Файл: А. И. Захаров, И. Коган психологический микроклимат семьи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


мотивы рождения ребенка и мотивы его воспитания; образовательные среды; образы родительства и виды семейного воспитания (Ершова, 2018, с. 72).

Выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты ДРО (Рыбакова, 2017): 1) эмоциональный компонент - доминирующий эмоциональный фон взаимодействия родителя и ребенка, эмоциональная оценка родителем себя и образа своего ребенка; 2) познавательный компонент - представления родителей и ребенка о том, какими должны быть отношения между родителями и детьми, каковы их проявления и способы выражения; 3) поведенческий компонент - конкретные действия, реакции и поступки родителей и детей.

Кон рассматривает родительство как систему взаимосвязанных явлений, включающую следующие компоненты: а) чувства родителей, их любовь, привязанность к своим детям; б) конкретные родительские роли, нормативные предписания культуры; в) подлинное поведение, отношение родителей к ребенку, стиль воспитания (Кон, 2003).

По мнению Р. В. Овчаровой, родительство - это социально-психологический феномен, включающий в себя оценочно-эмоционально окрашенную совокупность знаний и оценок личности относительно особенностей родителя, которая реализуется в различных проявлениях поведенческого компонента (Овчарова, 2006).

Среди особенностей современного воспитания детей А. С. Спиваковская отмечает возрастающее значение семьи и детства при увеличении занятости родителей вне семьи.

При этом наиболее распространенные ошибки в современном семейном воспитании те же, что и много лет назад: фрустрация потребности в заботе и ласке (Д. Винникотт, А. И. Захаров, И. С. Кон, Г. Г. Филиппова), необоснованные запреты и отсутствие последовательных требований и системы поощрений и наказаний (А.Я. Варга, Н.Н. Васягина, Е.И. Захарова, А.Г. Лидеров, О.А. Карабанова); снисходительность и недостаточная аккуратность, непоследовательность требований к ребенку (С.Ю. Жданова, А.С. Спиваковская); восприятие ребенка как несовершенного взрослого, наличие абстрактной нормы у родителя, автоматизм во взаимодействии с ребенком (Фридман, 1990).

причины нарушений обучения и поведения ребенка дошкольного возраста в современном мире Ж.М. Глозман называет искусственно ускоренную модель дошкольного образования, не соответствующую нейродинамической организации ребенка.


Итак, семья является одним из важнейших социальных институтов, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни, поэтому детско-родительское взаимодействие и отношения играют основополагающую роль, особенно в раннем возрасте. Именно родители проводят большую часть времени с маленьким ребенком, они в основном обеспечивают жизнеобеспечение комфортного с психологической и физиологической точки зрения ребенка, занимаются его развитием. И этот приоритет в воспитании и развитии, а нередко и коррекции остается за родителями до конца всего периода дошкольного детства.

ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА

Диагностическое обследование психического развития ребенка включает изучение содержания контактов родителей и детей. Для того чтобы понять многие супружеские конфликты и причину напряженности в семье, психологу необходимо знать, как устроено межличностное общение родителей и детей. Используя методы диагностики взаимоотношений родителей и детей, он может получить информацию об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов. Эти методы делятся на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя, другие - глазами ребенка.

Методы рассмотрения межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» глазами родителя.

Изучая межличностные отношения в этой системе глазами родителя, семейный психолог обращает внимание на функции семейного воспитания: установки и реакции родителей, отношение родителей к ребенку и его жизни в семье, нарушения воспитательного процесса, причины отклонений в семейном воспитании, виды воспитания, уровень компетентности родителей и др.

эти аспекты отношений между родителями и детьми исследуются с использованием следующих методов:

тест «Родительско-детские отношения»

тест-опросник для анализа семейного воспитания (ФА) и профилактики нарушений воспитания

Опросник родительского отношения (ОРА) (А. Я. Варга, В. В. Столин)

анкета для изучения эмоциональной стороны взаимодействия родителей и детей


Методы исследования межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» глазами ребенка.

Для оказания эффективной психологической помощи очень важно соблюдать принцип стереоскопической диагностики. Для этого проводится диагностика того, как дети воспринимают отношения в семье. Психолог может использовать проективные методики и опросники.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В ОТНОШЕНИЯХ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ

Родители часто обращаются за консультацией с жалобами на трудности в отношении к детям разного возраста - от дошкольников до школьников и пожилых людей.

Пик родительских консультаций: 3 года, 5–6 лет, начало начальной школы, юношеские годы. Наиболее типичные претензии родителей к своим детям: непослушание и упрямство (особенно в период кризиса); невнимательность; неорганизованное поведение; мошенничество • недостаток общения, нарушение отношений со сверстниками; • неуважение к родителям, непослушание, грубость и т.д.

Наиболее важные проблемы во взаимоотношениях родителей и детей, по поводу которых родители обращаются за психологической консультацией: • воспитание детей; • трудности с развитием и обучением детей; • Интерес родителей к способностям детей; • личные проблемы детей и молодежи, межличностное взаимодействие в семье и местной среде.

