Файл: Организация системы адаптации новых сотрудников(ООО «Ласка»).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы адаптации персонала
1.1. Сущность, виды и направления адаптации персонала
1.2. Основные этапы процесса адаптации
2. Анализ системы адаптации персонала на предприятии ООО «Ласка»
2.1. Организационная характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия
2.3. Оценка эффективности адаптации персонала на предприятии
2.4. Предложения по совершенствованию процесса адаптации на предприятии
Вновь принятому работнику вручаются следующие документы:
- должностная инструкция и квалификационные требования (по специальности);
- инструкция по охране труда и технике безопасности;
- фирменные стандарты компании;
- адаптационный лист;
- индивидуальный план-график введения в профессию.
5.2. Программа адаптации менеджеров среднего звена
Процесс адаптации менеджеров среднего звена начинается с представления другим сотрудникам, ознакомления с рабочим процессом и соответствующими документами, который осуществляет непосредственный руководитель.
Вновь принятому работнику вручаются следующие документы:
- структура предприятия;
- список служебных телефонов;
- фирменные стандарты компании;
- должностная инструкция и квалификационные требования (по специальности);
- положение об отделе;
- технологические схемы взаимодействия;
- инструкция по охране труда и технике безопасности;
- адаптационный лист;
- индивидуальный план-график введения в должность;
- план развития сотрудника на время адаптации.
Для скорейшей адаптации менеджеров среднего звена, задействованных в производственном процессе, организуется обучение технологий (для менеджеров по продажам – дополнительное обучение по теории и практике продаж, технике эффективного общения и т.д.).
Внимание к процессу адаптации менеджеров среднего звена должно быть достаточно высоким, т.к. эта рабочая позиция требует мобильного выполнения большого объема разнообразных, достаточно сложных функций. Если человек плохо ориентируется в тонкостях своих разносторонних обязанностей, от этого страдает рабочий процесс и новичок разочаровывается в новой работе раньше, чем сумеет осознать, что при соответствующей подготовке и помощи может справляется с трудностям.
Адаптационный период должен нести функцию удержания, этому способствует расширение сроков адаптационного периода, когда работа менеджеров подкрепляется контролем руководителя более высокого звена и соответствующей помощью.
5.5. Процесс адаптации руководителей
Руководитель структурного подразделения вводится в должность и представляется коллективу генеральным директором. Происходит осмотр подразделения, знакомство с сотрудниками и ознакомление с предприятием в целом.
Вручаются следующие документы:
-правила внутреннего трудового распорядка
- штатное расписание;
- план цехов, подразделений;
- список служебных телефонов;
- структура предприятия;
- фирменные стандарты компании;
- должностная инструкция;
- положение об отделе;
- технологические схемы взаимодействия;
- инструкция по охране труда и технике безопасности;
- адаптационный лист;
- индивидуальный план-график введения в должность;
- план развития сотрудника на время адаптации;
- пакет документов, регламентирующих деятельность данного структурного подразделения и необходимые для понимания работы организации (положения, приказы, должностные инструкции и квалификационные требования подчиненных и т.д.).
Специалист по персоналу помогает новому руководителю влиться в коллектив, предоставляет всю необходимую информацию о традициях коллектива, потенциале каждого работника, об особенностях социально-психологического климата, сложившегося в коллективе.
6. КОНТРОЛЬ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ
Контроль процесса адаптации проводится с целью выявления и своевременного решения проблем, возникающих у новичков, а также устранения факторов, негативно влияющих на успешность адаптационных программ.
Первый срез проводится по результатам исполнения индивидуального плана-графика введения в должность. Анализируется объем полученной информации новым сотрудником и оценка руководителей отделов, участвовавших в данном этапе адаптации.
Последующие срезы осуществляются с помощью анкет и собеседований, которые позволяют проанализировать на данном этапе объем эффективности и результативности процесса адаптации, установить отрицательные факторы адаптации и принять оперативные меры по их устранению.
По окончании испытательного срока систематизируется и анализируется весь объем полученной информации, на основании полученных результатов процесса адаптации и принимается обоюдное окончательное решение: работодатель определяет, устраивает ли его работник, а работник – устраивает ли его условия работы в данном коллективе.
