Файл: Абстрактная композиция: Средства выражения чувств и эмоций в абстрактном искусстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целью создания абстрактной картины или скульптуры является стремление помочь зрителю получить непрямой доступ к своей психике и своим подсознательным чувствам.

В основе формальных художественных техник абстрактного искусства лежит идея – «формальные качества картины или скульптуры не менее, а иногда и более важны, чем её представительное содержание»1.

Абстрактная композиция.

С практической точки зрения, абстрактная композиция – это ограниченное место взаимного расположения составных элементов (объектов)картины (линий, форм, цвета, фона) или составных элементов скульптуры (линий, объема, пластических форм и их частей). С точки зрения художественного творчества – это путь и способ показа мыслей и идей абстракциониста именно так, как он их осознанно или подсознательно ощущает и чувствует.

В абстрактной живописи и скульптуре композиция очень часто не придумывается, не обдумывается и даже не намечается, а возникает в творческом процессе в виде воплощения нахлынувших на абстракциониста чувств, настроений и охвативших его идей.

Абстрактная композиция не будет предлагать зрителю найти в ней что-либо, узнаваемое из реального мира.

__________________________________________________________________

1. Абстрактная композиция: основы теории и практические методы творчества в абстрактной живописи и скульптуре: учебное пособие для вузов, Даглдиян К. Т., Поливода Б. А. 2018, С. – 17.

Она будет заставлять зрителя войти в мир чувств, созданный на картинной плоскости, чтобы мозг и внутренние чувства зрителя откликались только на формы, цвета, пластику, движение линий, фактуру красочных мазков или фактуру материала скульптуры.

В то же время любая абстрактная композиция всегда будет выглядеть более художественно эффектно и выразительно, если она соответствует реальным закономерностям визуального восприятия.

    1. Абстрактное чувство.

Абстрактное понятие можно охарактеризовать как понятие, в которых мыслится не предмет, а какой-либо из признаков, свойство, отношение предмета, взятый отдельно от предмета.

Абстрактные понятия задумываются в уме. Это идеи, которые могут быть очень сложными и многомерными. Абстрактные понятия (чувства) определяются как противоположенные конкретным объектам чувственного опыта.

Абстрактным понятием можно назвать любое чувство или эмоцию, наравне с цифрами, идеями и состояниями. К примеру, чувство радости, страха, разочарования и прочие.

Абстрактные понятия выражаются теми же средствами выразительности, о которых говорилось выше. Радость – теплое, солнечное чувство – можно отобразить при помощи «теплых оттенков»: желтого, оранжевого, охры и так далее. Грусть или разочарование – холодные, одинокие чувства, отображающиеся холодной цветовой гаммой: голубым, ультрамарином, индиго.


Для темы курсовой работы я выбрала тему «Абстрактное понятие чувства Страсть». Страсть может быть позитивно окрашенной, так и негативным чувством. Под понятием «страсть» часто понимают понятия «любовь», однако это не совсем верное приравнивание.

Большая Российская Энциклопедия даёт такое определение страсти: это сильное, стойкое чувство влечения к какому-либо объекту, движущая сила различных дел.

Так же есть определение страсти, как «вожделение человека, не поддающееся контролю и показывающее значительное воздействие на его мышление и поведение».

Философ Э.Фромм в своей работе «Человек для себя» (1947 год) разделил рациональные страсти (любовь, заботливое отношение к другому существу) и иррациональные страсти (жадность, тщеславие и прочие). «Рациональные страсти являются жизнеспособными. Они ведут к самоутверждению человека, усиливают его ощущение радости, способствуют проявлению целостности и придают смысла жизни. Иррациональные страсти, напротив, мешают жизнедеятельности человека, подрывают его силы, ведут к раздвоенности и утрате смысла жизни».

«Человек, охваченный страстью, испытывает сразу массу сильных эмоций – радость, тревогу, предвкушение, ожидание, сомнение и так далее»1.

В определении слова страсть английского словаря присутствуют такие определения:

Страсть – это сильная привязанность, или энтузиазм к объекту, концепции, идее и так далее;

Страсть – это проявление любой сильной эмоции, как любовь, ненависть, зависть и так далее;

Страсть – это состояние ума, в котором на него воздействует нечто внешнее, такое как восприятие, желание и так далее.

