Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Исследование и анализ его результатов).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению
1.2 Профессиональный стресс, его факторы и профессиональное здоровье
Гендерные аспекты переживания стресса
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ полученных результатов и их интерпретация
«нет» - вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 37, 38, 39, 46, 49, 54, 55, 58, 61, 68.
Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов:
«да» - вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.
Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть.
Интерпретация результатов.
Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ: она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно-психическая устойчивость (см. таблицу).
Инструкция: прочтите утверждение и дайте ответ «да» или «нет».
Вопросы
. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.
. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.
. У меня часто болит голова.
. Иногда я говорю неправду.
. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
. Бывает, что сержусь.
. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.
. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.
. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях.
. Самая трудная борьба для меня - борьба с самим собой.
. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.
. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.
. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.
. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
. Запоры у меня бывают редко.
. В игре я предпочитаю выигрывать.
. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.
. Сейчас мой вес постоянен - я не полнею и не худею.
. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.
. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.
. С моим рассудком творится что-то неладное.
. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.
. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.
. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.
. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
. Думаю, что я человек обреченный.
. Я ссорюсь с членами моей семьи редко.
. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.
. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.
. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.
. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.
. Моя внешность меня в общем устраивает.
. Я вполне уверен в себе.
. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.
. Кто-то управляет моими мыслями.
. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.
. Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.
. Счастливей всего я бываю, когда один.
. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
. Я любил сказки Андерсена.
. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.
. Меня злит, когда меня торопят.
. Меня легко привести в замешательство.
. Я легко теряю терпение с людьми.
. Часто мне хочется умереть.
. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.
. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
. К вопросам религии я отношусь равнодушно - они не занимают меня.
. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.
. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.
. У меня были очень необычные мистические переживания.
. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.
. Я человек нервный, легко возбудимый.
. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).
. Все у меня получается плохо, не так, как надо.
. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.
. Большую часть времени я чувствую себя усталым.
. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.
. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.
. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.
. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.
. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.
. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.
. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.
. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.
. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.
. На меня обращают внимание чаще, чем на других.
. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.
. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.
. Мне трудно проснуться в назначенный час.
. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.
. В детстве я был капризный и раздражительный.
. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.
. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.
. У меня есть судимые родственники.
. В юности я имел приводы в милицию.
. Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.
Таблица - Расчет U-критерия Манна-Уитни по женской и мужской выборкам
№ |
Выборка 1 |
Ранг 1 |
Выборка 2 |
Ранг 2 |
1 |
10 |
3 |
27 |
20 |
2 |
17 |
9.5 |
8 |
1.5 |
3 |
17 |
9.5 |
23 |
17.5 |
4 |
30 |
21 |
17 |
9.5 |
5 |
14 |
5.5 |
19 |
14.5 |
6 |
12 |
4 |
18 |
13 |
7 |
32 |
22 |
8 |
1.5 |
8 |
24 |
19 |
14 |
5.5 |
9 |
17 |
9.5 |
23 |
17.5 |
10 |
17 |
9.5 |
17 |
9.5 |
11 |
22 |
16 |
19 |
14.5 |
Суммы: |
128.5 |
124.5 |
Полученное значение UЭмп = 58.5 (uкр<uэмп).
UКр |
|
p≤0.01 |
p≤0.05 |
25 |
34 |
Таким образом, выдвинутая в работе гипотеза нашла своё математическое подтверждение - различия между двумя выборками достоверны поскольку uкр<uэмп.
-
Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во КазГУ, 2014-.262c. ↑
-
Бем С.Л. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблемы неравенства полов / Сандра Липсиц Бем, - М.: "РОССПЭН", 2014. – 336 стр. ↑
-
Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2014.с.352 ↑
-
Селье Ганс«Стресс жизни». [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library ↑
-
Братусь Б.С. и др. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности. М., 2014.-86с ↑
-
Сельчёнок А.В.Проблемы военной психологии: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок; Под общ. Ред. А.Е. Тараса. - Мн.: Харвест, 2014. с116. ↑
-
Шереги Ф.Э.Основы прикладной социологии. / Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. - М.: «Academia», 2015- 215 с. ↑
-
Буданов А.В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности. – М., 2014.с.56 ↑
-
Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М., 2014. с.352. ↑
-
. Коренев А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Учебник. / Под ред. А.П. Коренева – М.: Щит – М, 2015. с.98 ↑
-
Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М.: Медицина, 2015.- 190с. ↑
-
Коврова М.В.Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: Метод. пособие/ Науч. ред. Н.П. Фетискин; Отв. за выпуск В.В. Чекмарев.- Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013 с.38 ↑
-
. Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М.: Медицина, 2014.- 190с. ↑
-
Куликов Л.В., Михайлова О.А. Виды трудового стресса // Психология психических состояний / Под ред. А.О. Прохорова. Казань, 2014. Вып. 3. С. 202. ↑
-
Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС, 2014 -480с ↑
-
Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. /Т.А. Немчин. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 2014. – 187 с. ↑
-
Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС, 2014 -480с ↑
-
Исаева Е.Р. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук «Совладающее со стрессом и защитное поведение личности при расстройствах психической адаптации различного генеза» Санкт-Петербург - 2015 ↑
-
Шереги Ф.Э.Основы прикладной социологии. / Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. — М.: «Academia», 2014- 215 с ↑
-
Куликов Л.В., Михайлова О.А. Виды трудового стресса // Психология психических состояний / Под ред. А.О. Прохорова. Казань, 2014. Вып. 3. С. 202. ↑
-
Братусь Б.С. и др. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности. М., 2015.-86с. ↑
-
Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2014.- с. 256 ↑
-
Королюк К.К. Психическая саморегуляция сотрудников МВД. – М.: 2014.с.56 ↑
-
Исаева Е.Р. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук «Совладающее со стрессом и защитное поведение личности при расстройствах психической адаптации различного генеза» Санкт-Петербург – 2014 ↑
-
Селье Ганс«Стресс жизни». [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library ↑
-
Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2015.с.352 ↑
-
Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. /Т.А. Немчин. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 2015. - 187 с ↑
-
Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М., 2014. с.352. ↑
-
Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР-СЭ, 2015 – 528с. ↑
-
Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М.: Медицина, 2015.- 190с. ↑
-
Бем С.Л. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблемы неравенства полов / Сандра Липсиц Бем, - М.: "РОССПЭН", 2014. – 336 стр. ↑
-
Бем С.Л. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблемы неравенства полов / Сандра Липсиц Бем, - М.: "РОССПЭН", 2014. – 336 стр. ↑
-
Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС, 2014 -480с ↑
-
Селье Ганс «Стресс жизни». [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library ↑