутинная работа, не предусмотренная данной должностью;
- изменение продолжительности или условий труда;
- неудобные часы работы, работа по выходным;
- неблагоприятное воздействие факторов физической среды (температура, шум, вибрация, влажность, кислородная недостаточность, голод, жажда, воздействие перегрузок и т.д.);
- внезапное или систематическое отвлечение внимания (неожиданный раздражитель или постоянное воздействие помех и, как следствие, развитие преждевременного утомления);
- трудность выполняемой деятельности, в том числе неполнота необходимой информации, дефицит времени, повышенные требования к безошибочности и скорости действий и др.;
- сменная работа;
- качество оборудования;
- опасность для жизни и здоровья, риск;
- новизна, реорганизация на работе;
- ситуация неопределенности; повышенная ответственность;
- обеспокоенность последствиями возможных ошибочных действий, страх совершить ошибку;
- неблагоприятное функциональное состояние организма в процессе выполнения деятельности; нарушение биологических ритмов (в том числе нарушение сна);
- необходимость принимать слишком много решений; отсутствие или малое участие в процессах принятия решений;
- неудовлетворительное обеспечение процесса коммуникации в организации;
- Профессиональная карьера.
- проблема статуса;
- неудовлетворительные перспективы продвижения по службе (медленное или слишком быстрое);
- неясно очерченный круг обязанностей и прав, присущих данной должности;
- изменение служебных обязанностей;
- перспектива сокращения (угроза увольнения, безработица) или преждевременного выхода на пенсию;
- фрустрация из-за достижения предела своей карьеры;
- чувство «заложника» выполняемой работы (профессиональный «капкан»): «ничего лучшего не найти»;
- недостаток необходимых профессиональных знаний и умений;
- чрезмерные притязания, амбиции, неадекватные собственным возможностям; несбывшиеся надежды;
- переход на другую работу;
- выход на пенсию.
- Оплата труда и взаимоотношения на работе.
- отсутствие ясности в оплате труда;
- переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую работу и ее оплатой;
- неравная оплата труда;
- неприятности (конфликт) с руководством по службе;
- плохое руководство;
- взаимоотношения с коллегами по работе, конфликты;
- ограничения свободы поведения;
- неблагоприятный психологический климат в рабочем коллективе;
- интриги;
- изоляция в рабочей группе.
- Внеорганизационные источники стресса.
- проблемы в семье (конфликты, недостаток заботы, избыточные домашние нагрузки и др.);
- жизненные кризисы (возрастные, экзистенциальные и пр.);
- финансовые проблемы;
- общая социальная необеспеченность (проблемы с жильем, коммунальным и медицинским обслуживанием, транспортом, юридическим статусом и т.д.);
- конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми организацией;
- проблемы со здоровьем[26].
Очевидно, что влияние стресс-факторов профессиональной деятельности человека на эмоциональную составляющую здоровью человека очень велико. Стрессы обуславливают многие соматические заболевания. Отсюда следует, что для противостояния стрессам необходимо обладать крепким здоровьем, иметь большой функциональный резерв и обладать способностью психической саморегуляцией. В противном случае риск профессиональных заболеваний повышается.
Очень актуальная когнитивная составляющая профессионального здоровью, под которой понимается знания человека и своем профессиональном здоровье, понимание его роли в своей жизни, знание факторов негативного влияния и позитивного. Устойчивость, концентрация внимания, память, наблюдательность, все это и многое другое определяет успешность человека в профессиональной среде, отражает его способность адекватно мыслить принимать решения, выделять главное искать недостающую информацию. Здесь профессиональное здоровье проявляется в способности мыслить позитивно и оперативно[27].
Гендерные аспекты переживания стресса
Даже если не углубляться, а взять обычные житейские итуации, то можно увидеть, что реакция на стресс у мужчин и женщин будет отличаться.
После стрессовой ситуации женщины чаще говорят о том, что они расстроены или обеспокоены, у мужчин же после подобных ситуации наблюдается склонность к употреблению алкоголя, если за этим не следить, то это может перерасти в зависимость. Женщины чаще всего винят самих себя, их реакция абстрактное выплескивание эмоций. Женщина обязательно заплачет, даже если рядом нет никого, кто бы мог ее утешить.
Мужчины более склонны искать причину случившегося, и они чаще дают выход раздражению, сорвав зло на ком ни будь, кто подвернется на руку, нежели заплачут. Однако именно мужчины в стрессовой ситуации проявляют большую собранность и хладнокровие. Рассматривая проблематику подобного рода, социальная психология использует понятие «гендер».
Р. Столер, в 1963 г. ввел этот термин в обиход, дальнейшем, этот термин, использовался для обозначения культурных характеристик мужчин и женщин в отличие от пола, как совокупности биологических характеристик. С помощью этого понятия было проведено структурное отделение естественного от приобретенного человеком[28].
