Файл: Мотивации персонала и проектирование систем стимулирования труда ( «ДУПЛЕТ» ЗАО «ЛАРМА» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА

1.1. Специфика стимулирования труда персонала

1.2 Методы нематериального стимулирования

Современные реалии экономики заставляют руководителей компаний искать пути решения того, как стимулировать рост эффективности труда своих сотрудников. Обычно для достижения подобных результатов выплачивают премии и повышают уровень зарплат. Это приводит к требуемой отдаче, но не может практиковаться продолжительное время. Такого вида мотивация способна постепенно превратиться в дорогое удовольствие. Расходы серьезно увеличиваются. Поэтому важность приобретает нематериальное стимулирование, практикующееся в разных странах мира.

К стимулированию, определяемому как нематериальное, относят те виды поощрений, которые не требуют прямого задействования денежных ресурсов. Ценность конкретной компании для многих ее сотрудников заключается не только в размере зарплаты. Людей интересует и кое-что другое: карьерный рост; приемлемые условия труда; дружелюбный коллектив и т. д. Сотрудники готовы ответить взаимностью, если ощущают, что компания заинтересована в них. Рост уровня лояльности – это то немногое, чего можно добиться посредством нематериального стимулирования.

Предлагаемый вид мотивации в большей мере актуален для той части персонала, которая заинтересована в развитии, способном привести к карьерному росту. Трудовой коллектив неоднороден. Одни к чему-то стремятся, а другие отбывают своеобразную повинность, навязанную средой существования. Последние хотят немного: получать вовремя зарплату и не более. Здесь не может быть речи о каком-либо развитии. Это обусловливает необходимость тестирования сотрудников, чтобы понять, к какой категории они относятся.

Обычно классификация мотиваций внутри коллектива приводит к образованию двух групп: материальная и нематериальная. При этом выделяют индивидуальные и коллективные стимулы. Материальное стимулирование не требует пространных объяснений. И так все понятно. Выдаются премии и различные бонусы. Это положительно влияет на качество труда, так как денежное вознаграждение – действенный стимул. При этом система, регламентирующая оплату труда, требует ежегодного пересмотра. Работники должны понимать, что их качественный труд будет вознагражден при любых обстоятельствах. Что касается нематериальной мотивации, то она может иметь косвенный характер: оплачиваемые отпуска, выдача больничных, предоставление медицинской страховки, обучение, направленное на повышение квалификации, и др. Также соответствующая мотивация обеспечивается за счет:

создания условий для карьерного роста; признания значимости работников, что подтверждается благодарностями и грамотами от руководства; создания комфортной обстановки внутри коллектива, укрепляемой на различных мероприятиях. Совместные мероприятия сплачивают работников, что в итоге приводит к положительным изменениям. Труд сотрудников становится более эффективным. На Западе часто используется термин team building, обозначающий процесс формирования команды, что делается в целях успешного развития компании. Проводятся конкурсы, организуются совместные поездки, устраиваются спортивные соревнования и многое другое, что могло бы способствовать так называемому командообразованию. Что касается компаний из России, то они только начинают приобщаться к практике этого вида.

Развитие мотивации без материальной составляющей надо вести индивидуально в соответствии с определенными факторами, которые характеризуют конкретную компанию. Следует учитывать корпоративную культуру, ресурсы развития, цели и задачи. К важным моментам относят жизненную позицию работников, их значимость, пол и возраст. Все это помогает в том, чтобы выявить приоритеты сотрудников применительно не только к работе, но и жизни.

