Файл: Учебное пособие Москва 2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

43 российском налоговом законодательстве и нормативными правовыми актами, то следует применять правила и нормы международных договоров РФ.
Законодатель в первой части Налогового кодекса РФ (ст. 17) закрепил положение о том, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
Действующим законодательством РФ не предусмотрена возможность установления налогов и сборов, не предусмотренных НК
РФ.
Вместе с тем, в определенных случаях налогоплательщик может использовать специальный налоговый режим. Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок определения элементов налога, а также освобождение налогоплательщиков от уплаты определенных налогов. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Налог считается установленным, если установлены все элементы налогообложения.
Элементами налогообложения являются:
- Объект налогообложения. К нему относятся операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), иной объект, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Товаром считается любое

44 имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы. Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Наличие объекта обложения неразрывно связано с возникновением обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.
- Налоговая база. Она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных бухгалтерского учета, налогового учета или на основе иных документов, подтверждающих данные об объектах, подлежащих налогообложению, либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящейся к прошлым отчетным периодам, в текущем
(отчетном) налоговом периоде пересчет налоговых обязательств производится в период совершения ошибок.
Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов.
Остальные налогоплательщики
- физические лица рассчитывают налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольной форме.
- Налоговая ставка. Это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.
Твердые ставки определяются в абсолютной сумме. Такие ставки используются, например, при исчислении транспортного налога.


45
Пропорциональные ставки установлены в одном и том же проценте к налоговой базе. Данные ставки применяются по всем основным налогам (НДФЛ, НДС, налог на прибыль организаций).
Прогрессивные ставки - это ставки, увеличивающиеся с ростом налоговой базы. Налоговая практика выработала две шкалы прогрессии простую и сложную. При простой - возросшая ставка налога применяется ко всей налоговой базе, при сложной – налоговая база делится на части (ступени), каждая из которых облагается своей ставкой, т.е. повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую степень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку она обеспечивает ему более низкое обложение, чем при простой прогрессии, когда весь доход подлежит обложению высокой ставкой.
Регрессивные ставки понижаются по мере роста налоговой базы.
- Налоговый период. Им является период времени (обычно календарный месяц, календарный квартал, календарный год), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога применительно к определенному налогу. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
При создании организации после начала календарного года, первый налоговым периодом начинается со дня ее создания. При этом днем ее создания признается день ее государственной регистрации.
При ликвидации (реорганизации) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).
- Порядок исчисления налога. Это определенные законом методические правила расчета величины налога. Обязанность по исчислению налогов может быть возложена на налогоплательщика, налогового агента или на налоговый орган;
- Порядок и сроки уплаты налога.

46
Особое место в элементах налогообложения занимают налоговые льготы, поскольку налог может считаться установленным и при отсутствии налоговых льгот. Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог, либо уплачивать его в меньшем размере.
По налогам предоставляются следующие виды льгот:
- изъятие из обложения определенных элементов объекта обложения и налоговые вычеты;
- освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;
- понижение налоговых ставок;
- целевые налоговые льготы;
- изменение периодичности исполнения обязанности по уплате налогов.
Контрольные вопросы
1.
В каком законе закреплена обязанность уплаты налогов?
2.
Какие нормативные акты включены в законодательство о налогах и сборах?
3.
Какие нормы регламентирует первая часть НК РФ?
4.
Чем регулируются налоговые отношения в РФ?
5.
Что понимается под налоговой системой?
6.
При каких условиях налог считается установленным?
7.
Дайте характеристику элементам налогообложения.


47
2.2.
Меры
ответственности
за
нарушение
налогового
законодательства.
Налоговая ответственность обладает рядом общих признаков, характерных для любого вида юридической ответственности:
- регулируется нормами права;
- является средством охраны правопорядка;
- состоит в применении мер государственного принуждения;
- наступает за нарушение правовых норм;
- является следствием виновного деяния;
- связана с отрицательными последствиями материального и (или) морального характера, которые нарушитель должен претерпеть;
- реализуется в соответствующих процессуальных формах.
Вместе с тем налоговая ответственность характеризуется специ- фическими чертами:
- основанием налоговой ответственности является налоговое правонарушение;
- наступление ответственности урегулировано нормами налогового права;
- ответственность состоит в применении к нарушителю специ- альных санкций.
Субъектами налоговой ответственности являются налогопла- тельщики, плательщики сборов, налоговые агенты и иные обязанные лица;
Законодательство о налогах и сборах устанавливает различные обязанности как налогоплательщиков и плательщиков сборов, так налоговых агентов, банков (
ВЫПОЛНЯЮЩИХ поручения клиентов об уплате налогов и сборов), организаций и физических лиц.
Соответственно, законодатель установил ответственность не только за невыполнение обязанности по уплате налогов, но и за нарушения других положений законодательства о налогах и сборах (п. 4 ст. 23 и п.
5 ст. 24 НК РФ).

