ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 211
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
72
Отдел финансового и общего обеспечения обеспечивает прием, обработку и отправку корреспонденции на бумажных носителях и в электронном виде по каналам связи, формирует и ведет архив документов инспекции, осуществляет планирование координацию и контроль исполнения работ, организует тиражирование документов, занимается подбором и перемещением персонала, выполняет функцию получателя бюджетных средств.
Юридический отдел проводит правовые экспертизы и оказывает юридическую поддержку подразделениям инспекции, анализирует жалобы налогоплательщиков, готовит проекты решений по результатам налоговых проверок, представляет интересы налоговой инспекции в судах, направляет материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.
Инспекция
Федеральной налоговой службы
Отдел
информацио
нных
технологий
ввода и
обработки
данных
Отдел учета,
отчетности,
анализа и
урегулирован
ия
задолженнос
ти
Отдел
камеральн
ых
проверок
Отдел
выездных
проверок
Юридическ
ий отдел
Отдел
работы с
налогоплат
ельщиками
Отдел
финансовог
о и общего
обеспечения
о
тдел
регистраци
и и учета
налогоплат
ельщиков
73
Отдел регистрации и учета налогоплательщиков занимается государственной регистрации юридических лиц, участвует в производстве по делам об административных правонарушениях, координирует работу по ликвидации юридических лиц, предоставляет сведения и копии документов, связанных с регистрацией.
Отдел работы с налогоплательщиками принимает налоговую отчетность, иные документы, необходимые для налогового контроля, а также сведения о доходах физических лиц, занимается их обработкой.
Отдел информационных технологий ввода и обработки данных обеспечивает техническую поддержку работы налоговой инспекции, обучает и консультирует пользователей оргтехники, ведет базы данных по регистрации и учету налогоплательщиков, копий счетов-фактур, осуществляет передачу электронных платежных документов.
Отдел
учета, отчетности, анализа и урегулирования
задолженности взаимодействует с государственными внебюджетными фондами по вопросам учета платежей, занимается разрешением спорных и сложных ситуаций с начислением пеней, с невыясненными платежами, дает прогнозы налоговых поступлений, проводит оперативный анализ отчетности и направляет требования об уплате налогов.
Отдел камеральных проверок проводит камеральные налоговые проверки и принимает меры к налогоплательщикам, не представивших налоговые декларации.
Отдел выездных проверок планирует и осуществляет выездные налоговые проверки, оформляет их результаты, анализирует их эффективность, участвует в подготовке ответов на письменные жалобы налогоплательщиков.
Структура и штатная численность территориальной налоговой инспекции утверждается ее начальником на основании социально- демографических, экономических и географических характеристик района (города), объема выполняемой работы. В крупных инспекциях
74 могут быть несколько отделов выездных и камеральных проверок, отдел налогового аудита, отделы и группы по видам взимания налогов, отдел безопасности, отдел обеспечения процедуры банкротства.
В налоговой инспекции установлены правила внутреннего распорядка. Ежедневно в конце рабочего дня сотрудники опечатывают двери. Охрана утром и вечером проверяет наличие печатей, ключи сдаются в охрану. В обеденный перерыв из здания налоговой инспекции удаляют всех посторонних и двери закрываются.
Составляется график дежурств начальников структурных подразделений в праздничные дни.
Подробнее о контрольной работе налоговых органов будет изложено в четвертой главе настоящего пособия.
Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых органов прием и взимание налогов и сборов, а также контроль полноты и своевременности поступления налогов.
При установлении региональных и местных налогов законодательными (представительными) органами субъектов РФ и, соответственно, представительными органами местного самоуправления следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в установленных пределах, порядок и сроки уплаты налога, если данные элементы не установлены в НК РФ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления дают письменные разъяснения по вопросам, связанным с применением регионального законодательства о налогах правовых актов о местных налогах.
75 1. Какие задачи решает управление налогообложением?
2. Что входит в задачи налогового контроля?
3. По каким критериям можно классифицировать налоговый контроль?
4. На какие органы возложена функция налогового контроля?
5. Перечислите права налоговых органов.
3.2. Налоговая политика государства
Налоговая политика – это система мероприятий государства в области налогов. Она является составной частью финансовой политики.
Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально- экономическим строем общества и социальными группами, которые стоят у власти.
На государственном уровне основная цель налоговой политики сводится, во-первых, к формированию доходной части бюджетов и, во- вторых, к стимулированию развития экономического потенциала страны. Реализуется эта цель путем обеспечения относительного равновесия между функциями налогообложения - фискальной и регулирующей.
Таким образом, основной целью налоговой политики правительства является наряду с соблюдением фискальных интересов обеспечение сохранения данной экономической и политической системы, ее поступательного развития, возможность достижения которого заложена в рациональном налоговом регулировании экономических отношений и пропорций. Инструментом проведения налоговой политики в жизнь, ее практической реализацией становятся конкретные законы и другие законодательные акты.