Система мотивации во многом строится на индивидуальности компаний, но также существуют и общие принципы, основанные на трех положениях: Цели и задачи конкретной компании являются основой при создании рассматриваемого вида системы. Вводить выбранные методы стимулирования необходимо лишь тогда, когда будет уяснена их эффективность с точки зрения способствования стратегическим планам компании. Ресурсы и бюджет компании – это важные элементы, без которых невозможно стимулирование труда, даже если оно нематериальное. Например, выдача сотрудникам сертификатов, подтверждающих повышение их квалификации, может послужить хорошим мотивирующим решением. Но это доступно только в том случае, если на это есть средства. При создании мотиваторов требуется выявление индивидуальных потребностей сотрудников. Нельзя оперировать информацией, полученной на основе запросов среднестатистического работника. Это не способствует эффективности системы. Успех компании обеспечивается не только денежными вознаграждениями сотрудников. Все большое значение начинает приобретать нематериальное стимулирование, которое может быть следующим:  Творчество. Требуется создание условий для того, чтобы работники могли проявлять себя. Если у человека есть амбиции, то они должны быть реализованы. Обучение работников дает возможность улучшить их качества. Этим не следует пренебрегать. Удовлетворенность.

Работа в компании обязана приносить удовлетворение. Хорошо, если сотрудники привлекаются к участию в решении проблем компании. У них должно быть право голоса. Моральная составляющая. Физическая усталость и нервное перенапряжение требуют разрядки. Надо помочь сотрудникам, что достигается за счет предоставления дополнительно свободного времени, увеличения продолжительности отпуска (Не отпускают в отпуск — Что делать?), придания рабочему графику большей гибкости и т. д. Для поддержания моральной мотивации важны публичные поощрения.

Качественная работа должна подтверждаться устными благодарностями, грамотами и медалями. Обучение. Повышение уровня умений (знаний) сотрудников является затратным делом, но оно оправдывает себя. Растет эффективность труда при внедрении системы корпоративного обучения в компании. Возможность повысить свою квалификацию ценится основной массой сотрудников. Внутри компании необходимы ротации, связанные со сменой рабочих мест.

Для создания эффективно работающей системы стимулирования необходимо, чтобы ее функционирование соотносилось со следующим: Выбранные мотиваторы направляются на решение приоритетных проблем. Определенные в рамках системы методы стимулирования охватываются всех: от рабочих на производстве до сотрудников управленческих звеньев. Нематериальное стимулирование не отстает от развития бизнеса. Рост компании – это движение от этапа к этапу и решение соответствующих задач. Система стимулирования требует такого же подхода. Ее развитие закономерно. Способы нематериальной мотивации соотносятся с запросами сотрудников. Достижение этого возможно лишь в том случае, если будет собрана информации относительно индивидуальных потребностей персонала. Изменение концепции нематериального стимулирования производится на ежегодной основе. Со временем система мотивации устаревает. Она перестает стимулировать.

Стремительное развитие экономики Японии в середине прошлого века обусловлено тем, как в этой стране выстраиваются отношения с персоналом. Достигнутый успех связывают с тремя принципами: Гарантированная занятость, когда японский труженик всю жизнь работает в одной компании. Карьерный рост, зависящий от возраста и стажа работы. Особенности профсоюзного движения. В Японии слишком развит коллективизм. Сотрудники одной компании – это почти родня. Групповая психология способствует решению не только производственных задач, но и личных, связанных с достижением индивидуальных целей.

Компании могут по-разному определять конкретные цели и принципы нематериальной мотивации, но общий набор мотиваторов примерно у всех одинаковый: льготы – сокращение рабочих дней. Набирает популярность схема, когда сотруднику предоставляется возможность использовать несколько дней в году на свое усмотрение; мероприятия – торжества, экскурсии и другого вида коллективное времяпрепровождение. Создают в коллективе атмосферу «семьи», что позитивно влияет на качество работы; признание заслуг – карьерный рост и различные поощрения тех, чья активность существенно помогла развитию компании; нефинансовые вознаграждения – символические подарки, льготы, медицинские страховки и др.

