Файл: Мотивации персонала и проектирование систем стимулирования труда ( «ДУПЛЕТ» ЗАО «ЛАРМА» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА

1.1. Специфика стимулирования труда персонала

1.2 Методы нематериального стимулирования

Современные реалии экономики заставляют руководителей компаний искать пути решения того, как стимулировать рост эффективности труда своих сотрудников. Обычно для достижения подобных результатов выплачивают премии и повышают уровень зарплат. Это приводит к требуемой отдаче, но не может практиковаться продолжительное время. Такого вида мотивация способна постепенно превратиться в дорогое удовольствие. Расходы серьезно увеличиваются. Поэтому важность приобретает нематериальное стимулирование, практикующееся в разных странах мира.

К стимулированию, определяемому как нематериальное, относят те виды поощрений, которые не требуют прямого задействования денежных ресурсов. Ценность конкретной компании для многих ее сотрудников заключается не только в размере зарплаты. Людей интересует и кое-что другое: карьерный рост; приемлемые условия труда; дружелюбный коллектив и т. д. Сотрудники готовы ответить взаимностью, если ощущают, что компания заинтересована в них. Рост уровня лояльности – это то немногое, чего можно добиться посредством нематериального стимулирования.

Предлагаемый вид мотивации в большей мере актуален для той части персонала, которая заинтересована в развитии, способном привести к карьерному росту. Трудовой коллектив неоднороден. Одни к чему-то стремятся, а другие отбывают своеобразную повинность, навязанную средой существования. Последние хотят немного: получать вовремя зарплату и не более. Здесь не может быть речи о каком-либо развитии. Это обусловливает необходимость тестирования сотрудников, чтобы понять, к какой категории они относятся.

Обычно классификация мотиваций внутри коллектива приводит к образованию двух групп: материальная и нематериальная. При этом выделяют индивидуальные и коллективные стимулы. Материальное стимулирование не требует пространных объяснений. И так все понятно. Выдаются премии и различные бонусы. Это положительно влияет на качество труда, так как денежное вознаграждение – действенный стимул. При этом система, регламентирующая оплату труда, требует ежегодного пересмотра. Работники должны понимать, что их качественный труд будет вознагражден при любых обстоятельствах. Что касается нематериальной мотивации, то она может иметь косвенный характер: оплачиваемые отпуска, выдача больничных, предоставление медицинской страховки, обучение, направленное на повышение квалификации, и др. Также соответствующая мотивация обеспечивается за счет:

создания условий для карьерного роста; признания значимости работников, что подтверждается благодарностями и грамотами от руководства; создания комфортной обстановки внутри коллектива, укрепляемой на различных мероприятиях. Совместные мероприятия сплачивают работников, что в итоге приводит к положительным изменениям. Труд сотрудников становится более эффективным. На Западе часто используется термин team building, обозначающий процесс формирования команды, что делается в целях успешного развития компании. Проводятся конкурсы, организуются совместные поездки, устраиваются спортивные соревнования и многое другое, что могло бы способствовать так называемому командообразованию. Что касается компаний из России, то они только начинают приобщаться к практике этого вида.

Развитие мотивации без материальной составляющей надо вести индивидуально в соответствии с определенными факторами, которые характеризуют конкретную компанию. Следует учитывать корпоративную культуру, ресурсы развития, цели и задачи. К важным моментам относят жизненную позицию работников, их значимость, пол и возраст. Все это помогает в том, чтобы выявить приоритеты сотрудников применительно не только к работе, но и жизни.

Система мотивации во многом строится на индивидуальности компаний, но также существуют и общие принципы, основанные на трех положениях: Цели и задачи конкретной компании являются основой при создании рассматриваемого вида системы. Вводить выбранные методы стимулирования необходимо лишь тогда, когда будет уяснена их эффективность с точки зрения способствования стратегическим планам компании. Ресурсы и бюджет компании – это важные элементы, без которых невозможно стимулирование труда, даже если оно нематериальное. Например, выдача сотрудникам сертификатов, подтверждающих повышение их квалификации, может послужить хорошим мотивирующим решением. Но это доступно только в том случае, если на это есть средства. При создании мотиваторов требуется выявление индивидуальных потребностей сотрудников. Нельзя оперировать информацией, полученной на основе запросов среднестатистического работника. Это не способствует эффективности системы. Успех компании обеспечивается не только денежными вознаграждениями сотрудников. Все большое значение начинает приобретать нематериальное стимулирование, которое может быть следующим:  Творчество. Требуется создание условий для того, чтобы работники могли проявлять себя. Если у человека есть амбиции, то они должны быть реализованы. Обучение работников дает возможность улучшить их качества. Этим не следует пренебрегать. Удовлетворенность.

