Файл: Абстрактная композиция: Средства выражения чувств и эмоций в абстрактном искусстве.pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
Сюжеты картин импрессионистов не затрагивали острых социальных конфликтов и бытовых противоречий.
Импрессионисты обогащали классический реализм, обогащая его красками и чувственным содержанием1.
Постимпрессионизм.
Импрессионизм в своём развитии перешёл в постимпрессионизм (1880-1905). По сравнению с импрессионизмом, картины постимпрессионизма были более эмоциональны по колориту и более интересные композиционно.
В период после постимпрессионизма с 1905 по 1950 года в изобразительном искусстве происходит активное разрушение законов и границ, установленных академизмом.
Фовизм.
Фовисты (фр. Fauve – дикий) считали, что и классическая живопись, и импрессионизм недостаточно активно воспринимает окружающий мир. Художники этой группы в своих пейзажах и натюрмортах смело использовали новую и необычную колористку. Яркие, сталкивающиеся, диссонирующие цвета создавали острый контраст с картинами импрессионистов.
Активно используя для выражения своих мыслей, впечатлений и чувств необычные цветовые сочетания при отображении окружающего мира, фовисты тем не менее достаточно реалистично изображали природу и предметы окружающего человека.
Фовизм является переходным этапом между постимпрессионизмом и экспрессионизмом.
Экспрессионизм.
Экспрессионизм (лат. Expression – выражение, выявление) возник в первые десятилетия 20 века.
__________________________________________________________________
- Абстрактная композиция. Основные теории и практические методы творчества в абстрактной живописи, Даглдиян, Поливода, 2018, стр 7.
Главной задачей экспрессионизма считается передача в картинках с крайней формой выразительности психологического духовного начала. Ради этой предельной экспрессии деформируются отображение действительности, геометрически упрощаются формы, воздушная перспектива заменяется плотными массами однородных тонов, в линиях преобладает изломанность с резкой контрастной динамикой. Сюжеты и композиция картин экспрессионистов, отражая состояние духовного мировоззрения художника остро подчеркивали его полый разлад с окружающей действительностью.
«Любое произведение, в которых предельно и даже в преувеличенной, гипертрофированной форме показаны человеческие переживания и страсти, могут быть отнесены к экспрессионистским»1.
Социальная обостренность сюжетов картин постепенно снижалась и заменялась поисками сущности изображаемых объектов, которые находятся по ту сторону их натуральной внешней видимости. Это было началом пути к абстрактному искусству.
Постоянные поиски путей развития и расширения изобразительных средств в живописи и скульптуре привели к появлению нового течения – кубизма.
Кубизм.
Кубизм (фр. Cubisme) был впервые представлен на французской выставке в 1908 году. Теоретическим обоснованием кубизма служило представление о возможности более точного отображения всех явлений и объектов окружающего мира (включая человека) путём упрощения и геометризации всех видимых внешних форм. Изображение пространства объявлялась ненужной, а объемность и пространство достигались только расстановкой и сопоставлением изображаемых объектов. Кубисты не отрицали сложившихся художественных традиций и стремились достичь гармонии и общего единства в своих работах.
__________________________________________________________________
1. Абстрактная композиция. Основные теории и практические методы творчества в абстрактной живописи, Даглдиян, Поливода, 2018, С. 8
Футуризм.
Футуризм (лат. Futurum будущий) начинался не с изобразительной практики, а с публикации целого ряда теоретических программных манифестов (1910е года). Футуристы отрицали не только прошлое, но и современное искусство и хотели изобрести новое искусство (не только живопись, но и литературу музыку, скульптуру), которое несло бы в себе ощущения от нового мира.
Футуризм был заполнен силой, энергией, движением, быстротой.
Абстракционизм.
Наиболее поздний этап развития модернистского изобразительного искусства, стало широкое и емкое направление, получившее общее название абстракционизм (лат. Abstractio – отвлечение).
