Файл: Учебное пособие Москва 2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 258

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

33
Под классификацией налогов понимают группировку налогов по определенным признакам. В финансовой науке до сих пор не выработано общепризнанной экономической классификации налогов.
В прошлом применялись различные группировки налогов, в зависимости от целей налоговой политики и задач, которые они перед собой ставили.
Налоги подразделялись на внутренние и внешние (на местную и на внешнюю торговлю), имущественные, налоги на потребление, на производство и на обращение и т.д. Долгое время налоги вообще относили к категории чрезвычайных доходов государства (на случаи войн, ликвидации последствий природных катастроф и т.д.).
В середине ХVI века французский экономист Ж. Боден из налогов признавал только таможенные пошлины.
10
Позднее физиократы (от греч. physis природа и krдtos - власть) - представители французской политэкономии, рассматривавшие землю и ее возделывание как источник богатства народов, а земледельческий труд - как единственно производительный труд основными считали налоги на земельную собственность, все остальные налоги относились ими к разряду дополнительных платежей, малозначимых с точки зрения экономической политики.
В настоящее время при классификации налогов используют разнообразные признаки (табл. 1.4.1).
Таблица 1.4.1
Классификация налогов
10
Боден Ж. Шесть книг о государстве //Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т.2. М.,
1999.
С.689 – 695.

34
Признаки классификации
Виды налогов
По уровням бюджетной системы
Федеральные,
Региональные,
Местные.
По распределению между бюджетами разных уровней Закрепленные,
Регулирующие.
По характеру использования
Общие,
Целевые.
По способу изъятия
Прямые,
Косвенные.
По уровням бюджетной системы различают федеральные, региональные и местные налоги.
Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами
РФ и взимаются на всей ее территории. Органы законодательной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут вводить дополнительные льготы по федеральным налогам в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. При этом обоснование права на налоговую льготу возлагается на налогоплательщика. В соответствии с
Налоговым Кодексом РФ в состав федеральных налогов и сборов входят:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья:
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;


35
- государственная пошлина.
Региональные налоги - это налоги субъектов РФ: республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований и городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь). Эти налоги вводятся в действие и прекращают действие законами субъектов
РФ и действуют на территории соответствующих субъектов РФ.
При установлении региональных налогов законодательными
(представительными) органами государственной власти субъектов
Российской
Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены в НК РФ.
Законодательными
(представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В состав региональных налогов входят:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог
:
- курортный сбор
Местные налоги и сборы устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного муниципального образования.
При установлении местных налогов и сборов представительными органами муниципальных образований
(законодательными
(представительными) органами государственной власти городов федерального значения) определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены в НК РФ.

36
Представительными органами муниципальных образований
(законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения) законодательством о налогах и сборах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
К местным налогам и сборам относятся:
- налог на имущество физических лиц;
- земельный налог;
- торговый сбор.
По распределению между бюджетами разных уровней налоги делятся на закрепленные и регулирующие.
Закрепленные налоги поступают в определенный бюджет
(например, НДС перечисляется только в федеральный бюджет, а налог на доходы физических лиц – в бюджеты субъектов РФ и бюджеты местных муниципальных образований).
Регулирующие налоги распределяются по уровням бюджетной системы (так, налог на прибыль организаций поступает как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ).
По способу изъятия налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (например, налог на имущество организаций), косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене товаров, либо в процентах к объему реализации (например, налог на добавленную стоимость). Косвенные налоги отличается от налогов прямых и тем, что их субъектом является не определенный индивидуум, а потребитель вообще или сумма потребителей в государстве. Кроме того, прямые налоги могут быть установлены с учетом индивидуальных характеристик налогоплательщика, а косвенные налоги нейтральны. Во многом эта классификация носит условный характер.
По характеру использования налоги подразделяются на общие и
целевые.


37
Общие налоги можно использовать на финансирование любых бюджетных расходов, такие налоги преобладают в налоговой системе.
Целевые налоги используются лишь на определенные цели.
Целевые налоги характерны в период недостаточного развития денежных отношений или при чрезвычайных ситуациях. Например, при царе Михаиле существовал налог, который назывался
«полоняничные деньги». Его собирали для выкупа пленных у татар и турок. Налог платили все. Посадские обыватели и церковные крестьяне давали со двора по 8 денег, крестьяне черные и помещичьи вдвое меньше, а стрельцы, казаки и прочие служилые люди низших чинов - по 2 деньги.
Во времена Ивана Грозного для производства пушек взимали пищальный налог. Петром Первым из-за северной войны были введены для содержания кавалерии драгунские деньги, для содержания флота – корабельные, для постройки Петербурга – рекрутные и подводные деньги.
Россия всегда «славилась своими дорогами». В 1705 году Петром
Первым было принято решение привести в порядок московские улицы.
Деревянные мостовые заменялись каменными плитами в Кремле и
Китай-городе, а остальная Москва мостилась мелким камнем. На население и сословия была наложена особая повинность: с дворцовых, архиерейских, монастырских земель и вотчин служилых людей взимался камень (количество камня зависело от количества крестьянских дворов). С первого десятка дворов брали один камень размером с аршин (71,12 см.), со второго - по два камня по пол-аршина, а с третьего - аршинный кубик мелкого камня размером не меньше гусиного яйца. Не избежало этой повинности купечество и крестьяне
(последние, приезжая в Москву для торгов, должны были привозить с собой по три камня с гусиное яйцо и песок). «С мира по камню -
Москве мостовая».

