Файл: Сущностные характеристики статуса нотариуса в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Общая характеристика нотариальной деятельности в РФ

1.1 Правовое регулирование нотариальной деятельности

1.2 Нотариус в РФ, порядок вступления и освобождения от должности

Сущностные характеристики статуса нотариуса в РФ

2.1 Права и обязанности нотариуса в РФ

2.2 Ответственность нотариуса в РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Письмо ФНП от 01.04.2016 № 1078/03-16-3 «О направлении Методических рекомендаций по определению предельного размера платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера» (вместе с Методическими рекомендациями по определению предельного размера платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера): утв. решением Правления ФНП (протокол от 28.03.2016 № 03/16)). URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения 01.08.2017).

Горовцова М. ФНП ограничила размер платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера / М. Горовцева. URL:http://www.garant.ru/news/733143/ (дата обращения 04.08.2017)

Источники нотариата можно классифицировать по различным основаниям: по юридической силе (законы и подзаконные акты); по предмету правового регулирования (общие, специальные, акты иных отраслей права); по характеру правового регулирования (материальные и процессуальные); по степени систематизации (кодифицированные нормативные правовые акты и иные); в зависимости от уровня органа, принявшего нормативный правовой акт (принятые федеральными органами государственной власти и принятые органами государственной власти субъектов РФ).

В целом систему источников нотариата составляют: Конституция Российской Федерации, Основы законодательства РФ о нотариате, федеральные законы и законы субъектов РФ, а также иные нормативные правовые акты - относительно ряда процедурных вопросов назначения на должность нотариуса и нотариального делопроизводства в случаях, предусмотренных Основами о нотариате, источником нотариального законодательства являются нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, при этом в ряде случаев принятые по согласованию с Федеральной нотариальной палатой.

Планомерная работа по совершенствованию законодательства о нотариате, начало которой было положено Федеральными законами № 379-ФЗ и 457-ФЗ, позволила сформировать базу для последующих решений, цель которых - укрепить стабильность и законность гражданского оборота в целом. Чтобы расширение компетенции нотариата происходило планомерным и органичным образом, одним из первых шагов стало повышение привлекательности нотариальной формы сделок, необходимой для упорядочивания гражданского оборота и действенной защиты не только прав их участников, но и достоверности государственных реестров. Эта тенденция была продолжена Федеральным законом № 391-ФЗ.

Правовой статус нотариуса включает в себя набор прав, обязанностей и ответственности нотариуса, а также набор законодательно установленных ограничений для получения должности нотариуса. В части прав и обязанностей при совершении нотариальных действий нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и занимающиеся частной практикой, обладают равными правами и несут одинаковые обязанности.

Сегодня нотариус - независимый представитель государства, наделенный им в установленном законом порядке правом совершать нотариальные действия. Вместе с тем свободный статус нотариуса, занимающегося частной практикой, предполагает личную ответственность за каждое совершаемое им нотариальное действие (ст. 17 Основ о нотариате).


Права нотариуса закреплены в ст. 15 Основ о нотариате. В июне 2017 г. в Госдуму внесен законопроект о новых правах нотариусов. Им предлагают разрешить самостоятельно запрашивать информацию о гражданском состоянии обратившегося лица. Речь идет о предоставлении данных о государственной регистрации рождения, смерти, заключения или прекращения брака, установления отцовства, перемены имени, а также сведения о внесении исправлений или изменений в соответствующие акты.

Нотариус должен выполнять следующие возложенные на него обязанности, которые определены в ст. 5, 6, 9, 10, 16 и др. Основ о нотариате, а также в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Исходя из жизненных реалий Основы о нотариате (ст. 20) предусматривают возможность замещения временно отсутствующего нотариуса и наделение полномочиями по исполнению его обязанностей в этот период других лиц, данная статья регламентирует наделение полномочиями лица, замещающего нотариуса, занимающегося частной практикой и с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ она полностью изложена в новой редакции.

К сожалению, до настоящего времени остается не урегулированным вопрос о порядке временного замещения нотариуса при возникновении непредвиденных обстоятельств, например внезапной тяжелой болезни нотариуса, в случаях, если не принималось решения о наделении полномочиями нотариуса заранее на календарный год. Представляется, что в указанных ситуациях решение вопроса о замещении нотариуса должно оперативно решаться нотариальной палатой и территориальным органом юстиции на основании установленного факта отсутствия нотариуса путем изменения территории деятельности нотариуса другого нотариального округа. Одновременно должен быть решен вопрос о праве пользования нотариусом, территория деятельности которого изменяется, архивом временно отсутствующего нотариуса. В настоящее время в законе также недостаточно четко урегулировано понятие «отсутствие нотариуса в поселении или в населенном пункте», хотя только при наличии этого условия должностные лица местного самоуправления вправе совершать нотариальные действия. Представляется, что указанными полномочиями должностное лицо местного самоуправления может наделяться только при постоянном отсутствии нотариуса в поселении или в установленных законом населенных пунктах, т.е. в случае отсутствия нотариальной конторы нотариуса в названных местах либо при наличии вакантной единственной должности нотариуса в нотариальном округе, в который включены эти поселения и населенные пункты. В случае временного отсутствия нотариуса в поселении или в населенном пункте нотариальные действия должны совершаться лицами, замещающими в порядке ст. 20 Основ о нотариате временно отсутствующего нотариуса. Во избежание возникновения в последующем спорных ситуаций данный вопрос также требует законодательного уточнения.


