Файл: Организация системы адаптации новых сотрудников(ООО «Ласка»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вновь принятому работнику вручаются следующие документы:

- должностная инструкция и квалификационные требования (по специальности);

- инструкция по охране труда и технике безопасности;

- фирменные стандарты компании;

- адаптационный лист;

- индивидуальный план-график введения в профессию.

5.2. Программа адаптации менеджеров среднего звена

Процесс адаптации менеджеров среднего звена начинается с представления другим сотрудникам, ознакомления с рабочим процессом и соответствующими документами, который осуществляет непосредственный руководитель.

Вновь принятому работнику вручаются следующие документы:

- структура предприятия;

- список служебных телефонов;

- фирменные стандарты компании;

- должностная инструкция и квалификационные требования (по специальности);

- положение об отделе;

- технологические схемы взаимодействия;

- инструкция по охране труда и технике безопасности;

- адаптационный лист;

- индивидуальный план-график введения в должность;

- план развития сотрудника на время адаптации.

Для скорейшей адаптации менеджеров среднего звена, задействованных в производственном процессе, организуется обучение технологий (для менеджеров по продажам – дополнительное обучение по теории и практике продаж, технике эффективного общения и т.д.).

Внимание к процессу адаптации менеджеров среднего звена должно быть достаточно высоким, т.к. эта рабочая позиция требует мобильного выполнения большого объема разнообразных, достаточно сложных функций. Если человек плохо ориентируется в тонкостях своих разносторонних обязанностей, от этого страдает рабочий процесс и новичок разочаровывается в новой работе раньше, чем сумеет осознать, что при соответствующей подготовке и помощи может справляется с трудностям.

Адаптационный период должен нести функцию удержания, этому способствует расширение сроков адаптационного периода, когда работа менеджеров подкрепляется контролем руководителя более высокого звена и соответствующей помощью.

5.5. Процесс адаптации руководителей

Руководитель структурного подразделения вводится в должность и представляется коллективу генеральным директором. Происходит осмотр подразделения, знакомство с сотрудниками и ознакомление с предприятием в целом.

Вручаются следующие документы:

-правила внутреннего трудового распорядка

- штатное расписание;

- план цехов, подразделений;

- список служебных телефонов;


- структура предприятия;

- фирменные стандарты компании;

- должностная инструкция;

- положение об отделе;

- технологические схемы взаимодействия;

- инструкция по охране труда и технике безопасности;

- адаптационный лист;

- индивидуальный план-график введения в должность;

- план развития сотрудника на время адаптации;

- пакет документов, регламентирующих деятельность данного структурного подразделения и необходимые для понимания работы организации (положения, приказы, должностные инструкции и квалификационные требования подчиненных и т.д.).

Специалист по персоналу помогает новому руководителю влиться в коллектив, предоставляет всю необходимую информацию о традициях коллектива, потенциале каждого работника, об особенностях социально-психологического климата, сложившегося в коллективе.

6. КОНТРОЛЬ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ

Контроль процесса адаптации проводится с целью выявления и своевременного решения проблем, возникающих у новичков, а также устранения факторов, негативно влияющих на успешность адаптационных программ.

Первый срез проводится по результатам исполнения индивидуального плана-графика введения в должность. Анализируется объем полученной информации новым сотрудником и оценка руководителей отделов, участвовавших в данном этапе адаптации.

Последующие срезы осуществляются с помощью анкет и собеседований, которые позволяют проанализировать на данном этапе объем эффективности и результативности процесса адаптации, установить отрицательные факторы адаптации и принять оперативные меры по их устранению.

По окончании испытательного срока систематизируется и анализируется весь объем полученной информации, на основании полученных результатов процесса адаптации и принимается обоюдное окончательное решение: работодатель определяет, устраивает ли его работник, а работник – устраивает ли его условия работы в данном коллективе.

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс адаптации новых сотрудников является прямым продолжением процесса отбора персонала. Основные причины увольнения работников – несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую организацию. Помочь сотруднику успешно влиться в новую среду – важнейшая задача его руководителя и сотрудников отдела кадров и документационного обеспечения.

