Файл: Понятие и виды ценных бумаг в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – закон «РЦБ») [ФЗ от 22.04.1996 №39-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О рынке ценных бумаг» // СПС «Консультант-плюс»] в части установленной им системы государственного регулирования рынка получил высокую оценку практиков. Так, А.В. Воронцов указал, что одним из наиболее важных разделов в Законе «О рынке ценных бумаг» является раздел, посвященный государственному регулированию рынка ценных бумаг [Воронцов А.В. Преемственность и новшества // Рынок ценных бумаг. – 1996. – №12. – С.23].

С принятием ФЗ «О рынке ценных бумаг» завершилась эволюция специализированного органа государственного регулирования в сфере рынка ценных бумаг в России из полуобщественной комиссии в 1992 г. – в федеральный орган исполнительной власти.

1996 г. был также ознаменован принятием второй части ГК РФ. По сути, действующие на тот момент уже две части ГК РФ определяли основы для осуществления инвестиционной деятельности, правовое положение участников инвестирования, основания возникновения инвестиционных отношений, закрепляли правовые основы договоров и соглашений, в том числе и в сфере ценных бумаг.

На государственном уровне данную сферу правоотношений регулирует ФЗ от 29 июля 1998 г. №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» [ФЗ от 29.07.1998 №136-ФЗ (ред. от 14.06.2012) «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (утратил силу) // Собрание законодательств РФ (далее – СЗ РФ). – 1998. №31. Ст. 3814]. Основу нормативной базы эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг составило Положение «О выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР», утвержденное Постановлением Правительства РСФСР 28 декабря 1991 г. Но в дальнейшем был избран путь принятия специального закона об особенностях регулирования в сфере обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

ФЗ от 5 марта 1999 г. №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» [ФЗ от 05.03.1999 №46-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // СПС «Консультант-плюс»]. Призван был обеспечить государственную и общественную защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определить порядок выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг.


Вместе с тем остался нерешенным ряд значительных проблем, основными из которых, как справедливо отмечает А.Н. Грищенко, являются: слабое развитие нормативной правовой базы, устанавливающей ответственность за правонарушения на рынке ценных бумаг, недостаточность полномочий органов государственного регулирования по привлечению к ответственности организаций и лиц, нарушающих законодательство России и правовые нормы на рынке, не проработанность вопросов взаимодействия органов государственного регулирования с судебной системой [Грищенко А.Н. Механизм административно-правового регулирования рынка ценных бумаг в РФ: Дис. канд. юрид. наук. М., 2002. С. 89].

С 2002 г. начался третий и последний на данный момент период в развитии рынка ценных бумаг.

Наряду с вложениями в акции, участием в инвестиционных фондах получили свое развитие и отдельные виды облигационных займов, в том числе, благодаря ФЗ от 11 ноября 2003 г. №152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» [ФЗ от 11.11.2003 №152-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «Об ипотечных ценных бумагах» // СПС «Консультант-плюс»].

Современный этап развития механизма рынка ценных бумаг в России характеризуется высоким уровнем развития системы административно-правового регулирования, включающей специализированный орган государственного регулирования рынка – Федеральная служба по финансовым рынкам РФ и иные органы государственного регулирования. [Постановление Правительства РФ от 29.08.2011 №717 (ред. от 12.07.2017) «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка РФ» (вместе с «Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам») // СПС «Консультант-плюс»]. При этом впервые на современном этапе развития механизма рынка ценных бумаг в России система государственного регулирования дополняется системой саморегулирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, деятельность которых регламентирована ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ [ФЗ от 22.04.1996 №39-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О рынке ценных бумаг» // СПС «Консультант-плюс»].

В Концепции развития гражданского законодательства РФ указано, что действующее в настоящее время правовое регулирование института ценных бумаг нуждается в масштабном реформировании, поскольку содержит существенные противоречия.