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс адаптации новых сотрудников является прямым продолжением процесса отбора персонала. Основные причины увольнения работников – несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую организацию. Помочь сотруднику успешно влиться в новую среду – важнейшая задача его руководителя и сотрудников отдела кадров и документационного обеспечения.
Использование комплекса профессиональной и психологической адаптации новому специалисту оказывается более эффективным и экономичным, чем неудачное завершение испытательного срока, поиск, оценка и обучение новых кандидатов на освободившуюся вакансию.
Приложение В
Матрица адаптации
Торгово-оперативный и вспомогательный персонал |
Специалисты |
Руководители |
||
1 |
2 |
3 |
||
До выхода нового сотрудника |
||||
1. Подготовка рабочего места сотрудника (СП) 2. Составление плана вхождения в должность (Р) 3. Определение наставника (Р) 4. Подготовка папки новичка (СП) |
1. Подготовка рабочего места сотрудника (СП) 2. Составление плана вхождения в должность (Р) 3. Определение наставника (Р) 4. Подготовка папки новичка (СП) 5. Оформление в отделе кадров 6. Ознакомление с положениями компании 7. Инструктажи (СП) |
1. Подготовка рабочего места сотрудника (СП) 2. Составление Плана вхождения в должность (Р) 3. Определение наставника (Р) 4. Подготовка папки новичка (СП) 5. Информирование коллектива о новом руководителе (СП) 6. Оформление в отделе кадров 7. Ознакомление с положениями компании 8. Инструктажи (СП) |
||
Вводный: первый день сотрудника в компании |
||||
1. Оформление в отделе кадров. Ознакомление с положениями компании Инструктажи (СП). 2. Выдача пропусков для прохода в офис (СП) 3. Вручение трудового договора 4. Вручение папки новичка 5. Знакомство нового сотрудника с коллегами. Экскурсия по офису (СП) 6. Ознакомление с рабочим местом (СП/Н/Р) 7. Информирование сотрудников о новичке (СП) 8. Первая адаптационная беседа (СП) 9. Беседа с руководителем и/или настав ником. Разъяснение плана вхождения в должность (Р/Н) |
1. Выдача пропусков для прохода в офис (СП) 2. Вручение трудового договора 3. Вручение папки новичка 4. Знакомство нового сотрудника с коллегами Экскурсия по офису (СП) 5. Ознакомление с рабочим местом (СП/Н/Р) 6. Информирование сотрудников о новичке (СП) 7. Первая адаптационная беседа (СП) 8. Допуск в базы данных, создание паролей, электронного адреса (Р/СП) 9. Беседа с руководителем и/или наставником. Разъяснение плана вхождения в должность (Р/Н) |
1. Оформление в отделе кадров. Ознакомление с положениями компании Инструктажи (СП) 2. Выдача пропусков для прохода в офис (СП) 3. Вручение трудового договора 4. Вручение папки новичка 5. Знакомство нового сотрудника с коллегами Экскурсия по офису (СП) 6. Ознакомление с рабочим местом (СП/Н/Р) 7. Информирование сотрудников о новичке (СП) 8. Первая адаптационная беседа (СП) 9. Допуск в базы данных, создание паролей, электронного адреса (Р/СП) 10. Беседа с руководителем и/или наставником Разъяснение плана вхождения в должность (Р/Н) |
||
Ознакомительный: первая неделя работы |
||||
1. Участие в «Курсе о компании» (СП) 2. Оценка по результатам недельной работы. Отчет сотрудника (Р) 3. Адаптационная беседа |
1. Участие в «Курсе о компании» (СП) 2. Оценка по результатам недельной работы. Отчет сотрудника (Р) 3. Адаптационная бесе |
1. Участие в «Курсе о компании» (СП) 2. Знакомство с функциональными руководителями других подразделений (Р) 3. Оценка по результатам |
||
1 |
2 |
3 |
||
(СП) |
да (СП) |
недельной работы. Отчет сотрудника (Р) 4. Адаптационная беседа (СП) |
||
Вхождение в должность: три месяца |
||||
1. Мониторинг исполнения плана вхождения в должность (один раз в месяц) (СП) 2. Адаптационная беседа (один раз в месяц) (СП) |
1. Мониторинг исполнения плана вхождения в должность (один раз в месяц) (СП) 2. Адаптационная беседа (один раз в месяц) (СП) |
1. Мониторинг исполнения плана вхождения в должность (один раз в месяц) (СП) 2. Адаптационная беседа (один раз в месяц) (СП) |
||
Оценочный: за две недели до конца испытательного срока |
||||
