Файл: Абстрактная композиция: Средства выражения чувств и эмоций в абстрактном искусстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение.

Художники стремились выражать эмоции и чувства в своих работах на протяжении всей истории мировой культуры.

Средства выражения передачи эмоций и настроения менялись с тем, как менялись периоды и течения в истории искусства. Вплоть до 19 века художники пытались передавать настроения и эмоции в картинах лишь при помощи освещения, цветопередачи (колорита), композиции, поз, выражения лиц и т.д.

С приходом в 20 веке абстрактного искусства, средства выражения эмоций, чувств и настроений претерпели сильное изменение. Традиционность исполнения ушла в прошлое, художники стремились найти новые способы выражения повседневности, в том числе и в передаче своих чувств современными методами, используя оригинальные формы и композиционные решения.

Тогда, в начале 20 века, Василием Кандинским была написана первая абстрактная работа, названная «Абстрактная акварель», которая дала начало новому направлению искусства, за которым последовали многие другие стили и направления в искусстве, называемыми Абстрактное искусство.

Понимание эмоций в абстрактных произведениях искусства стало не таким очевидным, изменилась техника выполнения работ, картинам придавался новый смысл, часто теперь, чтобы понять картину, приходилось узнавать больше о её создателе, о замысле, и о времени, в котором было написано произведение.

Целью этой курсовой работы является анализ способов, которыми художники передавали эмоции и чувства в своих произведениях; понимание, что такое эмоции и чувства; разбор направлений изобразительного искусства 20 века, которое характеризуется, как абстрактное, анализ передачи эмоций в этих работах. Так же был проведен анализ работ на тему абстрактного понятия страсть, на примере знаменитых работ художников и на анализе собственных работ, сделанных для этой курсовой работы.

В качестве источников использовался труд Василия Кандинского «О духовном искусстве», написанный и изданный в 1910 году, переведенный на множество языков и заслуживший мировую славу.

Так же, для психологического определения эмоций и чувств использовался журнал «Психологический словарь», который печатался с 1955 года и был единственным в стране психологическим справочником.

Так же, в качестве источника литературы использовалось учебное пособие «Абстрактная композиция: основы теории и практические методы творчества в абстрактной живописи и скульптуре: учебное пособие для вузов» авторов Даглдиян К. Т., Поливода Б. А., 2018 года выпуска. Оно было выпущено издательством «Владос», которое специализируется на учебной литературе, авторы – кандидаты педагогических наук, рецензенты академики Росскийской академии художеств.


Также в качестве источника использовалась работа Андрея Унковского «Живопись. Вопросы Колорита». Издание вышло в 1980 году, издательством «Просвещение», специализированное на учебной и педагогической литературе и основанное в 1930 году. Это пособие посвящено изучению важнейших закономерностей колорита. Автор рассматривает вопросы цвета, характер взаимоотношения цветов в натуре и в изображении, особенности "тона" и др.

Исследование, проводимое в этой курсовой работе, постарается разобраться, с помощью каких способов живописцы передают свои эмоции в художественных произведениях, будет сделан небольшой обзор истории искусства, с целью проследить за изменениями в стилях; и также будет анализ собственных работ, на тему абстрактного чувства.

ГЛАВА 1. ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА

1.1 Понятие эмоций и чувств.

Для начала рассмотрим понятие эмоций и чувств в Психологическом словаре:

Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) - своеобразная форма отражения действительности, в которой выражается субъективное отношение человека к миру и к самому себе1.

Эмоции возникают в момент, когда высшие мозговые центры не могут обеспечить адекватный ответ на воспринимаемую ситуацию или, когда существуют сомнения, колебания относительно возможности уcпешного ответа (Хоудж).

Нервный аппарат отрицательных и положительных эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается рассогласование или совпадение акцептора действий (афферентной модели ожидаемых результатов) с импульсацией, сигнализирующей о реально достигнутом эффекте (П.К. Анохин)2.

Если обобщить, эмоция – это психический процесс, отражающий своё субъективное отношение к ситуациям (существующим или возможным) и окружающему миру. Эмоции характеризируются переживаемыми или осознаваемыми в психики ощущением; происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной и пр. системах. Эмоции могут быть выражены на лице, в теле и тд.

_______________________________________________________________

  1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первые месяцы жизни. 1993. №3. С. 17.
  2. Симонов П.В. Потребностно-информационная теория эмоций. 1982. №6. С. 44

Определение «чувства»:

Чувство − 1) первоначальное проявление психической деятельности, которое служит проводником и возбудителем психического развития1.

2) М. Боуен: Чувство − это нечто поверхностное, относящееся к спонтанно возникающим состояниям души, которые обычно свойственны уровню осознания или предсознания. Чувство может служить как бы мостиком между рациональным сознанием и более глубокой эмоциональной системой, которая функционирует, не выходя на поверхность сознания. Такие проявления чувства, как печаль, радость, гнев, разочарование, обычно осознаются, но они могут также проявляться на более глубоком эмоциональном уровне в виде физиологических симптомов и в виде нарушений во взаимоотношениях2.

Если сравнить эти два понятия, то получатся следующие заключения: Эмоции и чувства - это психические процессы, отражающие личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

Эмоции и чувства есть во всех психических процессах и состояниях человека. Любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

По-своему cуществу эмоции и чувства во многом тождественны, однако обладают несколькими значимыми отличиями. Они образуют единую подструктуру личности - эмоциональную сферу. Но вместе с тем эмоции и чувства отличаются друг от друга по ряду параметров.

