ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
91
• представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
• в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или не надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговый кодекс, учитывая особенности развития гражданского оборота в условиях рынка, предусматривает возможность привлечения к уплате налогов и сборов не только налогоплательщиков
(плательщиков сборов и налоговых агентов), определенных законодательством о налогах и сборах, но и иных лиц. Для этого вводится понятие «взаимозависимые лица» (ст. 20 НК РФ), которыми признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
• одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
• одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
• лица состоят в брачных, родственных отношениях, отношениях свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
НК РФ с учетом норм гражданского законодательства Российской
Федерации предусматривает в налоговых правоотношениях институт
представительства.
92
Представительство может осуществляться в двух формах: как законное представительство и уполномоченное представительство. В соответствии со ст. 26 НК РФ налогоплательщик, т.е. лицо, на которое возложена обязанность по уплате налогов, вправе участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.
Законными представителями налогоплательщика-организации являются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. В качестве законного представителя организации, как правило, выступают руководитель организации и его заместители.
Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством
РФ.
Поэтому в налоговых правоотношениях в качестве законных представителей физических лиц могут выступать:
• родители - для несовершеннолетних, в том числе усыновленных детей;
• опекуны - для опекаемых;
• попечители - для подопечных.
Законный представитель физического лица действует от его имени без доверенности.
Любой налогоплательщик (плательщик сборов), налоговый агент вправе уполномочить физическое или юридическое лицо представлять его интересы в налоговых органах и перед другими участниками налоговых отношений.
Такой представитель именуется уполномоченным представителем.
Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности,
93 выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством
РФ.
При этом следует отметить, что действие либо бездействие уполномоченного представителя налогоплательщика-организации не признается автоматически действием либо бездействием самого налогоплательщика, как это имеет место для законного представителя.
Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Указанные положения распространяются на плательщиков сборов и на налоговых агентов.
Уполномоченный представитель налогоплательщика
- физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Лицам, которые в силу служебного положения могут влиять на выполнение налогоплательщиком своих обязанностей, не дано право
быть его представителями по назначению.
Это должностные лица:
• налоговых и таможенных органов;
• органов государственных внебюджетных фондов;
• органов внутренних дел;
• судьи;
• следователи;
• прокуроры.
В законодательстве выделяются лица, обязанные контролировать правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов, к которым могут быть отнесены судьи, нотариусы, работники органов регистрации актов гражданского состояния и т.п. Суды, например, не
94 принимают к рассмотрению исковые заявления, если не уплачена государственная пошлина.
К лицам, обязанным информировать налоговую службу о фактах, имеющих значение для налогообложения, относятся органы
(учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, в том числе нотариусы, занимающиеся частной практикой. Они обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения. При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым (п. 6 ст. 85 НК РФ).
НК РФ в ряде случаев устанавливает обязанность соответствующих лиц представлять налоговым органам данные, необходимые для исчисления налога, а также для организации налогового контроля. К ним относятся органы, регистрирующие или учитывающие недвижимое имущество, транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения (п. 4 ст. 85 НК РФ). Банки обязаны представлять информацию в налоговые органы об открытии или закрытии счета организации или предпринимателя в трехдневный срок
(ст. 86 НК РФ).
В процессе про ведения контрольных мероприятий налоговые органы могут привлекать лиц, обладающих специальной квалификацией, знаниями, например, экспертов, специалистов, переводчиков. Эти лица обязаны оказывать содействие налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля. Права и обязанности этих лиц определены ст. 95-97 и 129 НК РФ.
Помимо названных лиц, налоговые органы привлекают свидетелей, предусмотрев в ст. 128 НК РФ ответственность свидетеля за отказ или уклонение от показаний либо за заведомо ложные показания. К этой же
95 категории лиц могут быть отнесены и понятые, которые привлекаются налоговыми органами, в частности, при проведении осмотра помещения или территории налогоплательщика (ст. 98 НК РФ).
