Файл: Основные функции в системе менеджмента. Менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тип власти используемый менеджером

Законная

Эталонная

Основанная на вознаграждении

Экспертная

Основанная на принуждении

Рис. 6.1 Типы власти

Существуют две формы влияния[17], которые могут побудить  исполнителя к более активному сотрудничеству:

- убеждение;

- участие сотрудников в управлении.

Для эффективного использования влияния менеджеру необходимо выполнять ряд условий:

• потребность, к которой аппелируют, должна быть актуальной;

• человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения (в той или иной степени) какой-то потребности;

• человек, на которого влияют, должен ожидать с достаточно высокой вероятностью, что исполнение задания приведет к удовлетворению или неудовлетворению его потребности;

• человек, на которого влияют, должен верить, что его усилия имеют хороший шанс оправдать ожидания руководителя.

Особенно эффективным является влияние лидера[18], признанного коллективом.

ВЫВОД: Функция руководства основывается на координации деятельности различных управленческих подразделений. Это основная функция мозг всего управления. Чем сложнее система управления, тем больше встает задача постоянного совершенствования управления.

2.2.7. Контроль

Контроль[19], учет, анализ – система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления, принятым управленческим решениям.

Содержание контроля как функции менеджмента заключается в своевременном обнаружении возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.

Контроль – комплексная функция, включающая функции учета, оценки, анализа.

Задачи контроля:

- сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция – учет);

- оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов  – плановых заданий,  нормативов (функция – оценка);

- анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция – анализ);

- прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.


Значение контроля:

- завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми основными предметными функциями менеджмента;

- производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т.е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле.

Процесс контроля включает:

- установку стандартов, выработку критериев оценки;

- изменение фактических результатов;

- принятие необходимых корректирующих действий.

По форме осуществления контроль может быть:

внутренним – система контроля организуется предприятием самостоятельно;

внешним – контроль со стороны внешних контрольных органов, вышестоящей организации, государственных органов и т.д.

Функции контроля используются на принципах (рис. 1.7)

Массовости

Эффективности

Функция контроля действует на принципах

Всесторонности

Гласности

Убедительности

Непрерывности

Рис. 1.7. Принципы функции контроля

Эффективная система контроля характеризуется:

– стратегической направленностью;

– ориентацией на результаты;

– соответствием контролируемому виду деятельности;

– своевременностью (нужная информация нужным людям до того, как произойдет кризис) и гибкостью;

– экономичностью и простотой.

Содержание учета как функции менеджмента состоит в  учете[20]  выполнения производственной программы, наличии материальных и финансовых ресурсов и т.д.

По виду учет делится на:

• оперативный – текущее управление определенными видами хозяйственной деятельности или отдельными операциями;

• финансовый (бухгалтерский) – информация о кругообороте всех средств и ресурсов в процессе хозяйственной деятельности предприятия;

• статистический – дополняет предыдущие виды учета информацией о процессах, не имеющих стоимостной оценки; может быть сплошным и выборочным.

Характеристика основных видов контрольной деятельности

Предварительный – проводится до принятия решения по тому или иному вопросу в целях предупреждения неверных или необоснованных решений. Применяется к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.

Текущий – осуществляется в процессе исполнения принятых решений (плановых зданий). Назначение – современное выявление отклонений, препятствующих исполнению решений в полном объёме, нужного качества и в установленные сроки. Производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальством.


Заключительный – осуществляется после реализации решения для проверки правильности его исполнения.

Стратегический – предусматривает учёт, оценку и анализ результатов разработки и реализации перспективной концепции развития организации. Объектами выступают жизненно-важные аспекты политики организации: маркетинг, научно-технические прогнозы, продуктово-тематический портфель.

Оперативный – нацелен на текущий учёт, анализ осуществляемых процессов и имеет своей задачей обеспечение выполнения принятых плановых заданий. Объектами выступают: тематические и производственные задания, сроки проведения работ, качество работ, предусмотренные планом ресурсы, связанные с деятельностью затраты предприятия.

Финансовый – ориентирован на конечные экономические результаты деятельности организации и проводится на разных уровнях управления в соответствии с принятой организационной структурой. Объектами являются такие показатели, как прибыль, издержки, объёмы производства и продаж, инвестиции и эффективность их использования, обеспеченность финансовыми средствами и финансовое состояние организации (платежеспособность и ликвидность).

Административный – распространяется на процессы деятельности и управления ими, имеет иерархическую структуру. Объекты контроля: производственно-хозяйственный процесс в целом и его отдельные части, плановые задания, сроки поставок, ситуация в коллективах исполнителей, выполнение производственной программы и всех видов планов организации.

Полный – строится как целостная система, постоянно функционирующая в принятой организационной структуре.

Выборочный – организуется как разовое мероприятие, имеющее целевой характер: проверка качества продукции, соблюдение нормативных требований, научно-технического уровня продукции и т.п.

Содержание анализа[21] как функции менеджмента состоит в изучении выполнения производственной программы, эффективности использования материальных и финансовых ресурсов.

Цели экономического анализа - определить эффективность производственно-сбытовой деятельности предприятия; выявить направления деятельности на текущий и перспективный периоды.

Анализ может быть внешним и внутренним (табл.2.3)

Таблица 2.3. анализ контроля

Внешний характеризует:

Внутренний характеризует:

имущественное состояние предприятия;

финансовую устойчивость;

платежеспособность;

рентабельность деятельности;

привлечение источников капитала;

отношения предприятия с внешней средой.

формирование прибыли;

структуру себестоимости;

ценовую политику;

себестоимость по видам продукции;

характер ответственности должностных лиц.


ВЫВОД: В процессе контроля есть три четко различимых этапа: 1- это установка стандартов, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании. 2 - сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой. 3 - измерение результатов, является обычно самым хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать. Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.

Система менеджмента

    1. Основные понятия системы, структура и назначение

В современных, жестких условиях конкурентной борьбы за потребителя, эффективное управление компанией (быстрее, качественнее, дешевле) является ключевым. Одной из самых отработанных на практике и признанных в мире моделей управления бизнесом является Международный стандарт ISO 9001:2008. Система Менеджмента Качества компании созданная и сертифицированная по ISO 9001:2008, является эффективной Системой Управления Компанией и гарантирует ее дальнейшее стабильное развитие.

ISO (International Organization for Standardization) - Международная организация по стандартизации, всемирная федерация национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ISO). Цель ISO - развитие принципов стандартизации и проектирование на их основе стандартов, способствующих интеграционным процессам в разных областях и направлениях деятельности. Существование и развитие ISO обусловлены возрастающей необходимостью использования общепринятых стандартов для обеспечения совместимости функционирования различных (не только технических) систем. Взаимопроникновение методов управления, технологий, средств и рынков в настоящее время невозможно представить без стандартов ISO.

ISO 9000 - разрабатываемые ISO стандарты объединяются в семейства. ISO 9000 - семейство стандартов, относящихся к качеству и призванных помочь организациям всех видов и размеров разработать, внедрить и обеспечить функционирование эффективно действующих СМК.


Основной пакет международных стандартов, связанных с управлением качеством, был принят ISO в марте 1987 года и затем периодически обновлялся. Он содержал стандарты ISO 9000-9004, а также словарь терминов и определений ISO 8402. В 2008 году вышла четвертая редакция основного стандарта этой серии - ISO 9001:2008.

ISO 9001:2008 - «Система менеджмента качества. Требования» - устанавливает требования для систем менеджмента качества и определяет модель СМК, основанную на процессах. Для создания СМК необходимо выполнить следующие действия:

  • провести аудит действующей системы;
  • обучить сотрудников;
  • разработать или усовершенствовать действующую СМК;
  • внедрить СМК;
  • сертифицировать СМК;
  • поддерживать эффективность функционирования СМК.

Формы выполнения этих этапов всецело зависят от потребностей и интересов предприятия.

Внедрение МСК, характеризуется достаточной сложностью. После определения, формализации и утверждения требуемых способов осуществления деятельности их нужно реализовать на практике. Часто разработка и внедрение СМК представляют собой итерационные процедуры: некоторые предлагаемые способы действия сразу же проверяются на практике. Трудоемкость данного этапа во многом зависит от подготовки персонала. Обученные и компетентные сотрудники способны реализовать процедуры самостоятельно, в противном случае внедрение потребует значительных усилий руководства и консультантов. Факт внедрения является обязательным для сертификации.

СМК (система менеджмента качества) - это система, созданная в организации для постоянного формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей. Это система, которая характеризуется своим назначением, структурой, составом элементов и связями между ними.

Назначение СМК.

Обеспечивает качество продукции или услуг организации и «настраивает» это качество на ожидания потребителей (заказчиков). При этом ее главная задача - не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг). Причиной брака всегда являются неправильные действия. А для того, чтобы их избежать, необходимо формализовать (описать) правильные действия для создания качественной продукции или услуг, разработать инструкции по выполнению правильных действий и контролировать эти действия.

Структура СМК.

Состоит из следующих элементов: организация[22], процессы[23], документы, ресурсы. Другими словами, под организацией понимается совокупность элементов организационно-штатной структуры, связанных с качеством, правила их взаимодействия, а также персонал, отвечающий за качество.  Важное значение в СМК имеет понятие процедуры. Процедура - установленный способ осуществления деятельности или процесса. Таким образом, процедурой можно назвать процесс (или совокупность процессов); с другой стороны - это документ[24], формализующий правильный способ выполнения процесса.  Основные документы СМК перечислены далее. С документами системы качества должны быть связаны другие организационно-распорядительные документы предприятия, например «Положения о подразделениях» и «Должностные инструкции».