Файл: Основные функции в системе менеджмента. Менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важным элементом процесса управления является обратная связь – передача информации (результатов работы, уточнений, предложений, отчетов и т.п.) от объекта к субъекту управления. Обратная связь – это осуществление менеджером контроля за работой подчиненных, а также возможность узнавать их мнение и предложения. Без обратной связи менеджер лишается возможности эффективно управлять объектом.

Итак, управлять целой организацией, ее отдельным подразделением или одним сотрудником – это значит оказывать на них управленческое воздействие, т.е. отдавать распоряжения, формировать требования и планы, убеждать или просто беседовать с людьми.

 Конечной целью деятельности менеджмента любой фирмы является обеспечение прибыльности или доходности ее деятельности путем рациональной организации производственного процесса. Эта деятельность включает только управление производством и развитие технико-технологической базы, но и рациональное использование кадрового потенциала, повышение квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Иногда для объяснения, что такое управление, используется вот такое определение:

Управление - это процесс рационального распределения  ресурсов  организации с заданной целью, по разработанному плану, с непрерывным контролем результатов.

 Ресурсы, которыми управляет менеджер в организации можно разделить на пять групп:

1.  Материальные (здания, оборудование, расходные материалы, сырье, необходимое для производства продукции и т.п.).

2.  Финансовые (наличные деньги, ценные бумаги, счета в банках и т.п.)

3.  Человеческие (работники, персонал организации).

4.  Информационные (базы данных, сведения, знания, технологии, инструкции и т.п.)

5.  Временные (рабочее время).[8]

 Вывод: управление – это довольно сложный процесс, требующий от менеджера знаний, навыков, опыта, уверенности в себе, а также – такта, чувства меры и доброго отношения к людям. Но зато, если управление осуществляется профессионально и эффективно, то появляется результат – продукция, которую производит предприятия или услуги, оказываемые клиентам.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА


2.1. Законы и принципы менеджмента

Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, основаны на определенных законах, которые можно представить в виде таблицы 2.1.

 Таблица 2.1 Законы управления

Законы управления

I.Законы свойственные управлению в целом

II. Законы присущие всем сторонам управления

III. Законы, присущие отдельным сторонам, подсистемам управления и их элементам

IV. Законы, открытые киберненикой

  1. Согласование интересов
  2. Сочетание государственного регулирования экономики с хозяйственной самостоятельностью предприятий
  3. Организация управления
  4. Участие трудового коллектива в управлении предприятием
  1. Закон спроса и предложения
  2. Закон конкуренции и антимонопольное законодательство
  3. Закон убывающей доходности
  4. Закон экономии времени
  5. Закон зависимости между ценой и предложением
  1. Изменение значимости функций управления
  2. Сокращение числа уровней управления
  3. Концентрация функций управления
  4. Распространенность контроля
  1. Обратная связь
  2. Оптимизация
  3. Единство управления и информатизации

По сравнению с другими видами труда в организации управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:

представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;

участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;

предмет труда – информация;

средство труда – организационная и вычислительная техника;

результат труда – управленческое решение.

Принципы менеджмента

Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных принципов: правила, нормы, предписания к действию. Рыночная концепция менеджмента потребовала пересмотра  принципов  менеджмента. В наше время сформулированы новые принципы, относящиеся к неформальной модели менеджмента:

лояльность к работающим;

ответственность – обязательное условие успешного менеджмента;

атмосфера в фирме, способствующая раскрытию способностей сотрудников;

своевременная реакция на изменения окружающей среды;

установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах;


методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность собственным трудом;

коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и по вертикали;

непосредственное участие менеджеров в деятельности групп на всех этапах как условие согласованной работы;

честность и доверие к людям;

умение менеджера слушать всех, с кем он сталкивается в своей работе;

этика бизнеса – золотое правило менеджмента;

качество личной работы и ее постоянное совершенствование;

опора на фундаментальные основы менеджмента: качество,  затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.

Таблица 2.2 Принципы управления

Принципы управления

«+»

«-»

  1. Экономичность
  2. Действенность
  3. Инновация
  4. Единоначалие и коллегиальность
  5. Мотивация
  6. Лидерство
  7. Научность
  8. Ответственность
  9. Правильный подбор и расстановка кадров
  10. Обеспечение обратной связи
  11. Ориентация на потребителя
  12. Предпринимательство
  13. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления
  14. Коллективность принятия решения
  15. Сочетание прав, обязанностей и ответственности
  1. Бюрократизм
  2. Волокита
  3. Несамостоятельность суждений
  4. Неумение работать с людьми
  5. Безынициативность
  6. Отрыв слова от дела и т.п.

