Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Понятие, виды и правовая сущность рекламы)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующим договором в области рекламы является договор, заключаемый, как правило, между рекламопроизводителем и рекламодателем. Его содержание напрямую связано с созданием рекламы.

По словам Измайлова Е.В., предмет соглашения состоит из двух компонентов: результат деятельности профессионалов, выраженный в виде плаката, плаката, рекламного видео и т. д.; изготовление необходимого количества рекламных материалов (постеров, афиш и т. д.) [8, с. 23].

Все это включает соответствие рекламной работы требованиям действующего законодательства РФ в отношении рекламы, ее новизны, содержания информации, а также влияния потенциальных потребителей (должен гарантировать, что рекламируемый продукт должен быть куплен, запущен в работу или обслуживание).

Поэтому между рекламодателем и производителем рекламы должно быть заключено специальное соглашение, целью которого является создание совершенно новой и уникальной рекламной работы. Учитывая отсутствие такого соглашения на законодательном уровне, в правоохранительной практике часто возникают проблемы, которые необходимо решить.

Несмотря на то, что в сфере рекламы в Российской Федерации договор купли-продажи не часто используется на практике (в основном из-за слабо развитого рекламного рынка), он имеет право на существование в данной сфере деятельности.

Суть договора купли-продажи заключается в том, что рекламная компания может не согласовывать работу с производителем определенного товара, а предлагает окончательный вариант за определенную сумму денег. Другими словами, реклама может рассматриваться как результат интеллектуальной деятельности, право которой можно купить или продать. Договор купли-продажи может быть заключен как на этапе создания рекламной работы, так и на этапе ее окончательной версии.

Цена контракта, если она не была предварительно согласована, определяется на основании общих правил законодательства об облигациях. Таким образом, оплата определяется на основе сопоставимых условий оплаты, взимаемых за аналогичные услуги, или должна быть предусмотрена договором.

Исходя из изложенного выше, регулирование отношений в сфере рекламы осуществляется посредством различных гражданско-правовых договоров, что создает определенные проблемы на практике. Именно поэтому необходимо законодательно закрепить особую группу соглашений области рекламы. Тем не менее, создание образца рекламного договора представляет собой достаточно трудный процесс:


  1. создание различных материалов, связанных с представлением определенных товаров, работ или услуг, имеет свои особенности и требует отражения в договоре;
  2. применение как долгосрочных, так и краткосрочных контрактов; Регулирование деятельности, связанной с рекламой, осуществляется в основном с помощью гражданского права. Соответственно договорам, указанным в Гражданском кодексе Российской Федерации (агентский договор, договор подряда, договор на оказание услуг и т. д.) [1 c.189].

Отношения между страницами рекламной деятельности отличаются особой динамикой, а некоторые правовые нормы становятся неактуальными для практического применения.

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо консолидировать концепцию рекламного соглашения, его предмет, права и обязанности сторон, а также ответственность за несоблюдение или ненадлежащее исполнение.

Первый шаг (заключение договора) состоит из двух этапов:

  1. предложение, обычно публичная оферта (предложение заключить договор, содержащий существенные условия (название объекта, работы, услуги, цены и т. д.), адресовано неопределенному количеству людей;
  2. принятие (ответ) лицом, которому адресовано предложение). В этом случае принятие должно быть полным и безоговорочным.

При заключении договора, связанного с оказанием рекламных услуг, необходимо учитывать место и момент заключения договора.

Под местом заключения договора обычно понимается место проживания поставщика в договоре либо юридический адрес.

Момент заключения договора - момент принятия услуг провайдером. Если передача права собственности была необходима, то договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества. Если договор подлежит государственной регистрации, он вступает в силу с момента государственной регистрации.

Срок действия договора, связанного с осуществлением рекламной деятельности, определяется исходя из условий этого договора (он может быть заключен с точной датой начала и окончания или на определенный срок). Обязательства, вытекающие из договора, возникают с момента его заключения. Если они не будут полностью выполнены, договор будет расторгнут до тех пор, пока они не будут полностью выполнены.

Для заключения договора стороны, принявшие решение о его заключении, должны обладать правоспособностью. Нарушение этого условия, а также в случае несоблюдения формы (устной или письменной) договора, влечет недействительность сделки.


Важным условием заключения договора является также воля сторон. Договор должен быть заключен с учетом воли обеих сторон. То есть они должны знать о том, какие права и обязанности изложены в договоре, а также об ответственности за их несоблюдение или ненадлежащее исполнение.

Основанием для возникновения обязательств между сторонами является соглашение, основной целью которого является создание или распространение рекламы. Кроме того, обязательства могут возникать, когда оказание услуг по созданию или распространению рекламных документов представляет собой дополнительное обязательство, которое сопровождает основное содержание договора (агентский договор).

Изменение или расторжение договора с целью обеспечения интересов одной или обеих сторон, а также общественных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации, возможно в связи со значительным изменением обстоятельств, к которым стороны присоединились при заключении договора; принятие нового закона; если в договоре предусмотрен этот вариант; с согласия сторон; в случае существенного нарушения договора одной из сторон; в случаях, предусмотренных законом, включая одностороннее изменение или расторжение договора.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен либо аннулирован по судебному постановлению лишь в случае значительного нарушения договора иной стороной; в других случаях, которые были предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договорами.