Абстракционизм требовал от художника полного отказа от реалистичного изображения любых объектов и явлений окружающего мира, считая, что это только мешает ему выявить, а затем и выразить их внутреннюю сущность.
Полностью абстрактным живопись или скульптура становится с того момента, когда в них исчезают всякие следы связи с реальным изображением объектов окружающего мира.
Стили и исполнение в изобразительном искусстве менялись с высокой быстротечностью, художники старались отобразить окружающий мир в новых исполнениях, а также искали поиски для отображения собственного внутреннего мира. Чувственная наполненность в картинах всегда была одним из основных моментов в работе картин. Художники всегда вкладывали нечто большее, чем просто верную композицию, гармоничные цвета и прочее.
Многие из них создавали свои произведения под определенным настроением, и это не могло не передаться в картине; либо они создавали своё произведение с заранее выдуманным настроением для изображаемого.
Настроение и эмоции возможно передавать не только в портретах, где лица изображаемых так или иначе выражают какие-либо чувства; настроение можно передать и в натюрмортах, и в пейзажах, и даже в абстрактных картинах.
Изображать подобным способом эмоции художники могут при помощи уже обговоренных выше средствах: цвете, освещению в картинах, композиционным приемам.
Часто не обязательно, что настроение, которое художник вложил в свою работу передается и зрителям. В конечном итоге, каждый зритель определяет настроение от картины сам для себя – это зависит от его жизненного опыта, собственного настроения, ощущения от увиденного и собственного вкуса. Главное, чтобы картина вызывала какой-либо эмоциональный отклик у зрителей, чем простое безразличие и простую констатацию того, что картина красивая, хорошо написана и прочее.
Абстрактное искусство в этом плане максимально хорошо умеет добиваться эмоций от зрителей – не всегда положительных, но, если смотрящий, преодолевая своё непонимание изображение старается понять не то, что изображено на картине, а то, какие чувства вызывает изображаемое, то цель с которой создавалось произведение достигнута.
ГЛАВА 2. АБСТРАКТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. ВЫРАЖЕНИЕ АБСТРАКТНОГО ЧУВСТВА СТРАСТЬ.
2.1 Абстрактное искусство
Абстрактное искусство – тип изобразительного искусства, отказывающийся от узнаваемой предметности ради различных знаков и символов (древние солярные символы) либо для решения чисто декоративных задач посредством абстрактных (часто геометричных) форм1.
Энциклопедия русского авангарда определяет абстрактное искусство как «одно из направлений в искусства авангарда… отказ от подражания зримой реальности. Объектом искусства вместо реалий окружающего мира становится инструментарий художественного творчества – цвет, линия форма. Сюжет заменяется пластической идеей.
Webster – авторитетный толковый словарь США дает такое определение абстрактному искусству: «Абстрактное искусство – это искусство выражать сущность и качество, находясь в стороне от самого объекта».
«Абстракция как художественный метод является психофизиологическим объедением визуального и чувственного опыта художника. В абстракции сливаются в единый сплав то, что художник видит видит и то, что он от увиденного чувствует»2.
Так как абстрактное искусство не основано на отображении реального окружающего мира, то некоторая часть любителей искусства, и даже отдельные художники-реалисты считают, что абстрактное искусство – это нечто легковесное и несложное, что создать абстрактное произведение может чуть ли не каждый желающий.
Однако в действительности, всё происходит иначе. Бездумно и бесчувственно нанесенная на формат случайная мозаика красок, возможно даже внешне привлекательная, не дает ни малейшей надежды оценивать такой формат с позиции изобразительного искусства.
_____________________________________________________________
- Большая Российская Энциклопедия.
- Абстрактная композиция: основы теории и практические методы творчества в абстрактной живописи и скульптуре: учебное пособие для вузов, Даглдиян К. Т., Поливода Б. А. 2018 – С 6.