Использование комплекса профессиональной и психологической адаптации новому специалисту оказывается более эффективным и экономичным, чем неудачное завершение испытательного срока, поиск, оценка и обучение новых кандидатов на освободившуюся вакансию.


Приложение В

Матрица адаптации

Торгово-оперативный и вспомогательный персонал

Специалисты

Руководители

1

2

3

До выхода нового сотрудника

1. Подготовка рабочего места сотрудника (СП)

2. Составление плана вхождения в должность (Р)

3. Определение наставника (Р)

4. Подготовка папки новичка (СП)

1. Подготовка рабочего места сотрудника (СП)

2. Составление плана вхождения в должность (Р)

3. Определение наставника (Р)

4. Подготовка папки новичка (СП)

5. Оформление в отделе кадров

6. Ознакомление с положениями компании

7. Инструктажи (СП)

1. Подготовка рабочего места сотрудника (СП)

2. Составление Плана вхождения в должность (Р)

3. Определение наставника (Р)

4. Подготовка папки новичка (СП)

5. Информирование коллектива о новом руководителе (СП)

6. Оформление в отделе кадров

7. Ознакомление с положениями компании

8. Инструктажи (СП)

Вводный: первый день сотрудника в компании

1. Оформление в отделе кадров. Ознакомление с положениями компании Инструктажи (СП).

2. Выдача пропусков для прохода в офис (СП)

3. Вручение трудового договора

4. Вручение папки новичка

5. Знакомство нового сотрудника с коллегами.

Экскурсия по офису (СП)

6. Ознакомление с рабочим местом (СП/Н/Р)

7. Информирование сотрудников о новичке (СП)

8. Первая адаптационная беседа (СП)

9. Беседа с руководителем и/или настав ником. Разъяснение плана вхождения в должность (Р/Н)

1. Выдача пропусков для прохода в офис (СП)

2. Вручение трудового договора

3. Вручение папки новичка

4. Знакомство нового сотрудника с коллегами

Экскурсия по офису (СП)

5. Ознакомление с рабочим местом (СП/Н/Р)

6. Информирование сотрудников о новичке (СП)

7. Первая адаптационная беседа (СП)

8. Допуск в базы данных, создание паролей, электронного адреса (Р/СП)

9. Беседа с руководителем и/или наставником. Разъяснение плана вхождения в должность (Р/Н)

1. Оформление в отделе кадров. Ознакомление с положениями компании

Инструктажи (СП)

2. Выдача пропусков для прохода в офис (СП)

3. Вручение трудового договора

4. Вручение папки новичка

5. Знакомство нового сотрудника с коллегами

Экскурсия по офису (СП)

6. Ознакомление с рабочим местом (СП/Н/Р)

7. Информирование сотрудников о новичке (СП)

8. Первая адаптационная беседа (СП)

9. Допуск в базы данных, создание паролей, электронного адреса (Р/СП)

10. Беседа с руководителем и/или наставником

Разъяснение плана вхождения в должность (Р/Н)

Ознакомительный: первая неделя работы

1. Участие в «Курсе о компании» (СП)

2. Оценка по результатам недельной работы. Отчет сотрудника (Р)

3. Адаптационная беседа

1. Участие в «Курсе о компании» (СП)

2. Оценка по результатам недельной работы. Отчет сотрудника (Р)

3. Адаптационная бесе

1. Участие в «Курсе о компании» (СП)

2. Знакомство с функциональными руководителями других подразделений (Р)

3. Оценка по результатам

1

2

3

(СП)

да (СП)

недельной работы. Отчет сотрудника (Р)

4. Адаптационная беседа (СП)

Вхождение в должность: три месяца

1. Мониторинг исполнения плана вхождения в должность (один раз в месяц) (СП)

2. Адаптационная беседа (один раз в месяц) (СП)

1. Мониторинг исполнения плана вхождения в должность (один раз в месяц) (СП)

2. Адаптационная беседа (один раз в месяц) (СП)

1. Мониторинг исполнения плана вхождения в должность (один раз в месяц) (СП)

2. Адаптационная беседа (один раз в месяц) (СП)

