Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Понятие, виды и правовая сущность рекламы)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Субъектами рекламной деятельности являются индивидуальные предприниматели и коммерческие юридические лица, обладающие дееспособностью и правом заниматься любой деятельностью, кроме запрещенной законодательством Российской Федерации.

Субъекты рекламной деятельности подлежат более детальному рассмотрению.

Производитель рекламы – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.  На основании определения, содержащегося в федеральном законе, мы можем сделать вывод, что лицо, создавшее рекламную информацию, может быть назначено физическому или юридическому лицу (организации), которое не только создает рекламу, но и обязано распространять ее. В случае если человек (организация по созданию рекламы) только разрабатывает некоторые рекламные идеи, но не распространяет их, он не может считаться производителем рекламы, а только ее разработчиком.

Это уточнение играет главную роль при рассмотрении вопроса об установлении и распределении виновности человека вводящей в заблуждение.

Начало формы

Конец формы

Следующим субъектом рекламной деятельности является рекламодатель.

В соответствии с Федеральным законом о рекламе рекламодатель является изготовителем или продавцом товара, а также иным лицом, которые определяют цель рекламы и (или) содержание рекламы. Можно сказать, что благодаря пожеланиям рекламодателя (физического или юридического лица) рекламный договор заключен и, как следствие, наступают определенные юридические последствия. Из пояснительного письма ФАС РФ следует, что рекламодателем может как лицо, непосредственно заинтересованное в реализации объекта рекламирования, так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (товара, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, результатов интеллектуальной деятельности и т.п.) и содержания рекламной информации. От объекта рекламирования, к которому формируется интерес, условий договора о распространении рекламы и иных обстоятельств зависит, будет ли отнесено лицо к рекламодателю или нет.

Еще одним важным вопросом является то, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении сделок касаются соглашений о распространении рекламы. Это означает, что сделка, совершенная от имени представителя, представленного на основании доверенности, правового акта или акта уполномоченного государственного органа или местного самоуправления, создает, изменяет и истекает права и обязанности граждан представляемого. В итоге, если реклама располагается на основании контракта, заказчиком рекламы является физическое лицо - легитимный представитель организации, и подобное соглашение заключается в интересах организации, юридическое лицо признается рекламодателем, поскольку оно заинтересованы в распространении рекламы.


Распространитель рекламы - это человек, который распространяет рекламу любым способом. С помощью физического или юридического лица, занимающегося распространением рекламы, потенциальный потребитель получает информацию о назначении рекламы (продукт, работа, услуга).

Распространитель рекламы обязан: владеть собственностью данной рекламы, а также предоставлять ее для рекламы; принимать непосредственное участие в распространении рекламы; выполнять определенные действия по распространению рекламы; выполнять налоговые обязательства (например, в случае рекламы на поверхности транспортных средств).

Распространяет рекламу физическое или юридическое лицо предоставляя и (или) задействуя технические средства телевещания, радиовещания, в сети Интернета и другими способами.

Невзирая на различие между ролями каждого субъекта рекламы, они могут действовать в трех указанных ранее качествах одновременно. Тем не менее, профессиональные организации, непосредственно занимающиеся созданием и распространением рекламы, имеют значительную степень влияния на рынке (рекламные компании, агентства и т. д.).

Иная сторона рекламных отношений - это потребитель, человек, который пробует привлечь внимание к рекламируемому объекту. Потребителем может быть либо физическое, либо юридическое лицо, на которое влияет рекламная информация природного характера. Интересы потенциального потребителя возникают в первую очередь, поэтому соблюдение законодательных, этических и моральных норм должно касаться не только общества и самого государства, но и непосредственно тех, кто занимается рекламой в России. Однако на практике часто случается, что потребитель получает спам (в Интернете или отправляет сообщения посредством СМС) или сталкивается с несправедливой или неуместной рекламой, а также с неточным переводом рекламного текста. В целях защиты потребителей от подобных ситуаций был принят закон «О защите прав потребителей».

В рекламной сфере также участвуют другие участники: спонсоры, саморегулируемые организации, антимонопольные органы.

Спонсор - лицо, предоставившее средства (или обеспечившее предоставление средств) для организации и (или) проведения спортивного, культурного или иного мероприятия. Спонсором может также считаться лицо, предоставившее средства для создания и (или) трансляции телевизионной или радиопередачи, создания и (или) использования результата творческой деятельности.

В соответствии с Федеральным Законом «О рекламе» существует такой вид рекламы, как спонсорство, то есть реклама, распространяемая при условии, что в качестве спонсора упоминается конкретное лицо. Следовательно, продукт не может быть спонсором.


Саморегулируемая организация – это ассоциация рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей и других лиц, связанная в виде ассоциации, некоммерческого альянса или партнерства для предоставления и защиты интересов его участников, разрабатывая требования этических стандартов в рекламе и обеспечивая контроль, за их соблюдением. Исходя из этого определения, признание организации в качестве саморегулируемой организации требует, чтобы в нее входили компании с коммерческой или профессиональной деятельностью, которые соответствуют юридическим определениям рекламодателя, рекламораспространителя и распространителем рекламы. Такой подход к тематическому составу в целом соответствует положениям Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и гласит, что саморегулируемая организация в сфере рекламы основана на единстве рынка промышленных товаров, работ и услуг.

Органы саморегулирования Российской Федерации имеют свои права и обязанности.

Права саморегулируемых организаций включают в себя:

  • разработку, установление, публикацию правил профессиональной деятельности в области обязательной рекламы для всех участников;
  • контроль профессиональной деятельности участников саморегулируемой организации с точки зрения соблюдения Федерального Закона «О рекламе» и правил профессиональной деятельности в сфере рекламы, в том числе требований профессиональной этики;
  • представление законных интересов участников саморегулируемой организации в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
  • обращение в компетентный суд за нормативными актами федеральных органов власти, нормативными актами государственных органов предприятий Российской Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления;
  • участие в рассмотрении антимонопольной группой дел, возбужденных за нарушение членами саморегулируемого органа законодательства Российской Федерации о рекламе;
  • применение положений об ответственности учредительных и других документов саморегулируемой организации к участникам саморегулируемых организаций;
  • рассмотрение жалобы на действия участников саморегулируемой организации; ведение реестра лиц, участвующих в данной организации;
  • сбор, обработка и хранение информации членов саморегулируемой организации, раскрытие которой осуществляется в форме отчетов в порядке и с периодичностью, установленной учредительными документами и иными документами;
  • установление и разработка требования к лицам, которые желают вступить в саморегулируемую организацию.

В истинное время в Российской Федерации действуют саморегулируемые организации, такие как Российский рекламный совет, Ассоциация коммуникационных агентств и российское отделение Международной рекламной ассоциации.

В РФ антимонопольной службой является Федеральная антимонопольная служба (ФАС), как основной надзорный орган, выполняет следующие функции: принимает нормативные акты; контролирует соблюдение законов о конкуренции на товарных рынках; защищает конкуренцию на рынке финансовых услуг; контролирует деятельность естественных монополий; контролирует соблюдение правил рекламы.

В обязанности Федеральной антимонопольной службы входит защита конкуренции (в частности, на рекламном рынке), то есть предотвращение монополистических действий, нарушающих российское законодательство о рекламе и защите конкуренции.

Богацкая С. Ф. выделяет следующие обязанности субъектов рекламной деятельности:

  • обязанность рекламодателя заключить договор на условиях, указанных в объявлении, с любым, кто ответит в течение двух месяце с даты распространения объявления, если иное не указано в объявлении;
  • предоставить антимонопольному органу необходимую информацию для осуществления полномочий государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и обеспечить доступ к такой информации;
  • выполнять антимонопольные приказы, чтобы строго предотвратить нарушение закона в срок, указанный в приказе;
  • предоставить распространителю рекламы документированную информацию о соответствии рекламы требованиям законодательства, в том числе информацию о сертификации, лицензиях и государственной регистрации;
  • хранить рекламные материалы или их копии, включая любые поправки к ним, а также договоры на изготовление, размещение и распространение рекламы в течение одного года после даты последнего распространения; соблюдать общие и специальные рекламные требования.

Подводя итог, следует сказать, что на данный момент не существует единого нормативного правового акта, регулирующего права и обязанности сторон гражданско-правовых отношений в сфере рекламы в Российской Федерации. Поэтому регулирование довольно запутанное, в будущем предлагается принять нормативный акт, который будет охватывать не только права и обязанности субъектов, осуществляющих рекламную деятельность, но и концепцию рекламного контракта, его виды, а также ответственность за несоблюдение или ненадлежащее выполнение его условий, а также ответственность за ложную рекламу в интернете и спам.


ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ДОГОВОРЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ

2.1 Понятие, порядок заключения, изменения и расторжения договоров рекламы

В настоящее время законодательством Российской Федерации не предусмотрена концепция рекламного договора, которая бы строго регулировала отношения в сфере рекламы. Однако, учитывая тот факт, что регулирование отношений между физическими и юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации обычно основывается на различных соглашениях, это не может не касаться сферы регулирования отношений, связанных с созданием, распространением и получением рекламной информации о различных товарах, работах или услугах.

Одним из этих договоров можно считать договором на обслуживание. Суть договора на обслуживание заключается в том, что он представляет отношения между распространителем рекламы и рекламопроизводителем в предоставлении рекламной информации широкой аудитории. Как правило, данное соглашение по своему юридическому содержанию аналогично договору на оказание услуг. Деятельность рекламного распространителя в качестве исполнителя является предметом данного соглашения. Другими словами, он должен размещать рекламу в определенном месте и определенным образом в строгом соответствии с условиями, установленными законодательством РФ о рекламе.

В большинстве случаев эти соглашения могут быть двусторонними. Это в основном зависит от ответственности между сторонами.

Смешанный договор применяется тогда, когда одно и тот же лицо выполняет функции производителя рекламы и рекламного распространителя. Он содержит в себе характеристики платного сервисного контракта. В таких случаях регламентируются следующие этапы рекламы: создание рекламных материалов (контракт) и их распространение и распространение (сервисный контракт).