ФЗ от 2 июля 2013 г. №142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» (далее — Закон) [ФЗ от 02.07.2013 №142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой ГК РФ» // СПС «Консультант-плюс»] существенно изменил главу 7 ГК РФ, посвященную таким специфическим объектам гражданских прав, как ценные бумаги, и предусмотрел некоторые нововведения. Хоть законодателем и не представлено единое понятие ценной бумаги, но дано два определения: документарных ценных бумаг и бездокументарных ценных бумаг. Следует обратить внимание на то, что по ранее действующей редакции ценные бумаги удостоверяли только имущественные права, тогда как в новой редакции говорится о том, что документарная ценная бумага может удостоверять обязательственные и иные права.


Таким образом, перечень прав расширяется, поскольку «иные права» включают в себя не только имущественные, но и неимущественные права (к примеру, право на информацию и т. д.).

С 1 октября 2013 г. осуществлять учет прав на бездокументарные ценные бумаги могут лишь лица, имеющие необходимую для этого лицензию (т. е. профессиональные регистраторы). Единственное исключение сделано для акционерных обществ, которые на данный момент самостоятельно ведут реестр акционеров. Такие акционерные общества сохранили право вести указанные реестры до 1 октября 2014 г. По истечении указанного срока акционерные общества обязаны передать ведение реестра акционеров профессиональному регистратору.

Несколько изменился список прямо поименованных разновидностей ценных бумаг. Так, из этого перечня были исключены государственные облигации, банковские депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, а также приватизационные ценные бумаги. В Законе ценными бумагами прямо названы: акция, вексель, коносамент, облигация, чек. Кроме того, перечень пополнился закладной и инвестиционным паем.

На законодательном уровне закреплена возможность виндикации бездокументарных ценных бумаг, в том числе конвертированных в иные ценные бумаги.

Закон обобщил, унифицировал и дополнил сложившиеся ранее в судебной практике способы защиты нарушенных прав владельцев бездокументарных ценных бумаг. Установлены последствия истребования бездокументарных ценных бумаг, как от добросовестных, так и от недобросовестных приобретателей, а также введены специальные нормы, посвященные последствиям истребования бездокументарных ценных бумаг из чужого незаконного владения.

В заключение необходимо отметь, что рынок ценных бумаг в России с момента своего формирования развивался и функционировал в тесной связи с эволюцией экономики и политикой страны. Указанный правовой институт появился в российской правовой системе благодаря рецепции немецкого законодательства, регулирующего данную сферу отношений. На российскую действительность были перенесены основные правовые категории, конструкции и отработанный механизм правоприменения.

Как справедливо отмечает Е.Д. Стародубцева, «в настоящее время рынок ценных бумаг в России становится все более развитым и цивилизованным. На нем представлены не только акции, но и облигации, как государственные, так и корпоративные. Наличие вторичного, внебиржевого, рынка способствовало обращению векселей, сертификатов. Фондовый рынок, таким образом, становится самым динамично развивающимся сектором российской экономики» [Стародубцева Е.Б. Рынок ценных бумаг. - М.: Инфра-М, 2018. С.11].


Таким образом, потребность в данном институте была вызвана комплексом причин: развитием экономических отношений, ежегодным возрастанием объемов торговой активности страны и необходимостью решения актуальных проблем внутри государства.

Институту административно-правового регулирования рынка ценных бумаг история уготовила непростую судьбу. После появления в России в первой половине XVII в. началось динамичное и поступательное развитие законодательства в данной области, которое эффективно реализовывалось на практике. К 1914 г. рынок ценных бумаг практически соответствовал уровню зарубежных рынков. В советский период рынок ценных бумаг практически прекратил свое существование и не развивался. С переходом страны к модели рыночной экономики данный правовой институт обрел новую жизнь, принят ряд прогрессивных законов, которые сформировали нормативно-правовую основу рынка. Но в то же время на законодательном уровне и на практике существует множество проблем, требующих оперативного решения.

В настоящее время в связи с усилением процессов интеграции, нахождением России в ВТО, инвестициями в экономику, правовое регулирование института рынка ценных бумаг приобретает приоритетный характер. Он нуждается в более детальном правовом регулировании.

Глава 2. Понятие ценных бумаг

На нынешний день ценная бумага является весьма широко применяемым продуктом на практике и сформировавшимся юридическим институтом. Основным предназначением ценных бумаг эволюционно считалась необходимость решения вопроса запрета процессуального представительства. Это запрещение как в римском праве существовало, так и в праве Европы средневекового периода.