Оценочный: за две недели до конца испытательного срока

1. Напоминание руководителю (за две недели до конца испытательного срока) (СП)

2. Наставник/ руководитель передает в службу персонала план вхождения в должность с пометками об исполнении, дает оценку качеств работника, заключение о результатах испытания работника (Н)

1. Напоминание руководителю (за две недели до конца испытательного срока) (СП)

2. Наставник/ руководитель передает в службу персонала план вхождения в должность с пометками об исполнении, дает оценку качеств работника, заключение о результатах испытания работника (Н)

1. Напоминание руководителю (за две недели до конца испытательного срока) (СП)

2. Наставник/ руководитель передает в службу персонала план вхождения в должность с пометками об исполнении, дает оценку качеств работника, заключение о результатах испытания работника (Н)

Заключительный: за три дня до конца испытательного срока

1. Подведение итогов (Р, Н)

2. Обсуждение результатов плана вхождения нового работника в должность (Р, Н, СП)

3. Разработка плана повышения квалификации работника (Р, СП)

4. Адаптационная беседа (СП)

1. Подведение итогов (Р, Н)

2. Обсуждение результатов плана вхождения нового работника в должность (Р, Н, СП)

3. Уточнение ключевых задач на год, определение индивидуального плана развития работника (Р, СП)

4. Адаптационная беседа (СП)

1. Подведение итогов (Р, Н)

2. Обсуждение результатов плана вхождения нового работника в должность (Р, Н, СП)

3. Уточнение ключевых задач на год, определение индивидуального плана развития работника (Р, СП)

4. Адаптационная беседа (СП)


Условные обозначения: Р – руководитель, Н – наставник, СП – менеджер по персоналу

Приложение Г

Карта создания рабочего места сотрудника

ФИО сотрудника: _____________________________________________

1. Должность: _________________________________________________

2. Подразделение: ______________________________________________

3. ФИО непосредственного руководителя: __________________________

Должность руководителя: ________________________________________

4. Дата выхода сотрудника: «____» _________ 20__ г.

5. Рабочее место сотрудника: _____________________________________

6. Обеспечение рабочего места.

6.1. Определение и обеспечение рабочего места необходимыми предметами (ответственный за исполнение – руководитель структурного подразделения):

__________________________________________________________________

- рабочее место сотрудника: _________________________________________

- офисная мебель: _________________________________________________

- канцелярские принадлежности: _____________________________________

Рабочее место определено и обеспечено.

Рабочее место не определено и не обеспечено. Указать причины:
__________________________________________________________________

Подпись ответственного: _______________ (_______________)

6.2. Обеспечение рабочего места средствами коммуникации (ответственный за исполнение – сотрудник технического отдела):

__________________________________________________________________

- стационарный компьютер или ноутбук (нужное подчеркнуть)

- регистрация нового сотрудника в домене: ____________________________

- установление дополнительных программ (если необходимо, то каких именно):_______________________________________________________________

- телефонный аппарат:

- внутренний номер: _______________________________________________

Рабочее место обеспечено.

Рабочее место не обеспечено. Указать причины: ________________________ __________________________________________________________________

Подпись ответственного: _______________ (_______________)

Приложение Д

Адаптационный лист нового сотрудника

Ф.И.О. ____________________________________

Должность _________________________________

Подразделение _____________________________

Руководитель ______________________________

Наставник _________________________________

Дата выхода на работу «___» ___________ 20 ___ г.

Испытательный срок три месяца, с «__» ______ 20 _ г. по «__» ______ 20 _ г.

Задачи на испытательный срок:

1) выполнение принятых ежемесячных планов по продажам (в руб.);

2) прием территории;

3) ознакомление с ассортиментом, техническими характеристиками товаров;

4) определение потенциала вверенной территории;

5) ознакомление с внутренними правилами и процедурами отдела.

