Файл: Система налогового учета (Теоретические основы организации налогового учета на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Первостепенной задачей любого экономического субъекта независимо от его специфики деятельности и принадлежности является формирование рациональной учетной политики, которая принимается как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Иначе говоря, это совокупность закрепляемых в приказе обязательных правил, по которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода с целью определения налоговой базы по конкретным налогам.

Основной задачей при разработке учетной политики для целей налогообложения является создание оптимальной системы налогового учета.

Практически любому налогоплательщику приходится выбирать тот или иной вариант налогообложения. Решение в пользу сделанного выбора следует оформить документально.

Современные подходы к постановке и ведению бухгалтерского и налогового учета на предприятии заключаются в основном в том, что на основе установленных государством общих правил учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

В источниках литературы дискуссионным является вопрос о том, что предприятия обязаны составлять приказ об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета. Однако данный метод составления двух приказов изжил себя, так как связан с большими затратами на формирование учетной политики.

Несомненно, целесообразнее сформировать единую учетную политику, охватив и затронув в ней все виды учета.

Значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствий применения тех или иных ее элементов.

Целью курсовой работы является анализ системы налогового учета на предприятии.

Задачи курсовой работы:

- определить теоретические основы организации налогового учета на предприятии;

- провести анализ финансового состояния предприятия;


- провести анализ системы налогового учета на предприятии.

Объект исследования - ООО «Белвуд».

Предмет исследования - система налогового учета на ООО «Белвуд»

Глава 1. Теоретические основы организации налогового учета на предприятии

1.1. Понятие налогового учета

«Налоговый учет»- это система информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Эта информация составляется на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

При построении налогового учета за основу вы можете взять бухгалтерский учет. Это позволит максимально сблизить налоговый и бухгалтерский учет и, соответственно, избежать возникновения в отдельных случаях постоянных и временных разниц, отложенных и постоянных налоговых обязательств и активов (Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

Кроме того, порядок организации налогового учета подробно описан в разд. 9 ранее действовавших Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729. Возможно, он окажется для вас полезным.

В советское время понятие «налоговая система» определялось как «совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения». Что касается начала современных российских экономических реформ, то в Законе РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» понятие «налоговая система» трактовалось так же вполне лаконично: «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему». Отдельные исследователи трактуют эту категорию излишне односторонне. В частности, О. Еремеева считает, что «под налоговой системой любой страны понимается совокупность трех основных видов налогов и сборов: федеральных... региональных... и местных». Недостатки данного определения очевидны. Вся налоговая система сводится здесь лишь к делению налогов и сборов по территориальному признаку. К тому же игнорируется тот факт, что далеко не все страны имеют именно федеративное устройство, а потому и налоги в этих странах по данному признаку либо подразделяются на государственные и местные, либо вообще никак не подразделяются.


Наряду с упрощенными трактовками понятия «налоговая система» в современной литературе нередко встречаются и слишком усложненные его варианты. Так, например, О. Абдурахманов включает в это определение не только совокупность налогов и сборов, налоговое законодательство и нало-говый контроль, но и «принципы построения налоговой системы», что абсолютно излишне. Однако одной из самых неприемлемых дефиниций налоговой системы можно считать следующее: «Государственная налоговая система - совокупность императивных форм обобществления части совокупного дохода корпораций и граждан, структурированная в подсистемы подоходных, потребительских, ресурсных и имущественных налогов, а также комплекс экономико-правовых и методико-функциональных принципов и реализующих их действий государственных органов управления в лице финансовых и налоговых администраций». Представляется, что характеристика данного определения как «тяжеловесного и сложного» вполне оправданна.

Налоговая система - это совокупность некоторого оптимального коли-чества налогов и сборов, что «является взаимным исправлением тех неточностей и неравномерностей, которые создаются в этих налогах». Однако и в настоящее время периодически раздаются призывы к отмене если не всех, то большей части налоговых платежей с одновременной заменой их неким универсальным налогом либо очень ограниченным их числом. Например, Т. Юткина, рассматривая различные законопроекты, касающиеся в том числе снижения общего числа налогов, заключает: «Это крайне актуально сегодня. Для переходной экономики России можно вообще установить особый режим налогообложения, например по Явлинскому: один-два налога на производителя, один на работника. Такая неэкономическая и крайняя мера способна внести наконец ясность в налоговые взаимоотношения и стабилизировать кризис государственных финансовых ресурсов». Упомянутая «ясность», действительно, способна «стабилизировать» разве что только кризис, но отнюдь не государственные финансы или российскую экономику.