48
В зависимости от степени общественной опасности и характера противоправных действий (бездействия) за нарушения законода- тельства о налогах и сборах установлены налоговая, административная и уголовная виды ответственности.
Налоговая ответственность налогоплательщиков регулируется разделом VI первой части НК РФ.
Административная ответственность налогоплательщиков регулируется главой
15
Кодекса об административных правонарушениях РФ, принятого Федеральным законом от 30.12.2001
№ 195-ФЗ (далее - КоАП РФ), введенным в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 196-ФЗ.
Уголовная ответственность за уклонение от налогообложения предусмотрена в статьях 194, 198 и 199 Уголовного кодекса
Российской Федерации (далее - УК РФ).
Основанием привлечения к ответственности является соверше- ние налогового правонарушения. Должны быть установлены все элементы состава правонарушения, образующие объективную и субъективную стороны, а также свидетельствующие о наличии объекта и субъекта конкретного правонарушения. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов исключает привлечение лица к ответственности.
Объектом налогового правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения, взимания налогов и (или) сборов и осуществления налогового контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Объективная сторона правонарушения, т.е. внешнее проявление противоправного деяния, включает в единстве и взаимосвязи сле- дующие составляющие:
1. совершение противоправного деяния, выраженного в форме действия или бездействия;


49 2. причинение вреда, наступление неблагоприятных последствий;
3. наличие причинно-следственной связи между совершенным противоправным деянием и наступившими неблагоприятными последствиями.
Объективная сторона налогового правонарушения может вы- ражаться в форме действия или бездействия.
В ряде случаев НК РФ предусмотрены такие дополнительные признаки объективной стороны, как неоднократность, систематичность, т.е. повторяемость однородных действий в течение определенного законом периода, а также размеры сумм неуплаченных налогов и (или) сборов.
Субъектом налогового правонарушения могут быть как физические лица, так и организации.
Физические лица как субъекты налоговых правонарушений подразделяются на два вида:
• налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты;
• должностные лица.
Субъектами ответственности за нарушение налогового законо- дательства выступают также организации, к которым НК РФ относит российских и иностранных юридических лиц, международные организации, их филиалы и представительства в Российской
Федерации.
Особым субъектом ответственности среди организаций выступают банки или иные кредитные организации, на которые законодательством о налогах и сборах налагаются различные обязанности.
Под субъективной стороной правонарушения понимается психическое отношение физического лица к совершенному противо- правному деянию и наступившим общественно опасным последствиям.
Субъективная сторона характеризуется наличием вины, выраженной в форме умысла или неосторожности.

50
Совокупность названных элементов позволяет сделать вывод о совершении правонарушения, являющегося основанием привлечения к юридической ответственности виновного лица. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и исключает наступление юридической ответственности.
При выявлении нарушений налогового законодательства, налоговые органы применяют меры финансовой ответственности в виде штрафных санкций и административные штрафы.
В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое
НК РФ установлена ответственность.
Мерой ответственности за налоговые правонарушения является в соответствии со статьей 114 НК РФ налоговая санкция, установленная в виде денежных штрафов.
Ответственность в виде штрафных санкций наступает за следующие нарушения:
- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
- непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества);
- нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета);
- представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения;
- непредставление пояснений на камеральные проверки по НДС и сдачу пояснений на бумаге;
- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;


51
- неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);
- сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков ее ответственным участником;
- невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов;
- несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на который наложен арест или в отношении которого налоговыми органами принято обеспечительные меры в виде залога;
- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
- отказ от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа;
- ответственность свидетеля;
- отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода;
- неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
- нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса;
- неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми;
- неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, предоставление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках;

52
- неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании;
- неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, предоставление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях.
За каждое из перечисленных налоговых нарушений Налоговым кодексом РФ предусмотрены штрафные санкции.
Специальные виды нарушений законодательства о налогах и сборах и ответственность за их совершение определены для банков. К числе таких нарушений со стороны банка относятся:
- нарушение порядка открытия счета;
- нарушение срока исполнения поручения об уплате налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа;
- нарушение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
- неисполнение поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа;
- непредставление справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган;
- нарушение обязанностей, связанных с электронными денежными средствами.
При совершении одним налогоплательщиком более одного правонарушения налоговые санкции взыскиваются отдельно за каждое из них.
В некоторых случаях иски о взыскании налоговых санкций могут быть предъявлены налоговыми органами, не принимавшими решений о привлечении налогоплательщика к ответственности. Например, такая