Файл: Абстрактная композиция: Средства выражения чувств и эмоций в абстрактном искусстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нюанс и контраст являются классическими средствами выражения композиции, с помощью которых решаются многие композиционные задачи. Контрастно-нюансные отношения определяют взаимодействия между композицией и окружающим пространством (или формами и фоном),

_________________________________________________________________

  1. «Декоративная композиция». Логвиенко Г.М. – 2005г – С 20.

между двумя или несколькими композициями, между частями одной и той же композиции, между компонентами и её деталями.

Нюанс и контраст присутствует в любом произведении искусства, однако заметно проявляется в том случае, если какое-то из них преобладает и приобретает роль ведущего в структуре формы.

«Использовать контраст – значит вызывать внутреннюю борьбу в композиции, обострить её и найти гармонию в сопоставлении противоположностей»1

Нюанс и контраст служат прекрасным способом выражения эмоций в картинах, как абстрактных стилей, так и станковой живописи.

Колорит и цветопередача.

«Цвет самоцветен, цветовыми гармоничными сочетаниями можно выражать все эмоции и передавать все духовные ценности. Каждый цвет имеет присущую одному ему выразительную ценность. Ею можно передавать духовные переживания без изображения реальных предметов» (Теория Кандинского «Свойства и закономерности цвета и формы».)

Для точного определения проблемы цветопередачи, колорита и строения глазного аппарата, обратимся к книге Андрея Унковского «Живопись. Вопросы колорита»:

«Зрительное восприятие цвета как определенного излучения является результатом сложного взаимодействия ряда процессов, возникающих в силу действия светового раздражителя»2.

Мы видим цвета при помощи строения нашего глазного яблока, и освещения этих объектов. Далее идёт пояснение.

_____________________________________________________________________________1. Основы композиции часть 1 (руководство) Милова Н.П, Мельник Н.Б, ред. Александрова Л.И С. - 8.

2. Унковский А. Живопись. Вопросы колористики. С 11.

«Вопросы зрительного восприятия изучаются с точки зрения физики, психофизики и психологии … С точки зрения психологии, зрительные восприятия света и цвета одного и того же качества не всегда одинаковы не только у разных людей, но даже и у одного человека из-за влияния всякий раз конкретных особенностей наблюдения»1.

Таким образом, одну и ту же картину разные люди могут воспринимать, в зависимости от многих факторов: освещения, времени суток и тд.

В экспериментах выяснилось, что аппарат глаза воспринимает три основных цвета – красный, синий и зеленый и благодаря разной длины лучей этих цветов, наш глаз различает огромное количество различных оттенков. Однако определить вызываемые излучением цветовые ощущения и восприятия невозможно до конца, так как цветовые ощущения зависят от цвета и яркости фона, окружения, световой среды, уровня адаптации глаза и многих других как физических, так и психологических факторов.


«Таким образом, видение цвета нужно рассматривать как комплекс взаимодействия ряда процессов, возникающих под воздействием светового раздражителя на нервные окончания глаза»1.

Схематичное расположение спектра цветов по окружности, видимых глазом, представляет цветовой круг, разделенный на теплые и холодные части.

При смешении тех основных цветов спектра можно получить все промежуточные цвета (в живописи используются основные цвета – красный, желтый и зеленый)2.

Так же, в «Учениях о цвете» Гете разложил цвета спектра по их эмоциональному воздействию – теплые цвета (с желтым подтоном) у него

__________________________________________________________________________

  1. Унковский А. Живопись. Вопросы колористики. С. 13.
  2. Там же. С 12.

Хотя его разбор цветов не имел ничего общего с реальной физиологией глаза, некоторые художники пользуются его «распределением» до сих пор.

Как пример проработки цвета известным художником:

«Заостряя внимание на поисках света и цвета К. Моне написал ряд картин, изображая один и тот же объект («Стог сена») и тем самым изучал изменение цветов предметов в разных условиях освещенностей в природе»1.

Описание колорита, как понятия:

«Колоритом можно назвать совокупность всех цветов картины, её цветовой строй. Колорит является одним из средств правдивого и выразительного изображения действительности. Колорит обуславливается особенностью собственной окраски изображаемых предметов, светотенью, общим тоном, зависящим от освещенности в различных временах суток, и опытом художника»1.

Колорит – общий цвет картины, её тон, благодаря которому можно понять «настроение» работы.

Вместе с характером цветовых сочетаний в колористическом решении картины определенное значение имеют используемый материал, характер мазка (если мы говорим о красках), фактура - особенности, которые усиливают эмоциональную выразительность.

«Выразительность и эмоциональное воздействие колорита картины определяются единством применяемым художником изобразительных средств и выражаются в передаче характеристик изображаемого»2.

«Различным художественным школам, направлениям, стилям, мастерам присущ разный колорит. Но при этом особенности того или иного колорита всегда связаны с творческими задачами, с идеей и образом картины».

________________________________________________________________

1.2. Унковский А. Живопись. Вопросы колористики. С. 13. 20

Таким образом, благодаря колориту можно добиться различных эмоциональных отношений в зависимости от цветов на работе, зритель (и художник) испытывает разные чувства и эмоции.


Цвет влияет на жизнь постоянно – он присутствует в каждой сфере жизни: на рекламе, на улице, дома. Порой, надев на себя одежду определенного цвета – желтого или оранжевого – человек чувствует прилив энергии и радости. Точно так же на людей влияют цвета в произведениях искусства.