1. Мероприятия по адаптации

Мероприятие

Дата, время

Ответственный сотрудник

Подпись о выполнении

Передача новых знаний об организации, вручение Комплекта новичка

Специалист по персоналу

Экскурсия по компании, представление нового сотрудника

Специалист по персоналу

Вводный инструктаж о правилах в компании и ответы на вопросы нового сотрудника

Специалист по персоналу

Разъяснение задач и вручение Индивидуального плана работы на испыт-ный срок

Руководитель

Ознакомление с рабочим местом

Руководитель

Прием вверенной территории: истории продаж, текущей ситуации, планов на будущее

Наставник

Инструктаж по технологиям работы

Наставник

Обучение на рабочем месте

Наставник

Информирование о текущих и перспективных планах подразделения, передача регламентов и основных документов по направлению деятельности нового сотрудника

Наставник

Ознакомление с порядком взаимодействия отдела с другими отделами

Наставник

Информирование о системе документооборота и системе отчетности

Наставник


2. Перечень мероприятий к исполнению

Мероприятие

Дата, время

Ответственный сотрудник

Подпись о выполнении

Оформление документов в отделе персонала

Специалист по персоналу

Знакомство с ключевыми клиентами,

рассылка информации о новом сотруднике и перечня вопросов, по которым можно в дальнейшем с ним контактировать

Руководитель

Тренинг «Техника продаж»

Наставник

Прохождение теста на знание ассортимента и характеристик продукции/услуг компании

Наставник

Отчет нового сотрудника об изучении конкурентной среде

Наставник

Контроль процесса адаптации нового сотрудника в Карточке контроля за адаптацией)

Специалист по персоналу

Беседа с руководителем по прошествии первого месяца испытательного срока

Руководитель

Беседа с руководителем по прошествии третьего месяца испытательного срока

Руководитель

Принятие решения о дате окончания испытательного срока

Руководитель

Принятие решения о дальнейшем сотрудничестве

Руководитель

Подпись руководителя _______________________________

Подпись наставника _______________________________

С программой ознакомлен _______________________________

(подпись сотрудника)

Индивидуальный план прохождения испытательного срока продавца-консультанта

ФИО ____________________________________________________

Должность

Период испытательного срока ________________________________

Наставник (ФИО, должность) ________________________________

Рабочее место подготовлено да, нет

Задачи на период

Знания, умения, установки

Форма контроля

Период: Вхождение в должность 2 недели

Корпоративная информация

ознакомиться с локальными нормативными документами, регулирующими деятельность консультанта-продавца (должностная инструкция, Правила трудового распорядка)

изучить структуру магазина, распределение обязанностей внутри магазина, ФИО ответственных лиц)

Знакомство с компанией (миссия, история, общая структура, фирменные стандарты, в т.ч. идеология продажи), ознакомление с особенностями взаимодействия между подразделениями

Знает собственные должностные обязанности, функциональные обязанности сотрудников магазина, режим работы, распорядок дня, требования к дисциплине и количеству сотрудников в зале

внешний вид и поведение соответствуют фирменным стандартам

знает общую структуру компании

знает, понимает и умеет передать конкурентные преимущества компании, имеет представление об основных конкурентах

знает ассортимент, предлагаемый компанией, фирмы-производители

понимает миссию компании (в частности, понятие клиентоориентированности) и ее основную структуру

Входящий зачет

Сервис, предоставляемый компанией

изучить сервис предоставляемый компанией

Знает и умеет презентовать сервис, предоставляемый компанией

Знание техники

изучить ассортимент отдела (категории товара)

ознакомиться с техникой (поверхностное знание техники или группы товара)

Имеет представление об ассортименте, предлагаемом конкурентами

ориентируется в ассортименте, предлагаемом в зале

обладает элементарными знаниями по технике, представленной в зале (умение классифицировать технику и знание основных функций)

Технология продажи

ознакомиться с принятой в компании схемой этапов продажи

изучить процедуру оформления документов при продаже

умение установить контакт с носитителем

Понимает идею клиентоориентированной продажи

имеет представление о стандартах работы с клиентами

четко представляет процесс оформления простой продажи

знает и использует речевые модули при установлении контакта, знаком с основными речевыми модулями, применяемыми в продаже