В общем виде под гендером можно понимать:
1. Социальный пол, который обуславливает особенности личностного и группового поведения, задающий правовую и статусную позицию в обществе;
2. Биологический пол, который выступает как морфологические и физиологические характеристики, определяющие индивидуальное половое поведение, связанное с направленностью эротических чувств и переживаний[29].
В социальной психологии принято понимать под этим понятием именно первый вариант его смыслового выражения. В течении последних десятилетий сложился подход к рассмотрению психологических характеристик половой дифференциации в рамках принадлежности к тому или иному полу[30].
Одним из развёрнутых и подробных исследований в этой области стало исследование гендерных различий Сандры Бем. В её монографии «Линзы гендера», детально представлены размышления о том, как общество приписывает определенные общественные характеристики женщинам и мужчинам по поводу их возможных и совершившихся действий и поступков. Собственно пол и рассматривается в данном случае как знак с символическим значением, приобретенным в ходе социализации.
В контексте данной теории «психологический пол» сильно отличается от пола биологического. В работе автор выделяет три основных понятия – маскулинность, фемининность, андрогинность:
1. Маскулинность. К ней относятся такие мужские черты как: независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, и так далее. Таких индивидов отличает болщое самоуважение, высокая самооценка, собственная внешность, физическое Я;
2. Фемининность – это типичные женские черты, уступчивость, застенчивость, мягкость, нежность, сердечность, сочувствие и сопереживание. Социальные стереотипы фемннинности в большей степени касаются эмоциональных аспектов, нежели половых сторон успешности и личности;
3. Андрогинность. Это стоит понимать, как присутствие первых двух черт в одной личности или подмена женского на мужское и наоборот . При этом предполагается, что у такого человека эти черты представлены гармонично и служат дополнениями друг другу. Считается, что такая гармоничная интеграция обеих черт в одной личности существенно повышает его адаптивные способности. При этом мягкость и уступчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантных тенденций в общении никак не связаны со снижением самоуважения к себе, а напротив проявляются на фоне высокого самоуважения и самопринятия. Доказано, что адрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я)[31].
С. Бем даёт несколько более развёрнутую типологию «психологического пола» через анализ опросника:
1. Андрогинный - человек, который набрал большое количество баллов как по шкале мужественности, так и по шкале женственности;
2. Феминный - тот, который набрал высокий балл по шкале женственности, но низкий — по шкале мужественности;
3. Мускулинный - тот, кто набрал по шкале мужественности гораздо больший бал, чем по шкале женственности;
4. «Недифференцированный» тот, кто набрал одинаково низкий бал как по шкале мужественности, так и по шкале женственности;
Поло-типизированным человеком называют того, чье самоопределение и поведение совпадает с тем, которое принято в его обществе, для его пола.
Профессиональный стресс – многофакторное явление, которое оказывает влияние на эффективность деятельности всей организации и состояние ее человеческих ресурсов[32].
2. Экспериментальное исследование гендерных различий переживания профессионального стресса у сотрудников
2.1 Организация и методы исследования
В качестве базы для исследования была выбрана организация УВД, насчитывающая коллектив в количестве 50 человек. В ходе формирования экспериментальной базы отобрано две группы испытуемых 11 женщин и 11 мужчин, занимающихся схожими задачами на должности менеджеров по продажам услуг. Средний возраст женщин составил 35 лет, мужчин 38 лет. Средний стаж работы – 5 лет. Все испытуемые имеют семьи.
Предмет исследования выступили гендерные особенности переживания стресса у сотрудников данной компании.
Гипотеза: предполагается, что имеются содержательные гендерные особенности переживания профессионального стресса у сотрудников УВД.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
- подобрать методики, адекватные теме исследования;
- качественно и количественно обработать полученные в ходе исследования результаты;
- представить результаты, сделать выводы.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы методы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Психодиагностический метод.
3. Метод математической статистики (параметрический метод U- критерий Манна-Уитни).
Применяемы диагностические методики:
1. Методика С. БЕМ – определение гендерного психологического типа.
2. Авторская методика «Тест на профессиональный стресс» Ю.В. Щербатых;
3. Методика «Прогноз» - определение уровня нервно-психической устойчивости.
Методика Сандры Бем (приложение «А»), выявляет три типа «психологического пола»:
1. Маскулинность – типично мужские черты личности, традиционно к ним относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др.
Методика Ю.В. Щербатых на профессиональный стресс (Приложение «Б»). Тест направлен на исследование психосоциальных факторов профессионального стресса и включает в себя 8 блоков вопросов, часть из которых оценивается по 10-бальной шкале, часть предполагает выбор исследуемым ответов, определяющих уровень изменения стресса, применяемых приемов для снятия стресса, формы реагирования на стрессовые факторы[33].