Файл: А. И. Захаров, И. Коган психологический микроклимат семьи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» дети, а также дети с «комплексами», «подавленные» всегда являются результатом неправильно сложившихся отношений в семье. В последние годы, как показали специальные экспериментальные исследования, наиболее частыми явлениями являются тревога и страх у детей (И. В. Дубровина, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Е. Б. Ковалева и др.). Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, по мнению С.В. Ковалева,

А. И. Захаров, И. Коган - психологический микроклимат семьи.

Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, совершает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В качестве члена ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на них как положительное, так и отрицательное влияние. В результате ребенок становится либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и др., родительские отношения - это система различных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны иметь определенный уровень знаний о проблемах воспитания и взаимоотношений с ребенком (Е. О. Смирнова, М. В. Быкова).

Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений всегда остается острой на всем протяжении развития психологической науки и практики.

В последние десятилетия психология сделала ряд замечательных открытий. Один из них касается важности стиля общения взрослого и ребенка. Как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень сложные проблемы с детьми можно полностью решить, если удастся создать благоприятный климат для общения в семье.


В последние годы к теме детско-родительских отношений обращались многие авторы (А. Спиваковская, А. Захаров, М. Буянов, З. Матейчек и др.), но чаще психологи-практики. С начала ХХ века в психологии неуклонно возрастает интерес к роли семейных факторов в этиологии психических расстройств. В центре внимания психоанализа семейные отношения клиента с родителями в раннем детстве, исследователи пытаются найти ответ на вопрос о причинах ряда психических расстройств.

В отечественной науке начало развития семейной психотерапии прежде всего связано с работами В. К. Мягер (1968, 1973, 1976), Т. М. Мишиной (1974), В. М. Воловик (1973, 1975), А. М. Захаровой (1973, 1978), Э. Эйдемиллер (1973).

Как правило, детские трудности служат проекцией состояния семьи. Отказываясь от изолированного, внесемейного контекста анализа детских проблем, мы должны учитывать и то, что корни этих проблем закладываются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются основные подструктуры личности и установок, которые трудно корректировать в юности, а затем и во взрослом возрасте.

Российские психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, В. С. Мухина и др.) господствующей стороной в развитии материальной и духовной продукции личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах, который усваивается детьми на протяжении всей жизни детство. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми индивидуальных знаний и умений, но и развитие их способностей, формирование личности. Гармонизация семейных отношений важна для развития личности ребенка.

Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью предметной структуры - всего многообразия взаимоотношений детей и родителей, тех разрывов детско-родительских отношений, которые могут оказать существенное влияние на самочувствие ребенка в семьи и его дальнейшего развития.

Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, мы исходим из следующих положений: 1) существуют «нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отношения, непосредственно вызывающие трудности в развитии ребенка; 2) для успешного развития ребенка необходимо разобраться в проблемах супружеских отношений и отношений между детьми и родителями и гармонизировать влияние семьи на воспитание ребенка.


Большую роль в развитии психологии детско-родительских отношений сыграли работы названных выше авторов, они использовали много собственного материала, разработали новые психологические тесты и модифицировали ряд прежних методов психологического исследования. Их работа помогает не только педагогам, которые работают с детьми, но и родителям в воспитании детей.

ГЛАВА 1 «Детско-родительского взаимодействия» в современной науке

В настоящее время существует ряд «глобальных» подходов к развитию ребенка. Поэтому авторы Кембриджской энциклопедии детского развития (The Cambridge Encyclopedia..., 2005) описывают:

1) подход «нейросозревания», подчеркивающий, что онтогенетическое развитие происходит в результате генетически детерминированных структурных изменений в центральной нервной системе, что в свою очередь может привести к закономерному изменению функционального плана. Любая функция развивается по неизбежной и неизменной линейной последовательности определенных этапов при минимальной помощи (или ее отсутствии) существующей среды.

2) конструктивистский подход основан на представлении о том, что знание возникает в процессе «деятельного строительства». Исходя из представлений Ж. Пиаже (Piaget, 1969), когнитивное развитие включает в себя качественные и количественные изменения психологических структур. Современный конструктивизм утверждает, что трансформации психологических структур связаны с конкретными задачами, сферами и социальными контекстами.

Так, Л. С. Выготский отмечал, что в формировании высших психических функций играет роль общий генетический закон культурного развития: любая функция ребенка возникает в двух плоскостях.

3) этологические теории Лоренца К., Эйнсворта М., Боулби Дж. (Lorenz, 1998, 2008; Ainsworth et al, 1978; Bowlby, 1988) сравнивают поведение животных и человека, пытаясь ответить на вопросы о причинах, функциях, эволюция и функциональное развитие. Они внесли огромный вклад в исследования развития детей, изучая импринтинг и речь.

