Файл: Учебное пособие Москва 2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 264

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 3. Основы построения и функционирования налоговой
системы.
3.1. Налоговая система государства
Под налоговой системой понимается вся совокупность налогов и сборов, порядок их установления, взимания и отмены на территории
РФ, полномочия и ответственность субъектов налоговых отношений.
Участниками налоговых отношений в соответствии с законодательством о налогах и сборах, являются: организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или налоговыми агентами, налоговые органы, таможенные органы, органы

62 государственных внебюджетных фондов, государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, сборщики налогов.
Организации и физические лица в соответствии с НК РФ могут быть налогоплательщиками или плательщиками сборов, а также налоговыми агентами.
Кроме этого, в НК РФ введено понятие консолидированной группы налогоплательщиков.
Консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены НК РФ, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков.
Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов определены во втором разделе первой части НК РФ (гл. 3).
Налогоплательщиками
и
плательщиками
сборов
признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Филиалы и территориально обособленные подразделения исполняют полномочия налогоплательщиков. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
Действующим законодательством установлено, что налоговыми агентами являются организации и физические лица- предприниматели в отношении:
- налога на доходы физических лиц;
- налогообложения дивидендов и доходов от долевого участия;

63
- налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории РФ иностранными юридическими лицами, не состоящими на налоговом учете, реализации услуг по аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества, реализации бесхозного и конфискованного имущества;
- налогообложения доходов иностранных юридических лиц из источников в РФ.
Права налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов идентичны. Они имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
2) Налогоплательщики - физические лица вправе представлять в налоговые органы документы (сведения) и получать от налоговых органов документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;
3
) получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований
- по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных


64 правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
4)
использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
5)
получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый;
6)
на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
7)
на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
8)
представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
9)
представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
10) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
11)
получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
12
) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
13)
не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц;
14)
обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
15)
на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

65 16)
на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями
(бездействием) их должностных лиц;
17)
на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов.
Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в отношении актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. При этом налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
К основным обязанностям налогоплательщиков относятся:
- встать на учет в налоговом органе;
- уплачивать законно установленные налоги;
- вести учет объектов налогообложения и предоставлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность, налоговые декларации и информацию;
- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории РФ по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика
(ИНН).
Этот номер указывается налогоплательщиком во всех документах (декларации, отчетах, заявлении и т.п.), подаваемых в налоговый орган. В индивидуальном идентификационном номере двенадцать цифр. Первые две цифры идентичны номеру региона местонахождения налогоплательщика, вторые две цифры соответствуют номеру налоговой инспекции, где он поставлен на налоговый учет, остальные цифры соответствуют его регистрационному номеру, последняя цифра ИНН является


66 контрольной. Поэтому по ИНН можно установить любого налогоплательщика.
Работу по разработке и проведению налоговой политики государства организует Министерство финансов РФ.
Основными задачами Минфина РФ являются:

совершенствование бюджетной системы
РФ, развитие бюджетных федерализма;

разработка и реализация единой финансовой бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития
РФ;

разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

обеспечение в пределах своих компетенций государственного финансового контроля;

осуществление методологического руководства.
В соответствии с возложенными на него задачами Минфин РФ выполняет следующие основные функции в области налогов:
- разработка совместно и другими федеральными органами исполнительной власти предложений по развитию налогового законодательства и совершенствованию налоговой системы;
- координация в пределах своей компетенции деятельности федеральных органов, на которые возложена ответственность за обеспечение своевременного поступления налогов в федеральных бюджет;
- дача письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства;
- выдвижение предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

67
- проведение переговоров, связанных с заключением соглашений между РФ и иностранными государствами об устранении двойственного обложения доходов и имущества;
- принятие необходимых мер по налоговому стимулированию предпринимательской деятельности в стране;
- разработка проектов нормативов отчислений от федеральных налогов и доходов в бюджеты субъектов РФ;
- направление представлений в налоговые органы по согласованию с Госкомитетом по управлению государственным имуществом о возбуждении дела о признании предприятия несостоятельным
(банкротом) в случае неуплаты им налогов;
- утверждение форм расчетов по налогам и форм налоговых деклараций.
Министерство финансов РФ имеет право:
- запрашивать в установленном порядке у Федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ материалы, необходимые для разработки проекта федерального бюджета на предстоящий год, расчета прогноза консолидированного бюджета РФ, составления отчета исполнения федерального и консолидированного бюджета;
- издавать приказы, инструкции и другие правовые акты по налогам.
Финансовые органы на местах занимаются конкретными вопросами налогообложения, а именно:
- совместно с налоговыми инспекциями осуществляют ревизии юридических лиц;
- принимают меры к укреплению налоговой дисциплины;
- составляют доходную часть своих бюджетов, получая при этом сведений от налоговых инспекций;
- решают вопрос совместно с налоговыми органами о неприменении финансовых санкций к налогоплательщикам в случае задержки ими уплаты налогов;


