Файл: Абстрактная композиция: Средства выражения чувств и эмоций в абстрактном искусстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Средневековый византийский художник вводил в образы своего искусства представление об отвлеченном, не познаваемом разумом, а доступном только слепой вере божественном начале. Поэтому открываемый в его произведениях духовный мир заключает в себе не только человеческие чувства и переживания, но и отвлеченную, безличную духовную экспрессию.

Древняя Северная Европа.

С конца 4 века началось широкое движение племен, известное под именем «великого переселения народов». Вандалы, готы, гунны и другие народности (римляне называли их «варварами»), проходя огромные расстояния, вторгались в пределы римского государства.

Искусство Западной Европы в 5-8 вв. приобрело своеобразный характер. Искусство было во многих отношениях возвращением к очень древнему слою - местным культурам бронзового века, сохранившимся в виде некоторых элементов народного искусства даже во времена господства Рима.

Преобладание орнамента и любовь к ярким цветовым сочетаниям являются характерной чертой искусства эпохи переселения народов. Выработанные искусством декоративно-орнаментальные принципы композиции явились новыми средствами художественного выражения, характерными для возникающего в эту эпоху средневекового искусства

Орнаментально-декоративные формы искусства этого времени отличались чрезвычайным богатством. Особенно высоко стояла техника художественной обработки металлов, в частности ювелирное дело.

Древняя Русь

Древнерусское искусство зародилось в 9 -10 вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян - Киевская Русь; последним его этапом был 17 в.-период кризиса средневековой художественной культуры в России и сложения новых художественных принципов. Формируясь и развиваясь в тесном взаимодействии со многими культурами близлежащих, а порой и весьма отдаленных стран, древнерусское искусство, представляющее целостное и ярко самобытное явление, заняло свое особое место в истории мирового искусства.

Уже в 11 -12 вв. люди Древней Руси ощущали свою связь с русской землей, примерно в это же время в искусстве появляются композиции и образы, которых византийское искусство не знало. Древнерусский художник выполнял предписания церкви, но вносил в свои произведения и новшества.

Пластика занимала в древнерусском искусстве подчиненное положение. Как и в Византии, православная церковь видела в круглой скульптуре наследие «идольских», языческих времен и относилась к ней неодобрительно. Хотя этот взгляд с течением времени изменился, круглая скульптура так и не получила на Руси большого развития. Зато процветало прикладное искусство: резьба по дереву и камню, литье, чеканка, эмальерное дело, вышивка, керамика и др.


Искусство эпохи Ренессанса

Наступление эпохи Ренессанса (примерно с XV—XVI веков) кардинально меняет идеологию средних веков. Сакральное отходит на второй план, активно проявляется интерес к человеческой личности, индивидуальности (благодаря этому расцветает жанр портрета). Художники и скульпторы оглядываются на искусство античности, пытаются следовать его эталонам и задачам. Смена темперы на масляную живопись позволяет достичь новых вершин в технике живописи. Происходит открытие перспективного построения, а также светотени. Живописцы одновременно сочетают высокую техничность и навыки в изображении натуры с гуманистическими идеалами, верой в красоту и попытками создать идеальные сбалансированные гармоничные произведения. Благодаря обращению к античности, в искусстве появляются не только забытые жанры, но и персонажи - античные боги, которые становятся также популярными, как изображение христианских персонажей.

После эпох Проторенессанса (начинается Высокое Возрождение, которое характеризуется формированием культа красоты, прежде всего красоты человека. Живопись становится ведущим видом искусства, и художники стремятся изобразить прекрасных, совершенных людей.

__________________________________________________________________

  1. «Всеобщая история искусств» том 2 книга 1; Б.В.Веймарн и Ю.Д.Колпинский, Государственное издательство 'Искусство', 1960, С. 32

Поражают общий высокий уровень художественных произведений, обилие талантов, разнообразие творческих индивидуальностей) и Раннего Возрождения (длившихся почти два века) начинается эпоха Высокого Возрождения (конец XVв.)

Никогда еще герои живописных и скульптурных произведений не были такими возвышенными, свободными и могучими. В них воплощался титанический идеал человека новой эпохи, утверждающего себя в гармоничном и разумно устроенном мире. Поэтому от предшествующего периода — искусства кватроченто — его отличает прежде всего крупный масштаб образов. Но не это было их главной чертой: как грандиозные, так и небольшие по размерам художественные произведения отличались внутренней значительностью, глубиной, сложностью, особым величием образов.

Выражение эмоций и чувств в картинах эпохи Возрождения приобрело особое значение – развивается портретный жанр, на котором изображаемые часто предстают с разными выражениями лиц. На пример можно взять одно из самых знаменитых произведений искусства – «Мона Лиза» Леонардо Да Винчи: загадку её эмоций эксперты ищут до сих пор. Сама она вызывает у зрителей различные ощущения – кто-то называет её чарующей, а кому-то то она кажется зловещей. Как бы то ни было, именно после эпохи Возрождения авторы картин стремятся к отображению глубинных чувств изображаемых (говоря о портретных работах). После того, как церковные фрески и сакральные изображения уходят на второй план, и художники стараются отражать характер человека в своих изображениях.