Основными задачами налоговой политики государства являются:
- обеспечение государства финансовыми ресурсами;
76
- создание условий для регулирования экономики;
- обеспечение социальной справедливости при налогообложении.
Современная налоговая политика экономически развитых государств определяется в своей основе концептуальным подходом, которого придерживается правительство, пришедшее к власти.
Различные и нередко полярные взгляды на налог как форму государственного регулирования экономической деятельности обусловливаются, в сущности, тем, сторонником какой экономической школы является данное правительство и как решается вопрос о формировании и распределении финансовых ресурсов общества в рамках данной школы, данной теоретической концепции.
Развитие современной теории налогообложения отражается в системах взглядов экономистов трех стержневых направлений, определивших состояние экономической науки: классического, кейнсианского и монетаристского.
Глубокий след в теории налога, в том числе и новейшей, оставила классическая (неоклассическая) школа и выделившееся из нее в начале
70-х годов
20-го века неоконсервативное направление.
Основоположники классической научной школы (А. Смит, Д.
Риккардо, Ж.- Б Сей, Дж. Милль) признавали за налогами исключительно роль источников государственных доходов. В последующем эта система взглядов оформилась в трудах П.
Самуэльсона, Р. Масгрейва, Б. Босуорта, М. Фелдстейна, П. Хейне и др.
Классическая школа опирается на представление о возможности решения большинства экономических задач, опираясь исключительно на рыночный механизм. Логика фетишизации рыночных отношений неизбежно приводит к выводу о необходимости ограничения государственного вмешательства в экономику. Регуляционный
77 потенциал рынка, соответственно воззрений классической школы, объективен и несоизмеримо выше, чем субъективное государственное регулирование. Отсюда вмешательство государства нарушает состояние равновесия, на которое настраивает экономику рынок, и поэтому функции государства следует максимально ограничить.
Соответственно налогообложение не должно противоречить свободному предпринимательству и быть обременительным для граждан. Вслед за А. Смитом классическая школа утверждает, что налоги представляют собой неизбежное зло. Один из ярких представителей классической школы Ж. Б. Сей (1767 – 1832) писал, что
«самое лучшее управление – то, которое наименее деятельно» и
«наилучший из всех финансовых планов – это расходовать возможно меньше, а наилучший из всех налогов – это наименьший».
11
Квинтэссенция этих взглядов выливается в утверждение, что налоги представляются необходимым инструментом, с помощью которого правительство достигает общественно-политических целей. Однако ввиду того, что налогообложение подразумевает принуждение, оно неизбежно оказывает влияние на функционирование рынка и предпринимательскую инициативу. Цель же налоговой политики государства
- минимизировать неблагоприятные эффекты налогообложения, нейтрализовать налог.
Классическая теория со временем оформились в концепцию
«государственных услуг», предложенную американским экономистом
П. Самуэльсоном. Он ввел в научную терминологию понятие
«общественный товар», под которым понимаются товары и услуги, сочетающие три свойства: они неделимы среди членов общества, доступны всем и предлагаются государством, минуя рынок. К
11
Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов М.: Инфра-М, 1996. С.27.
78 общественному товару относится, например, услуги армии, правоохранительных органов, пожарных и т.п. Гражданин потребляет данные услуги и при этом не может от них отказаться. Здесь налоги рассматриваются как своеобразная плата за государственные услуги.
Поэтому в развитых странах неуплата налогов относится к тяжким видам преступлений, поскольку, потребляя бесплатно общественный товар, неплательщик обкрадывает все общество. Дальнейшее развитие этой концепции встречается у Р. Масгрейва. Согласно ему
«общественный товар» есть товар, удовлетворяющий общественные нужды. Отличие общественных нужд от частных состоит в том, что удовлетворение извлекается любым индивидуальным потребителем, независимо от его собственного вклада, который возмещает лишь малую часть общей стоимости услуг. Итак, взимаемые налоги лишь призваны покрывать затраты по предоставлению государственных услуг. Поскольку в общественных товарах заинтересованы все члены общества, Р. Масгрейв полагает, что плательщики налогов должны добровольно нести налоговое бремя. В тоже время другой экономист П.
Хейне скептически отмечает эгоизм налогоплательщиков – стремление к получению «общественных товаров» на сумму большую, чем сумма внесенных налогов, - что оправдывает общепризнанное и исключительное право государства на принуждение, означающее ограничение свободы выбора.
В целях построения правильной налоговой политики важно решить вопрос, какова должна быть оптимальная доля дохода, передаваемого частным сектором в качестве платы за государственные услуги. Но не менее существенно и то, какие конкретно субъекты и на каком этапе образования дохода должны платить налоги. Что лучше облагать, прибыль корпораций, индивидуальные доходы, а может быть капитал и сбережения?
Проблема видов налогов занимает особое место в теории налога.