68
- получают сведения от налоговых органов о поступлении налоговых доходов в бюджет, а также другую информацию для регулирования бюджетного процесса.
Таможенные органы осуществляют контрольные полномочия в отношении организаций и физических лиц, у которых возникают обязанности по уплате таможенной пошлины, а также НДС и акцизов при импорте товаров в Российскую Федерацию.
Федеральная таможенная служба (ФТС) России представляет собой единую централизованную систему таможенных органов – таможенных управлений, включающих таможни, состоящие из одного или несколько постов.
Таможенные органы осуществляют различные полномочия и в первую очередь взимание таможенных пошлин и налогов, контролируют правильность исчисления и своевременность их уплаты.
В соответствии с конституционной нормой о необходимости уплаты организациями и физическими лицами законодательно установленных налогов и сборов подсистема налогообложения призвана обеспечивать формирование налоговых доходов, а подсистема налогового администрирования – должна обеспечивать контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов.
Налоговое администрирование это деятельность уполномоченных государством органов по обеспечению контроля за соблюдением организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах в
Российской
Федерации.
В системе налогового администрирования реализуется контрольная функция государства в сфере налоговых отношений, осуществляемая уполномоченными органами – Федеральной налоговой службой, а также Федеральной таможенной службой (в части администрирования НДС и акцизов, уплачиваемых при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ) в пределах компетенции каждой из них,

69 что предполагает их самостоятельность и специфические формы осуществления контрольной деятельности.
В соответствии с НК РФ осуществление налогового контроля возложено на налоговые органы, составляющие организационный механизм контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Одновременно в рамках налогового контроля организаций, в частности, при проверке правильности исчисления налога на прибыль проверяются суммы доходов и документально подтвержденные расходы. Этим самым налоговый контроль в известной мере трансформируется в контроль финансово-хозяйственной деятельности организации.
Эффективность реализации контрольной функции измеряется, во- первых, увеличением доли организаций и индивидуальных предпринимателей правильно исчисляющих и полностью и своевременно уплачивающих налоги и сборы, и, во-вторых, уменьшением доли недоимки по налогам и сборам, в том числе доначислений по результатам налоговых проверок в общем объеме налоговых поступлений в бюджетную систему.
Контрольную работу по обеспечению полноты и своевременности уплаты налогов ведут налоговые органы.
Как специальное учреждение, призванное заниматься государственными доходами, налоговые органы стали развиваться с начала 16 века. 22 февраля 1711 г. Петр Первый учредил
Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую Думу. 17 марта
1711г. указом “О поручении Правительствующему Сенату положения об устройстве государственных доходов…” царь предписал “денег как возможно собирать… и … учинить фискалов во всяких делах”.
До этого налоги собирала армия. Ключевский писал об этом так: «Полковые команды, руководившие сбором подати, были разорительнее самой подати. Она собиралась по третям года, и каждая экспедиция длилась два месяца. Шесть месяцев в году села и деревни


70 жили в паническом ужасе от вооруженных сборщиков, содержащихся при этом за счет обывателей, среди взысканий и экзекуций».
С учреждением Правительствующего Сената положение изменилось. Сенат выбирал для присутствия в нем обер-фискала,
“человека умного и доброго независимо от чина”. Обер-фискал был обязан тайно наблюдать за правильным поступлением государственных доходов, «над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, а также и в сборе казны и прочего...». Обер-фискалу полагался штат из провинциал-фискалов и подсобных чиновников.
В настоящее время налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов. В указанную систему входят Федеральный орган исполнительной власти
(Федеральная налоговая служба), уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы
В действующую Федеральную налоговую службу (ФНС) входят центральный аппарат, инспекции по субъектам РФ и инспекции по районам и городам.
В системе
ФНС образуются специализированные государственные налоговые инспекции по работе с крупнейшими налогоплательщиками в регионах, функционирует также инспекция по контролю за ценообразованием. Кроме того, специальная налоговая инспекция может быть образована для ведения налогового контроля в отраслевом разрезе.
Руководство налоговыми органами осуществляет центральный аппарат ФНС России. Структура центрального аппарата ФНС России утверждается ее руководителем. Она включает в себя ряд структурных подразделений, в том числе:

Аналитическое управление;

Контрольное управление;

71

Финансовое управление;

Управление контроля налоговых споров;

Правовое управление;

Управление обеспечения процедур банкротства;

Управление налогообложения юридических лиц и т.д.
В функции центрального аппарата ФНС России входят изучение и анализ практики применения действующего законодательства, участие в подготовке законодательных актов, разработка инструкций, методических рекомендаций, указаний о порядке взимания того или иного налога.
Основную нагрузку по непосредственному контролю за исполнением налогового законодательства несут территориальные инспекции ФНС. Типовая структура территориальной инспекции ФНС представлена на схеме 7.1.1.
Схема 7.1.1.
Структура территориальной инспекции ФНС