Файл: Место маркетинга в управлении предприятиями: сущность и теоретико-методологические аспекты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Место маркетинга в управлении предприятиями: сущность и теоретико-методологические аспекты

1.1. Экономическая сущность маркетинга

1.2. Организация и планирование маркетинговой деятельности на предприятии

2. Аналитические аспекты организации и планирования деятельности маркетинговой службы ООО «ПНП «Ветлуга»

2.1. Организационно-финансовая характеристика предприятия ООО «ПНП «Ветлуга»

2.2. Место службы маркетинга в организационной структуре и координация ее деятельности с другими отделами и службами предприятия

3. Предложения формирования эффективного комплекса планирования и организации деятельности маркетинговой службы ООО «ПНП «Ветлуга»

3.1. Анализ и оценка качества управления маркетингом в организации

3.2. Предложения повышения эффективности работы маркетинговой службы ООО «ПНП «Ветлуга»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

- Participation – Вовлечение потребителя;

- Program of loyalty – Программы лояльности;

- Politic of social responsibility – Политика социальной ответственности [5, с. 218].

Маркетинг обеспечивает связь предприятия с внешней средой. Поэтому на маркетинг-микс полезно смотреть с двух сторон: как со стороны предприятия (4P), так и со стороны потребителя (4C) (таблица 1 приложения 1) [15, с. 212].

В комплексе маркетинга все связано со всем. Примеры взаимного влияния факторов приведены в таблице 2 приложения 2.

Второй аспект взаимного влияния инструментов комплекса маркетинга состоит в том, что деньги в организации – ресурс ограниченный, поэтому приходится выбирать. Вложиться в рекламу или увеличить процент для торговых посредников? Усовершенствовать товар или понизить цену? И так далее, и тому подобное [9, с. 87].

Искусство маркетинга заключается в том, чтобы обеспечить оптимальное соотношение инструментов комплекса маркетинга, обеспечивающее наибольшую эффективность маркетинговых усилий на целевом рынке [7, с. 81].

Детерменирование комплекса маркетинга и стратегии деятельности производится в соответствии с возможностями предприятия. Возможности предприятия определяются имеющимися у него знаниями, опытом, технологиями, организационной структурой, культурой деятельности, имиджем.

Комплекс этих элементов системно взаимосвязан. При определении возможностей предприятия обслуживать привлекательные сегменты потребителей каждый из этих элементов и эффекты их системных композиций следует учитывать.

Анализ конкурентов, затрат и потребителей необходим для выявления параметров возможностей, формулирования целей, разработки стратегии деятельности и выработки комплекса маркетинга предприятия. Цели должны быть ориентированы на получение, либо закрепление успеха предприятия, соответствовать определенной последовательности реальных задач достижения конкретных результатов. Цели, в свою очередь, определяют стратегии, являющиеся планами их достижения.

Рисунок 1 иллюстрирует систему предпосылок, предопределяющих стратегию деятельности как результат взаимодействия потребителей, конкурентов, затрат. При этом элементы, детерминирующие конкретную стратегию деятельности, являются следствием учёта возможностей предприятия [21, с. 67].

Иллюстрация стратегии деятельности как системы взаимодействия конкурентов, затрат и потребителей приведена на рисунке 1.

Рисунок 1. - Иллюстрация стратегии деятельности как системы взаимодействия конкурентов, затрат и потребителей


Таким образом, по результатам проведенного анализа можно сказать, что Анализ потребителей позволяет: выявить и использовать в стратегии деятельности сегмент, наилучшим образом соответствующий возможностям предприятия; уточнить наиболее существенные потребительные ценности; разработать комплекс маркетинга, позволяющий наиболее выгодно для предприятия удовлетворять нужды. Анализ затрат позволяет: выявить основные её составляющие; использовать наиболее предпочтительные для создания и продвижения товарных образцов, выгодно отличающихся от продукции других производителей. Анализ конкурентов позволяет: выявлять и использовать в стратегии деятельности их сильные и слабые стороны; использовать в собственном производственном процессе эффективные тенденции, наблюдающиеся у конкурента (в сферах производства востребованных потребителем товаров, управления затратами); уточнять комплекс маркетинга.

Конкуренты, затраты, потребители и элементы детерминирующие конкретную стратегию оказывают системное взаимовлияние друг на друга.