Таким образом, теория привязанности, основанная на феномене импринтинга, оценивает качество привязанности ребенка в зависимости от типа поведения по отношению к родителю, который может по-разному о нем заботиться.


На основании наблюдений у детей было описано три типа реакций, которые соответствовали трем типам привязанности ребенка к матери. Это избегающие тревоги, безопасные и устойчивые к тревоге (амбивалентные). Позднее был описан дезорганизованный тип (поведение младенцев, не проявляющих внятной поведенческой стратегии при переживании разлуки с матерью и последующей встречи с ней), который обычно возникает при дисфункциональных отношениях с матерью и связан с насилием и психологической травмой в семье (Николаева, 2012).

Развитие здоровой привязанности зависит от реакции родителей на потребность ребенка в безопасности, от удовлетворения этой потребности, от индивидуально-типологических особенностей ребенка, от возможности компенсации недостатка общения с матерью через общение с другими родственниками;

4) теории обучения исследуют роль обучения в развитии детей на основе опытов И. Павлова, А. Бандуры (Бандура, 2000; Павлов, 1973). Акцент делается на изучении техники родительского поведения и формировании навыков модификации поведения ребенка;

5) психоаналитический подход оценивает значение периода раннего детства в развитии психики человека.

Ранний опыт определяет дальнейшие особенности взаимодействия человека с миром и особенности его эмоционального переживания. Следует отметить, что современный психоаналитический подход учитывает как биологические (конституциональные), так и социальные (нарушение СДВ, нарушение границ между членами неблагополучных семей, наличие травматического опыта, стрессовых ситуаций) компоненты формирования личности ребенка. (МакВильямс, 2007 г).

В попытке эмпирически доказать теорию З. Фрейда Э. Эрискон сформулировал этапы психосексуального развития в соответствии с межличностными и интрапсихическими задачами каждого периода (стадии базисного доверия к миру, самостоятельности, инициативы, творчества и т д).

М. Малер писал о развитии ребенка как о движении от относительного незнания других к симбиотической связи, а затем к относительной психологической обособленности и индивидуализации.

С. Гринспен пишет, что «речь и мышление, а также эмоциональные и социальные навыки осваиваются в процессе отношений, включающих эмоционально значимое взаимодействие» (Гринспен, 2017, с. 40).


Детско-родительское взаимодействие (далее — ОДВ, в англоязычных источниках этот термин — «родительско-детское взаимодействие») в широком смысле означает процесс организации совместной деятельности между ребенком и родителем. В последние годы изучение детско-родительского взаимодействия, особенно его влияния на развитие здоровых, уязвимых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, продолжает оставаться актуальной проблемой для исследователей, о чем свидетельствует анализ ряда статей по этой теме тема представлена ​​в базе данных цитирования.

В отечественной психологии А.Я. Варга, И.Н. Галасюк, В.И. Гарбузов, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.И. Захаров, Р.А. Зачепицкий, М.И. Лисина, Р.Ж. Мухадрахимов, Г.У. Солдатова, А.С. Спиваковская, Т.В. Шинина, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, Е.К. Яковлев и многие другие.

Начало раннего возраста характеризуется кризисом в первый год жизни и заканчивается кризисом в три года. Интерес к раннему детству вызван, прежде всего, распространением убеждения, что раннее детство – это период, являющийся основой развития, когда можно обнаружить ранние маркеры девиантного развития. В этом случае именно семья будет выполнять функцию социализации ребенка и экспертную функцию.

Еще одной причиной такого интереса к раннему возрасту, по-видимому, является развитие технологий, позволяющих изучать ранний возраст (айтрекер, видеозаписи и программы для их анализа, МРТ, ЭЭГ и др.). Третья причина исследовательского интереса связана с изменениями в самом обществе и появлением новых явлений, влияющих на функционирование семьи: урбанизация, глобализация, компьютеризация и виртуализация, усиление неопределенности и «турбулентности», социальная полифония, неоднозначность и неопределенность. Жукова, 2007; Садовникова, 2015).

Необходимо различать взаимодействие родителей и детей и отношение. Отношение включает в себя установки, представления о родительстве, ребенке, эмоциональные переживания и т д. Так, И. А. Ершова, М. Е. Пермяков и А. М. Вильгельм определяют детско-родительские отношения (ДРО) как один из видов семейных отношений, представляющий собой систему различные чувства, представления, оценки, поведенческие реакции и стереотипы родителей и детей по отношению друг к другу, имеющие свои особенности, отличающие их от других межличностных отношений. DRO различаются по характеру эмоциональных отношений;