ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 217
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
101 помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества в порядке, предусмотренном ст. 92 НКРФ;
• определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках при отказе налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо Связанных с содержанием объектов налогообложения, непредоставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
• требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение этих требований;
• взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени
(в порядке, установленном ст. 46-48 НК РФ);
• требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней (в порядке, предусмотренном ст. 132-136 НК РФ);
102
• привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков и понятых в порядке, предусмотренном ст.
95-98 НК РФ;
• вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут. быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля в порядке, предусмотренном ст. 90 НКРФ;
• заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
• предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.
Налоговые органы могут предъявлять иски о:
- взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушение законодательства о налогах и сборах;
- признании недействительной государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством;
- досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
- взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством зависимыми (дочерними) обществами
(предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банк поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством основными (преобладающими, участвующим: обществами
(товариществами, предприятиями), с зависимых
(дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банк поступает
103 выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных
(преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), и др.
Налоговые органы обязаны:
• соблюдать законодательство о налогах и сборах;
• осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
• вести в установленном порядке учет налогоплательщиков в порядке, предусмотренном ст. 83-86 НК РФ;
• проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствию с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах;
• представлять формы установленной отчетности и разъясняя порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
• осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ;
• соблюдать налоговую тайну;
• направлять налогоплательщику или налоговому агенту копию акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление требование об уплате налога и сбора.
Должностные лица налоговых органов обязаны действовать строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законам реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов; корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.
104
Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий
(решений) или бездействия, а равно неправомерных действий
(решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета. В частности, в соответствии со ст. 79 НК РФ при несвоевременном возврате налогоплательщику излишне уплаченного им налога (более чем через месяц после подачи им заявления о возврате) налоговые органы должны уплатить ему проценты за все дни просрочки платежа. В том случае, если налоговым органом был несвоевременно взыскан налог, проценты будут уплачиваться за весь период времени со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 июля
2006 r. № 459 «О Федеральной таможенной службе» Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными право нарушениями.
К таможенным органам относятся: центральный аппарат ФТС
России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.
В настоящее время это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела
(ФТС), и подчиненные ему таможенные органы РФ.
105
Функции таможенных органов закреплены в ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Таможенные органы обладают контрольными полномочиями в сфере налогообложения в случаях, предусмотренных ст. 34 НК РФ, ст. 408 ТК РФ, и только в отношении конкретных налогов, уплачиваемых при пересечении таможенной границы РФ (НДС и акцизов).
Отношения, возникающие при взимании таможенных пошлин, сборов и налогов, при контроле уплаты таможенных платежей, обжаловании действий таможенных органов, регулируются нормами различных отраслей права. Согласно ст. 71 Конституции РФ, таможенное регулирование и федеральные налоги являются самостоятельными сферами правового регулирования. Например, согласно ТК РФ, таможенные платежи уплачивают декларанты и иные лица.
В отличие от налогового законодательства любое заинтересованное лицо, согласно ТК РФ, вправе внести эти платежи.
Министерство финансов Российской Федерации. Правовой статус
Минфина России определен постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 r. NQ 329 «О Министерстве финансов Российской
Федерации» и постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 r.
NQ 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации». В соответствии с этими постановлениями Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Функции Минфина России в налоговой сфере охватывают разработку проектов федеральных законов и актов Президента и
Правительства РФ по вопросам налоговой политики, политики в сфере таможенных платежей в части исчисления и порядка их уплаты, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств,
106 избежания двойного налогообложения доходов и имущества, а также по другим налоговым вопросам.
Только Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ по налогам и сборам, утверждает формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, обязательные для налогоплательщика, порядок их заполнения.
Регулирование форм и методов налогового контроля осуществляется непосредственно приказами Минфина России
(установление особенностей постановки на учет налогоплательщиков, определение порядка присвоения и применения ИНН и т.д.). Вместе с тем все ранее принятые нормативные правовые акты ФНС России действуют до признания их утратившими силу.
Отдельные нормативные документы в сфере налогового контроля будет выпускать ФНС России.
Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, должны давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов РФ о региональных налогах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах.
Федеральное казначейство (Казначейство России) представляет собой централизованную систему территориальных органов, осуществляющих функции кассового исполнения федерального бюджета.
Платежи по федеральным налогам и сборам подлежат зачислению в полном объеме на счета территориальных органов Федерального казначейства для распределения этими органами доходов от их уплаты в соответствии с нормативами отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов.
107
Платежи по региональным и местным налогам также в полном объеме подлежат зачислению на счета территориальных органов
Федерального казначейства для последующего перечисления в соответствующие бюджеты бюджетной системы
Российской
Федерации. На этой стадии заканчивается сфера действия налогового контроля и далее начинается сфера действия бюджетного контроля.
Территориальные органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после получения от территориальных учреждений Центрального банка России выписки со своих счетов осуществляют перечисление налоговых поступлений от уплаты федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов в соответствующие бюджеты бюджетной системы
Российской
Федерации, где они отражаются по кодам классификации доходов в соответствии с собственным наименованием - налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог и т.д., и формируют налоговые доходы.
Место налогового контроля в системе бюджетного контроля определяется тем, что налоги (с учетом таможенных пошлин) составляют свыше 90% доходов бюджетной системы РФ.
На органы внутренних дел (ОВД) возложено выполнение функций по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, подпадающих под преступления или административные правонарушения.
ОВД в том числе вправе по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках, осуществлять иные полномочия.
Органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. Так же как и налоговые органы и их должностные лица, органы внутренних дел и их должностные лица
108 несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам в результате своих неправомерных действий (решений) или бездействия.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 30
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия налоговых отношений. Назовите субъектов налоговых отношений. Кто еще, исходя из норм НК РФ, также является участником налоговых отношений?
2. Дайте определение понятия налогоплательщика и плательщика сборов.
3. Дайте определение понятия налогового агента. В чем его основные функции?
4. Определите основные права и обязанности налогоплательщиков
(плательщиков сборов), налоговых агентов.
5. Дайте краткую характеристику налоговых органов, назовите их основные права и обязанности.
6. В каком случае Федеральная таможенная служба России обладает контрольными полномочиями в сфере налогообложения?
7. Назовите основные задачи и функции Минфина России в сфере налогообложения.
8. Назовите функции органов внутренних дел, как участника налоговых отношений.
4.2. Понятие и виды налогового контроля.
В соответствии со ст. 82 НК РФ под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.
Исходя из данного определения целью всех мероприятий налогового
контроля является:
109
- выявление налоговых право нарушений и предупреждение их совершения в будущем;
- обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности
(с учетом срока исковой давности).
Элементами налогового контроля являются:
- законодательство о налогах и сборах;
- субъекты налогового контроля;
- объекты налогового контроля;
- формы и методы налогового контроля;
- порядок (процедура) налогового контроля;
- инструменты организации и обеспечения налогового контроля
(государственная регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей, учет налогоплательщиков, ведение базы данных, налоговые проверки, ведение лицевых счетов налогоплательщиков, взыскание задолженности в бюджет, применение санкций и др.).
Следует отметить, что учет налогоплательщиков можно рассматривать как отдельную форму налогового контроля, как обособленную сферу деятельности налоговых органов, наряду с такими формами налогового контроля, как полномочия налоговых органов по осуществлению государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также полномочия налоговых органов как уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Принципы организации налогового контроля можно разделить на общие и специфические.
Общие принципы контрольной деятельности включают:
- правомочность;
- профессионализм;