Понятие, под которым можно характеризовать чувство страсть можно считать состояние, в котором находится человек по отношению к какому-либо объекту: человеку, вещи, идеи.

Чаще всего понятие «страсть» подразумевается с негативным подтекстом, например, когда говорят о любовной страсти к человеку, из-за которой пострадал кто-либо другой. Либо, любовная страсть считается негативной так как человек делает необдуманные вещи, находясь под её влиянием.

Однако чувство страсти не всегда можно назвать отрицательным: когда человек относится со страстью к своему делу, к своей работе или своей цели.

__________________________________________________________________

  1. Национальная Психологическая Энциклопедия

В таком случае при помощи страсти человек работает «не зная сил», вкладывает многое в своё дело и в любом случае получает результат. «Рабочая» страсть важна для творческих людей, для тех, кому нужна Идея. Страсть помогает поддерживать работу, однако часто заканчивать её приходится именно при помощи своего трудолюбия и усидчивости.


Я выбрала абстрактное понятие страсть, так как мне интересно это чувство, и было интересно пытаться отобразить страсть беспредметно, с помощью абстрактного изображения, и так же выразить это чувство при помощи различных приемов.

    1. Произведения искусства, отображающие страсть.

Говоря о произведениях искусства, отображающих страсть, не стоит говорить только о художественных произведениях. Литература и музыка так же отображают это чувство.

Произведение Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» тому пример: одной из главных тем произведения становится страсть между Карениной и Вронским, страсть, которая в итоге погубила их двоих (Вронский в конце романа едет на войну, вероятно, пытаясь таким способом покончить с собой).

Один из смыслов романа – страсть как чувство, которое может ломать судьбы и жизни.

Если говорить о страсти в музыке, то тут сложно привести только один конкретный пример, любая классическая симфоническая музыка может отобразить различные чувства, заложенные композитором. К примеру, симфония «Зима» Антонио Вивальди. Вся музыка наполнена чувственной составляющей, чем-то откровенным, ярким и внезапным.

И, переходя к произведениям художественного искусства, стоит отметить несколько мастеров и картин, в которых страсть отображается особенно ярко.

Например, самая известная работа венского художника Густава Климта (1862-1918 года), «Поцелуй». На работе изображены двое – мужчина и женщина. Картина принадлежит к «золотому» периоду творчества художника и изображена в золотисто-желтых оттенках. Основную композицию занимает пара, покрытая ярко-желтым цветом. Яркий и интенсивный желтый так же хорошо соответствует цвету чувства страсть.

Так же хочется отметить творчество Михаила Врубеля (1857-1910 годы) и его демоническую тему. На его полотнах часто изображены портреты людей, темные большие глаза которых обращаются к зрителю. Но больше всего страсти и чувственности в работах Михаила Александровича передается при помощи характера мазков, интересная подборка оттенков и общее настроение его картин.

Для итога стоит сказать, что многие деятели искусства в разных направлениях и жанрах выражали страсть в своих работах, во многом сами того не замечая, и во многом, именно благодаря чувству страсти были созданы многие знаменитейшие произведения искусства.

    1. Анализ приёмов выражения чувства страсть на примере собственных художественных работ.

Выражая в собственных работах чувство страсть, я старалась максимально использовать средства выражений эмоций в работах. Серия работ «Страсть» изображена в общей цветовой гамме, я выбрала три главных неизменённых цвета: красный, черный и белый.

Красный цвет ассоциируется с любовью, темно-красный, который я использовала в большинстве, отображает некоторую любовную тревожность, беспокойство, чувство, неотрывные от любовной страсти.

Черный цвет я включила для показа затемнения, падения, нагнетания проблем и тяжести чувств, сопровождающихся со страстью.

Белый цвет я добавила для облегчения пространства, для того чтобы показать, что от страсти возможно «очиститься», и что путь назад есть всегда.