Работа в компании обязана приносить удовлетворение. Хорошо, если сотрудники привлекаются к участию в решении проблем компании. У них должно быть право голоса. Моральная составляющая. Физическая усталость и нервное перенапряжение требуют разрядки. Надо помочь сотрудникам, что достигается за счет предоставления дополнительно свободного времени, увеличения продолжительности отпуска (Не отпускают в отпуск — Что делать?), придания рабочему графику большей гибкости и т. д. Для поддержания моральной мотивации важны публичные поощрения.

Качественная работа должна подтверждаться устными благодарностями, грамотами и медалями. Обучение. Повышение уровня умений (знаний) сотрудников является затратным делом, но оно оправдывает себя. Растет эффективность труда при внедрении системы корпоративного обучения в компании. Возможность повысить свою квалификацию ценится основной массой сотрудников. Внутри компании необходимы ротации, связанные со сменой рабочих мест.

Для создания эффективно работающей системы стимулирования необходимо, чтобы ее функционирование соотносилось со следующим: Выбранные мотиваторы направляются на решение приоритетных проблем. Определенные в рамках системы методы стимулирования охватываются всех: от рабочих на производстве до сотрудников управленческих звеньев. Нематериальное стимулирование не отстает от развития бизнеса. Рост компании – это движение от этапа к этапу и решение соответствующих задач. Система стимулирования требует такого же подхода. Ее развитие закономерно. Способы нематериальной мотивации соотносятся с запросами сотрудников. Достижение этого возможно лишь в том случае, если будет собрана информации относительно индивидуальных потребностей персонала. Изменение концепции нематериального стимулирования производится на ежегодной основе. Со временем система мотивации устаревает. Она перестает стимулировать.

Стремительное развитие экономики Японии в середине прошлого века обусловлено тем, как в этой стране выстраиваются отношения с персоналом. Достигнутый успех связывают с тремя принципами: Гарантированная занятость, когда японский труженик всю жизнь работает в одной компании. Карьерный рост, зависящий от возраста и стажа работы. Особенности профсоюзного движения. В Японии слишком развит коллективизм. Сотрудники одной компании – это почти родня. Групповая психология способствует решению не только производственных задач, но и личных, связанных с достижением индивидуальных целей.

Компании могут по-разному определять конкретные цели и принципы нематериальной мотивации, но общий набор мотиваторов примерно у всех одинаковый: льготы – сокращение рабочих дней. Набирает популярность схема, когда сотруднику предоставляется возможность использовать несколько дней в году на свое усмотрение; мероприятия – торжества, экскурсии и другого вида коллективное времяпрепровождение. Создают в коллективе атмосферу «семьи», что позитивно влияет на качество работы; признание заслуг – карьерный рост и различные поощрения тех, чья активность существенно помогла развитию компании; нефинансовые вознаграждения – символические подарки, льготы, медицинские страховки и др.

1.3 Особенности мотивации и стимулирования труда персонала

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА В РЕСТОРАНЕ «ДУПЛЕТ» ЗАО «ЛАРМА»

2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия

2.2 Кадровый состав персонала предприятия

2.3 Оценка системы нематериального стимулирования труда персонала на примере предприятия

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов, наиболее важными из которых являются следующие.

Список литературы

Представленные в таблице 11 данные показывают следующее. В 2015 году численность персонала сократилась за счет снижения численности основного персонала (количество административно – управленческого персонала неизменно). В то же время, фонд оплаты труда увеличен в 2014 году на 48%, в 2015 году – на 15%. В общем изменении фонда оплаты труда персонала на 15% изменение фонда оплаты труда административно – управленческого персонала составило 10,68%, а исполнителей на 18,38% (рисунок 13).

Рис. 13. Темп роста изменения численности персонала, фонда заработной платы по категориям персонала, %

При этом средняя заработная плата также изменялась неравномерно – а АУП на 8,03%, у исполнителей – на 2%. При это удельный вес доля премии в основном не превышал 32% в 2013 – 2015 годах (рисунок 14) [12].

Рис. 14.Динамика удельного веса премий на протяжении периода исследования, % от фонда оплаты труда

Вместе с тем, в 2013 – 2015 годах производительность труда персонала ЗАО «Ларма» снижается, что показано на рисунке 15.

Рис. 15. Сравнительная характеристика выплаты премии и выработки по ЗАО «Ларма»

Изложенный материал и его результаты позволяют сделать вывод о том, что существующая в ЗАО «Ларма» материальная составляющая стимулирования персонала выстроена недостаточно эффективно. Об этом говорит факт того, что прирост премии премиальных опережает прирост производительности труда, что, безусловно, снижает роль стимулирования системы оплаты труда.

Отдельно проанализируем приемы материального стимулирования персонала. К наиболее положительным компонентам системы стимулирования относятся предоставление отпуска в соответствии с трудовым договором и медицинское страхование.

К методам, которые не применяются, и соответственно, заслуживают отрицательной оценки относятся: отсутствие гибкого графика работы, отсутствие скидок работникам, а также отсутствие профессиональных конкурсов, системы морального поощрения в присутствии коллег, т.д.

Распределение оценок персоналом методов стимулирования труда, используемых менеджментом ЗАО «Ларма», отражено в таблице 12.

Таблица 12

Оценка персоналом методов мотивации и стимулирования в ЗАО «Ларма» (по десятибалльной шкале)

Параметры

Оценка персонала, баллы

Линейные исполнители

Специалисты

Условия труда

6,4

8,2

Стимулирование: материальное

5,8

6,2

Нематериальное

4,8

6

Наличие стандартного социального пакета

5,4

6

Уважение в коллективе

7,2

6,8

Стиль управления руководителей

6,4

8

Знание целей коллектива

6,2

8

Участие в решении проблем

6,2

7

Коммуникации в колелктвиек

7,2

7,6

Возможности:

принятия участия в управлении

6,2

6,8

- карьерного роста

5,6

6,4

-обучения

7

6,2

- роста профессионального мастерства

6,8

5,6


Как видно из таблицы 12, в ЗАО «Ларма» существует система управления персоналом, ведущими компонентами которой служат:

1. создание условий труда, соответствующих требованиям законодательства

2. создание системы оплаты труда, соответствующей требованиям законодательства

3. формирование благоприятных отношений в коллективе,

4. предоставление самостоятельности в работе и спрос за результат.

Таким образом, что существующая система управления персоналом в ЗАО «Ларма» находится на начальной стадии своего развития и фактически представлена системой материального поощрения за труд – причем не достаточно эффективной - организации оплаты труда согласно требованиям законодательства Другие компоненты системы управления персоналом практически не используются (в отдельных случаях – предпринимаются попытки ее использования посредством административных методов).

Таким образом, была рассмотрена система управления персоналом во всех ее аспектах. В аналитическом исследовании выявлены положительные и отрицательные факторы материальной и нематериальной мотивации сотрудников, а также были выявлены возможные направления развития системы управления персоналом ЗАО «Ларма».

В результате проведенного исследования установлено, что система управления персоналом ЗАО «Ларма», является не гибкой, индифферентной по отношению к разным категориям персонала, не используется в полной мере механизм мотивации и стимулирования труда.

К сожалению, на исследуемом предприятии система управления персоналом находится на элементарном уровне и не использует полностью возможности для повышения эффективности труда и закрепленности персонала в организации. По этим причинам вследствие в ЗАО «Ларма» значительный процент текучести, превышающий нормативный показатель в размере 10%.

Для повышения самостоятельности и активности сотрудников, заинтересованности в результатах своего труда, для того, чтобы работа в ЗАО «Ларма» становилась более интересной и разнообразной, разработаны некоторые рекомендации. Только при эффективном сочетании различных инструментов управления персоналом – развития, мотивации и стимулирования - можно воздействовать на поведение сотрудников в коллективе и их отношение к работе в данной организации.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов, наиболее важными из которых являются следующие.


Отрасль общественного питания в настоящее время является перспективным направлением экономической деятельности, сосредотачивающей значительную часть трудового потенциала. Согласно нормативного документа – ГОСТ 50935 – 2007, в котором регламентированы категории персонала на предприятиях общественного питания, а также требования к профессиональной компетенции каждого из них, персонал предприятий общественного питания, делится на три категории: обслуживающий персонал, производственный персонал, административный персонал. Персонал рассматривается как основной ресурс предприятия общественного питания, определяющий успех деятельности всей организации и эффективность ее функционирования на соответствующем рынке услуг.

Управление персоналом можно рассматривать с разных позиций, но многие исследователи опираются на системный подход. Под управлением персоналом принято понимать специфическую функцию управленческой деятельности, центральным объектом которой является человек, входящий в группы работников предприятия. Комплексное понимание функций управления персоналом складывается как внутреннее единство следующих мер: обеспечение всех участков производства необходимыми человеческими ресурсами – кадровое планирование, подбор и отбор персонала, создание мотивации персонала па высокоэффективную трудовую деятельность реализуется в рамках развития персонала. Третий аспект кадровой политики связан с совершенствованием организации труда и уровня профессиональной подготовленности (развитие) работников.

Все рассмотренные выше функции управления персоналом реализуются в рамках определенного типа кадровой политики, которая, в зависимости от выбранных методов и функций делится на пассивную, реактивную, превентивную, активную. Каждому типу кадровой политики соответствует и собственный стиль управления персоналом.

Цель разработки мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом – создание оптимального социально – трудового климата в коллективе. Укрупнено этапы организационного проекта по внедрению систем управления персонала могут быть представлены этапами: диагностический, проектный, внедренческий, оценочный.

Аналитическая часть работы проведена на материалах предприятия общественного питания ЗАО «Ларма». Все заведения ЗАО «Ларма», в том числе и исследуемый ресторан - предприятия с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, оригинальным интерьером, освещением, сервировкой и уровнем обслуживания официантами. Управление организацией построено по линейно–функциональному признаку, структура управления образована в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы: первая ступень управления представлена руководителями высшего звена (директор и 2 специалиста); вторая ступень -– руководителями среднего звена (3 человека); третья ступень -


главными специалистами (3 человек), четвертая ступень управления представлена рядовыми работниками 4 ступень – рядовые сотрудники общей численностью 21 человек– производственно – обслуживающий персонал: повара, официанты, кассиры, операторы, кладовщики, т.д. В настоящий момент среди всех работников к категории «Обслуживающий персонал» относится 8 человек, к категории «Производственный персонал» - 13 человек, к административно – производственному персоналу – 6 человек, в том числе 2 руководителя высшего ранга управления – директор и заместитель директора; человека представляют группу прочего управленческого персонала.

В структуре кадрового состава 20,83% или 10 человек – руководители и 79,17% - линейные исполнители. Средний возраст работников – 28,3 года. Высшее образование имеют 27% работников, 44% соответственно – среднее специальное и 29% - среднее.

Чистая прибыль предприятия распределяется в основном на развитие производства – то есть приобретение основных фондов (оборудования).Фонд социального развития коллектива отсутствует.

Функции формирования кадровой политики в ЗАО «Ларма» выполняются такими функциональными исполнителями, как директор, главный инженер, менеджеры. Проведенный анализ показал, что менеджмент компании имеет систему управления персоналом, основными компонентами, которой являются:

1. создание условий труда,

2. создание системы оплаты труда,

3. формирование благоприятных отношений в коллективе,

4. предоставление самостоятельности в работе и спрос за результат.

Таким образом, существующая система управления персоналом находится на элементарном уровне и фактически состоит из системы материального поощрения – причем не достаточно эффективной - системы оплаты труда. Другие элементы системы управления персоналом практически не используются или используются в минимальном объеме.

Так, анализ первой составляющей системы управления персоналом «Подбор и отбор персонала» - позволил сделать вывод о том, что при наборе персонала извне на предприятии используются: публикация объявлений, размещение объявлений в Интернет и средствах массовой информации. Используются выборочные методики обучения и повышения квалификации отдельной части работающих, например, официантов и поваров.

Вся производственная деятельность предприятия регулируется соответствующими законодательными актами. Нарушения Положений трудового законодательства не отмечены. Права и обязанности работников предприятий общественного питания определены специальными инструкциями и правилами внутреннего распорядка.


Для повышения самостоятельности и активности сотрудников, заинтересованности в результатах своего труда и во взаимной помощи, для того, чтобы работа становилась более интересной и разнообразной, разработаны следующие предложения.

Во – первых, предложено разработать Коллективный договор как документ внутренней регламентации управления персоналом в целом и социально – трудовых отношений в частности.

Во – вторых, предлагается внедрить в организационную структуру управления подразделение, ответственное за реализацию положений Коллективного договора, прежде всего, для эффективного управления персоналом – Отдел организационных отношений. Финансирование мероприятий по управлению персоналом предложено проводить из специально созданного фонда социального развития коллектива, который, в свою очередь, формируется из чистой прибыли и экономии по налоговым отчислениям.

Также в работе рассчитан социально - экономический эффект, который образуется по нескольким составляющим: увеличение производительности труда персонала за счет сокращения текучести и повышения закрепленности персонала, роста на этой основе выручки и прибыли, снижение затрат на поиск и привлечение новых работников при совершенствовании системы управления персоналом.

Экономический эффект от предлагаемых мероприятий составит ориентировочно 628 тыс. руб.

Наиболее важный вывод, который можно сделать по результатам работы, заключается в том, что система управления персоналом предприятия общественного питания должна быть гибкой, легко изменяющейся по отношению к разным категориям персонала, и учитывать все материальные и нематериальные стимулы к труду. При эффективном применении и сочетании различных инструментов управления персоналом, можно воздействовать на такие факторы поведения сотрудников, как лояльность к организации, закрепленность персонала, рост выработки и производительности труда, широкая вовлеченность в стратегические планы организации.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008. №7-ФКЗ) // Российская газета.-2008.- №43.

Гражданский кодекс Российской Федерации от 18.12.2006 №230-ФЗ (ред. от 27.07.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации.-2010.-№ 87.- Ст. 4123

Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197 (ред. от. 07.01.2012).// Собрание законодательства Российской Федерации.-2012.-№ 12.- Ст. 2378.