1. Напоминание руководителю (за две недели до конца испытательного срока) (СП) 2. Наставник/ руководитель передает в службу персонала план вхождения в должность с пометками об исполнении, дает оценку качеств работника, заключение о результатах испытания работника (Н) |
1. Напоминание руководителю (за две недели до конца испытательного срока) (СП) 2. Наставник/ руководитель передает в службу персонала план вхождения в должность с пометками об исполнении, дает оценку качеств работника, заключение о результатах испытания работника (Н) |
1. Напоминание руководителю (за две недели до конца испытательного срока) (СП) 2. Наставник/ руководитель передает в службу персонала план вхождения в должность с пометками об исполнении, дает оценку качеств работника, заключение о результатах испытания работника (Н) |
||
Заключительный: за три дня до конца испытательного срока |
||||
1. Подведение итогов (Р, Н) 2. Обсуждение результатов плана вхождения нового работника в должность (Р, Н, СП) 3. Разработка плана повышения квалификации работника (Р, СП) 4. Адаптационная беседа (СП) |
1. Подведение итогов (Р, Н) 2. Обсуждение результатов плана вхождения нового работника в должность (Р, Н, СП) 3. Уточнение ключевых задач на год, определение индивидуального плана развития работника (Р, СП) 4. Адаптационная беседа (СП) |
1. Подведение итогов (Р, Н) 2. Обсуждение результатов плана вхождения нового работника в должность (Р, Н, СП) 3. Уточнение ключевых задач на год, определение индивидуального плана развития работника (Р, СП) 4. Адаптационная беседа (СП) |
Условные обозначения: Р – руководитель, Н – наставник, СП – менеджер по персоналу
Приложение Г
Карта создания рабочего места сотрудника
ФИО сотрудника: _____________________________________________
1. Должность: _________________________________________________
2. Подразделение: ______________________________________________
3. ФИО непосредственного руководителя: __________________________
Должность руководителя: ________________________________________
4. Дата выхода сотрудника: «____» _________ 20__ г.
5. Рабочее место сотрудника: _____________________________________
6. Обеспечение рабочего места.
6.1. Определение и обеспечение рабочего места необходимыми предметами (ответственный за исполнение – руководитель структурного подразделения):
__________________________________________________________________
- рабочее место сотрудника: _________________________________________
- офисная мебель: _________________________________________________
- канцелярские принадлежности: _____________________________________
Рабочее место определено и обеспечено.
Рабочее место не определено и не обеспечено. Указать причины:
__________________________________________________________________
Подпись ответственного: _______________ (_______________)
6.2. Обеспечение рабочего места средствами коммуникации (ответственный за исполнение – сотрудник технического отдела):
__________________________________________________________________
- стационарный компьютер или ноутбук (нужное подчеркнуть)
- регистрация нового сотрудника в домене: ____________________________
- установление дополнительных программ (если необходимо, то каких именно):_______________________________________________________________
- телефонный аппарат:
- внутренний номер: _______________________________________________
Рабочее место обеспечено.
Рабочее место не обеспечено. Указать причины: ________________________ __________________________________________________________________
Подпись ответственного: _______________ (_______________)
Приложение Д
Адаптационный лист нового сотрудника
Ф.И.О. ____________________________________
Должность _________________________________
Подразделение _____________________________
Руководитель ______________________________
Наставник _________________________________
Дата выхода на работу «___» ___________ 20 ___ г.
Испытательный срок три месяца, с «__» ______ 20 _ г. по «__» ______ 20 _ г.
Задачи на испытательный срок:
1) выполнение принятых ежемесячных планов по продажам (в руб.);
2) прием территории;
3) ознакомление с ассортиментом, техническими характеристиками товаров;
4) определение потенциала вверенной территории;
5) ознакомление с внутренними правилами и процедурами отдела.
