Файл: Учебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 255

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Применение теории ожиданий Врума
Руководство организации должно:
— Сопоставить предлагаемое вознаграждение с потребностями сотруд­
ников и привести их в соответствие. Довольно часто вознаграждение предлагается до его оценки работниками.
Например, в одной организации для мотивации сотрудников руко­
водство фирмы объявило, что те, кто выполнит свой план, за счет фирмы примут участие в корпоративном туре на природу на целый уикэнд. Руководство было удивлено, когда после начала этой про­
граммы некоторые лучшие специалисты перестали выполнять план.
Оказалось, что перспектива поехать на природу на три дня даже бес­
платно далеко не всеми воспринималась как награда.
— Установить твердое соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением. В связи с этим необходимо давать вознагражде­
ние только за эффективную работу.
— Сформировать высокий, но реалистичный уровень результатов, ожи­
даемых от подчиненных, и внушить им, что они могут их добиться, если приложат силы. То, как работники оценивают свои силы, во мно­
гом зависит от того, чего ожидает от них руководство.
Взаимоотношения начальников и подчиненных во многом определяют­
ся тем, чего ожидают начальники от них.
Если уровень ожиданий руководителя высок, производительность под­
чиненных, вероятно, будет отличной. Если же его ожидания не слишком велики, то и производительность, скорее всего, будет низкой. Следует пом­
нить, что работники сумеют достичь уровня результативности, требуемого для получения ценного вознаграждения, если делегированный им уровень полномочий, их профессиональные навыки и выделенные ресурсы доста­
точны для выполнения поставленной задачи.
Теория справедливости Адамса
Теория справедливости Стейси Адамса постулирует, что люди субъек­
тивно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполня­
ющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и неспра­
ведливость, т. е. человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение.
В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс.

В качестве «затраченных усилий» рассматривается отработанное время, стаж, уровень квалификации и др.

209 6. Организация труда и управление коллективом
Люди могут восстановить баланс или чувство справедливости, либо из­
менив уровень затрачиваемых усилий, либо пытаясь изменить уровень по­
лучаемого вознаграждения. Таким образом, те сотрудники, которые счи­
тают, что им не доплачивают по сравнению с другими, могут либо начать работать менее интенсивно, либо стремиться повысить вознаграждение.
Те же сотрудники, которые считают, что им переплачивают, будут стре­
миться поддерживать интенсивность труда на прежнем уровне или даже увеличивать ее. Исследования показывают, что обычно, когда люди счи­
тают, что им недоплачивают, они начинают работать менее интенсивно.
Если же они считают, что им переплачивают, они менее склонны изме­
нять свое поведение и деятельность.
Применение теории Адамса
Поскольку производительность труда у сотрудников, оценивающих свое вознаграждение как несправедливое (из­за того, что другой человек, выпол­
няющий аналогичную работу, получает больше), будет падать, им надо рас­
сказать и объяснить, почему существует такая разница.
Например, надо пояснить, что более высокооплачиваемый коллега получа‑
ет больше потому, что он обладает большим опытом, позволяющим ему произ‑
водить больше. Если разница в вознаграждениях обусловлена разной эффектив‑
ностью труда, то необходимо разъяснить сотрудникам, получающим меньше,
что когда их результативность достигнет уровня их коллег, они будут полу‑
чать такое же повышенное вознаграждение.
В некоторых организациях пытаются решить проблему возникновения у сотрудников чувства несправедливой оценки их труда за счет сохранения сумм выплат в тайне (выдача заработной платы в конвертах). К сожалению, это не только трудно сделать технически, но и заставляет людей подозревать несправедливость и там, где ее на самом деле нет. Кроме того, если сохра­
нять размеры заработков сотрудников в тайне, то (как это следует из теории ожидания) организация рискует потерять положительное мотивационное воздействие роста заработной платы, связанное с продвижением по службе.
Теория Портера-Лоулера
Теория Лаймана Портера и Эдварда Лоулера включает элементы тео­
рии ожиданий и теории справедливости. В их модели фигурируют пять пе­
ременных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, воз­
награждение, степень удовлетворения. Согласно модели Портера­Лоулера, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли.
Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознагражде­


