Файл: Мотивации персонала и проектирование систем стимулирования труда ( «ДУПЛЕТ» ЗАО «ЛАРМА» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА

1.1. Специфика стимулирования труда персонала

1.2 Методы нематериального стимулирования

Современные реалии экономики заставляют руководителей компаний искать пути решения того, как стимулировать рост эффективности труда своих сотрудников. Обычно для достижения подобных результатов выплачивают премии и повышают уровень зарплат. Это приводит к требуемой отдаче, но не может практиковаться продолжительное время. Такого вида мотивация способна постепенно превратиться в дорогое удовольствие. Расходы серьезно увеличиваются. Поэтому важность приобретает нематериальное стимулирование, практикующееся в разных странах мира.

К стимулированию, определяемому как нематериальное, относят те виды поощрений, которые не требуют прямого задействования денежных ресурсов. Ценность конкретной компании для многих ее сотрудников заключается не только в размере зарплаты. Людей интересует и кое-что другое: карьерный рост; приемлемые условия труда; дружелюбный коллектив и т. д. Сотрудники готовы ответить взаимностью, если ощущают, что компания заинтересована в них. Рост уровня лояльности – это то немногое, чего можно добиться посредством нематериального стимулирования.

Предлагаемый вид мотивации в большей мере актуален для той части персонала, которая заинтересована в развитии, способном привести к карьерному росту. Трудовой коллектив неоднороден. Одни к чему-то стремятся, а другие отбывают своеобразную повинность, навязанную средой существования. Последние хотят немного: получать вовремя зарплату и не более. Здесь не может быть речи о каком-либо развитии. Это обусловливает необходимость тестирования сотрудников, чтобы понять, к какой категории они относятся.

Обычно классификация мотиваций внутри коллектива приводит к образованию двух групп: материальная и нематериальная. При этом выделяют индивидуальные и коллективные стимулы. Материальное стимулирование не требует пространных объяснений. И так все понятно. Выдаются премии и различные бонусы. Это положительно влияет на качество труда, так как денежное вознаграждение – действенный стимул. При этом система, регламентирующая оплату труда, требует ежегодного пересмотра. Работники должны понимать, что их качественный труд будет вознагражден при любых обстоятельствах. Что касается нематериальной мотивации, то она может иметь косвенный характер: оплачиваемые отпуска, выдача больничных, предоставление медицинской страховки, обучение, направленное на повышение квалификации, и др. Также соответствующая мотивация обеспечивается за счет:

создания условий для карьерного роста; признания значимости работников, что подтверждается благодарностями и грамотами от руководства; создания комфортной обстановки внутри коллектива, укрепляемой на различных мероприятиях. Совместные мероприятия сплачивают работников, что в итоге приводит к положительным изменениям. Труд сотрудников становится более эффективным. На Западе часто используется термин team building, обозначающий процесс формирования команды, что делается в целях успешного развития компании. Проводятся конкурсы, организуются совместные поездки, устраиваются спортивные соревнования и многое другое, что могло бы способствовать так называемому командообразованию. Что касается компаний из России, то они только начинают приобщаться к практике этого вида.

Развитие мотивации без материальной составляющей надо вести индивидуально в соответствии с определенными факторами, которые характеризуют конкретную компанию. Следует учитывать корпоративную культуру, ресурсы развития, цели и задачи. К важным моментам относят жизненную позицию работников, их значимость, пол и возраст. Все это помогает в том, чтобы выявить приоритеты сотрудников применительно не только к работе, но и жизни.

Система мотивации во многом строится на индивидуальности компаний, но также существуют и общие принципы, основанные на трех положениях: Цели и задачи конкретной компании являются основой при создании рассматриваемого вида системы. Вводить выбранные методы стимулирования необходимо лишь тогда, когда будет уяснена их эффективность с точки зрения способствования стратегическим планам компании. Ресурсы и бюджет компании – это важные элементы, без которых невозможно стимулирование труда, даже если оно нематериальное. Например, выдача сотрудникам сертификатов, подтверждающих повышение их квалификации, может послужить хорошим мотивирующим решением. Но это доступно только в том случае, если на это есть средства. При создании мотиваторов требуется выявление индивидуальных потребностей сотрудников. Нельзя оперировать информацией, полученной на основе запросов среднестатистического работника. Это не способствует эффективности системы. Успех компании обеспечивается не только денежными вознаграждениями сотрудников. Все большое значение начинает приобретать нематериальное стимулирование, которое может быть следующим:  Творчество. Требуется создание условий для того, чтобы работники могли проявлять себя. Если у человека есть амбиции, то они должны быть реализованы. Обучение работников дает возможность улучшить их качества. Этим не следует пренебрегать. Удовлетворенность.