1. Мероприятия по адаптации
Мероприятие |
Дата, время |
Ответственный сотрудник |
Подпись о выполнении |
Передача новых знаний об организации, вручение Комплекта новичка |
Специалист по персоналу |
||
Экскурсия по компании, представление нового сотрудника |
Специалист по персоналу |
||
Вводный инструктаж о правилах в компании и ответы на вопросы нового сотрудника |
Специалист по персоналу |
||
Разъяснение задач и вручение Индивидуального плана работы на испыт-ный срок |
Руководитель |
||
Ознакомление с рабочим местом |
Руководитель |
||
Прием вверенной территории: истории продаж, текущей ситуации, планов на будущее |
Наставник |
||
Инструктаж по технологиям работы |
Наставник |
||
Обучение на рабочем месте |
Наставник |
||
Информирование о текущих и перспективных планах подразделения, передача регламентов и основных документов по направлению деятельности нового сотрудника |
Наставник |
||
Ознакомление с порядком взаимодействия отдела с другими отделами |
Наставник |
||
Информирование о системе документооборота и системе отчетности |
Наставник |
2. Перечень мероприятий к исполнению
Мероприятие |
Дата, время |
Ответственный сотрудник |
Подпись о выполнении |
Оформление документов в отделе персонала |
Специалист по персоналу |
||
Знакомство с ключевыми клиентами, рассылка информации о новом сотруднике и перечня вопросов, по которым можно в дальнейшем с ним контактировать |
Руководитель |
||
Тренинг «Техника продаж» |
Наставник |
||
Прохождение теста на знание ассортимента и характеристик продукции/услуг компании |
Наставник |
||
Отчет нового сотрудника об изучении конкурентной среде |
Наставник |
||
Контроль процесса адаптации нового сотрудника в Карточке контроля за адаптацией) |
Специалист по персоналу |
||
Беседа с руководителем по прошествии первого месяца испытательного срока |
Руководитель |
||
Беседа с руководителем по прошествии третьего месяца испытательного срока |
Руководитель |
||
Принятие решения о дате окончания испытательного срока |
Руководитель |
||
Принятие решения о дальнейшем сотрудничестве |
Руководитель |
Подпись руководителя _______________________________
Подпись наставника _______________________________
С программой ознакомлен _______________________________
(подпись сотрудника)
Индивидуальный план прохождения испытательного срока продавца-консультанта
ФИО ____________________________________________________
Должность
Период испытательного срока ________________________________
Наставник (ФИО, должность) ________________________________
Рабочее место подготовлено да, нет
Задачи на период |
Знания, умения, установки |
Форма контроля |
Период: Вхождение в должность 2 недели |
||
Корпоративная информация ознакомиться с локальными нормативными документами, регулирующими деятельность консультанта-продавца (должностная инструкция, Правила трудового распорядка) изучить структуру магазина, распределение обязанностей внутри магазина, ФИО ответственных лиц) Знакомство с компанией (миссия, история, общая структура, фирменные стандарты, в т.ч. идеология продажи), ознакомление с особенностями взаимодействия между подразделениями |
Знает собственные должностные обязанности, функциональные обязанности сотрудников магазина, режим работы, распорядок дня, требования к дисциплине и количеству сотрудников в зале внешний вид и поведение соответствуют фирменным стандартам знает общую структуру компании знает, понимает и умеет передать конкурентные преимущества компании, имеет представление об основных конкурентах знает ассортимент, предлагаемый компанией, фирмы-производители понимает миссию компании (в частности, понятие клиентоориентированности) и ее основную структуру |
Входящий зачет |
Сервис, предоставляемый компанией изучить сервис предоставляемый компанией |
Знает и умеет презентовать сервис, предоставляемый компанией |
|
Знание техники изучить ассортимент отдела (категории товара) ознакомиться с техникой (поверхностное знание техники или группы товара) |
Имеет представление об ассортименте, предлагаемом конкурентами ориентируется в ассортименте, предлагаемом в зале обладает элементарными знаниями по технике, представленной в зале (умение классифицировать технику и знание основных функций) |
|
Технология продажи ознакомиться с принятой в компании схемой этапов продажи изучить процедуру оформления документов при продаже умение установить контакт с носитителем |