38
В современной отечественной налоговой системе к целевым налогам можно отнеси единый социальный налог, который взимался до
2010 года
Мобилизованные за его счет средства направлялись исключительно на пенсионное обеспечение, социальное и медицинское страхование.
По субъектам налоги классифицируются на налоги с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций), на налоги с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц) и комбинированные.
Комбинированные налоги платят и организации, и физические лица
(например, земельный налог, транспортный налог).
По международной методологии налоги делят на четыре группы: налоги на доходы, налоги на капитал, налоги на потребление и социальные налоги.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Контрольные вопросы
1.
Какие виды налогов различают по уровням бюджетной системы?
2.
Назовите состав федеральных налогов.
3.
Какие налоги являются региональными?
4.
К каким налогам следует отнести земельный налог?
5.
На какие группы подразделяются налоги, исходя из порядка их распределения по уровням бюджетной системы?
6.
В чем отличие прямых налогов от косвенных?
7.
В чем смысл классификации налогов по субъектам платежа?
8.
Чем отличаются общие налоги от целевых?
9.
Каким образом устанавливаются региональные налоги?
10.
Кто наделен правами введения местных налогов?

39
Глава
2.
Экономические
и
правовые
основы
налогообложения.
2. 1. Налоговые отношения и система их регулирования
Обязанность уплаты налогов закреплена в Конституции РФ. В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы. Таким образом, из Конституции РФ вытекает императивный характер налогов, что требует специального налогового законодательства.
В соответствии со статьей 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом. Статьей 72 Конституции РФ решение указанных задач относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов.
В процессе установления и взимания налогов возникают налоговые отношения между государством в лице органов законодательной власти и управления и налогоплательщиками. Система регулирования
налоговых отношений – это совокупность законодательных и нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые законы и нормы: федеральных законов, законов и актов субъектов Федерации, ведомственных нормативных актов и актов местного самоуправления.
Система ранжирования законодательства, регулирующего налоговые отношения
, представлена на схеме 2.1.1
Схема 2.1.1

40
Схема иерархии актов, регулирующих налоговые отношения.
Законодательство о налогах и сборах включает в себя НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные налоговые законы.
Первая часть Налогового кодекса РФ устанавливает:
- виды налогов и сборов, взимаемых в РФ. Перечень налогов и сборов первой части Налогового кодекса установлен статьями 13, 14, и
15;
- основания возникновения, изменения и прекращения, а также порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- принципы и порядок установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
КОНСТИТУЦИЯ
Международные договоры
Налоговый кодекс
Федеральные законы
Законодательство субъектов
РФ
Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления


41
- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемым законодательством о налогах и сборах;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий
(бездействия) их должностных лиц.
Налоговый кодекс
РФ является законодательным актом прямого действия. Федеральные законы о налогах и сборах должны приниматься в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Если для одного и того же налога в зависимости от категории налогоплательщика или иных условий налогообложения установлены налоговые периоды различной продолжительности, дата вступления в силу соответствующего акта законодательства о налогах должна определяться применительно к каждому из установленных налоговых периодов.
В случае если данные акты предусматривают устранение или смягчение ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, либо устанавливают дополнительные гарантии прав налогоплательщиков и плательщиков сборов, то они имеют обратную силу. При этом такие акты могут вступать в силу в сроки, указанные в этих актах, но не ранее даты их официального опубликования.
Напротив, если законодательными актами повышаются налоговые ставки и размеры сборов, устанавливаются новые обязанности и штрафные санкции налогоплательщикам и плательщикам сборов, эти акты обратной силы не имеют.

42
Внесение изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства РФ о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами.
Помимо законодательных актов налоговые отношения регулируются указами
Президента
РФ, постановлениями
Правительства
РФ, актами
Министерства
Финансов
РФ, постановлениями Конституционного Суда РФ, решениями и определениями Верховного Суда РФ.
Указы Президента РФ устанавливают, как самостоятельные нормы права, так и носят характер поручений органам управления разработать нормативные акты по налогообложению.
Правительство РФ определяет нормативы затрат и различные перечни, применяемые при налогообложении, разрешает иные вопросы налоговых отношений в соответствии с поручениями Президента РФ и в пределах своей компетенции по действующему налоговому законодательству.
Акты Министерства финансов РФ в случае, если они прошли установленную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, имеют нормативное значение, могут разъяснять и трактовать порядок исчисления и взимания налогов. Акты, не прошедшие регистрацию в
Министерстве юстиции РФ, определяют порядок функционирования налоговых органов, дают рекомендации по отдельным вопросам применения налогового законодательства, разрабатывают методики расчетов и порядок ввода в действие законов и нормативных актов и т.п.
Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются и международными договорами, в частности договорами об устранении двойного налогообложения. Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем в