Файл: Основные функции в системе менеджмента. Менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Данную тему курсовой работы Я выбрал для большего понимания менеджмента т.к. эта тема включает в себя основные описания и понятия всей дисциплины в целом и при постепенном раскрытии темы больше осознаётся смысл и применение менеджмента в обществе.

Изначально менеджмент интенсивно развивался за рубежом, т. к. само понятие бизнес в России был запрещён очень долгий период времени. И только в конце 90-х годах в России появилось понятие менеджмента как науки и началось её интенсивное развитие и совершенствование.

Развитие менеджмента как науки в России можно разделить на 5 периодов:

1) 1900 - 1910-е гг. - этап зарождения;

2) 1920-е гг. - этап интенсивного развития на мировом уровне;

3) 1930 - 1950-е гг. - этап затяжного кризиса и глубокого отставания;

4) 1960 - 1980-е гг. - этап активного возрождения;

5) 1990-е гг. - по настоящее время - этап "догоняющего" развития[1].

Современный этап развития науки о менеджменте в нашей стране характеризуется появлением новых научных центров и активным проведением разнообразных исследований в области менеджмента[1]. При условиях формирования планомерной рыночной экономики повышаются требования к управлению. Это обусловлено повышенной сложностью, как производства продукции, так и ее реализации. Если в производстве товаров принимают участие десятки, сотни, а то и больше специализированных предприятий, то возникает необходимость рационального решения большого количества повседневных практических проблем, связанных с обеспечением предприятия квалифицированной рабочей силой, сырьем, материалами, выгодными рынками сбыта товаров и услуг. Без специальных знаний решить этот широкий круг проблем невозможно. Появляется особенная, относительно обособленная сфера управленческой деятельности - менеджмент.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Определение менеджмента

В жизни не существует такого самостоятельного явления, как менеджмент. В реальной жизни существуют различные органи­зации. Эти организации обладают различными свойствами. Одно из таких свойств — сохранение цельности организации и установ­ление взаимодействия организации с внешней средой, и считается менеджментом[2]. Естественно, это свойство реализуется посредст­вом действий людей. Поэтому менеджмент — это деятельность (в узком смысле слова). Часто менеджмент определяют следующим образом:


Менеджмент – это система принципов, методов и средств управления организациями с целью обеспечения высокой эффективности их работы т.е. менеджмент представляет собой не разрозненные принципы и правила управления, а упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимно влияющих друг на друга элементов: знаний, навыков, принципов и методов управления, подготовленных специалистов, средств коммуникации и обработки информации, финансовых, материальных и иных ресурсов и т.п.

Менеджмент – это искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом (Ф. Тейлор).

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и мотивы поведения других (работающих в организации) людей.

В современном языке термин «менеджмент» означает:

     вид профессиональной деятельности;

     категорию людей (представителей определенной профессии);

     аппарат управления организации (предприятия, фирмы, учреждения и т.п.);

     процесс управления организацией;

     науку (имеющую свой понятийно-категорийный аппарат, научные труды, методы, методики и т.п.);

     искусство (систему специфических требований, предъявляемых к творческим способностям, личностным качествам, навыкам, манере поведения и имиджу специалиста в области управления – менеджера).

Менеджмент характеризуется четырьмя аспектами: экономическим, социально-психологическим, правовым и организационно-техническим [2].

Экономический аспект представляет собой управление процессом производства, за счет грамотной координации материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологический аспект характеризует деятельность по управлению усилиями персонала фирмы для достижения поставленных целей. Этот аспект включает в себя такие понятия, как система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, и социальная функция менеджмента, отражающая культуру общества, его традиции, ценности и обычаи. 

Правовой аспект менеджмента отражает структуру и принципы государственных, политических и экономических институтов общества, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство.

Организационно-технический аспект менеджмента состоит в рациональной оценке ситуации и систематическом выборе целей и задач; разработке стратегии достижения этих задач; подборе и использовании требуемых ресурсов; проектировании, организации и контроле за действиями, необходимыми для достижения целей.


 Для того чтобы организация была успешной, конкурентоспособной и развивающейся, ею должна управлять команда профессионалов – менеджеров[3]. А это в свою очередь означает, что в государстве должна существовать система профессиональной подготовки менеджеров. Как вам известно, профессию менеджера можно получить, обучаясь в колледжах, институтах, университетах и т.п. 

Менеджмент как свой­ство организации

Менеджмент как свой­ство организации очень сильно зависит от того, о какой организа­ции идет речь. Это не означает, что менеджмент не может оказы­вать влияние на характеристики организации. Более того, воздей­ствие на организацию с целью ее развития является одной из ключевых функций менеджмента. Но он не существует в отрыве от организации, он всегда существует в ней[2]. Термин «менеджмент» означает профессиональную деятельность – эффективное управление организациями[4].