Так же, характерной чертой живописи эпохи Возрождения с точки зрения колористических особенностей было отсутствие «открытых» красок, зависимость цветов от освещения, обогощенность рефлексами, объединение цветов определённым оттенком, как теплота и золотистость в произведениях Тициана. А как мы говорили ранее – от колорита зависит настроение картины. Именно от этого следует, что многие произведения эпохи Возрождения имеют характерный меланхоличный настрой.

Барокко. Рококо. Классицизм.

Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам») характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков тяготевшая к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств.

Рококо —(rococo от rocaille «скальный») направление в искусстве XVIII века, последующее после барокко, и отображающее в стремление к легкости, грациозности, изысканности и прихотливому орнаментальному ритму, фантастические орнаменты, прелестные натуралистические детали.

Классицизм - (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) – развивается одновременно с барокко и представляет собой стиль, в котором отображаются идеи рационализма. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты1.

Выражая эмоциональный настрой этих эпох можно классифицировать их по их определениям: барокко стремилось к пышности, контрастам, тяжеловесности и могло оставлять у зрителя довольно тяжелые эмоции. Рококо, напротив, полно легкости и свежести и игривости. Классицизм опирается на некую строгость, так как берет многое из произведений античности.

__________________________________________________________________ 1. Всеобщая история искусств (в шести томах) под ред. Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. Государственное издательство «Искусство» М., 1965.

Сентиментализм и Романтизм.

Сентиментализм (франц. sentimenta­lisme, от англ. sentimental – чувствительный, франц. sentiment – чувство), художественное направление в литературе и искусстве Зап. Европы и России сер. 18 – нач. 19 вв2. Сентиментализм противопоставлен прямолинейному и излишне логическому рассуждению о природе человеческого чувства, эмоциональное восприятие, непосредственно и более надежно ведущее к постижению истины. Сентиментализм расширил представление о душевной жизни человека, приблизившись к пониманию её противоречий, самого процесса человеческого переживания.


Романти́зм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века.

Направление романтизм пришло на смену классицизму (в особенности в литературе и живописи) и представляло собой некую мечтательность, романтизм в картинах и литературных произведениях, на первый план выдвигалась личность и чувства.

«Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта — это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.»

Эмоции и чувства стали одной из главных тем эпохи романтизма. Стремясь отобразить состояние человека на портрете, или своё эмоциональное состояние в изображениях природы или натюрмортов, художники использовали различные композиционные средства выразительности.

Похожие по сути Романтизм и Сентиментализм главной своей целью ставили отображение чувств, эмоций и ощущений. Чем дальше развивался человек, тем сильнее становилось его стремление к передаче чего-то неуловимого, чувственного и потаённого. Мир развивался очень быстро и человек мог теряться в его гонке, поэтому.

_________________________________________________________________

  1. История мировой живописи XIX век. Новые стили.

Реализм.

Реализм возник во второй половине 19 века, и дал начало различным течениям искусства, в том числе абстрактному искусству, импрессионизму и пр.

Эстетической позицией реализма задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многогранен и многовариантен1. В России Реализм назывался передвижничество.

Реализм определяют, как жанр, противостоящий романтизму, и главная мысль его определяется в том, что «предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания». Общей тенденцией реализма было желание отойти от «идеального», как это было принято в изображении античной мифологии мастерами эпохи Возрождения. Любимый объект для художников-реалистов — это сцены сельской и городской жизни, быт рабочего класса, сюжеты с улиц, кофе и клубов, а также откровенность в изображении тел. Таким образом, реалисты изображали обычных людей и ситуации.


Жанры изобразительного искусства 20 века.

С наступлением 20в в мире произошло множество событий, которые не могли не повлиять на изображения художественных произведений. Именно в 20 веке начинают развиваться различные жанры изобразительного искусства, художники, которые пытаются найти новые пути в искусстве; они начинают использовать новые приемы выразительности, отказываются от всех канонов прошлого и в какой-то момент и вовсе объявляют некий «перезапуск» искусства.

______________________________________________________________

  1. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 150, 288—289. — 416 с.

Модернизм.

Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — общность направлений искусства конца XIX — начала XX века, признаком которых можно считать разрыв с предшествующей художественной традицией, стремление к новому, условность стиля и непрерывное обновление художественных форм.

Наиболее значительными модернистскими направлениями были импрессионизм, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм1.

Различные школы, течения и направления модернистского изобразительного искусства, возникавшие, как правило, независимо друг от друга в разных странах, имея кроме существенных различий одно общее – отход от академических законов классического изобразительного искусства реализма. В то же время различные модернистские течения довольно глубоко отличаются одно от другого.

Началом переходного периода между академическим изобразительным искусствоми искусством модернизма можно считать художественное теченеие возникшее в 70х годах 19 века во французской живописи и получившее название импрессионизм (лат. Impression – впечатление).

Импрессионизм.

Идеология и сущность импрессионизма – восторженное отношение к жизни, к природе, наслаждение красотой природного колорита. Основные художественные методы и приемы импрессионизма заключались в особой манере изображение световой среды, в создании «импрессионисткой воздушной перспективы» в использовании светлых, чистых, сверкающих тонов и сложной красочной мозаикой с белыми декоративными штрихами.

__________________________________________________________________

  1. Нильссон Нильс Оке. Архаизм и модернизм // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 75—82.