Классическая школа и в этом вопросе исходит из необходимости
79 нейтрализации налога. Так, П. Самуэльсон считал налог на компании наиболее спорным налогом. И справедливость, и эффективность его, то есть оба критерия оптимального налога – подвергаются нападкам большинства экономистов – неоконсерваторов, в том числе позднего Р.
Масгрейва. «Нет рациональных оснований для абсолютного корпорационного налога в налоговой системе... ». Под абсолютностью корпорационного налога ученый понимает обложение общей суммы корпорации, в том числе нераспределенной прибыли. Распространение получила точка зрения, что компании, как таковые, не являются исходящим субъектом обложения. Прибыли, которые они получают, есть прибыли индивидуумов и, следовательно, должны облагаться личным подоходным налогом после распределения. Главный аргумент заключается в экономической несправедливости корпорационного обложения: в то время как прибыль некорпорированного сектора
(предприятия, принадлежащие единоличным владельцам или партнерам) облагается единожды индивидуальным подоходным налогом.
Основная идея учения английского экономиста Дж. М. Кейнса
(1883-1946), выраженная в его книге «Общая теория занятости, процента и денег»
(1936),
- обоснование необходимости государственного вмешательства в воспроизводственный процесс, аргументированное неспособностью экономики к эффективному саморегулированию и цикличностью ее развития. По мнению Дж.
Кейнса налоги существуют в обществе для регулирования экономических отношений. Вопрос о том, как лучше регулировать совокупный спрос находился в центре внимания экономистов, начиная с 30-х до 70-х годов, получив, в частности, освещение в трудах А.
Хансена, Г. Мардала, А. Лернера, Р. Слитора и др.
«Эффективный спрос», выражающий равновесие между производством и потреблением, - понятие, введенное Дж. М. Кейнсом,
- является частью антикризисной политики государства. Налоги в
80 сочетании с бюджетными и кредитными рычагами должны играть роль внутреннего регулятора экономики, а, варьируя налоговые ставки, правительство может активно влиять на подвижность экономических циклов. На стадии спада налоговые ставки рекомендуется снижать для стимулирования экономики, а на стадии подъема их повышают для сдерживания слишком стремительного роста. Оптимальный вариант представляет собой сбалансированность бюджета в пределах цикла при образовании любой величины дефицита в годы кризиса. Однако такое решение является теоретически возможным лишь в случае совершенно симметричного цикла. Если этот цикл имеет инфляционный наклон, то возникает оправдываемый хронический дисбаланс бюджета.
Равным образом с помощью налогов можно влиять на уровень сбережений и инвестиций. Излишние сбережения могут препятствовать экономическому развитию, поэтому подлежат изъятию с помощью использования прогрессивных налоговых ставок, с тем, чтобы с помощью бюджетной системы превратиться в источник государственных инвестиций.
Как видим, согласно кейнсианской модели регулирования экономики налоги преследуют не только фискальную цель, но и в гораздо большей степени выполняют регулирующую функцию, являясь средством преодоления и сглаживания последствий циклического развития экономики, устранения возникших диспропорций между объемом производства и совокупным платежеспособным спросом.
Налоги целесообразно использовать как своего рода «внутренний стабилизатор» экономики.
Налоговая теория монетаризма была выдвинута в 50-х годах прошлого века профессором экономики Чикагского университета
Милтоном Фридменом, по мнению которого регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок.
Монетаристская школа представляет собой некую смесь классических
81 и кейнсианских постулатов. Из классической школы монетаризм почерпнул признание приоритета рынка, как саморегулирующейся системы. Поэтому некоторые ученые считают монетаризм одним из направлений неоклассической теории. С кейнсианством монетаризм объединяет признание возможности эффективного регулирования рыночных отношений, однако монетаристы сужают сферу данного регулирования денежным обращением. При таком подходе манипулирование налоговой ставкой оказывает понижающее или повышающее воздействие на величину денежной массы в обращении, а через нее и на размер инфляции. В теории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают неблагоприятные факторы развития экономики. Однако, если в первом случае этим фактором являются излишние деньги, то во втором – излишние сбережения.
Все три экономические школы различаются в предлагаемых методах воздействия на рыночную экономику, в том числе и с помощью налогов. С точки зрения налогов последствия такого вмешательства носят вполне определенный характер: либо в распоряжении участников рынка остается больше денег, либо меньше.
Больше денег государство оставляет в период экономического спада для стимулирования производственной деятельности (по Дж. Кейнсу), или при небольшой инфляции (по М. Фридмену) также для стимулирования производственной деятельности. И, наоборот, для сдерживания производства на фазе экономического подъема и при борьбе с инфляцией налоги следует повышать.
Различают следующие типы налоговой политики:
- политика максимальных налогов, характеризующаяся повышенным налоговым бременем (любопытный пример такой политики: в начале 20 века в Тибете взималось около 2000 налогов, в том числе на свадьбу, на рождение детей, за право петь, танцевать, звонить в колокольчик и бить в барабан. В 1926 году Тибет начал