Работа в компании обязана приносить удовлетворение. Хорошо, если сотрудники привлекаются к участию в решении проблем компании. У них должно быть право голоса. Моральная составляющая. Физическая усталость и нервное перенапряжение требуют разрядки. Надо помочь сотрудникам, что достигается за счет предоставления дополнительно свободного времени, увеличения продолжительности отпуска (Не отпускают в отпуск — Что делать?), придания рабочему графику большей гибкости и т. д. Для поддержания моральной мотивации важны публичные поощрения.

Качественная работа должна подтверждаться устными благодарностями, грамотами и медалями. Обучение. Повышение уровня умений (знаний) сотрудников является затратным делом, но оно оправдывает себя. Растет эффективность труда при внедрении системы корпоративного обучения в компании. Возможность повысить свою квалификацию ценится основной массой сотрудников. Внутри компании необходимы ротации, связанные со сменой рабочих мест.

Для создания эффективно работающей системы стимулирования необходимо, чтобы ее функционирование соотносилось со следующим: Выбранные мотиваторы направляются на решение приоритетных проблем. Определенные в рамках системы методы стимулирования охватываются всех: от рабочих на производстве до сотрудников управленческих звеньев. Нематериальное стимулирование не отстает от развития бизнеса. Рост компании – это движение от этапа к этапу и решение соответствующих задач. Система стимулирования требует такого же подхода. Ее развитие закономерно. Способы нематериальной мотивации соотносятся с запросами сотрудников. Достижение этого возможно лишь в том случае, если будет собрана информации относительно индивидуальных потребностей персонала. Изменение концепции нематериального стимулирования производится на ежегодной основе. Со временем система мотивации устаревает. Она перестает стимулировать.

Стремительное развитие экономики Японии в середине прошлого века обусловлено тем, как в этой стране выстраиваются отношения с персоналом. Достигнутый успех связывают с тремя принципами: Гарантированная занятость, когда японский труженик всю жизнь работает в одной компании. Карьерный рост, зависящий от возраста и стажа работы. Особенности профсоюзного движения. В Японии слишком развит коллективизм. Сотрудники одной компании – это почти родня. Групповая психология способствует решению не только производственных задач, но и личных, связанных с достижением индивидуальных целей.

Компании могут по-разному определять конкретные цели и принципы нематериальной мотивации, но общий набор мотиваторов примерно у всех одинаковый: льготы – сокращение рабочих дней. Набирает популярность схема, когда сотруднику предоставляется возможность использовать несколько дней в году на свое усмотрение; мероприятия – торжества, экскурсии и другого вида коллективное времяпрепровождение. Создают в коллективе атмосферу «семьи», что позитивно влияет на качество работы; признание заслуг – карьерный рост и различные поощрения тех, чья активность существенно помогла развитию компании; нефинансовые вознаграждения – символические подарки, льготы, медицинские страховки и др.

1.3 Особенности мотивации и стимулирования труда персонала

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА В РЕСТОРАНЕ «ДУПЛЕТ» ЗАО «ЛАРМА»

2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия

2.2 Кадровый состав персонала предприятия

2.3 Оценка системы нематериального стимулирования труда персонала на примере предприятия

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов, наиболее важными из которых являются следующие.

Список литературы

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В современных условиях роль персонала принципиально трансформируется - кадры постепенно перемещаются в эпицентр экономической системы, и на них сосредотачивается потенциал роста компаний. Сегодня кадры призваны сыграть роль первостепенной значимости в развитии как отдельных предприятий, так и отечественной экономики в целом. Новая эпоха в управлении персоналом характеризуется, во-первых, усиливающимися требованиями признания целесообразности ув капиталовложений в персонал, поддержание его трудовой активности, развитие и создание условий для выявления деловых и личностных возможностей и способностей. Во – вторых - это особый подход к выбору процедур к работе с персоналом с учетом складывающихся тенденций. Третьей особенностью современного этапа управления персоналом является формирование корпуса менеджеров по персоналу, ориентированных на системную деятельность, владеющих навыками анализа и прогнозирования изменений на рынке труда, инновационными методами современной модернизации в системе управления персоналом организаций всех направлений деятельности и форм собственности.

Все сказанное относится к организациям всех видов экономической деятельности, и прежде всего – к сфере услуг, наиболее крупным звеном которой является общественное питание. В связи с постоянным расширением, интеграцией, появлением новых компаний спрос на персонал предприятий общественного питания ежегодно увеличивается. Данный вид бизнеса развивается, обретая новые качественные черты: современный ресторанный бизнес в России представлен большим разнообразием типов заведений и характеризуется обновлением содержания технологий обслуживания [59].

Особо значима роль персонала в обеспечении и повышении конкурентоспособности предприятий общественного питания, ведь здесь именно персонал является «визитной карточкой» ресторанов, кафе. Персонал в обще­ственном питании является ключевым элементом, обеспечивающим каче­ство и эффективность деятельности.

В ресторанах, кафе, барах и других предпри­ятиях общественного питания от квалификации, дисциплинированности и коммуникативных качеств персонала зависит 80 % успеха работы предприятия [57].

Между тем, практика последних лет демонстрирует неутешительную статистику: низкий уровень закрепленности персонала, коэффициент текучести до 30% считается нормативным для данной группы предприятий [57]. Среди причин высокой текучести выделяются: низкие ставки оплаты, совершенно не связанные с какими – либо элементами нормирования, продолжительные или неудобные часы работы; плохие условия труда; неконструктивное руководство; невозможность карьерного роста; прецеденты резких увольнений и резких наборов персонала в организацию – все это приводит к нестабильности в составе персонала общественного питания.


Таким образом, в современной практике функционирования предприятий общественного питания и в особенности, ресторанного бизнеса, существует противоречие, суть которого в следующем. С одной стороны, предприятия ресторанного бизнеса испытывают потребность в стабильном коллективе профессиональных работников и подготовленных кадрах, владеющих современными технологиями. Но с другой стороны, на многих предприятиях общественного питания система управления персоналом находится в неудовлетворительном состоянии, используются отдельные ее компоненты в виде минимума работы с кадрами, что и является основной предпосылкой текучести кадров. Данное противоречие определило проблему исследования: какими должны быть формы, методы и содержание управления персоналом сфере ресторанного бизнеса с учетом особенностей данной сферы?

Объектом исследования данной работы является система нематериальных стимулов в управлении персоналом.

Предмет исследования – особенности управления персоналом в сфере ресторанных услуг.

Целью работы является изучение системы нематериального стимулирования труда персонала в организации.

Для достижения данной цели мы поставили перед собой ряд задач:

  1. Изучить концепцию и содержание нематериального стимулирования труда персонала
  2. Определить методы нематериального стимулирования труда персонала
  3. Провести анализ системы нематериального стимулирования труда персонала в ресторане «Дуплет» ЗАО «Ларма»

Теоретическая база. Вопросы, связанные с построением и функционированием системы управления персоналом освещены в работах многих авторов. Так, в работах А. Я. Кибанова, Галенко В.П., Горелова Н.А., Глухова В.В., Градова А.П., Клейнера Г.Б., и др. разработаны теоретические основы управления персоналом предприятий в рыночной экономике, определены специфические черты управленческих воздействий на персонал в условиях нестабильности среды функционирования предприятий.

Завгородняя А.В., Пузыревский Л.С., Раппопорт B.C., Соколов Д.В. и др. предложили инструментарий организационного проектирования систем управления персоналом предприятия.

Балкизов М.Х., Гавра Д.П., Иванов О.И., Колесников Н.Е., Потемкин В.К., Тишин Е.В. и др. разработали принципы и методы социального партнерства в системе управления персоналом, а также определили подходы к социальной защите работников в процессе их трудовой деятельности.

Вместе с тем, многие аспекты совершенствования систем управления персоналом с учетом новых реалий применительно к предприятиям ресторанного бизнеса в литературе практически не освещены. Выделяются лишь отдельные статьи, в которых совершенствование управления персоналом ресторанов и аналогичных предприятий общественного питания рассматривается на базе существующих в менеджменте направлений.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА

1.1. Специфика стимулирования труда персонала

Кадровая служба, департамент государственной службы и кадров, департамент кадровой политики, дирекция кадрового менеджмента, отдел подготовки и распределения кадров и т.п. — таков далеко не полный перечень названий подразделений, занимающихся разработкой и реализацией кадровой политики, вопросами управления персонала в различных структурах, в том числе предпринимательских [19, с.152]. Несмотря на различные названия кадровых служб, по большому счету суть их работы сводится к управлению и работе с кадрами.

Персонал организации представляет собой совокупность работников, являющуюся одним из важнейших факторов функционирования современной организации - наряду с финансовым капиталом и нематериальными активами [26]. При этом на конкретном рабочем месте управление каждым работником в производственном процессе осуществляет его непосредственный руководитель, выступающий, таким образом, в качестве созидателя рентабельного и эффективного капитала.

Термин «персонал» объединяет работников всех подразделений организации. Существуют различные подходы к классификации персонала: по профессии или должности работника, по уровню управления, категории работников и др. Базовой является классификация по категориям работников в зависимости от участия их в процессе производства: производственный и управленческий персонал (специалисты и руководители) рабочие и служащие (основные и вспомогательные). Различия между категориями заключаются в том, что у производственного персонала в трудовой деятельности преобладает физический труд (или строго регламентированный), то в работе специалистов и руководителей преобладают компоненты умственного, эвристического труда [29].

Основой для формирования требования и разделения персонала по категориям на предприятиях общественного питания, в том числе и в сфере ресторанного обслуживания - ГОСТ Р50764-95. «Услуги общественного питания. Общие требования», а также отраслевой стандарт являются ГОСТ 50935-2007 «Общественное питание. Требования к персоналу» [4].


Следует отметить, что до этого стандарта использовался лишь отраслевой стандарт ОСТ 1995 годы «Требования к производственному персоналу», где били прописаны в основном требования к профессиям пекаря, кондитера, т.д. В стром ГОСТ Р 50935 - 96 были прописаны требования к обслуживающему персоналу предприятия общественного питания: метрдотель (администратор), официант, повар, занимающийся отпуском продукции на раздаче, буфетчик, бармен, кассир, гардеробщик, швейцар, продавец магазина (отдела) кулинарии.

В последнее время в сфере услуг появились новые профессии обслуживающего персонала: бариста (специалист по кофе), хостес (хозяин заведения, человек, встречающий посетителей в холле или аванзале, возможно за ресепшн), сомелье (специалист по винам), бас бойз (помощник официанта) и др., что и регламентировано комментируемым стандартом ГОСТ 50935-2007 «Общественное питание. Требования к персоналу». Настоящий стандарт устанавливает общие минимальные требования к обслуживающему, производственному и административному персоналу предприятий общественного питания различных типов и классов всех форм собственности. Стандарт рекомендуется использовать при аттестации и присвоении квалификации персоналу [4]

На сегодняшний день актуальной является концепция управления человеческими ресурсами, сводящаяся к тому, что именно человеческие ресурсы – главная ценность организации. Основу концепции управления персоналом в настоящее время составляют: возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с целями и задачами организации. Резник С.Д. приводит, что «Сущность управления человеческими ресурсами заключается в том, что люди рассматриваются как достояние компании в конкурентной борьбе, которые надо размещать, мотивировать, развивать вместе с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей организации» [50, с.18].

Современные концепции управления персоналом базируются, с одной стороны, на принципах и методах административного управления, с другой - на возрастающей роли личности работника, знании его мотивационных установок, умении их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Поэтому необходима переориентация руководителей и работников на новые ценности: главное внутри организации - работники, а за пределами организации - потребитель, его интересы. Приоритетными ценностями для фирмы являются: эффективность работы персонала, инициатива, заинтересованность, развитие творческого потенциала, чувство ответственности.


Обобщение опыта деятельности отечественных и зарубежных организаций позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом - обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития. В соответствии с этой целью формируется система управления персоналом организации. В условиях рыночной экономики основными тенденциями в управлении персоналом являются: формализация методов и процедур отбора кадров; разработка научных критериев оценки кадров; научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале; выдвижение молодых и перспективных работников; системная увязка хозяйственных и государственных решений с основными элементами кадровой политики.

Система управления персоналом неотделима от системы управления в целом, так как первое включает не только функциональные подразделения, занимающиеся работой с персоналом, но и всех линейных руководителей - от директора до бригадира, а также руководителей функциональных подразделений, выполняющих функции прочего руководства. Таким образом, основные функции управления сосредоточены в системе управления персоналом (в свою очередь, представляющего собой достаточно разнообразный количественно – качественный состав) является стержнем системы управления предприятия общественного питания. В немалой степени именно эффективно сформированная команда работников предприятия общественного питания позволяет сформировать устойчивый положительный имидж предприятия общественного питания, а следовательно, повысить рост конкурентоспособности предприятия на рынке соответствующих услуг, в частности, ресторанного бизнеса.

1.2 Методы нематериального стимулирования

Современные реалии экономики заставляют руководителей компаний искать пути решения того, как стимулировать рост эффективности труда своих сотрудников. Обычно для достижения подобных результатов выплачивают премии и повышают уровень зарплат. Это приводит к требуемой отдаче, но не может практиковаться продолжительное время. Такого вида мотивация способна постепенно превратиться в дорогое удовольствие. Расходы серьезно увеличиваются. Поэтому важность приобретает нематериальное стимулирование, практикующееся в разных странах мира.

К стимулированию, определяемому как нематериальное, относят те виды поощрений, которые не требуют прямого задействования денежных ресурсов. Ценность конкретной компании для многих ее сотрудников заключается не только в размере зарплаты. Людей интересует и кое-что другое: карьерный рост; приемлемые условия труда; дружелюбный коллектив и т. д. Сотрудники готовы ответить взаимностью, если ощущают, что компания заинтересована в них. Рост уровня лояльности – это то немногое, чего можно добиться посредством нематериального стимулирования.