2. Аналитические аспекты организации и планирования деятельности маркетинговой службы ООО «ПНП «Ветлуга»

2.1. Организационно-финансовая характеристика предприятия ООО «ПНП «Ветлуга»

Общество с ограниченной ответственностью Пусконаладочное предприятие «Ветлуга» основано в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» [2], который устанавливает в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение этого общества, права и обязанности его участников, порядок создания, преобразования и ликвидации. ООО «ПНП «Ветлуга» в своей деятельности руководствуется Уставом и действующим законодательством Российской Федерации [1].

Общество является юридическим лицом и располагает в своей собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, имеет право от своего имени заключать сделки, приобретать и реализовывать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.


Данное общество обладает круглой печатью, содержащей его полное наименование на русском языке и указание на место его расположения.

ООО «ПНП «Ветлуга» - это коммерческая организация, главной целью которой является извлечение прибыли из своей деятельности.

Пусконаладочное предприятие «Ветлуга» уже более 20 лет занимается проблемами, связанными с водоснабжением и водоотведением. Серьезная целенаправленная работа сделала липецкую фирму одним из передовых предприятий России, которым она продолжает оставаться и по сей день.

Компания является официальным представителем таких признанных европейских лидеров, как немецкая корпорация WILO и финская фирма Wavin-Labko. Обширной сферой деятельности предприятия является продажа, поставка, монтаж, пусконаладка и обслуживание насосного оборудования, очистных сооружений всех видов. 

ООО «ПНП «Ветлуга» занимается монтажом и наладкой систем автоматического контроля загазованности (САКЗ) и является представителем «Саратовской газовой компании». Компания хорошо зарекомендовала себя в Липецке, а также на рынке России и стран СНГ. 

Повышение уставного капитала организации допускается только после его абсолютной оплаты. Оно может осуществляться за счет:

  • имущества организации;
  • внесения участниками добавочных вкладов;
  • вкладов третьих лиц, зачисляемых в число участников Общества [25].

На рисунке 2 представлена организационная структура ООО «ПНП «Ветлуга».

Рисунок 2. Организационная структура ООО «ПНП «Ветлуга»

Проанализируем динамику изменения основных финансовых показателей ООО «ПНП «Ветлуга».

Рассмотрим основные показатели деятельности ООО «ПНП «Ветлуга» за 2013 – 2015 гг. в таблице 3 приложения 3.

Из таблицы 3 следует, что выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2014 году по сравнению с 2012 годом уменьшилась на 506тыс. руб. А в 2015 году уровень выручки от реализации снизился по сравнению с 2014 годом на 1 082тыс. руб. и составил при этом 3 622тыс. руб.

Расходы по обычной деятельности в 2013 году составили 7 232 тыс. руб., в 2014 году их сумма уменьшилась на 1 124тыс. руб., а в 2015 году – на 1 239тыс. руб. В конце 2015 года сумма расходов от обычной деятельности составила 4 869тыс. руб.

Прочие доходы имеют очень нестабильную тенденцию. Если в 2014 году эта сумма значительно увеличивается на 555тыс. руб., составляя 704тыс. руб. То в 2015 году она очень сильно снижается на 702тыс. руб., составив в конце рассматриваемого периода 2тыс. руб.


Прочие расходы в исследуемом периоде так же ведут себя нестабильно. В 2013 году их сумма была ровна 39 тыс. руб., в 2014 году она увеличилась на 5тыс. руб., а в 2013 году снизилась на 28тыс. руб. В 2015 году сумма прочих расходов составила 16тыс. руб.

Налоги на прибыль в 2013 и 2014 годах составляют 2тыс. руб. В 2015 году эта сумма снизилась до 1тыс. руб. Это связано со снижение суммы выручки.

Чистая прибыль за весь рассматриваемый период принимала отрицательные значения. В 2013 году она была ровна -1 914тыс. руб., в 2014 году эта сумма немного повысилась до -746тыс. руб., но в 2015 году снова снизилась на 516тыс. руб., составив -1 262тыс. руб.

Совершившиеся изменения сказались на росте показателя рентабельности продаж. Рентабельность продаж рассчитывается делением чистой прибыли на сумму заработанной выручки.

Рп2013 = (-1 914 тыс. руб. / 5 210 тыс. руб.) * 100% = -36,74%;

Рп2014 = (-746 тыс. руб. / 4 704 тыс. руб.) * 100% = -15,86%;

Рп2015 = (-1 262 тыс. руб. / 3 622 тыс. руб.) * 100% = -34,84%.

Как показывают вышеприведенные расчеты, продажи ООО «ПНП «Ветлуга» в рассматриваемом периоде совершенно не рентабельны, что отрицательно характеризует коммерческую и маркетинговую деятельность предприятия.