210
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ния и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действитель­
но повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения.
В соответствии с теорией справедливости, люди имеют собственную оцен­
ку степени справедливости вознаграждения, выдаваемого за те или иные ре­
зультаты. Удовлетворение — это результат внешних и внутренних вознаграж­
дений с учетом их справедливости. Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле. Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций.
Применение теории Портера-Лоулера
Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Это прямо противоположно тому, что думает на сей счет большинство менеджеров. Они находятся под влиянием ранних теорий человеческих отношений, полагавших, что удов­
летворение ведет к достижению высоких результатов в труде или, говоря дру­
гими словами, более довольные рабочие трудятся лучше. Портер и Лоулер, напротив, полагают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворе­
нию и, по­видимому, способствует повышению результативности.
Исследования, как представляется, подтверждают точку зрения Порте­
ра и Лоулера о том, что высокая результативность является причиной пол­
ного удовлетворения, а не следствием его.
Модель Портера­Лоулера внесла основной вклад в понимание мотива­
ции. Она показала, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно­следственных связей. Эта модель показывает также, насколь­
ко важно объединить такие понятия, как усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение и восприятие в рамках единой взаимоувя­
занной системы.
Теория X-Y-Z
Теория Х. МакГрегора
Руководитель считает, что все работники по природе своей ленивы и сле­
дует четко ставить задачу и контролировать подчиненного. Люди мотивиру­
ются в основном экономическими потребностями и будут делать то, что дает им наибольшую экономическую выгоду.
Теория Y. МакГрегора
Деятельность человека — естественная его потребность, он является твор­
ческой личностью и проявляет инициативу. Поэтому задача руководите­
ля — лишь создать условия для проявления творчества и инициативы. Цели деятельности, а не только вознаграждение мобилизуют работу людей; содер­
жание труда и интерес к нему также выступают мотиваторами деятельности.


211 6. Организация труда и управление коллективом
Теория Z Оучи
Задача руководителя оценить потенциал работника и создать условия для развития и реализации этого потенциала. В этой теории используются прин­
ципы мотивационного потенциала работника:
— гарантия занятости и создание обстановки доверительности;
— создание атмосферы корпоративной общности, преданности фирме;
— необходимость постоянного общения руководства с исполнителями, максимально частые контакты между ними;
— гласность внутрифирменной информации, общность целей и ценно­
стей руководства и рядовых работников;
— создание атмосферы общей ответственности;
— предоставление возможно большей свободы в выборе средств рабо­
ты, создание духа доверия к работнику;
— особое внимание руководителей к социальным контактам с испол­
нителями по горизонтали, то есть неформальным связям с ними.
В теории «z» главный подход к организации управления основан на идеях партисипативности, то есть соучастия работников в делах организации. Си­
стема «пожизненного найма» (японская практика), формирование единого корпоративного духа, культивируемое чувство справедливости по отноше­
нию к фирме, отказ в практике управления от теорий «х» и «у» в пользу но­
вой теории «z» — эти и другие прогрессивные тенденции должны были стать, согласно В. Оучи, основными ориентирами менеджмента завтрашнего дня.
6.3. Управление коллективом
В каждой организации существует сложная сеть формальных и нефор­
мальных групп, которые существуют помимо официальной организацион­
ной структуры. Они оказывают сильное влияние на качество деятельности и эффективность организации. Менеджер должен уметь взаимодействовать с ними. Группа — это работники предприятия, которые взаимодействуют друг с другом, чтобы выполнить задачи, достичь общей цели посредством объединения усилий входящих в группу людей. При этом каждый человек оказывает влияние на других и сам находится под их влиянием.
Формальные группы создаются руководством организации для выполне­
ния конкретных задач, достижения определенных целей. Они являются ча­
стью формальной структуры организации. Группа создается из специалистов, работающих в разных функциональных областях. Такая группа формируется из работников нескольких отделов. Перед ними ставится определенная за­
дача, и когда эта задача решена, группа может быть распущена. Существует два вида групп: рабочая (целевая) группа и комитет.