Первая работа – аппликация «Падение»: пространство темнеет по углам и закручиваясь, становится темнее и тяжелее. Белое платье женщины, ныряющей в глубине ещё чисто, белый цвет придает яркий контраст на этой работе. В качестве материала я выбрала цветную бумагу и пастель – она ложится на поверхность бумаги прерывисто, показывая некую нестабильность и порывистость самого чувства.

Вторая работа – коллаж на основе романа и фильма «Анна Каренина» Льва Толстого, в котором ведущей темой становится любовная страсть Анны к Вронскому.

Там же используются красный, черный и белый цвета. Была использована цитата из романа, которая максимально отображает то, что героиня уже находится в плену страсти. На фоне кадр из фильма «Анна Каренина» 2012 года, во время танца на балу Карениной и Вронского. В фильме очень интересно показана страсть героев – при помощи танца.

Этот момент натолкнул меня на создание следующей работы – аппликации с набрызгиванием «Танец», где на фоне фотографии балерин изображена танцующая балерина.

Балет и танцы – для меня отображение той самой «рабочей страсти»: без неё желающие танцевать не смогли бы добиться много, пройти через столько боли, тренировок и сложностей, и прославиться.

Четвертой работой из серии работ на тему страсти является абстрактная работа, выполненная в технике аппликаций из разных кусков пенокартона черного и белого цвета. На выставке Пикассо, проходившей в Пушкинском музее изобразительных искусств в ноябре 2018 года, я увидела работу Пикассо, выполненную в похожей технике – это была объемная аппликация, состоящая из клетки. На моей работе я использовала также проволоку, набрызгивание и затемнение внизу работы и добавление более яркого красного цвета вверху работы.


Стремящиеся в одну стороны треугольники – черный и белый. Белый расходится снизу на несколько других частей, на них набрызгано красной краской. Справа находится абстрактная фигура, которая изначально была в форме сердца. Я оторвала от неё одну часть, чтобы фигура стала более абстрактной. Также к более светлому краю идёт полоска из красной бумаги.

Стремящийся к верху черный треугольник соединен проволокой с «сердцем». Треугольники стремятся к более светлому краю.

Работа с абстракцией была интуитивна, и я не стала продумывать её заранее. Цвета использовала те же, что и на прошлых работах – красный, белый и черный.

Пятой работой я решила сделать несколько объектов из эпоксидной (ювелирной) смолы. У меня имелись формы для заливки, и я, сочетая те же красный, черный и белый цвета, сделала некое абстрактное изображение в самих заливках. Я использовала черный порошок и размешала его, оставляя круглые разводы, словно внутри закручивается спираль, пучина.

Также я добавляла красный порошок в форму капли, добавив туда же черные шарики. Одну из форм я оставила прозрачной, с темными разводами внутри.

Изображать абстрактные чувства оказалось не простой задачей, которая требует осознанного подхода, понимания и ощущения того самого чувства. И, конечно, при отображении не обойтись без композиционных знаний, умения эффективно подчеркнуть цвет и передать некую атмосферу работ.

Творческая работа заняла у меня много времени, хотя я и работала над частью с абстрактным изображением более интуитивно.

По итогу, серия из художественных работ на тему абстрактного понятия «страсть» выглядят целостно (в особенности из-за одной цветовой гаммы) и могут передать некое настроение и чувство для зрителей.

Абстрактное искусство – одно из сложнейших искусств и для отображения и также для понимания. Оно часто остаётся недооценённым и непонятым. Одно из важнейших критериев для понимания абстрактного искусства является ощущение настроения, эмоций и смысла, который художник вкладывает в произведение, и также понимания того, какие ощущения появляются у самого зрителя, когда он видит и пытается анализировать произведение.

Абстрактное чувство своего рода чувство, которое человек может испытывать, но у него нет определенного вида – ревность не имеет бурый оттенок, также, как и радость – золотого свечения; но люди часто пытаются отобразить эмоции в своих произведениях: художественных ли, или в скульптуре и музыке. Нет одного определенного цвета, формы, структуры и прочего для отображения отдельного чувства, именно поэтому многие абстрактные живописцы отдаются собственным ощущениям, когда хотят передать настроение в своей работе.