Особое положение в налоговых правоотношениях занимают банки, которые одновременно являются и налогоплательщиками, и налоговыми агентами. На них возлагаются также иные обязанности публично-правового характера.
За неисполнение этих обязанностей банки несут ответственность, предусмотренную нормами гл. 18 НК РФ.
К этим обязанностям можно отнести:
• соблюдение порядка открытия счета налогоплательщику;
• соблюдение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;
• обязанность исполнять решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
• обязанность исполнять решение о взыскании налога, сбора, а также пеней;
• обязанность по предоставлению налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка.
Исходя из конституционной нормы (ст. 57 Конституции РФ) о том, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
96
Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.
За невыполнение или не надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
• с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;
• со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленным гражданским законодательством
Российской Федерации. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;
• с ликвидацией организации-налогоплательщика - после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами
(внебюджетными фондами) в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
• с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога или сбора.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Взыскание налога с организаций про изводится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ. Взыскание налога с физического лица про изводится в судебном порядке.
97
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. При уплате налогов наличными денежными средствами обязанность считается исполненной с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк либо через организацию связи.
Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок данная обязанность исполняется принудительна путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Решение о взыскании налога, сбора, пеней принимается налоговым органом после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика.
Помимо прав и обязанностей налогоплательщиков содержание налогового правоотношения включает права и обязанности иных субъектов правоотношения, в частности налоговых органов.
Законодательством предусматривается обязательное участие государства в налоговых правоотношениях в лице уполномоченных органов, к которым относятся Федеральная налоговая служба
98
Российской Федерации и ее территориальные подразделения. В случаях, предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы, финансовые органы и органы внутренних дел - при решении вопросов, отнесенных НК РФ к их компетенции. Осуществляя свои функции в сфере налогообложения, налоговые, таможенные и финансовые органы взаимодействуют в пределах, установленных законодательством о налогах и сборах.
В 1990 r. в составе Минфина СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, а в 1991 r. выделена в качестве самостоятельного органа исполнительной власти РФ - Государственная налоговая служба (впоследствии преобразованная в Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ) - декабрь 1998 r.). Указом Президента
РФ от 3 сентября 2004 г. № 314 «О структуре и системе федеральных органов исполнительной власти» МНС РФ преобразовано в
Федеральную налоговую службу Российской Федерации (ФНС
России).
В настоящее время налоговый контроль осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные органы, а также Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России), в части налогов, уплачиваемых при ввозе товаров на таможенную территорию
РФ (НДС, акцизы).
Полномочия ФНС России как правопреемника МНС РФ закреплены в постановлении Правительства РФ от 30 сентября 2004 r. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».
Отдельными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами налоговые органы были наделены полномочиями, не относящимися к налоговому контролю.
Так, Указом Президента РФ от 3 сентября 2004 r. № 314 ФНС России переданы функции по представлению интересов РФ перед кредиторами в процедурах банкротства. Статьей 79 Федерального закона от 29 июля
99 2004 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов
Российской
Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» ФНС России признана правопреемником Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с выполнением функций по представлению интересов РФ в процедурах банкротства. Эти полномочия ФНС России утверждены также постановлением
Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении
Положения о Федеральной налоговой службе».
В соответствии с Положением главной задачей Федеральной налоговой службы является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Налоговые органы вправе:
• требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов (в порядке, предусмотренном ст. 93 НК РФ);
• проводить налоговые проверки (в порядке, предусмотренном ст. 87-
89 и 99-101 НК РФ);
• истребовать документы при проведении налоговой проверки (в
Порядке, предусмотренном ст. 93 НК РФ);
100
• истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках (В порядке, предусмотренном ст. 931 НК РФ);
• производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (в порядке, установленном ст. 94 НК РФ);
• вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
• приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговые агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном ст. 76 и 77 НК РФ;
• информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов о наличии недоимки и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений и (или) электронной почты и (или) иными способами, не противоречащими законодательству
Российской Федерации, не чаще одного раза в квартал при условии получения их согласия на такое информирование в письменной форме;
• осматривать
(обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные