Файл: Сущностные характеристики статуса нотариуса в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Общая характеристика нотариальной деятельности в РФ

1.1 Правовое регулирование нотариальной деятельности

1.2 Нотариус в РФ, порядок вступления и освобождения от должности

Сущностные характеристики статуса нотариуса в РФ

2.1 Права и обязанности нотариуса в РФ

2.2 Ответственность нотариуса в РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Письмо ФНП от 01.04.2016 № 1078/03-16-3 «О направлении Методических рекомендаций по определению предельного размера платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера» (вместе с Методическими рекомендациями по определению предельного размера платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера): утв. решением Правления ФНП (протокол от 28.03.2016 № 03/16)). URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения 01.08.2017).

Горовцова М. ФНП ограничила размер платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера / М. Горовцева. URL:http://www.garant.ru/news/733143/ (дата обращения 04.08.2017)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Нотариат – это институт превентивного правосудия, так как при совершении нотариальных действий, направленных на защиту прав граждан, предупреждается необходимость в судебной защите. При этом исторически и функционально деятельность нотариусов неразрывно связана с системой органов судебной власти. Эффективная работа нотариата снижает «стоимость» правосудия в 3-5 раз, а в тех странах, где нотариат хорошо развит, наблюдается значительное снижение расходов государства на правоохранительную деятельность. В этой связи нотариус занимает особое положение среди представителей юридической профессии. С одной стороны, нотариус выступает как уполномоченный представитель государства, выполняя публичные функции и действуя от лица и во исполнение требований органов государственного механизма, а с другой, - нотариус, это независимое звено в юриспруденции, что и придает равенство интересам и правам граждан и государства.

Установление и выделение в правовой науке признаков правового статуса нотариуса позволяет более полно раскрыть сущность исследуемого явления, его содержание и формы, функциональные характеристики.

Объект курсовой работы – правовые отношения, возникающие в связи с деятельностью нотариуса в РФ.

Предмет курсовой работы – совокупность норм нормативных правовых актов, регулирующих правовой статус нотариуса в РФ.

Цель работы – изучение статуса физического лица специально уполномоченного государством на осуществление нотариальной деятельности в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, действующего от имени государства на возмездной основе, заключающейся в совершении нотариальных действий, предусмотренных российским законодательством, результатом которых является принятие и издание нотариального акта.

Для достижения данной цели в работе следует решить следующие задачи:

- раскрыть особенности правового регулирования нотариальной деятельности;

- рассмотреть порядок вступления и освобождения от должности нотариуса в РФ;

- проанализировать особенности правового статуса нотариуса, его права, обязанности и ответственность.

При написании курсовой работы использовались следующие методы правового регулирования: формально-юридический, логический, метод сравнения и анализа, дедуктивный, системный и другие.


В качестве теоретических источников использовались работы таких авторов, как Н.А. Волкова, Е.А. Кириллова, С.М. Лях, Г.Б. Мирзоев, Н.Ю. Попов, А.А. Ушаков, Л.В. Щербачева. Н.Д. Эриашвили, Т.С. Яценко и других, в учебных пособиях и монографиях которых раскрываются новые изменения в законодательстве РФ относительно правового регулирования нотариальной деятельности и статуса нотариуса в РФ, в частности. Все работы обладают научной ценностью, поскольку представляют комплексное правовое исследование правового статуса организационно-правовых форм деятельности нотариата.

При написании настоящей работы использовался ряд нормативных правовых актов, таких как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) (далее – ГК РФ); Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.07.2016) (далее – Основы о нотариате) и другие действующие законодательные акты.

Общая характеристика нотариальной деятельности в РФ

1.1 Правовое регулирование нотариальной деятельности

По мнению Н.А. Волковой и Л.В. Щербакова, «вопрос о законодательстве, регулирующем нотариальную деятельность, имеет важное правовое значение, ибо в нотариальной практике постоянно возникают вопросы выбора нормы, которой необходимо руководствоваться при совершении конкретного нотариального действия»[1].

В Российской Федерации основным источником любой отрасли права выступает Конституция Российской Федерации[2]. Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство, имеющее своей целью реальность и гарантированность прав и свобод граждан, что служит реальному обеспечению прав и свобод граждан. Базирование нотариата на нормах Конституции РФ может явиться одним из факторов формирования правового государства.

Статья 7 Конституции РФ также имеет прямое отношение к осуществлению нотариальной деятельности. «Основной целью социальной политики государства является достижение условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь граждан. Но данная цель может быть достигнута не только с достижением материального благополучия, но и с обеспечением нотариальной защиты граждан»[3].


Исходя из анализа выше указанных норм Конституции РФ, Т.В. Чугурова и Н.А. Кочкуров выделяют две группы норм: «общие, обеспечивающие деятельность нотариата и специальные, определяющие принципы деятельности нотариусов»[4].

И все же, к сожалению, Конституция РФ определила только сферы, которые подлежат разграничению, и не разделила компетенцию в области нотариальной деятельности.