1.3 Особенности мотивации и стимулирования труда персонала

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА В РЕСТОРАНЕ «ДУПЛЕТ» ЗАО «ЛАРМА»

2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия

2.2 Кадровый состав персонала предприятия

2.3 Оценка системы нематериального стимулирования труда персонала на примере предприятия

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов, наиболее важными из которых являются следующие.

Список литературы

Согласно классификации ГОСТ 50935-2007[4]. в настоящий момент среди всех работников к категории «Обслуживающий персонал» относится 8 человек, к категории «Производственный персонал» - 13 человек, к административно – производственному персоналу – 6 человек, в том числе 2 руководителя высшего ранга управления – директор и заместитель директора; человека представляют группу прочего управленческого персонала.

Далее рассмотрим экономические показатели деятельности предприятия, которыми являются следующие, представленные в таблице 7 [12].

Таблица 7

Основные экономические показатели ЗАО «Ларма»

Показатели

Период исследования

Отклонение

2013

2014

2015

Абсолютное

Темп роста, %

Валовый доход, тыс. руб

65314

66396

62996

-2318

96,45

Себестоимость, тыс. руб

60254

59735

59637

-617

98,98

Валовая прибыль, тыс. руб

5061

6660

3359

-1702

66,37

Чистая прибыль, тыс. руб

5290

6036

2114

-3176

39,96

Численность сотрудников

28

27

26

-2

92,86

Выработка, тыс. руб/чел

3125

2688

2287

-838

73,18

Заработная плата, руб/мес

25624

27832

28842

3218

112,56

Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб

8412

10805

12526

4114

148,90

Общая рентабельность, %

39

37,32

24

-15

61,54

Чистая рентабельность, %

50

59,16

20,76

-29

41,52

Балансовая стоимость капитала, тыс. руб

4126

6894

8962

4836

217,21

Рентабельность капитала, %

3,12

1,78

1,28

-2

41,03


При анализе данных, можно сделать ряд выводов, характеризующих деятельность предприятия: снижение валового дохода на 4,5%, себестоимости на 1,2%. В результате - сокращение прибыли на 35%, чистой прибыли – на 61%. Причины тому – объективного и субъективного характера, особенно что касается организации производства. В течение 2013 – 2015 годов отмечено снижение выработки на 26%. Так, в 2013 году выработка составляла 3125 тыс. рублей на человека, в 2015 году – всего 2287 тыс. руб. Все это свидетельствует, в том числе, и о неэффективном использовании персонала с тенденцией к усилению негативных характеристик. Полученные результаты представлены на рисунке 7.

Рис. 7. Динамика экономических показателей ЗАО «Ларма»

Экономические показатели характеризуются положительной динамикой, однако из - за роста издержек снижается рентабельность. Настораживает также факт низкого значения рентабельности капитала – чуть более 1% [12, с.82]).

Следовательно, проблемой функционирования ЗАО «Ларма» является рост себестоимости, а также неэффективное использование персонала.

2.2 Кадровый состав персонала предприятия

На конец 2015 года в штате предприятия числятся 29 человек, увеличение численности персонала по сравнению с прошлым годом на 3 человека, а за период исследования – на 7 человек. Как определено выше, согласно классификации ГОСТ 50935-2007, в настоящий момент среди всех работников к категории «Обслуживающий персонал» относится 8 человек, к категории «Производственный персонал» - 13 человек, к административно – производственному персоналу – 6 человек, в том числе 2 руководителя высшего ранга управления – директор и заместитель директора; человека представляют группу прочего управленческого персонала.

Рассмотрим основное содержание управления работ на данном предприятии общественного питания, первым их которых является подбор и отбор кадров. Отбор кадров в ЗАО «Ларма» осуществляют работники отдела кадров (менеджеры по персоналу). В функции менеджеров по персоналу входят:

выбор критериев отбора;

утверждение критериев отбора;

отборочная беседа;

работа с заявлениями и анкетами по биографическим данным;

беседа по поводу принятия на работу;

тестирование;

окончательное решение при отборе [12].