Предпосылкой возникновения ценных бумаг на предъявителя (причем именно данный вид ценных бумаг появился первым), по мнению известного профессора Н.О. Нерсесова, стал поиск выходов для преодоления запрета выступать одному лицу от имени и в интересах иного лица при рассмотрении дел в судах. Этот ученый, таким образом, обозначил предпосылку возникновения ценных бумаг на предъявителя: «…если кредитором по документу назван будет предъявитель, то и истцом по таковому станет также всякий предъявитель…» [Белов В.А. Предисловие // Нерсесов Н.О. Избранные труды по представительству и ценным бумагам в гражданском праве. М.: Статут, 2018. С.10].

В дальнейшем в процессе эволюции торгового оборота и совершенствования его юридического регулирования правовая простота оборота ценных бумаг стала наиболее наглядной, и получили они еще большее распространение. Касаясь причины появления ценных бумаг М.М. Агарков высказал такое мнение, которое было отлично от точки зрения Н.О. Нерсесова: «массовое совершение однородных типовых сделок, которое характерно для современного времени требует упрощенных способов удостоверения принадлежности права определенному субъекту. Именно для достижения этих целей и служит институт ценных бумаг. То есть он превращает правовой документ в средство легитимации субъекта соответствующего права» [Агарков М.М. Основы банковского права // Учение о ценных бумагах. - М.: Статут, 1994. С. 225].


В наше время несколько ученых, как и М.М. Агарков, считают, что основной причиной существования и одним из важных признаков ценных бумаг является их высокая оборотоспособность.

В.А. Белов связывает появления ценных бумаг также с необходимостью упрощения цивильного оборота: «…появление ценной бумаги как особого объекта имущественного оборота, который призван выступать в качестве правового заменителя реальных денежных знаков и товаров, однозначно, верно связывать с тем периодом истории, когда люди, столкнувшись с необходимостью хранения и перемещения немалого количества денег и товаров, обнаружили отсутствие экономически оправдывавших себя способов их хранения и перемещения» [Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. - М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2019. С. 105]. И, несмотря на то, что в настоящее время рядом ученых под сомнение ставится традиционное значение института ценных бумаг [Коршунов Н.М., Митрошина М.В., Эриашвили Н.Д. Ценные бумаги как объект гражданского права. - М.: Юнити-Дана, 2018.С. 26], весьма расширяется применение их в цивильном обороте и правовое регулирование. Также они все еще остаются традиционными объектами цивильного права, которые обладают своими неповторимыми признаками. В наше «дикое» время ценные бумаги являются полноценными объектами цивильного оборота и не только регулируются специальными законами, но и ГК РФ.

Базовые основы отечественного учения о ценных бумагах заложены были российскими цивилистами еще в конце позапрошлого века. Для всестороннего и полного изучения дефиниции ценных бумаг крайне необходимо рассмотреть мнения разных исследователей по этому вопросу.

На базе анализа работ многих современников Н.О. Нерсесов выделял ряд определений, однако самым верным считал такое понятие ценной бумаги: «Ценная бумага имеет место, когда какое-либо право так тесно связано с документом, что его владелец требовать может осуществления (т.е. соответствующего права) от противной стороны. Как собственность на вещь переходит путем традиции самой вещи, так право требования определенной денежной суммы либо определенной вещи, находящейся в чужом владении, переходит посредством передачи ценной бумаги, содержание которой составляет упомянутая вещь либо денежная сумма» [Нерсесов Н.О. Указ. соч. С. 140]. Итак, под ценной бумагой подразумевалась тесная связь права и документа.

Известный российский цивилист Г.Ф. Шершеневич ценную бумагу определял так: «Документ, который право на ценность ставит в тесную связь с бумагой… бумага становится ценной не сама по себе, а потому, что выражает право на что-то, имеющее ценность» [Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изд. 1914 г.). - М.: Статут, 2014. С. 173]. В данном случае можно говорить о том, что природа ценной бумаги заключается в документе (бумаге), который выражает определенное имущественное право.