В целях защиты нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, Основами о нотариате предусмотрена возможность его увольнения только в соответствии с ТК РФ. Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях: осуждения его за совершение умышленного преступления - после вступления приговора в законную силу; ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке; по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами РФ (например, в случае признания лица, являющегося нотариусом, безвестно отсутствующим).

Сложение полномочий нотариуса по достижении им 75-летнего возраста осуществляется без решения суда.

Широкий спектр юридических услуг, которые любой из нас может получить в нотариальной конторе предполагает высокую ответственность каждого нотариуса.

За частнопрактикующими нотариусами за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу, в результате совершения нотариального действия закреплена полная имущественная ответственность. Повышение суммы обязательного страхования гражданской ответственности нотариуса до 5 млн. руб. должно способствовать росту заинтересованности граждан в обращении за квалифицированной юридической помощью в нотариальные конторы. Данная мера, в первую очередь, направлена на защиту интересов участников гражданского оборота, предоставляя дополнительные высокие гарантии бесспорности соблюдения их прав при отчуждении недвижимого имущества. Указанная сумма является первой ступенью существующей многоуровневой системы возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, если он возник по вине нотариуса. В случае недостаточности этих средств, ущерб будет компенсирован за счет коллективной страховки региональной нотариальной палаты. Третьей ступенью гарантии возмещения ущерба является личное имущество нотариуса, а финальной - Компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты, который должен покрыть гипотетический ущерб любого размера. Положения о Компенсационном фонде ФНП введены Федеральным законом № 457-ФЗ, определившим, что выплаты из него будут производиться с 1 января 2018 года. Это одна из форм дополнительной гарантии возмещения вреда, причиненного нотариусом при осуществлении им нотариальной деятельности. Как указано в законе, Компенсационным фондом является обособленное имущество, принадлежащее Федеральной нотариальной палате на праве собственности и формируемое за счет отчислений от членских взносов нотариальных палат. Выплаты из Компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты предусмотрены при наличии одновременно следующих условий: недостаточности денежных средств, полученных в возмещение причиненного нотариусом вреда по договору страхования гражданской ответственности нотариуса и договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариусов – членов соответствующей нотариальной палаты, а также в случае невозможности исполнения решения суда о возмещении, причиненного нотариусом вреда за счет его личного имущества.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.- 2014.- № 31.- Ст. 4398.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства РФ.- 1998.- № 20.- Ст. 2143.

  1. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) (с изм. от 28.03.1997) // Собрание законодательства РФ.- 1995.- № 17.- Ст. 1472.
  2. Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ.- 1996.- № 12.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ.- 1996.- № 5.- Ст. 410.
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 46.- Ст. 4532.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрании законодательства РФ.- 2002.- № 1 (часть I).- Ст. 1.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // Собрание законодательства РФ.- 2000.- № 32.- Ст. 3340.
  7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.07.2017) // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 1 (ч. 1).- Ст. 3.
  8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // Собрание законодательства РФ.- 1996.- № 25.- Ст. 2954.
  9. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017) // Ведомости СНД и ВС РФ.- 1993.- № 10.- Ст. 357.
  10. Федеральный закон от 05 июля 2010 г. № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Консульский устав Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 2010.- № 28.- Ст. 3554.
  11. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 2011.- № 48.- Ст. 6725.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 2015.- № 1 (часть I).- Ст. 10.


  1. Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 379-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 2013.- № 51.- Ст. 6699.
  2. Федеральный закон от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ.- 2015.- № 13.- Ст. 1811.
  3. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственной регистрации недвижимости» // Собрание законодательства РФ.- 2015.- № 29 (часть I).- Ст. 4344.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства РФ.- 1997.- № 30.- Ст. 3594.

  1. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ 29 июля 2017 (ред. от 29.07.2017) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (Часть I). Ст. 3431.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (ред. от 14.-3. 2014) // Собрание законодательства РФ.- 2004.- № 32.- Ст. 3283.

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 2012.- № 53 (ч. 1).- Ст. 7598.
  2. Федеральный закон от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ.- 1998.- № 7.- Ст. 785.
  3. Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 30.- Ст. 3036.
  4. Указ Президента РФ от 5 ноября 1998 г. N 1330 (ред. от 21.08.2012г.) Об утверждении Положения о Консульском учреждении Российской Федерации // Собрании законодательства РФ.- 1998.- № 45.- Ст. 5509.
  5. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. № 82 ( ред. от 08.07.2014 г.) «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг» //Собрание законодательства РФ.- 2005.- № 8-. Ст. 659.
  6. Приказ Минфина России от 15.01.2015 № 5н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей». URL: www. pravo.gov.ru (дата обращения 09.08.2017).