Файл: Сущностные характеристики статуса нотариуса в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Общая характеристика нотариальной деятельности в РФ

1.1 Правовое регулирование нотариальной деятельности

1.2 Нотариус в РФ, порядок вступления и освобождения от должности

Сущностные характеристики статуса нотариуса в РФ

2.1 Права и обязанности нотариуса в РФ

2.2 Ответственность нотариуса в РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Письмо ФНП от 01.04.2016 № 1078/03-16-3 «О направлении Методических рекомендаций по определению предельного размера платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера» (вместе с Методическими рекомендациями по определению предельного размера платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера): утв. решением Правления ФНП (протокол от 28.03.2016 № 03/16)). URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения 01.08.2017).

Горовцова М. ФНП ограничила размер платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера / М. Горовцева. URL:http://www.garant.ru/news/733143/ (дата обращения 04.08.2017)

Приказом Минюста России от 29 июня 2015 г. № 151[25] утвержден новый Порядок прохождения стажировки лицами, претендующим и на должность нотариуса. Как и ранее, минимальный период стажировки – 1 год, а проходить ее нужно у частного нотариуса со стажем деятельности не менее 3 лет. Ранее же предусматривалась возможность стажировки и в государственной нотариальной конторе.

Приказом Министерства юстиции РФ от 29 июня 2015 г. № 150[26] определены полномочия квалификационной комиссии. Среди которых - принятие решения о допуске к квалификационному экзамену, прием экзамена у лиц, желающих заниматься нотариальной деятельностью.

Правила нотариального делопроизводства[27]: устанавливают единый порядок работы с документами нотариусов в Российской Федерации, осуществления контроля за исполнением правил нотариального делопроизводства, а также передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу; регулируют документирование и документооборот с момента создания или получения документов до передачи их в архив или уничтожения, включая порядок работы с документами, контроль, ведение и заполнение документов, связанных с совершением нотариальных действий, составление номенклатуры дел, подготовку документов к хранению или уничтожению.

Решением Правления ФНП от 28 марта 2016 г., протокол №03/16 с целью экономического обоснования размеров платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера и оказание помощи нотариальным палатам субъектов РФ, были утверждены Методические рекомендации по определению предельного размера платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера[28]. В соответствии с данным документом ФНП ежегодно определяет предельный размер платы за оказание таких услуг для каждого субъекта РФ на следующий год, а непосредственные размеры платы (не выше предельных) утверждаются нотариальными палатами регионов.

Отмечается, что при расчете предельных величин учитывались величина регионального прожиточного минимума, а также количество нотариальных действий, совершаемых в среднем одним нотариусом в соответствующем субъекте РФ, и трудозатраты на совершение того или иного нотариального действия.

По словам президента ФНП К. Корсика, «для всей территории страны введена единая льгота: плата за услуги правового и технического характера не будет взиматься при удостоверении сделок по отчуждению имущества несовершеннолетних. Льготы предусмотрены также для участников и инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов I группы»[29]. Нотариальные палаты субъектов РФ вправе установить дополнительные льготы для отдельных категорий граждан, по оплате представляемых нотариусами услуг правового и технического характера.


Регионам так же было рекомендовано привести размеры платы за оказание услуг правового и технического характера в соответствие с Методическими рекомендациями до 1 августа 2016 года.

Все тарифы в соответствие с новой моделью можно узнать на сайте Федеральной нотариальной палаты[30].

Положением «О единой информационной системе нотариата» (ЕИС), определены основные принципы построения и функционирования Единой информационной системы нотариата России (ЕИС). Участниками ЕИС являются нотариусы, региональные и Федеральная нотариальные палаты. Каждый участник при регистрации получает идентификатор и пароль для доступа к ресурсам ЕИС. Он несет ответственность за достоверность и своевременность представления в ЕИС информации, а также за распространение (разглашение) полученных сведений.

ЕИС состоит из нескольких информационных блоков. В частности, в ней можно найти данные о руководителях, адресах, телефонах нотариальных палат, сведения о нотариусах, образцы их печатей и подписей. С помощью раздела «Бланки единого образца» можно узнать, выдавался ли данный бланк конкретному нотариусу, использовал ли он его для изготовления нотариального документа с указанной в запросе датой и реестровым номером. Также в ЕИС вносятся сведения об отмененных доверенностях, недействительных документах, арестах и запрещениях, недееспособных лицах. Тут же размещен список «Антитеррор» Росфинмониторинга[31].

Через ЕИС можно узнать, у кого из нотариусов находится завещание гражданина, при этом сохраняется тайна нотариального действия; также в ЕИС содержится информация об открытии наследственных дел; с помощью ЕИС нотариусы могут получить выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРП, сведения из банков о вкладах (счетах) наследодателя, а также подать запрос в Центральный каталог кредитных историй ЦБР.

Итак, нотариальная деятельность регулируется своей системой источников. Под источниками нотариата понимают нормативно-правовые акты, содержащие правила, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления нотариальной деятельности, а также организационно-управленческие отношения в сфере нотариальной деятельности.

Перечень нормативных правовых актов, которые регулируют нотариальную деятельность, определен в ст. ст. 1 и 5 Основ о нотариате. К числу источников относится Конституция Российской Федерации, Основы законодательства РФ о нотариате, федеральные законы и законы субъектов РФ, а также иные нормативные правовые акты - относительно ряда процедурных вопросов назначения на должность нотариуса и нотариального делопроизводства в случаях, предусмотренных Основами о нотариате, источником нотариального законодательства являются нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, при этом в ряде случаев принятые по согласованию с Федеральной нотариальной палатой.


1.2 Нотариус в РФ, порядок вступления и освобождения от должности

Нотариат призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами и другими уполномоченными на то должностными лицами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени государства.