Приведенные суждения ряда отечественных исследователей достойны критики, поскольку все они игнорируют многовековую историю развития налогообложения. Вместе с тем, например, в грузинской академической среде в настоящее время культивируется и вовсе максимально радикальный взгляд на содержание налоговой системы.

Некоторым исследователям следовало бы внимательнее относиться к объекту определения. Например, Г.Л. Попова, справедливо упрекая целый ряд исследователей в отсутствии взаимосвязанности налогов в предложен-ных ими определениях налоговой системы, считает, что «налоговая система - это искусственная финансово-экономическая система, включающая совокупность взаимодействующих элементов (подсистем), ориентированных на выполнение основных целей, функций и принципов налоговой системы (и прочих существенных условий налогообложения) на определенном этапе социально-экономического развития общества». Само понятие «система» - это совокупность взаимосвязанных элементов, так что из приведенного определения получается, что налоговая система - это совокупность уже дважды неизвестно каких «взаимодействующих элементов (подсистем)». Причем лишнее в данном определении практически все, вплоть до концовки: «на определенном этапе социально-экономического развития общества», со ссылкой на удачность именно в этой части определения, данного Е.Н. Евстигнеевым. Если подобная концовка вполне подошла бы к определениям сотен других явлений и процессов, то, скорее всего, она лишняя для всех этих определений.


В приведенных ранее определениях налоговой системы присутствует либо некоторая односторонность, либо ошибочность взглядов на эту категорию. Вместе с тем почти все они не учитывают одного важного обстоятельства, без которого налоговую систему невозможно определять именно как систему.

В любой системе наиболее важным является установление главных взаимосвязей. Если наряду с налогами и сборами элементами налоговой системы считать органы управления, принципы налогообложения и т.д., то главная взаимосвязь между самими налогами и сборами отодвигается на задний план, становясь не столь существенной. К сожалению, в российской практике реформирования налогов это их взаимное влияние если и учитывается, то очень незначительно. Например, увод «в тень» заработных плат и снижение темпов роста поступлений НДФЛ в 2016 г. были обусловлены повышением ставок по другим налоговым платежам (взносам во внебюджетные фонды), что было вполне предсказуемо. Таким образом, стремление снизить дефицит Пенсионного фонда вылилось в недопоступление НДФЛ в региональные бюджеты.

Налоговая система должна быть и по определению, и по своей сути не просто «совокупностью налогов и сборов», а именно системой, т.е. совокупностью взаимосбалансированных налоговых платежей. Элементы (налоговая база, налоговые льготы, уровень налоговых ставок, пропорциональный, прогрессивный, регрессивный или смешанный характер налоговой шкалы и т.д.) каждого налогового источника бюджетных доходов должны не только соответствовать текущей социальной и экономической ситуации, но и быть максимально взаимоувязаны со всеми элементами других налоговых платежей. Сделать это, безусловно, очень непросто, но только в этом случае российская налоговая система из простого и в некоторой степени случайного набора отдельных налогов и сборов может превратиться в действенную и упорядоченную систему.

1.2. Налоговый учет доходов и расходов предприятия

В целях налогообложения прибыли организаций расходы, в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, в свою очередь, подразделяются, на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.


Определяя прочие расходы, следует руководствоваться ст. 264 НК РФ, но поскольку перечень прочих расходов достаточно большой, рассмотреть в рамках одной статьи все прочие расходы, перечисленные в перечне, не представляется возможным. Поэтому мы расскажем лишь о самых распространенных видах расходов и приведем разъяснения контролирующих органов.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в соот-ветствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов;

суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обяза-тельного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.

Исключение составляют суммы налогов и сборов, перечисленных в ст. 270 НК РФ, т.е. суммы налогов и сборов, относимых к расходам, не учиты-ваемым в целях налогообложения. К расходам, не учитываемым в целях на-логообложения, относятся, в частности:

- расходы в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (п. 4 ст. 270 НК РФ);

- расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ (п. 19 ст. 270 НК РФ);

- расходы в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги ранее были включены налогоплатель-щиком в состав расходов при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ (п. 33 ст. 270 НК РФ).

Расходы на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирова-ние соответствия с участием третьей стороны (пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Оплата работ по сертификации осуществляется в соответствии с Поста-новлением Госстандарта России от 23 августа 1999 г. N 44 «Об утверждении правил по сертификации «Оплата работ по сертификации продукции и услуг». Пунктом 2.1 названного документа установлено, что все фактически произведенные работы по сертификации оплачиваются за счет собственных средств предприятий, организаций, граждан, обратившихся с заявкой на проведение соответствующих работ, вне зависимости от принятых по их результатам решений.