Важнейшим этапом при анализе маркетинговой деятельности предприятия является анализ имущества и источников его формирования. Руководству организации надлежит иметь отчетливое представление, за счет каких источников ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность, и в какие сферы деятельности будет происходить вложение капитала. Забота о снабжении бизнеса нужными финансовыми ресурсами является основным моментом в деятельности любого предприятия.

Проведем анализ имущества и источников его финансирования в ООО «ПНП «Ветлуга» за 2013-2015 год. В таблице 4 (приложение 4) представлена структура имущества филиала ООО «ПНП «Ветлуга».

Из таблицы 4 видно, что наибольший удельный вес в составе активов ООО «ПНП «Ветлуга» на протяжении всего анализируемого периода имеют финансовые и другие оборотные активы. Так в 2013 году он составил 61,26%, в 2014 году -56,62%, а в 2015 году – 60,83%.

Сумма же финансовых и других оборотных активов постепенно снижается. Если в 2013 году она составляла 6 517 тыс. руб., то в 2014 году она снизилась на 875тыс. руб., составив 5 642тыс. руб. В 2015 году их сумма снизилась на 364тыс. руб. и стала ровна 5 278тыс. руб.

Материальные внеоборотные активы в 2013 году составляют 14тыс. руб., в 2014 году их сумма значительно увеличивается на 951тыс. руб., составив 965тыс. руб. В конце 2015 году сумма материальных внеоборотных активов ровна 676 тыс. руб.


Удельный вес материальных внеоборотных активов в 2013 году составляет 0,13%, в 2014 году – 9,68%, в 2015 году – 7,79%.

Сумма запасов в рассматриваемом периоде постепенно уменьшается. Так в 2013 году она составила 2 874тыс. руб., в 2014 году она уменьшилась на 101тыс. руб., составив 2 773тыс. руб. В 2015 году сумма запасов стала ровна 2 507тыс. руб.

Удельный вес запасов в составе активов ООО «ПНП «Ветлуга» в 2013 году составляет 27,01%, в 2014 году – 27,82%, в 2015 году – 28,9%.

Денежные средства ООО «ПНП «Ветлуга» уменьшаются с каждым годом. В 2013 году их сумма составила 1 234 тыс. руб., в 2014 году она снизилась на 648тыс. руб., а в 2015 году опустилась до 215тыс. руб.

Удельный вес денежных средств в 2013 году составлял 11,6%, в 2014 году – 5,88%, а в 2015 году – 2,48%.

В целом динамика совокупных активов предприятия характеризуется постепенным уменьшением. В 2013 году эта сумма была ровна 10 639тыс. руб., в 2012 году она снизилась на 673тыс. руб., в 2014 году еще на 1 290тыс. руб. В конце 2015 года сумма совокупных активов ООО «ПНП «Ветлуга» составила 8 676 тыс. руб.

Проведем анализ структуры источников финансирования в таблице 5 (приложение 5). Рассматривая таблицу 5 можно сказать о том, что в состав источников финансирования входят капитал и резервы и кредиторская задолженность. Наибольший удельный вес в составе источников финансирования занимают капитал и резервы организации. В 2013 году удельный вес капитала и резервов равен 82,48%, в 2014 году – 79,47%, в 2015 году – 76,67%.

Сумма капитала и резервов в 2013 году ровна 8 775 тыс. руб., в 2014 году она снизилась на 855тыс. руб., а в 2013 году еще на 1 268тыс. руб. В 2015 году сумма капитала и резервов составила 6 652тыс. руб.

Кредиторская задолженность в 2013 году составляла 1 864тыс. руб., в 2014 году эта сумма увеличилась на 182тыс. руб., а в 2015 году снова снизилась на 22тыс. руб. Таким образом, в конце 2015 года сумма кредиторской задолженности составила 2024тыс. руб.

Удельный вес кредиторской задолженности в составе источников финансирования в 2013 году составил 17,52%, в 2014 году – 20,53%, а в 2015 году – 23,33%. Это вызвано уменьшением собственных источников.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что среди источников финансирования преобладают собственные источники. ООО «ПНП «Ветлуга» может вовремя расплачиваться со своими обязательствами.

Однако для более эффективной хозяйственной деятельности можно порекомендовать данной организации уделять большее внимание маркетинговой политике. Например, применять рекламу в сети Internet.

Реклама в Internet - это инструмент, использование которого является необходимым условием для успеха и популярности любого Интернет-ресурса, для эффективного создания и поддержания имиджа компании или мероприятия, для продвижения торговой марки на рынке и т. д.