Современный нотариус - это должностное лицо, уполномоченное государством/законом совершать и свидетельствовать юридические акты, придавая последним значение актов публичных.

Слово «нотариус» (notarius) латинского происхождения, означающее «писец», «скорописец», «секретарь». «В древнем Риме нотарии (notarii) - специальные рабы, которые вели деловую переписку своих господ, как правило, под диктовку последних. Позже появляются упоминания о профессии нотариуса - о лицах, именуемых «табелионами». Эти свободные граждане занимались той же деятельностью, что и невольники нотарии - являлись частными писцами, за плату изготовлявшими для сторон необходимые письменные документы. Кроме этого, табелионы свидетельствовали о содержании и подлинности документов. Данная профессия требовала абсолютной честности, поэтому при Юстиниане (527-565) требовалось официальное разрешение заниматься этой профессией»[32].

Российский нотариус является лицом, наделенным публичными полномочиями и действующим от имени государства. К лицам, имеющим право совершать нотариальные действия, относятся: нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе; нотариусы, занимающиеся частной практикой; должностные лица органов местного самоуправления, наделенные правом совершения нотариальных действий; должностные лица консульских учреждений; иные должностные лица, которые в исключительных случаях могут совершать отдельные нотариальные действия.

Согласно общему правилу, нашедшему отражение в ст. 13 Основ о нотариате[33], каждый гражданин для совершения нотариального действия вправе обратиться к любому нотариусу на всей территории российского государства. Исключением из данного правила являются установленные законом случаи, когда совершение нотариального действия допустимо только определенным нотариусом.


В основном нотариальные действия, безусловно, совершают нотариусы. «Но вполне естественно, что в такой огромной стране как Россия есть населенные пункты, в которых нецелесообразно открывать нотариальные конторы, так как число нотариальных действий будет весьма незначительным. Нотариус в такой местности окажется просто без работы, тем более, что по закону он дополнительно почти нигде не вправе работать. Поэтому в таких населенных пунктах, орган местного самоуправления принимает решение, или руководитель органа издает распоряжение о возложении совершения нотариальных действий на кого-либо из должностных лиц органа. При этом правом совершения нотариальных действий наделяется только одно лицо»[34].

Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления в соответствии с ч. 3 ст. 39 Основ о нотариате[35] устанавливается специальной инструкций[36]. Методическое руководство по совершению нотариальных действий должностными лицами осуществляют органы юстиции субъектов Российской Федерации.

При отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.

Исходя из жизненных реалий Основы о нотариате (ст. 20) предусматривают возможность замещения временно отсутствующего нотариуса и наделение полномочиями по исполнению его обязанностей в этот период других лиц, данная статья регламентирует наделение полномочиями лица, замещающего нотариуса, занимающегося частной практикой и с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ[37] она полностью изложена в новой редакции.

Замещение временно отсутствующего нотариуса представляет собой передачу его полномочий по осуществлению нотариальной деятельности в случае временного отсутствия нотариуса или временной невозможности исполнения им своих обязанностей по уважительной причине. При этом ФНП делегировано полномочие по установлению перечня причин, признаваемых уважительными, а федеральному органу юстиции, т.е. Минюсту России и ФНП - полномочие совместно определить порядок замещения временно отсутствующего нотариуса. Период замещения временно отсутствующего нотариуса исчисляется в днях или часах.


Наделение полномочиями нотариуса может осуществляться на конкретно определенный срок в каждом случае временного отсутствия нотариуса или заранее на календарный год. Если замещение предполагается на конкретно определенный срок, то обращение нотариуса с соответствующей просьбой должно последовать не менее чем за три рабочих дня до наступления уважительной причины, за исключением случаев замещения нотариуса при возникновении непредвиденных обстоятельств.

Если же замещение предполагается на календарный год, то обращение нотариуса с такой просьбой должно последовать не позднее 1 декабря текущего года. На календарный год полномочиями временно отсутствующего нотариуса может наделяться только одно лицо.

К сожалению, до настоящего времени остается не урегулированным вопрос о порядке временного замещения нотариуса при возникновении непредвиденных обстоятельств, например внезапной тяжелой болезни нотариуса, в случаях, если не принималось решения о наделении полномочиями нотариуса заранее на календарный год. «Ситуация еще больше усугубляется при отсутствии в нотариальном округе заболевшего нотариуса иных нотариусов. Представляется, что в указанных ситуациях решение вопроса о замещении нотариуса должно оперативно решаться нотариальной палатой и территориальным органом юстиции на основании установленного факта отсутствия нотариуса путем изменения территории деятельности нотариуса другого нотариального округа. Одновременно должен быть решен вопрос о праве пользования нотариусом, территория деятельности которого изменяется, архивом временно отсутствующего нотариуса»[38].

Решение о наделении полномочиями временно отсутствующего нотариуса принимается территориальным органом юстиции совместно с нотариальной палатой соответствующего субъекта РФ.

В настоящее время в законе также недостаточно четко урегулировано понятие «отсутствие нотариуса в поселении или в населенном пункте», хотя только при наличии этого условия должностные лица местного самоуправления вправе совершать нотариальные действия. Представляется, что указанными полномочиями должностное лицо местного самоуправления может наделяться только при постоянном отсутствии нотариуса в поселении или в установленных законом населенных пунктах, т.е. в случае отсутствия нотариальной конторы нотариуса в названных местах либо при наличии вакантной единственной должности нотариуса в нотариальном округе, в который включены эти поселения и населенные пункты. В случае временного отсутствия нотариуса в поселении или в населенном пункте нотариальные действия должны совершаться лицами, замещающими в порядке ст. 20 Основ о нотариате[39] временно отсутствующего нотариуса. Во избежание возникновения в последующем спорных ситуаций данный вопрос также требует законодательного уточнения.