Понимает идею клиентоориентированной продажи имеет представление о стандартах работы с клиентами четко представляет процесс оформления простой продажи знает и использует речевые модули при установлении контакта, знаком с основными речевыми модулями, применяемыми в продаже умеет оценивать ситуацию в зале умеет разгружать машины, распаковывать товар и готовить технику к доставке |
Входящий зачет |
Юридические аспекты продажи ознакомиться с перечнем нормативных актов, регулирующих продажу |
Имеет представление о нормативных актах, регулирующих продажу (Правила продажи, Закон «О защите прав потребителей») |
|
Личные качества, установки понять свое место, роль и ответственность в структуре деятельности компании |
Принимает ответственность за свое развитие на себя, исполнителен демонстрирует внимательное отношение к индивидуаль-ным проблемам клиента, готовность и желание помочь |
|
Период: Работа в должности (со 2 недели 3 месяца) |
||
Корпоративная информация изучить структуру компании, систему взаимодействия между подразделениями |
Знает ФИО, телефоны, адреса, должности ключевых лиц в смежных подразделениях, самостоятельно и быстро решает элементарные стандартные ситуации, требующие привлечения сотрудников других подразделений компании |
Аттестация |
Сервис, предоставляемый компанией досконально изучить и уметь применять в продаже знание сервиса, предоставляемого компанией |
Легко ориентируется в перечне и условиях предоставления сервиса, презентует сервис клиенту как конкурентное преимущество компании |
|
Знание техники изучить ассортимент и технические характеристики товара, основы выкладки товара |
Понимает принципы работы техники, знает и умеет использовать технические термины знает основные технические характеристики товара, умеет сравнивать модели, легко ориентируется в предлагаемом ассортименте легко оперирует знаниями техники, умеет доступно доносить их до клиента своевременно отслеживает появление новинок, знает их технические характеристики постоянно совершенствует знания техники, посещает семинары фирм-производителей |
|
Технология продажи применять в работе идею клиентоориентированной продажи уметь осуществлять полноценную продажу по стандартной схеме продажи, процедуры документационного оформления продажи) уметь оперативно вести легкую продажу изучить технологию выявления потребностей клиента, технику презентации товара научиться и сохранаять контакт с клиентом, доброжелательную атмосферу при продаже |
Осознает важность для компании любого клиента, при продаже опирается на его потребности, всегда готов помочь, внимательно относится к индивидуальным проблемам клиента знает, понимает, применяет в продаже конкурентные преимущества и сервис, предоставляемый компанией умеет расположить к себе клиента умеет выявить потребности клиента, на их основе предложить товар умеет презентовать технику, сравнивать модели, предлагать альтернативные варианты самостоятельно и оперативно проводит простую продажу полностью и без ошибок оформляет документы при продаже (чек, доставка, гарантийный талон, страховой полис) умеет правильно выставлять товар |
|
Юридические аспекты продажи изучить Закон «О правах потребителя», соответствующие пункты Правил продажи |
Знает и умеет пояснить и раскрыть содержание Закона «О правах потребителя», Правил продажи |
|
Личные качества, установки, взаимодействие адаптироваться в коллективе, уметь работать в команде развитие ответственности |
Работает ответственно, самостоятельно, проявляет инициативу в принятии решений, соответствующих зоне компетентности продавца-консультанта |
|
Корпоративная культура уметь работать на перспективу |
Умеет расставлять приоритеты в работе в соответствии с целями компании |
|
Знание техники, технологии продажи, сервиса уметь провести сложную продажу самосовершенствование в продаже |
Имеет постоянных клиентов знает все технические характеристики товара самостоятельно подбирает комплекты техники, умеет работать со сложным клиентом и группой клиентов, продает технику с дефектами, неликвиды знает новинки техники, оценивает производителей умеет оформить сложную продажу (например. из другого магазина, нестандартная доставка, дефект техники) адекватно оценивает свои профессиональные навыки, видит ошибки и пути улучшения |
|
Юридические аспекты продажи уметь реализовывать знания по юридическим аспектам торговли на практике |
В сложных ситуациях с клиентом умеет правильно юридически обосновать свою позицию (знает и применяет Закон «О правах потребителя», Правила продажи) |
|
Личные качества, установки, взаимодействие уметь работать в конфликтной ситуации |
Может нести полноценную нагрузку разрешает конфликтные ситуации с клиентами принимает самостоятельные решения инициативен в продаже |