Какова природа организации, как она возникает, как уст­роена и как живет и развивается. Если вы попробуете найти кого-нибудь из вашего окружения, кто не принадлежит ни к одной организации, то убедитесь, что это не так легко сделать. Подавляющее большинство членов общества входят в одну или несколько организаций, являясь их работника­ми, либо вступают с ними в контакт. Эти организации могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государ­ственными или частными, большими или малыми, временными или постоянными. Данный перечень можно продолжать еще очень долго. Важно подчеркнуть, что существуют самые разнообразные организации. Более того, организации могут меняться, они рожда­ются и умирают. Из всего сказанного можно сделать вывод, что основными составляющими любой орга­низации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, на решение которых направлена деятельность данной организа­ции, и управление, которое формулирует задачи и приводит в дви­жение потенциал организации для решения этих задач.

Опираясь на данное понимание основных составляющих орга­низации, ее можно определить как систематизированное, созна­тельное объединение действий людей, преследующих посредством решения задач, стоящих перед организацией, достижение опреде­ленных целей. В том случае, если существуют устоявшиеся грани­цы организации, если определено ее место в обществе, организа­ция принимает форму общественной ячейки и выступает в виде со­циального института. Такими организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общест­венные объединения, учреждения культуры, образования и т.п. Если же организация не институциирована, то в данном случае речь идет об организации как процессе. Например, это может быть организация митинга. При таком рассмотрении организации она скорее выступает как отдельная функция управления.


В дальнейшем в учебнике термин «организация» будет исполь­зоваться в первом смысле. Если же он будет употребляться во вто­ром смысле, то обязательно будет добавляться слово «функция», т.е. будет использоваться понятие «функция организации»[5].

Организация возникает и продолжает свое существование по­тому, что она позволяет отдельным людям решать свои проблемы, достигать свои личные цели. Люди дают жизнь организации, они вносят свой вклад в жизнедеятельность организации. Это могут быть деньги, другие материальные ресурсы, знания, энергия, твор­чество и т.п. Но они делают это потому, что взамен от организации получают материальные и нематериальные ресурсы, которые ис­пользуют для решения своих личных задач. Если люди, от которых зависит существование организации, теряют к ней интерес и отхо­дят от нее, то у организации начинаются проблемы. И при опреде­ленных обстоятельствах она даже может прекратить свое существо­вание. Предотвращение таких кризисных ситуаций, обеспечение должного удовлетворения интересов отдельных групп людей, от которых зависит существование организации, является одной из важнейших задач менеджмента. Именно менеджмент должен сформулировать для организации такие задачи, решение которых позволит всем вовлеченным в деятельность организации участни­кам получить приемлемую для них выгоду. Это и зарплата, и диви­денды и прибыль, и разные другие блага.

Любая организация может быть представлена как открытая сис­тема, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт. Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:

  • получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;
  • изготовление продукта;
  • передача продукта во внешнюю среду.

Все эти три процесса являются жизненно важными для органи­зации[6]. Если хотя бы один из процессов прекращается, организация далее уже не может существовать. Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту. Особенность со­временного этапа состоит в том, что темп изменений, происходя­щих во внешней среде, существенно возрос. Среда обитания дело­вых организаций стала столь динамичной, что применительно к ней стало использоваться понятие турбулентной среды. Естествен­но, выживать в такой динамично меняющейся среде могут только те организации, которые сами меняются не менее высоким тем­пом. Проведение изменений всегда являлось важной функцией ме­неджмента. В современных условиях проведения изменений, раз­витие организации становится одной из важнейших задач менедж­мента. При этом в последнее десятилетие с появлением так называемых научающихся организаций развитие организации для менеджмента из средства решения более важных задач превраща­ется в самоцель. То есть развитие организации через научение ста­новится одной из главных задач менеджмента. Менеджмент играет столь важную роль в организации и решает столь многоплановые задачи, управление организацией не может быть представлено, как это часто делается, только как осо­бый вид деятельности по целенаправленной координации дейст­вий участников процесса совместной работы.


Вывод: Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» является аналогом термина «управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

1.3.Управление в менеджменте

 Управленческое[7] воздействие на организации (группы людей или отдельных сотрудников) может реализовываться посредством приказов, распоряжений, планов, норм, регламентов, контрольных функций, мотивационных процедур, межличностного общения и т.п.

Под критерием эффективности управления понимается какой-либо показатель, характеризующий успешность работы организации после того или иного управленческого воздействия на нее. Так, например, в результате грамотных действий менеджеров может значительно повыситься объем производства и продаж продукции, увеличиться выручка компании, снизиться текучесть кадров, улучшиться морально-психологический климат в коллективе и т.п. Часто, говоря об успешности управленческих решений, принимаемых менеджментом, используют понятия «результативность» и «эффективность». 

Результативность – это достижение организацией поставленной цели (например, удвоение объема выручки компании). А эффективность – это, способ достижения цели, образно говоря, – путь, который пришлось пройти компании. Например, достижение поставленной цели (удвоение объема выручки) вряд ли будет считаться эффективным, если это произошло в течение трех лет, в то время как конкурентам удалось добиться этого за полгода, или если это привело к массовым увольнениям квалифицированных сотрудников, не согласных с новыми условиями труда. Иначе говоря, эффективность – это отношение ценности полученного результата к затратам на его достижение.  

Под ограничениями понимаются те условия (ситуация), в которых в данный момент принимается управленческое решение. Так, например, решение оборудовать производство новыми станками может быть ограничено отсутствием необходимых финансовых ресурсов, а решение применить штрафных санкций по отношению к сотрудникам – законами государства и т.п.