212
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Рабочая группа иногда называется межфункциональной. Она может быть использована, например, для создания нового продукта в производственной организации. Комитет (совет, комиссия) — это группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого­либо задания, где предполагается групповое принятие решений: например, ревизионная комиссия, комиссии по рассмотрению жалоб и т. д.
Неформальные группы
В рамках формальной организации возникают неформальные группы, спонтанно образованная группа людей, которые вступают в регулярное взаи­
модействие. Это связано с тем, что люди взаимодействуют не только по пред­
писанию руководства. Они общаются во время собраний, обеда, корпоратив­
ных праздников, после работы. Из такого социального общения рождаются дружеские, неформальные группы. Их единство образует неформальную ор­
ганизацию.
Основными причинами возникновения неформальных групп являются:
1) неудовлетворенные социальные потребности в причастности, при­
надлежности;
2) потребность во взаимопомощи;
3) потребность во взаимозащите;
4) тесное общение и симпатия;
5) сходный образ мышления.
Характеристики групп
Характеристики групп включают размер, состав, статус и роли членов группы.
Оптимальной будет группа 5–12 человек. В группах меньшего размера меньше возможности для реализации преимуществ группового принятия решений, извлечения выгод из различия мнений; члены группы могут быть обеспокоены слишком большой персональной ответственностью за резуль­
таты работы, принимаемые решения.
В группах большего размера затрудняется общение между членами, бо­
лее трудным становится достижение согласия по вопросам, связанным с де­
ятельностью группы. Может возникнуть затруднение, робость в высказы­
вании своего мнения перед большим количеством людей. Ограничивается участие каждого в обсуждении решаемых вопросов.
Состав группы. Под составом понимается степень сходства личностей, то­
чек зрения, подходов при решении проблем. Группа должна состоять из непо­

213 6. Организация труда и управление коллективом хожих личностей, с разными знаниями, способностями, навыками, образом мышления, чтобы работать с большей эффективностью.
Роли членов группы. Роль — это набор правил поведения, ожидаемых от индивида в определенной ситуации. Выделяют две основные направлен­
ности ролей для создания эффективной группы: целевые роли, которые на­
правлены на отбор и постановку групповых задач и их выполнение, а также поддерживающие (социальные) роли, которые способствуют активизации деятельности группы. Большинство американских управляющих выполня­
ют целевые роли, японские — целевые и поддерживающие.
Целевые роли:
1) инициирование деятельности, т. е. предложение новых решений, идей, поиск новых подходов к их решению;
2) поиск информации, необходимой для решения поставленных задач, для разъяснения выдвинутых предложений;
3) сбор мнений членов группы, выяснение их отношения к обсуждае­
мым вопросам. Уяснение их идей, ценностей;
4) обобщение, т. е. увязка различных идей, предложений на решение проблемы и обобщение их в окончательном решении;
5) проработка — разъяснение решения, прогнозирование его судьбы, если оно будет принято;
6) побуждение — стимулирование действий группы, когда интересы и мотивы ее участников угасают.
Поддерживающие роли:
1) поощрение — это похвала за высказанные идеи, положительная оценка их вклада в решение проблемы, поддержание дружелюбной атмосферы;
2) гармонизация, заключающаяся в сокращении эмоциональной напря­
женности, улаживании конфликтов, уменьшении несогласия и дости­
жении соглашений;
3) обеспечение участия — создание атмосферы доверия, открытости, свободы общения, чтобы каждый член группы мог и хотел вносить свои идеи, предложения;
4) преданность, поддержка — это умение слышать и соглашаться с дру­
гими идеями, идти вместе с группой;
5) готовность к компромиссу — способность изменить собственное мне­
ние, чтобы поддержать гармонию в команде. Если большинство чле­
нов группы выполняет социальные роли, команда становится соци­
ально­ориентированной. Ее члены не конфликтуют друг с другом, не навязывают другим свое мнение и не особо стремятся к выполне­
нию задач команды, потому что главное для них — сохранить команду сплоченной и счастливой, гармонизировать взаимоотношения. Участ­
ники таких команд могут получать высокое индивидуальное удовлет­
ворение, но, как правило, за счет снижения производительности.