Про средства выражения в станковой живописи, более ранних эпох и направлений в живописи (станковой композиции) стоит сказать пару слов так же:

Выделяют основные закономерности станковой композиции:

  • Единство и цельность (всё взаимосвязано всё подчинено единой идее, замыслу и приводит к гармоничности изображения)
  • Контрасты (тоновой, цветовой, линейный, форм, размеров, предметы воспринимаются легко и т.д.)
  • Примем новизны
  • Подчиненность всех сфер композиции единому замыслу (требуется соотношение объемов, цвета, света, тона, формы, ритма, пластики симметрии или асимметрии и т.д.)

Ни одно художественное произведение не обходится без композиционных законов построения, благодаря которым на произведение выделяется главное и уходит на второй план второстепенное, и во многом композиционные законы помогают передавать в произведениях эмоциональное состояние.

__________________________________________________________________

  1. Художественные средства композиции в изобразительном искусстве: Учебное пособие. Петрова, Шнюкова СГПИИ, 2011 г – С. 92.

1.3 Эмоции и чувства в художественных произведениях.

Познакомившись с темой эмоций, чувств и способов передачи эмоций в произведениях искусства, стоит на примерах рассмотреть чувства и настроения в произведениях искусства. Для начала я даю краткую характеристику произведений искусства ранних эпох (через призму эмоционального составляющего), а затем, боле конкретно останавливаюсь на абстрактном искусстве 19-20 веков.

Искусство начинает свой путь с произведений эпохи Первобытного искусства. В зависимости от периода первобытного общества (ранний, средний и поздний палеолит и неолит) можно выделить различные характерные особенности в изображаемом – рисунки на скальных поверхностях, абстрактные знаки, изображения животных и охоты; каменная скульптура, и т.д. Говорить о передаче эмоций и чувств в работах первобытного искусства не приходится, хотя ничто не уменьшает значения произведений искусства этой эпохи.


Искусство Древнего Мира.

Эмоции и чувства в произведениях искусства Древнего мира и Античности характерны большим художественным и архитектурным прогрессом. Принцип телесности, эстетики и красоты в Древней Греции и Древнем Риме способствовал созданию произведений искусства, на основе которым затем основывался стиль «классицизм». Эмоции и чувства в прекрасных и изящных лицах Античных статуй выражены не ярко – они всегда строги и прекрасны.

Древний Египет.

Искусство древнего Египта зародилось в долине Нила около 5000 лет до нашей эры и просуществовали до 300 года нашей эры.

«…Это искусство было наиболее передовым и наиболее совершенным среди искусств различных народов Древнего Востока. Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного ремесла. Египетское искусство было новым и большим шагом вперед после первобытного искусства. Среди многих его достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности, чем-то было в искусстве предшествующего исторического этапа. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи с другими людьми»

Древняя Греция.

«Искусство Древней Греции, сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества, было определено общественным и историческим развитием Греции, глубоко отличным от развития стран и народов Древнего Востока. В Греции, несмотря на наличие рабства, огромную роль играл свободный труд ремесленников, — до тех пор, пока развитие рабовладения не оказало на него своего разрушительного действия».

В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека — гражданина полиса. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека.

Древний Рим.

С конца 1 в. до н.э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. В это время Рим становится мировой державой.

Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян. Оно сложилось в результате взаимодействия искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь - этрусков, с греческим искусством. Связь с греческим искусством осуществлялась сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и в Сицилии), затем она значительно усилилась в результате завоевания Греции Римом.


В дальнейшем некоторое значение в сложении римского искусства имело и искусство народов, вошедших в состав

__________________________________________________________________

'Всеобщая история искусств. Том 2, книга первая' \\Под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского - Москва: Государственное издательство 'Искусство', 1960.

Римской империи, - галлов, германцев, кельтов, иберов и др., причем римское искусство и в этом случае не утрачивало своих наиболее существенных особенностей; вбирая в себя иногда очень разнородные элементы, оно сохраняло свое идейное содержание и единство художественной формы.

«Рим сохранил большое количество памятников монументального искусства и архитектуры IV-V столетия. Они позволяют судить о заключительной фазе позднеантичной культуры и зарождении нового средневекового мировоззрения.»1

Искусство средневековья.

Византия.

Одним из важнейших очагов средневековой художественной культуры Европы и Ближнего Востока было византийское искусство, то есть искусство народов, объединенных в период с конца 4 до середины 15 в. Византийским государством, которое образовалось на основе Восточной Римской империи ( Название «Византийская империя» (или просто «Византия») происходит от имени древнегреческой колонии — Византии, существовавшей на месте Константинополя.)

Переход от античного к средневековому искусству в Восточной Римской империи осуществлялся на основе непрерывной преемственности античной культуры. Византия выступила хранительницей некоторых сторож античного наследия, глубоко претворенного ею в процессе формирования культуры феодального общества. Византийское искусство в период раннего средневековья прочно занимало ведущее место в художественной жизни Европы и Ближнего Востока; византийские зодчие и художники были носителями высоких традиций и развитого творческого опыта.

В процессе сложения средневекового мировоззрения принципиально изменился строй художественного образа. Земное, пластическое восприятие явлений окружающего мира и тот наивный аллегоризм, который служил в первые века нашей

__________________________________________________________________

  1. Малая история искусств – искусство средних веков. В Тяжелов. О Сопоцинский, 1975. 24 С.

Эры средством совмещения творческих принципов позднеантичного искусства с отвлеченными религиозными идеями христианства, сменились представлением о духовном начале как основном качестве художественного произведения: зримые и осязаемые формы стали цениться лишь в той мере, в какой они являлись носителями духовной экспрессии.