Файл: А. И. Захаров, И. Коган психологический микроклимат семьи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Интерпретационный тест "Грустная мама" (модификация методики Г.Т.Хоментаускаса)

Методика направлена ​​на выявление степени концентрации переживаний ребенка

родительские отношения в семье.

Тест «Сказка» (Л. Дусс)

Приключенческий тест был предложен детским психологом Луизой Дюсс. Он подходит для малышей и дошкольников, которые используют очень простой язык, чтобы выразить свои чувства. Ребенку рассказывают сказку, в которой появляется персонаж, с которым ребенок себя идентифицирует. Каждый из рассказов заканчивается вопросом, адресованным ребенку.

Проективная методика «Три дерева» (Эдд Клессманн)

Диагностика взаимоотношений в семье.

МЕТОДОЛОГИЯ «РЕБЕНКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ» - РОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКА

Цель: Позволяет выяснить полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений с точки зрения подростка

Тест «Семейный рисунок”

Цель: Тест предназначен для выявления особенностей взаимоотношений внутри семьи. Это поможет выяснить отношения ребенка с членами семьи, то, как он их воспринимает и свою роль в семье, а также особенности отношений, которые вызывают у него тревожные и противоречивые чувства.

СЕМЕЙСТВО ЖИВОТНЫХ

Цель: Тест предназначен для выявления особенностей взаимоотношений внутри семьи. Это поможет выяснить отношения ребенка с членами семьи, то, как он их воспринимает и свою роль в семье, а также особенности отношений, которые вызывают у него тревожные и противоречивые чувства. При обследовании взрослых этот тест часто оказывается более информативным, чем тесты «Семейный рисунок» и «Динамический семейный рисунок». Как и тест «Семейный рисунок», он доступен для детей с четырехлетнего возраста.

ИНТЕРВЬЮ "ВОЛШЕБНЫЙ МИР»

Проективная техника. Цель: изучить потребности ребенка, значимые переживания и проблемы. Это полустандартизированное интервью, в котором излагается общая «логика» (схема) задаваемых вопросов. К первой части диагностического комплекса можно отнести метод катарсиса. Рекомендуется проводить обследование наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью должны быть записаны дословно. Не рекомендуется пользоваться магнитофоном, так как это может внести напряжение в общение, вызвать скованность в ответе, скованность у ребенка и отвлечь его от содержания беседы. Смысловая интерпретация ответов, невербальные проявления, анализ формальных компонентов реакций ребенка (продолжительность, развитие, лексика, грамматическая конструкция и др.) составляют диагностическую основу данной методики. Эта техника является практическим средством установления контакта с ребенком, чтобы он мог пережить много важных для него моментов в игре. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики.


МЕТОД «ЗАВЕРШЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ (вариация В. Михала)

Назначение: Проективный метод исследования личности. Тест относится к дополнительным методам и отчасти ассоциативным методам и направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детским неформальным и формальным группам, учителям, школе, собственным способностям, а также выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых опыт

Метод «Неполные предложения» (тест Сакса-Леви)

Разновидность этого метода, разработанная Саксом и Леви, включает 60 незавершенных предложения, которые можно разделить на 15 групп, в той или иной мере характеризующих систему отношений субъекта к семье, к представителям того же или противоположного пола, к половым отношениям, к начальству и подчиненным. Эта методика нуждается в подтверждении другими тестами, так как ее надежность и валидность невысоки, что связано с малым количеством предложений, «работающих» на шкале.

Техника Рене Жиля

Для изучения сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Целью методики является изучение социальной адаптивности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. Методика наглядно-словесная, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Его направленность заключается в выявлении особенностей поведения в различных жизненных ситуациях, важных для ребенка и влияющих на его отношения с другими людьми. Прежде чем приступить к работе с методикой, ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к различным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Методы диагностики родителей

Анкета «Осознанное родительство» *

Цель: Опросник реализует системный, диагностический и развивающий подход к оценке себя как родителя, родительских установок и ожиданий, установок, чувств, позиций, обязанностей, стиля семейного воспитания; оценка источников знаний и представлений о воспитании детей.



Данный опросник может быть использован при индивидуальной диагностике родителя, для определения осознанности родительства, а также при работе с супружеской парой для оценки согласованности позиций обоих родителей по различным компонентам субъективного аспекта родительства.

Модифицированная методика "Общее эссе" О.А. Карабановой*

Первичное малоформализованное исследование представлений о воспитании детей проводилось с использованием проективной методики «Родительское эссе» О.А. Карабановой. Данная методика является одной из наиболее информативных и достаточно надежных методик, позволяющих успешно решить задачу диагностики особенностей родительской позиции и типа семейного воспитания.

Тест отношения родителей (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Цель теста Под родительским отношением понимается система различных чувств и действий взрослых по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это воспитательное социальное отношение к детям, включая рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются с помощью анкеты, лежащей в основе данной методики.

Методика ПАРИ (Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптация Т.В. Нещерет)

Цель теста Метод PARI (Parental Attitude Research Instrument) разработан для изучения отношения родителей (в первую очередь матерей) к различным аспектам семейной жизни

(семейная роль). Авторы - американские психологи Э.С. Шефер и Р.К. Белл, адаптированы

ТВ Нещерет. Анкета «Анализ семейных отношений» для родителей (АСВ)

В нашей стране накоплен значительный опыт изучения семейных отношений, семейного воспитания и реализации семейной психотерапии у детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.. Сформулированы такие термины, как «семейная психотерапия» и «диагностика семейных отношений». Последнее означает определение типа семейной дезорганизации и дисгармоничного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями в семье и аномалиями формирования личности ребенка. Клинические, биографические, психологические методы и метод инклюзивного наблюдения способствуют построению адекватного семейного диагноза. Клинико-биографический метод, являющийся наиболее важным и ведущим, позволяет стереоскопически воспроизвести биографию семьи, выявить психологические отношений в данный момент путем сравнения и противопоставления оценок одних и тех же ситуаций разными членами семьи и психотерапевтом ("семья глазами ребенка", "семья глазами родителей", "семья глазами психотерапевта").


Заключение

Формирование личности ребенка сложный и неоднозначный процесс: вместе с педагогическим воздействием происходит процесс самовоспитания. Поэтому при построении отношений с детьми крайне важно знать и учитывать те закономерности и ценности, которыми они руководствуются, которые для них важны и значимы.

Значение образа родителя и ребенка в отношениях между ребенком и родителем заключается в направленности этой системы отношений на достижение согласованности и сотрудничества для решения задач совместной деятельности и обеспечения необходимых условий для гармоничного формирования ребенка. Образ родителя как предмет научного исследования стал актуальным сравнительно недавно, поэтому исследований, посвященных данному аспекту детско-родительских отношений, выявлено сравнительно немного.

Анализ теоретических представлений о детско-родительских отношениях позволяет говорить о том, что они представляют собой сложный и многогранный процесс, включающий не только влияние родителя и его взгляд на ребенка и воспитание, но и реакцию ребенка на это влияние и его представления.

Источники

Чижова К. И. Проблемы детско-родительскихотношений подростков в контексте психологического консультирования // Актуальные социально-гуманитарные исследования и технологии : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 января 2021г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 110-115. URL: https://apni.ru/article/1847-problemi-detsko-roditelskikh-otnoshenij-podr

  1. Абдуллаева В.К. Влияние стилей родительского воспитания на формирование суицидальных тенденций у подростков // Вопросы науки и образования. 2019.

  2. Бобровникова Н.С. Взаимоотношения подростков и родителей как социально-личностный ресурс и основа профилактики буллинга // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2. https://mir-nauki.com/PDF/05PSMN218.pdf

  3. Подольский А.И., Карабанова О.А., Идобаева О.А., Хейманс П. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования. Вестн. Моск. ун-та. сер. 14. Психология. 2011. № 2. С.9-20.

  4. Пономарева И.В. Исследование психологических функций личностной беспомощности у подростков в семьях с различными стилями семейного воспитания // Фундаментальные исследования. №4, 2013 Психологические науки. C.138-144.

  5. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. Пер. с англ. Е. Николаевой. Питер, 2010. – 816 с.

  6. Черепанова И.В., Черепанов О.А. Отношения с родителем противоположного пола как фактор формирования акцентуаций характера у подростков // Вестник МДУ имя А.А. Куляшова № 2 (50). 2017. С. 64-69.

  7. Фризен М. А., Яник А.А. Личностная автономия старших подростков с разной субъективной оценкой взаимоотношений с родителями // Вестник КРАУНЦ. Серия «Гуманитарные науки». № 1 (29). 2017. C.63-70.

  8. Авдеева, Н.Н. Взаимодействие матери и ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития / Н.Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. - 2019. - Т. 24. - № 2. - C. 19–28. doi: 10 .17759/ pse .2019240202 2

  9. . Ариян, М.А. Социально-эмоциональное развитие обучающихся средствами иностранного языка / М.А. Ариян // Язык и культура. - 2017. - № 38. - С. 138-151. 3.

  10. Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) / Е.Р. Баенская. - М.: Теревинф, 2007 - 108 с. 4.

  11. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с. 5.

  12. Василенко, Т.Д. Ранние эмоциональные дефициты и психосоматическое здоровье младенца / Т.Д. Василенко, И.Н. Земзюлина // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». - 2016. - № 3. - С. 117-124. 6.

  13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. Детская психология / Л.С. Выготский; под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с. 7.

  14. Глозман, Ж.М. Биологические и социальные факторы нейрокогнитивного развития: лекция с пленарного заседания форума Cognitive Neuroscience-2018 /Ж.М. Глозман (Россия, Екатеринбург, УрФУ) URL: https://yadi.sk/mail?hash=vQgqosWSxTlRtI%2FidMKGk3jXCDy4J%2Ft6fknHBYxWRkWQxBBv58zQy3jsJLYawDysq%2FJ6bpmRyOJonT3VoXnDag%3D%3D (досуп на 02.08.2019) 8.

  15. Гринспен, С., Уидер С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / С. Гринспен, С. Уидер // Теревинф. - 2017. - 512 с. 21 9

  16. . Данилова, И.С. Программы по развитию компетентностного родительства: зарубежный опыт / И.С. Данилова // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования: сборник материалов I Всероссийской научнопрактической конференции, Москва, 16-18 апреля 2018 г. – М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2018. - С.15-20. 10.

  17. Жукова, О.И. Современное общество и место в нем человека / О.И. Жукова // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2007. - №300-1. - С.47-50. 11.