Поэтому конкретизируя положения Конституции, законодатель пошел по пути создания специального законодательства, которым являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденные ВС РФ 11 февраля 1993 г. № 44621[5]. Но учитывая совместное ведение Федерации и ее субъектов в сфере нотариальной деятельности, некоторые субъекты РФ приняли свое законодательство, определяющее организационные основы нотариата. Таким образом, по-прежнему, остается открытым вопрос разграничения компетенции в области нотариальной деятельности, ведь Конституция РФ определяет только основы развития федеративной структуры законодательства о нотариате[6].

Конституция РФ четко не закрепляет роль нотариата по защите прав человека и гражданина. Но по нашему мнению, стоит обратить внимание на ст. 48 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Важно подчеркнуть, что в настоящее время оказание такой помощи наряду с адвокатами возложено и на нотариусов, представляющих в данном случае нотариат как публично-правовой институт.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство значительно возрастает значение международных договоров по правовым вопросам. Например, нотариусами применяются Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов[7], Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам[8], ряд других международных соглашений и договоров. Существенное значение для правоприменительной практики имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод[9], закрепленные в ней основные права и свободы человека, имеют приоритетное правоприменительное значение и для нотариусов, которые обязаны соблюдать ее положения.


Как уже было сказано выше, непосредственно деятельность нотариата регулируется Основами о нотариате[10]. Данный закон является основным актом организационно-правового характера, определяя современную организацию нотариата, правовой статус, компетенцию и порядок деятельности нотариуса, в том числе совершение отдельных нотариальных действий.

Некоторые вопросы нотариальной деятельности регулируют и другие законы, в том числе и кодифицированные.

Так, на нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, в полном объеме распространяется Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ)[11].

Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ)[12] регулируются вопросы, связанные с уплатой государственной пошлины за совершение нотариальных действий. Главой 25. 3 «Государственная пошлина » НК РФ установлены: порядок взимания государственной пошлины, размеры и особенности уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий, льготы при обращении за совершение нотариальных действий, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины и т.д.

Определяющее значение для нотариальной деятельности имеют так же нормы ГК РФ, ГПК РФ, СК РФ и др.

Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ)[13] как источник нотариального законодательства преимущественно относится к самому содержанию нотариальной деятельности, определяя сущность конкретных нотариальных действий. Множество процедурных норм нотариального производства содержится в разделе V «Наследственное право».

Вопросы обжалования отказа в совершении нотариального действия и его неправильной реализации регулируются Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее - ГПК РФ)[14], Главой 37 которого определяется порядок рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении.

Вопросы, относящиеся к нотариальной деятельности, предусмотрены и в других федеральных законах. Например, Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ[15]; Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ[16]; Федеральный закон от 30 марта 2015 г. №67-ФЗ[17], который вносит изменения по существу как в Основы о нотариате, так и в Федеральный закон об обществах с ограниченной ответственностью, в той части, где происходит изменение в сфере компетенции нотариуса либо в иных вопросах нотариальной практики; Федеральный закон от 05 июля 2010 г. № 154-ФЗ[18] статья 26, которого определяет нотариальные действия, совершаемые консульскими должностными лицами; другие.


Поскольку, как уже говорилось выше, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ нотариат отнесен к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, то по вопросам деятельности нотариата правовое регулирование может осуществляться субъектам и РФ. Указанное положение о нотариате как сфере совместного ведения накладывает отпечаток на построение нотариального законодательства как двухуровневого, сочетающего законоположения федерального уровня и уровня субъектов РФ. В ряде статей Основ о нотариате есть отсылки к законодательству субъектов РФ, в пределах которого допускается более детальное правовое регулирование, например Закон Алтайского края от 29 декабря 2006 г. № 145-ЗС[19].

Отдельные вопросы, касающиеся нотариата, регулируются подзаконными нормативными актами. Это нормативные акты Президента РФ - например: Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767[20]; Положение о консульском учреждении РФ от 5 ноября 1998г.[21] и другие.

К числу Постановлений Правительства РФ можно отнести: Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. №82[22], устанавливающее, что нотариусы при наличии у них оснований полагать, что сделки или финансовые операции, совершаемые их клиентами, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Существенное значение в деятельности нотариусов и других должностных лиц, совершающих нотариальные действия, так же имеют нормативные правовые акты Министерства юстиции РФ, которые в некоторых случаях принимаются совместно с Федеральной нотариальной палатой РФ.

Так, например, приказом Минюста России от 15 марта 2000 г. № 91 утверждены Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусам и Российской Федерации[23].

Приказом Минюста России от 27 декабря 2016г. № 313[24] обновлены Формы реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах. В частности, введен реестр регистрации уведомлений о залоге движимого имущества, направленных в электронной форме. Предусмотрены удостоверительные надписи для односторонней сделки (за исключением доверенности и завещания), а также для удостоверения юридически значимых волеизъявлений, прописан порядок оформления реестров, свидетельств и надписей.