Кандинский говорил о сложности абстрактного искусства: «Из всех видов искусства, абстрактная живопись – самая трудная. Она требует умения рисовать, высоко развитого чувства композиции и цвета, чтобы художник был истинным поэтом, что совершенно необходимо».
Опытные и профессионально работавшие, как в реалистической, так и в абстрактной живописи и скульптуре едины в мнении – подлинное абстрактное искусство не менее, а зачастую и более сложно, чем реалистичное.
Истина в том, что абстрактное искусство – это новая и по сравнению с реалистичным искусством совершенно другая форма искусства.
Многие художники, успешно работающие в реалистичном искусстве, не могут перейти черту, за которой нужно уметь увидеть вместо реалистичных объектов абстрактные формы, линии, цвет, общую композицию, которые и предают реальность, но только в её чувственном отображении.
В отличии от реалистичного искусства, создатель абстрактной картины или скульптуры стремится вызвать эмоции зрителя не самим изображенном явлением или предметным объятом, а изображением тех чувств и ощущений, которое вызвало у него это реальное явление или объект».
Абстрактные произведения трудны для понимания, потому что они создаются не для зрительского восприятия чего-либо реального, а для пробуждения чувств об этом реальном, для передачи неосязаемого.
«Необходимо сразу понять, что абстрактное искусство – это не новый метод художественной деформации или же образного искажения окружающей действительности, как например, кубизм. Это также не метод создания новой, воображаемой художественной действительности, как сюрреализм. А это метод особой «художественной линзы» с помощью которой художник должен увидеть, разглядеть, а затем «вставить» возникшие чувства и ощущения в картину или скульптуру, используя нужные для этого изобразительные средства»1.
__________________________________________________________________
1. Абстрактная композиция: основы теории и практические методы творчества в абстрактной живописи и скульптуре: учебное пособие для вузов, Даглдиян К. Т., Поливода Б. А. 2018, С. - 13.
«Главное не то что, картина или скульптура визуально представляет сами по себе, а то, как они действуют на сознание, а, точнее – на подсознание зрителей. Хорошее абстрактное искусство вызывает сильные эмоциональные реакции, заставляет мозг зрителей создавать новые психофизиологические пути, чтобы достичь понимания на первый взгляд непонятного. Формы, линии, цвета – все, что воспринимается вне окружающего мира, активирует новые нервные пути, воздействующие на человеческое сознание.
В самом общем понимании абстрактное изобразительное творчество – это свободный процесс выражения внутренних (подсознательных) чувств и инстинктов художника или скульптура в глине.
Другими словами, можно считать, что абстракционист создает своим произведением визуальное выражение (экспрессию) самого себя, превращает свои невидимые внутренние психофизилогические чувства и ощущения в видимые.
Абстрактные произведения возникают в результате работы подсознательного источника созидания (источника креатива). Они вытекают из этого источника в результате стремления художника выразить своё чувства в спонтанных действиях-картинах. Но, так как абстрактное искусство по своему определению Абстракт (отвлечение без конкретных индивидуальных признаков) то для абстракциониста не существует единственно правильного пути, чтобы выразить в абстрактной композиции себя и свои конкретные чувства»1.
Абстрагировать в изобразительном творчестве – значит мысленно отвлекаться (отстраняться) от внешних свойств изображаемых объектов и явлений с целью почувствовать, выделить и изобразить их внутренние главные закономерные признаки, передать изобразительными средствами их внутреннюю сущность.
Внутренняя сущность – это изначальное естество, то, ради чего возникают и существуют данные объекты или явления.
________________________________________________________________
- Абстрактная композиция: основы теории и практические методы творчества в абстрактной живописи и скульптуре: учебное пособие для вузов, Даглдиян К. Т., Поливода Б. А. 2018, С. – 16.
Поэтому абстракционист старается создать или реконструировать видимый образ так, чтобы он был похож на сущность объекта больше, чем это можно увидеть на его реалистичном изображении.