Основные функции менеджмента

специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных функций[9].

Функции управления бывают:

• общие – часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности;

• конкретные – определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса;

• специальные – подфункция конкретной функции.

При этом объективно необходимые функции – это:

организационно-техническая (согласование и координирование деятельности в процессе производства);

социально-экономическая (контроль за трудом, использованием машин и механизмов).

Любое предприятие рассматривается как сложная система, для которой необходимо определить состав функций управления и учесть следующие факторы:

• ресурсы: материальные, трудовые, финансовые, оборудование, здания, сооружения, информация, производственная технология, продукт;

• содержание процесса управления: планирование, организация, регулирование, контроль, учет;


• цикл принятия управленческого решения: подготовка, утверждение, внедрение, оценка;

• стадии жизненного цикла продукта.

Для достижения некоторой цели необходимо реализовать содержание процесса управления, ресурсное обеспечение, цикл принятия решения.

Современный подход к изучению процесса менеджмента  бизнесом  состоит в разделении управленческих функций. Первоначальный перечень пяти функций А. Файоля расширен сегодня до семи (рис. 1.1).

Все эти функции должны рассматриваться с позиций комплексного подхода.

Современный подход к эффективному менеджменту

7.Контроль

1.Планирование

4.Мотивация

6.Руководство

2.Организация

3.Координирование

5.Регулирование

Рис. 1.1. Современные управленческие функции

2.2.1 Планирование

Планирование – управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени.

Содержание планирования как функции менеджмента состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса на рынке.

Задачи планирования:

обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений;

перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает состояние объекта, желаемое в будущем, и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных или сдерживание отрицательных тенденций развития;

координация деятельности структурных подразделений и сотрудников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов;

создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических и планируемых значений параметров по принципу «факт – план»;

стимул (мотивация) трудовой активности сотрудников. Успешное выполнение плановых заданий – объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, создающие действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников процесса управления;


информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника его реализации информацию в целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.

Необходимость планирования состоит в определении:

конечных и промежуточных целей;

задач, решение которых необходимо для достижения целей;

средств и способов решения задач;

требуемых ресурсов, их источников и способов распределения.

В эффективно функционирующих организациях обычно достигается разумный компромисс между плановой директивой администрации и оперативной импровизацией менеджера. Обеспечивается он, в частности, реализацией перечисленных принципов в плановой деятельности менеджера.

Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных плановых документов – планов[10].

По форме планирование может быть:

• перспективным (стратегическим): определение главных целей деятельности на период более 5 лет;

• среднесрочным: выбор средств для выполнения целей на период от 1 до 5 лет;

• текущим (оперативным): программа использования ресурсов на период до 1 года с детализацией по месяцам.

  Принципы планирования подразделяются:

  1. Единство научно-технических, социальных и экономических задач развития организации – находит выражение в составе целевых параметров планирования деятельности организации, видах разрабатываемых планов, в критериях оценки плановых решений;
  2. Научная обоснованность и оптимальность решений – обеспечивается применением современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов осуществления производственных процессов, использованием методов оптимального планирования экспериментов, оптимизации плановых решений, построения интегрированных систем подготовки и обработки данных;
  3. Доминирование стратегических аспектов в планировании – требует обязательного использования специфических форм стратегического планирования на предприятии и подчинения ему всех других видов оперативного планирования;
  4. Комплексность планирования – означает системную увязку всех разрабатываемых на предприятии планов;
  5. Ресурсная сбалансированность планов – реализуется составлением во всех сферах и на всех уровнях предприятия материальных, трудовых, финансовых, энергетических, и прочих видов балансов;
  6. Гибкость и эластичность планирования - требует динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов, а также способности сохранять необходимые резервы и предусматривать плановые альтернативы;
  7. Непрерывность планирования – находит своё наиболее полное выражение в концепции скользящего планирования, в которой благодаря периодическому продлению планов долгосрочные укрупненные расчёты сочетаются с краткосрочным детальным планированием.