умеет оценивать ситуацию в зале

умеет разгружать машины, распаковывать товар и готовить технику к доставке

Входящий зачет

Юридические аспекты продажи

ознакомиться с перечнем нормативных актов, регулирующих продажу

Имеет представление о нормативных актах, регулирующих продажу (Правила продажи, Закон «О защите прав потребителей»)

Личные качества, установки

понять свое место, роль и ответственность в структуре деятельности компании

Принимает ответственность за свое развитие на себя, исполнителен

демонстрирует внимательное отношение к индивидуаль-ным проблемам клиента, готовность и желание помочь

Период: Работа в должности (со 2 недели 3 месяца)

Корпоративная информация

изучить структуру компании, систему взаимодействия между подразделениями

Знает ФИО, телефоны, адреса, должности ключевых лиц в смежных подразделениях, самостоятельно и быстро решает элементарные стандартные ситуации, требующие привлечения сотрудников других подразделений компании

Аттестация

Сервис, предоставляемый компанией

досконально изучить и уметь применять в продаже знание сервиса, предоставляемого компанией

Легко ориентируется в перечне и условиях предоставления сервиса, презентует сервис клиенту как конкурентное преимущество компании

Знание техники

изучить ассортимент и технические характеристики товара, основы выкладки товара

Понимает принципы работы техники, знает и умеет использовать технические термины

знает основные технические характеристики товара, умеет сравнивать модели, легко ориентируется в предлагаемом ассортименте

легко оперирует знаниями техники, умеет доступно доносить их до клиента

своевременно отслеживает появление новинок, знает их технические характеристики

постоянно совершенствует знания техники, посещает семинары фирм-производителей

Технология продажи

применять в работе идею клиентоориентированной продажи

уметь осуществлять полноценную продажу по стандартной схеме продажи, процедуры документационного оформления продажи)

уметь оперативно вести легкую продажу

изучить технологию выявления потребностей клиента, технику презентации товара

научиться и сохранаять контакт с клиентом, доброжелательную атмосферу при продаже

Осознает важность для компании любого клиента, при продаже опирается на его потребности, всегда готов помочь, внимательно относится к индивидуальным проблемам клиента

знает, понимает, применяет в продаже конкурентные преимущества и сервис, предоставляемый компанией

умеет расположить к себе клиента

умеет выявить потребности клиента, на их основе предложить товар

умеет презентовать технику, сравнивать модели, предлагать альтернативные варианты

самостоятельно и оперативно проводит простую продажу

полностью и без ошибок оформляет документы при продаже (чек, доставка, гарантийный талон, страховой полис)

умеет правильно выставлять товар

Юридические аспекты продажи

изучить Закон «О правах потребителя», соответствующие пункты Правил продажи

Знает и умеет пояснить и раскрыть содержание Закона «О правах потребителя», Правил продажи

Личные качества, установки, взаимодействие

адаптироваться в коллективе, уметь работать в команде

развитие ответственности

Работает ответственно, самостоятельно, проявляет инициативу в принятии решений, соответствующих зоне компетентности продавца-консультанта

Корпоративная культура

уметь работать на перспективу

Умеет расставлять приоритеты в работе в соответствии с целями компании

Знание техники, технологии продажи, сервиса

уметь провести сложную продажу

самосовершенствование в продаже

Имеет постоянных клиентов

знает все технические характеристики товара

самостоятельно подбирает комплекты техники, умеет работать со сложным клиентом и группой клиентов, продает технику с дефектами, неликвиды

знает новинки техники, оценивает производителей

умеет оформить сложную продажу (например. из другого магазина, нестандартная доставка, дефект техники)

адекватно оценивает свои профессиональные навыки, видит ошибки и пути улучшения

Юридические аспекты продажи

уметь реализовывать знания по юридическим аспектам торговли на практике

В сложных ситуациях с клиентом умеет правильно юридически обосновать свою позицию (знает и применяет Закон «О правах потребителя», Правила продажи)

Личные качества, установки, взаимодействие

уметь работать в конфликтной ситуации

Может нести полноценную нагрузку

разрешает конфликтные ситуации с клиентами

принимает самостоятельные решения

инициативен в продаже