_____________________________________________________________________

1. Никольская А.А. Значение работ В. Прейера для развития детской психологии. 1983. №3. С. 143.

2. Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена. 1991. №6. С. 155.

Эмоции присущи и людям, и животным. Чувства присущи только человеку.

Эмоции ситуативны, они отражают отношение человека к объекту в данный конкретный момент. Чувства же обладают относительной устойчивостью и постоянством.

Эмоции – это само переживание, а чувства всегда связаны с сознанием (знаниями, волей и пр.)

Чувства выражают отношение к реальным или воображаемым объектам. Чувства не могут появится сами по себе, их вызывают конкретные события, факты, люди, обстоятельства.

1.2 Способы передачи эмоций и чувств в художественных произведениях.

Многие способы передачи эмоций и чувств в художественных произведениях (наряду с общей целостностью и гармонией картины) можно передать при помощи выразительных средств композиции.


Композиция.

«Слово «композиция» в переводе с латинского буквально означает составление, связывание, соединение частей. Большая Советская Энциклопедия (3-е издание, М. 1973 г – с 593.) определяет этот термин как построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому… В практических искусствах композиция объединяет частые моменты построения художественной формы (реальные или иллюзорные, формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветопередача и колорит и т.д.)»1

_______________________________________________________________

  1. «Декоративная композиция». Логвиенко Г.М. – 2005г – С 6.

Рассмотрим некоторые способы выразительные средства композиции, которые полно помогают раскрыть идейный замысел произведения, и благодаря чему можно понять эмоции и чувства в картине.

Асимметрия и симметрия.

Один из важнейших композиционных приёмов, с помощью которого очень легко выразить свои чувства и эмоции.

Симметрия – это расположение равных объектов на изображении и при одинаковом расстоянии по обе стороны от центра картины.

Асимметрия – «нарушение симметрии»: когда одна из сторон картины не равна другой, отличается цветами, формами, размерами и пр.

Симметрия считается «правильной» композицией, строгой и может вызывать чувства постоянности, строгости, аккуратности, когда асимметрия – чувства легкости, веселости, непосредственности и т.д.

Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции и часто при этом руководствуются интуитивным чувством равновесия.

Равновесие.

«Равновесие играет большую роль в композиции. При помощи равновесия работа смотрится уравновешенно и вызывает спокойные чувства, в ней есть ясность соотношений и пропорций»1.

Равновесие в рисунке не обязательно означает симметричное изображение – «симметрия всегда уравновешена, а равновесие не всегда симметрично» -там же.

______________________________________________________________

«Декоративная композиция». Логвиенко Г.М. – 2005г – С 8.

Форма.

Существует большое количество различных геометрических форм, с помощью которых абстрактные художники порой выражают свои эмоции и чувства:


«Квадрат – самая симметричная и уравновешенная фигура. Он обладает «тяжелой», равной формой (это свойство усиливается или уменьшается цветом). Благодаря квадрату можно добиться твердости, строгости и правильности в работе.

Треугольник – самая стремительная форма для восприятия – и устойчив он только когда одна из сторон горизонтальна. Все динамичные формы стремятся к треугольнику.

Круг – это форма, сосредоточенная в себе, в ней соединены центробежная, центростремительная силы и круговые движения. Не имея выраженного основания, круг всегда неустойчив1.

В композиции все формы взаимосвязаны и влияют друг на друга, создавая ту или иную композиционную ситуацию.»

Так же важно, в какой части композиции расположен объект, от того, в какой части изображения расположен предмет зависит его «вес» (его тяжеловесность, ощущение от него). Элементы, находящиеся в центре композиции или близко к нему, либо расположенные на вертикальной, центральной оси «весит» меньше, чем элемент, находящийся вне основных линий.

Даже при помощи простых геометрических форм, художники абстракционисты выражают свои чувства и эмоции, и во многом именно благодаря им их работа приобретает свой завершенный идейный вид.

___________________________________________________________

«Декоративная композиция». Логвиенко Г.М. – 2005г – С 15.

Ритм и статика.

«В зависимости от расположения фигур, композиция может быть статичной или динамичной. В первом случае элементы расположены симметрично относительно осей формата. При одинаковой форме изображаемых объектов динамичность достигается за счёт различного расстояния между элементами композиции, а также за счёт сгущения их на одном участке и меньшем количестве на другом. Также если одинаковые мотивы имеют разные формы и расположены на разных расстояниях друг от друга. Динамичность достигается благодаря расстоянию между элементами, их размерами и поворотами»1.

Так же как в вопросах симметрии и асимметрии – динамичная композиция кажется более «живой», подвижной, веселой и интересной. Ритмичная композиция чаще вызывает спокойные чувства, расслабление и монотонность.

Нюанс и контраст.

Нюанс – незначительное отклонение объективных свойств у двух или нескольких форм, при котором сходство их выражено значительно сильнее, чем различие.

Контраст – резкое количественное различие объективного свойства у форм, различие, доведенное до степени противопоставления. «Контраст, как правило, обуславливается компоновкой всей конструкции изображения. Что же касается нюанса, то это сфера художественного осмысления формы и материала»1.