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: описывает следующие причины проблем, связанных с воспитанием детей в семье

1. Те ​​или иные черты личности родителей, развившиеся в детстве или позднее и мешавшие им быть эффективными в воспитании, например, привычка кричать, повышенная тревожность, раздражительность и т д. В этом случае работа с родителями должна включать в себя личностные - ориентированное психологическое консультирование, с целью изменения личности родителей, эмоциональной переподготовки, выработки и закрепления новых способов эмоционального реагирования.

2. Деструктивные способы общения в супружеской диаде, особенности семейной структуры, препятствующие эффективному воспитанию детей, такие как недоверие, борьба за власть, треугольники, вертикальные коалиции и т.п.


3. Особенности личности ребенка, препятствующие эффективному воспитанию, например органические нарушения в нервной системе - гиперактивность. Родители должны объяснить суть особенностей личности ребенка, помочь разобраться в его поведении, дать рекомендации по построению правильного общения с ребенком

. 4. Несоответствие стиля воспитания характеру ребенка. В этом случае необходимо разъяснить родителям особенности характера ребенка и помочь выработать эффективную тактику его воспитания с их учетом.

5. Характеристики социальной среды, в которой существует семья, препятствующие эффективному воспитанию детей, такие как переселение, социально-экономические, политические кризисы в стране.

6. Педагогическая неграмотность родителей. Работа с родителями здесь является формой психологического воспитания.

В целом в психологическом консультировании по поводу сложностей в отношении к детям можно выделить три направления: 1) повышение социально-психологической компетентности родителей, развитие их навыков общения и разрешения конфликтных ситуаций; 2) психологическая помощь взрослым членам семьи, включающая как диагностику семейной ситуации, так и работу по ее изменению; 3) психотерапевтическая работа непосредственно с ребенком и родителями.

В процессе руководства родителями возможны следующие тактики работы: 1) усиление познавательного аспекта: информирование родителей по вопросам воспитания и психологического развития детей; 2) работа с эмоциональной, чувственной стороной отношений: поиск истинных, неосознаваемых причин нарушений в отношениях с ребенком; 3) формирование эффективных навыков взаимодействия родителей и детей.

Основным показателем успешности работы являются изменения состояния клиента, которые он испытывает в процессе оказания ему психологической помощи. Умение выделить эти изменения и сделать их доступными для клиента – главное правило специалиста. С этой целью в семейном консультировании часто используются методы арт-терапии, прежде всего рисование и написание рассказов по рисункам. Вслед за другими авторами И.М. Никольская и Р.М. Грановская в индивидуальной работе со взрослым клиентом используют следующие сюжеты для рисования: «Автопортрет», «Моя семья», «Мое приятное воспоминание», «Мое неприятное воспоминание», «До, во время , после», «Прошлое, настоящее, будущее» и т д. Клиенты создают образы, отражающие динамику жизненного контекста либо в отдельных формах.


ГЛАВА 3 Методология

Тест «Два дома» (В. Жиринский)

Он состоит из 4 этапов. Первый этап теста «Два дома» аналогичен тесту на семейные отношения (FRT), где ребенка просят перечислить членов своей семьи. Фигурки, изображающие их, исследователь быстро рисует на листе чистой бумаги. На втором этапе на листе бумаги последовательно рисуются два дома. Один из них побольше - красный, другой поменьше - черный. Как правило, этот рисунок заранее не готовят, а делают на глазах у ребенка черными и красными карандашами.

Методика «Интервью с ребенком» (А.И. Захаров)

В качестве одного из основных методов может использоваться беседа с ребенком, где выясняются детали семейных отношений и роль ребенка в семье.

Проективная игра «Почта» (модификация теста Э. Энтони и Э. Бине)

Методика направлена ​​на определение положения ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства ребенка к членам семьи и то, как он воспринимает их отношение к себе. Также выявляются виды психологических защит, используемых ребенком.

Методика «Цветок-семицветик» (составитель доцент И.М. Витковская)

Методика направлена ​​на раскрытие содержания и широты сферы основных потребностей и желаний ребенка, которые реализуются ребенком. Методика «Семейный рисунок» (Л. Корман) В этой методике в первую очередь отражаются чувства и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам.

Метод шкалы прикрепления (А. И. Баркан)

Техника была разработана для определения того, с кем и с кем из членов семьи ребенок больше всего связан. С точки зрения автора, его следует использовать в связи с анализом рисунков «Моя семья», «Семья, которую я хочу иметь».

Проективная методика определения особенностей эмоциональной привязанности ребенка к матери (Н. Каплан)

Методика Н. Каплана, первоначально предназначенная для детей шести лет, но в настоящее время успешно применяемая для старшего дошкольного возраста и частично среднего школьного возраста (примерно с 5 до 8-8,5 лет). В основу методики положена задача составления рассказа по серии изображений, изображающих ситуацию разлуки ребенка с матерью, которая улетает на самолете. Изображения достаточно условны и недостаточно детализированы для того, чтобы детям было легче проецировать свои переживания, мысли и чувства на персонажей изображений – мальчика или девочку, в зависимости от пола обследуемого ребенка (по техника) имеет две серии изображений).