Файл: Литература по теме Практические задания Тема Частное и коллективное предпринимательство Вопрос Частное предпринимательство и частная собственность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 309
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Главной субъективной предпосылкой технологической реконструкции бизнеса является профессиональная компетентность владельцев бизнеса и/или топ-менеджеров в технологической области.
Бизнес-процессы на любой стадии жизненного цикла бизнеса не обладают свойствами вечности и неизменности. По мере необходимости они могут стать самостоятельными объектами изменения, т.е. происходит их реинжиниринг.
В идеале в ходе реинжиниринга бизнес-процессов создается цепочка ценностных инноваций — взаимосвязь инновационных схем взаимодействия с клиентами, поставщиками, партнерами по бизнесу, конкурентами, государством, обществом, а также внутри фирмы.
Реинжиниринг бизнес-процессов, как правило, сочетается с действиями по укреплению позиций фирмы в бизнес-коммуникациях. Эти действия фирмы могут иметь характер репозиционирования или перепозиционирования фирмы.
В обычной предпринимательской практике репозиционирование и перепозиционирование фирмы — это интегральные явления, которые призваны отражать изменения в бизнес-коммуникациях с участием данной фирмы. Они включают:
· конкурентное репозиционирование/перепозиционирование, представляющее собой изменение позиций фирмы по отношению к прямым конкурентам;
· маркетинговое репозиционирование/перепозиционирование, представляющее собой изменение позиций фирмы и ее товаров/услуг/работ по отношению к клиентам и/или к поставщикам товаров/услуг/работ;
· партнерское репозиционирование/перепозиционирование, представляющее собой изменение позиций фирмы по отношению к партнерам в совместном и/или общем бизнесе;
· внутрифирменное репозиционирование/перепозиционирование, представляющее собой изменение позиций фирмы по отношению к коллективу сотрудников данной фирмы;
· социальное репозиционирование/перепозиционирование, представляющее собой изменение позиций фирмы по отношению к общественным институтам, включая органы государственной власти и управления.
Фирмы постоянно производят обновление персонала, которое является частью их операционной деятельности. Текущее обновление персонала - привлечение новых работников взамен прежних - называется ротацией персонала. Стратегическое значение для каждой фирмы имеет системное обновление персонала (регенерация персонала). Основными инструментами регенерации персонала являются привлечение новых сотрудников требуемой квалификации, а также переподготовка и повышение квалификации сотрудников, вовлекаемых в ее состав.
Каждый из владельцев бизнеса должен быть постоянно готов к ревизии своего собственного будущего в бизнесе. Понимание владельцами бизнеса реальной возможности перемен заставляет их уделять внимание развитию собственной профессиональной квалификации, а также профессиональной квалификации вероятных наследников бизнеса.
Важное место в жизни каждой фирмы занимают организационные изменения в бизнесе. Они могут включать изменения в системе управлении бизнесом (управленческий реинжиниринг), существенное обновление состава участников фирмы и реорганизацию фирмы.
Управленческий реинжиниринг включает такие перемены в организационной структуре бизнеса, как перераспределение управленческих полномочий в менеджменте фирмы, изменение системы внутрифирменной регламентации и стандартизации, перемены во внутрифирменных и смежных бизнес-коммуникациях.
Организационные изменения в бизнесе могут не ограничиваться управленческим реинжинирингом, а представлять собой существенное обновление состава участников фирмы вплоть до ее реорганизации.
Вопрос 2. Реорганизация фирмы.
Существенное обновление состава участников фирмы может иметь характер реорганизации фирмы. Изменение организационно-правовой формы предпринимательства применяется владельцами бизнеса в тех случаях, когда используемая организационно-правовая форма не позволяет фирме эффективно развиваться.
Реорганизация любой фирмы может быть произведена по следующим основаниям:
· добровольно, по решению ее учредителей/участников либо органа данной фирмы, уполномоченного на такие действия ее учредительными документами;
· добровольно, но с согласия уполномоченных государственных органов; такое правило применяется обычно в целях противодействия монополизации рынка;
· по решению некоторых органов государственной власти и управления; таким правом обладают Государственная дума и Правительство Российской Федерации в отношении производственных объединений, созданных двумя или более государственными предприятиями;
· по решению суда; в случае если фирма не прошла реорганизацию в срок, установленный органом государственного управления, суд может назначить на фирму внешнего управляющего, который и осуществит все необходимые процедуры.
Специфическим направлением реорганизации фирмы является ее превращение в холдинг и ее последующее вхождение в холдинговое объединение. Реорганизация фирмы посредством ее превращения в холдинг производится обычно тремя способами (рис. 28).
Рис. 28. Способы реорганизации фирмы посредством ее превращения в холдинг
Реорганизация фирм производится также посредством их преобразования. Российское законодательство предусматривает наличие следующих типов преобразования фирм (рис. 29):
· слияние нескольких самостоятельных фирм (двух и более) в одну; при этом создается новое юридическое лицо, а прежние юридические лица прекращают свое существование;
· присоединение одной или нескольких самостоятельных фирм к другой фирме; при этом присоединяемые фирмы прекращают свое существование;
· разделение фирмы на две, три и более самостоятельные фирмы; при этом разделившаяся фирма прекращает свое существование как юридическое лицо, а вновь образуемые фирмы регистрируются как новые юридические лица;
· выделение из состава фирмы одной, двух или нескольких самостоятельных фирм; базовая фирма, из которой произошло выделение, продолжает существовать, между тем выделяемые фирмы регистрируются как новые юридические лица.
Рис. 29. Типы Преобразования фирмы
Типы преобразования фирмы можно разделить на две группы. Первая группа объединяет типы преобразования фирм на основе их укрупнения, вторая группа — на основе их разукрупнения. К первой группе относятся слияние присоединение фирм, ко второй - разделение и выделение фирм.
Вопрос 3. Комплексное реформирование фирмы.
Иногда владельцы бизнеса сталкиваются с необходимостью внесения кардинальных изменений в имидж своей фирмы. Внесение кардинальных изменений в имидж фирмы затрагивает и внутренний имидж фирмы, и ее внешний имидж, поскольку обе составляющие имиджа фирмы неразрывно связаны между собой. Изменение внешнего имиджа фирмы предусматривает коренное изменение репутации фирмы в межфирменной среде. Изменение внутреннего имиджа фирмы предусматривает коренное изменение репутации фирмы во внутрифирменной среде
Кардинальное изменение имиджа фирмы, как правило, сопровождается ее ребрендингом — заменой прежних брендов фирмы или отдельных товаров/услуг/работ на новые.
Вносимые в бизнес изменения могут иметь характер его комплексного реформирования (полного реинжиниринга). Эти изменения охватывают и корзину предложений, и ядро бизнеса, и технологии, и ресурсы, и бизнес-процессы, и стратегии конкурентных действий, и приоритеты в сотрудничестве, и команду бизнеса, и организационную структуру бизнеса, и состав участников фирмы, и бренды. Но в основе комплексного реформирования бизнеса лежит фундаментальное переосмысление владельцами бизнеса своей миссии и радикальная реконструкция ими всего бизнеса. С полным реинжинирингом бизнеса обычно связываются революционные стратегические изменения в деятельности любой фирмы.
Внесение изменений в бизнес представляет собой процесс, производимый владельцами бизнеса ради удовлетворения своих профессиональных интересов. Собственные действия владельцев/совладельцев бизнеса состоят в участии в организации системы последовательного внедрения изменений. Ключевое значение в обеспечении успеха преобразований имеет сплочение команды бизнеса и поддержание ее приверженности идеям и планам преобразований.
Сопротивление нововведениям со стороны партнеров по бизнесу и сотрудников может иметь характер:
· бездействия, невыполнения указаний руководства, сопровождаемого сокрытием невыгодной информации о переменах и высказыванием публичного несогласия с ними;
· противодействия (отказ от использования новаций, создание интриг, неразберихи, изоляция или дискредитация сторонников изменений, извращение указаний руководства).
Эффективным способом преодоления внутреннего и внешнего сопротивления изменениям является внедрение «своего чужого» формирование особой группы людей — проводников стратегических перемен в бизнесе.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое стадия конкурентной устойчивости бизнеса?
2. Какие основные направления включает управление стоимостью бизнеса?
3. Чем характеризуются количественные изменения в бизнесе?
4. Чем характеризуются и что охватывают качественные изменения в бизнесе?
5. Какое значение имеет бизнес-моделирование на стадии конкурентной устойчивости бизнеса?
6. Что представляет собой реструктуризация корзины предложений фирмы?
7. Что понимается под технологической реконструкцией бизнеса?
8. Что может статью объектом реинжиниринга бизнес-процессов?
9. Что представляют собой репозиционирование и перепозиционирование бизнеса?
10. Чем бывает вызвана необходимость регенерации персонала?
11. Почему каждый из владельцев бизнеса должен быть постоянно готов к ревизии, а при необходимости к реорганизации своей собственной роли в ведении дел фирмы?
12. Что собой представляет управленческий реинжиниринг?
13. В каких случаях происходят существенные изменения состава участников фирмы?
14. Что понимается под реорганизацией предпринимательской формы?
15. Какие типы преобразования предпринимательских фирм предусмотрены российским законодательством?
16. В каких случаях происходит разделение предпринимательских фирм?
17. С чем связана необходимость внесения кардинальных изменений в имидж фирмы?
18. На чем основано комлексное реформирование бизнеса?
19. Почему владельцы бизнеса занимаются управлением процессом проведения в жизнь изменений в бизнесе?
Литература по теме:
Основная литература:
1. Рубин Ю.Б. Управление собственным бизнесом: учебник для высшей школы. – М.: МФПУ «Синергия», 2015. Гл.13.
Дополнительная литература:
1. Филина Ф. Н. Настольная книга по ведению бизнеса. М.: МФПУ «Синергия»,2012.
2. Хаммер М. Быстрее, лучше, дешевле: Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов. М.: Альпина Паблишер, 2012.
3. Широкова Г. В. Управление изменениями. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2010.
Практические задания:
Задание 1.
Изучите ситуацию и ответьте на вопросы. Как поступил владелец сети гипермаркетов «Вестер» в кризисных условиях существования своего бизнеса? Возможен ли рефрейминг бизнеса после таких действий? Вы согласны с действиями предпринимателей, продающих свои компании по бросовым ценам только лишь для покрытия покупателями долгов, как это происходит в ситуации? Как следует поступить с кредиторами фирме, попавшей в полосу неудач и терпящей убытки?
Ситуация.
Кризис в компании.
Каждый бизнесмен сам решает, как ему поступить в тяжелых кризисных условиях его компании. Кто-то считает, что все средства хороши, лишь бы не потерять все, а кто-то, несмотря на финансовые трудности, готов идти на жертвы, стараясь сохранить свой имидж.
Первые не считают зазорным обманывать кредиторов