Существенным нарушением договора является нарушение, которое наносит такой ущерб другой стороне, которая в значительной степени лишена того, на что она имела право полагаться при заключении договора.

Существенное изменение обстоятельств - когда они настолько изменились, что, если бы стороны могли разумно предвидеть это, договор не был бы ими заключен вообще или был бы заключен на существенно иных условиях. Если стороны не договорились о дальнейшей судьбе договора с существенным изменением первоначальных обстоятельств, спор может быть передан в суд.

Изменение договора в связи со значительными изменениями обстоятельств допускается законом только в исключительных случаях, если расторжение договора противоречит общественным интересам или причиняет ущерб сторонам и значительно превышает затраты, необходимые для выполнения договора на условиях, измененных судом.

В случае расторжения контракта из-за значительно поменявшихся событий судебный орган, по просьбе одной из сторон, должен найти последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов по ним понесено в связи с его исполнением.


В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предусматриваются следующие последствия изменения или расторжения договора:

  • договорное обязательство изменяется только в той мере, в которой базовый договор изменился, а остальные обязательства остаются неизменными;
  • если изменение или расторжение договора производится по взаимному соглашению сторон, то основанное на нем обязательство будет изменено или прекращено с даты заключения договора или в указанное в нем время;
  • после расторжения договора обязательства сторон прекращаются или после этого стороны лишаются своих прав в силу обязательства и освобождаются от своих обязательств;
  • в случае изменения или расторжения договора в судебном порядке обязательство, основанное на нем, должно быть изменено или разрешено с момента вступления решения суда в законную силу;
  • если договор был изменен или расторгнут из-за существенного нарушения его условий одной из сторон, другая сторона имеет право требовать возмещения убытков, вызванных изменением или расторжением договора (п. 5 ст. 453 ГК РФ).

2.2 Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора рекламы

Регулирование отношений в рекламной сфере осуществляется по большому счету, с помощью норм гражданского законодательства, каждая сторона несет гражданско-правовую ответственность.

Гражданская ответственность является одним из видов юридической ответственности при неисполнении или ненадлежащего исполнения нарушителем обязательств, юридически закрепленных в договорах или соответствующих документах, установленных гражданским законодательством.

Гражданская ответственность - это форма государственного принуждения к исполнителю, которая используется уполномоченным органом в порядке, который был установлен нормативно-правовыми актами и предусматривает выполнения санкционных мер.

Причинами возникновения гражданской ответственности являются:

1) наличие договорных обязательств между истцом (потерпевшим) и ответчиком (исполнителем);

2) факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по рекламному соглашению.

Вторая причина характеризуется признаками, составляющими состав гражданского правонарушения:


  • противоправное поведение, наличие вреда и потери;
  • причинно-следственная связь между оскорбительным поведением правонарушителя и его вредными последствиями;
  • наличие вины.

В сфере рекламы применяются такие виды гражданско-правовой ответственности, как:

  1. возмещение убытков;
  2. возмещение вреда;
  3. публичное опровержение недостоверной рекламы (контр реклама);
  4. компенсация морального вреда.

Возмещение убытков — это оплата ущерба, причинённого чужой собственности, оценённая в валютном выражении. Лицо, право которого нарушено, может добиваться полного возмещения причинённых ему потерь, если договором или законом не предусмотрено возмещение убытков в наименьшем размере.

Для получения возмещения за вред, лицо право которого было нарушено, должно обосновать размер вреда (статья 393 ГК РФ), а также причинно-следственную связь между ущербом и действиями лица, который нарушил право, а также в случаях, когда законом или договором предусмотрена презумпция невиновности должник также должен доказать свою вину (статья 401 ГК РФ). Убытки взыскиваются только тогда, когда они действительно причинены и доказаны.

В соответствии с законодательством РФ в области регулирования отношений в сфере рекламы юридическая ответственность поделена между участниками рекламных правоотношений: рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем.

Рекламодатель, в соответствии с Федеральным законом «О рекламе», несет ответственность за содержание информации, предоставляемой для создания рекламы. Он освобождается от санкций за правонарушения в области рекламы, если он докажет, что данное нарушение произошло не по его вине, а по вине рекламораспространителя или рекламопроизводителя.

По требованию лица, который занимался распространением рекламы, рекламодатель должен предоставить официально подтвержденную информацию о соответствии информации, составляющей рекламу, требованиям «Закона о рекламе» (информация об обязательной сертификации, государственная регистрация и т. д.).

В соответствии с ФЗ «О рекламе» рекламодатель несёт вину за несоответствие содержания рекламы требованиям надежности и добросовестности; если в рекламе содержатся оскорбительные слова, требующие насилия, иностранные слова, значение которых неясно большинству публики; если реклама требует употребления алкоголя, табака; если содержание рекламы каким-либо образом нарушает права несовершеннолетних граждан Российской Федерации и т. д.