Методы подбора персонала, используемые при найме работников в ЗАО «Ларма»:


1. Собеседование, касающееся вопросов, связанных с условиями и режимом работы, включающее вопросы, связанные с профессиональной деятельностью.

2. Отборочный тест. Используется как дополнительный инст­румент, предполагающий применение тестов профессионального и психологического характера.

При отборе персонала используется следующая последовательность процедур (рисунок 12) [12]. .

Размещение вакансии

Прием и изучение резюме кандидата

Кандидатура не устраивает

Кандидат устраивает

Отказ кандидату

Приглашение кандидата

Детальное изучение биографических данных

Собеседование, интервьюирование

Отбор и прием на работу

Снятие вакансии

Рис. 12. Процедуры, осуществляемые на этапе подбора и приема на работу кандидата в ресторан «Дуплет» ЗАО «Ларма»

Из представленной схемы видно, что последовательность приема на работу при наличии вакантной должности проходит в несколько этапов.

На первом этапе возникает потребность в привлечении персонала. Для поиска подается заявление в Центр занятости, а также в средства массовой информации. Требование от кандидата – предоставление резюме. Направление соискателем своего резюме является начальным и обязательным этапом процесса трудоустройства квалифицированных специалистов. Резюме — это своего рода визитная карточка кандидата — основной документ, ознакомление с которым формирует первое впечатление о кандидате.

Далее отдел кадров изучает резюме в течение одной недели, формирует первичное мнение о кандидате. В случае отрицательного мнения по каким – либо параметрам формируется отказ кандидату.

При наличии положительного мнения кандидата приглашают на очную встречу, и далее с ним проводится дальнейшая оценка:

- изучение биографических данных (стаж работы и место работы в прошлом по трудовой книжке, поощрения и взыскания в прошлом, т.д.).

Следует отметить, что практический опыт также является важнейшим критерием уровня квалификации работника, поэтому при отборе, конечно, отдают предпочтение работникам с опытом. Одним из способов измерения опыта работы является установление трудового стажа, отражающего время, на протяжении которого кандидат работал по данной специальности.

Следует отметить, что все характеристики, которые используются в ЗАО «Ларма», должны быть увязаны с успехами на работе, а критерии образованности должны непременно сравниваться с требованиями выполняемой работы. Например, необходимо изучить продолжительность и содержание образования, его соответствие предполагаемой деятельности. Кроме того, любой конкретный критерий отбора работников, основанный на возрасте, должен быть тщательно изучен в отношении преуспевающих работников, занятых в организации. Слишком молодые и старые по возрасту работники должны подвергаться тщательному отбору, но не получать преждевременного отказа в качестве кандидатуры.


В целом можно сделать вывод о том, что никаких специализированных методик для оценки деловых качеств не используется, что следует признать недостатком в организации отбора персонала. Особых требования к потенциальным кандидатам также нет.

Вторая составляющая системы управления персоналом - подготовка, переподготовка кадров и повышение квалификации – важное звено в обеспечении сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, в поддержании и развитии трудовых ресурсов – это положение относится и к деятельности исследуемого предприятия. Рассмотрим его применительно к исследуемому предприятию.

Одним из методов определения профессиональной квалификации в ЗАО «Ларма» является аттестация на знание и умение применять на практике производственные должностные инструкции, на примере опыта повышения квалификации официантов рассмотрим его.

Как видно, система работы с кадрами не отличается сильным разнообразием. Новый персонал готовят к работе менеджеры, обучают правилам поведения с гостями, проверяют знание меню. Курсов повышения квалификации данное предприятие не проводит.

Работой с кадрами в организации занимается менеджер отдела кадров. (менеджеры по персоналу). Следует отметить, что основными структурными составляющими в рамках персонал-менеджмента в настоящее время являются: подбор и найм персонала, обеспечение его профессио­нальной карьеры, мотивацию сотрудников, формирование кор­поративной культуры, управление конфликтами и т.д. Дальнейшая детализация позволяет выделять целые комплек­сы взаимосвязанных видов деятельности по управлению персона­лом [27, с.118], а именно:

- определение потребности в рабочих, специалистах, менед­жерах различной квалификации, исходя из стратегии деятельно­сти и текущего состояния организации;

- анализ рынка труда и управление занятостью;

- правовое обеспечение трудовых отношений;

- привлечение, отбор, наем и адаптация персонала;

- оценка и аттестация работ и работников;

- планирование и организация обучения, повышение квалифи­кации работников;

- обеспечение оптимальных условий труда (в том числе благо­приятной для каждого человека социально-психологической атмо­сферы): охрана, психофизиология, эргономика, эстетика труда и так далее.

В ЗАО «Ларма» эти компоненты управления персоналом не используются, вследствие чего на предприятии частая сменяемость кадров и низкая закрепленность сотрудников.


2.3 Оценка системы нематериального стимулирования труда персонала на примере предприятия

Перейдем к рассмотрению завершающей функции управления персоналом в ЗАО «Дуплет» - мотивации и стимулирования, применяемых на предприятии. Для оценки используемой системы стимулирования персонала нами был проведен аудит этой системы.

На первом этапе проведена оценка системы оплаты труда как важнейшей составляющей системы стимулирования. Обследование позволило выявить следующее.

Основным документом, регулирующим взаимоотношения в сфере оплаты труда, на предприятии является Положение по оплате труда работников, служащих, руководителей и специалистов и Приказ «Об утверждении форм оплаты труда, показателей, условий и размера премирования работников ЗАО «Ларма». Рассмотрим основные положения этих документов.

Согласно Положению, основой оплатой труда работников ЗАО «Ларма» является тарифная система оплаты труда, которая включает в себя: должностные оклады тарифно-квалификационные справочники; нормы и расценки [12].

Для оплаты труда работников применяются следующие формы тарифной системы оплаты труда; сдельно-премиальная, повременно-премиальная.

Для рабочих основного производства (повара, и т.д.) в ЗАО «Ларма» применяется повременно – премиальная форма оплаты труда, а для поваров, кондитеров - оформляются нормированные задания.

Оплата труда работников предусматривает различные виды доплат и надбавок. Оплата труда работников производится ежемесячно за фактически
отработанное время соответственно количеству и качеству выполненной работы по установленным окладам (ставкам).

Для административно – управленческого персонала должностной оклад установлен штатным расписанием ЗАО «Ларам». Повременно-премиальная оплата труда состоит из должностного оклада и ежемесячной премии в размере от 20 до 50% к тарифной части, премия по итогам работы за месяц. Рассмотрим динамику фонда оплаты труда персонала. В таблице 11 представлены необходимые данные [12].

Таблица 11

Анализ фонда оплаты труда персонала ЗАО «Ларма»

Показатели

Период

Темп роста, %

2013 год

2014 год

2015 год

2014/2013

2015/2014

Среднесписочный состав, чел, в том числе:

28

27

26

92,86

96,30

административно – управленческий персонал

7

7

7

100,00

100,00

-исполнители

21

20

19

90,48

95,00

Фонд оплаты труда – всего, в том числе:

8412

10805

12526

148,91

115,93

административно – управленческий персонал

1992

2421

2665

133,79

110,08

-исполнители

5018

6583

7773

154,90

118,08

Средняя заработная плата, тыс. руб

25624

27832

28842

112,56

103,63

в том числе административно – управленческий персонал

30414

31338

31966

105,10

102,00

- исполнители

27558

27126

27584

100,09

101,69

Средняя доля премиальных начислений, %

35,6

38,4

34,7

97,47

90,36

Средний размер премиальных начислений, тыс. руб

9508

11056

10379

109,16

93,88

Справочно: выработка тыс. руб в год

3125

2688

2287

73,18

85,08