ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕСОМ
1.1 Фитнес как этап развития инноваций в физической культуре
1.2 Характеристика и специфические особенности фитнес-программ для девочек-подростков
1.3 Средства и методы развития физических качеств девочек-подростков в процессе занятий фитнесом
история физической культуры и спорта, гигиена, психология, физиология, биомеханика.
Главная задача – сформировать у детей и молодежи целостное представление о физической культуре как элементе общей культуры человека. В качестве второй важной задачи физического воспитания рассматривается творческое усвоение способов двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности» [7]. В связи с важной проблемой «снижения здоровья растущего поколения в физической культуре большую актуальность приобретает разработка здоровьесберегающих технологий для школьников, предназначенных для формирования, сохранения и укрепления их здоровья» [1]. Здоровьесберегающие технологии в физической культуре относятся к понятию «оздоровительные технологии», уже существовавшие ранее в оздоровительной физической культуре и предназначенные для жизнеобеспечения функциональных систем организма человека. Значительная часть появляющихся на современном этапе оздоровительных технологий связана с модернизацией фитнес-индустрии.
Фитнес-технологии – это прежде всего «технологии, обеспечивающие результативность в занятиях фитнесом. Их можем определить, как совокупность научных способов, приемов, шагов, сформированных в определённый алгоритм действий, реализуемый в интересах повышения эффективности оздоровительного процесса, обеспечивающий гарантированное достижение результата, на основе занятий физическими упражнениями с использованием инновационных средств, методов, организационных форм занятий фитнеса. Разумное и целенаправленное внедрение фитнес-технологий в систему физкультурного образования, в занятия физической культурой для оздоровления, развития и воспитания детей и подростков, является для нас в настоящее время одной из основных и актуальных задач учебных программ» [2].
Внешним позывом создания фитнес-технологий является изменившийся социокультурный запрос – потребность современного общества в красивых и здоровых людях, появление инноваций в различных видах физической культуры. Они вместе с физической культурой под воздействием социокультурных факторов активно принимаются фитнес-индустрией и составляют основу фитнес-технологий. Урок физической культуры был и остался главным фактором в системе физического воспитания. Конечно, он является для всех учеников обязательной формой занятия. Содержание и форма его обусловливают уровень физической подготовки и спортивной увлеченности школьников. Очень важно для нас, чтобы он имел инструктивную направленность и стимулировал учащихся к самостоятельным занятиям в школе и у себя дома [5].
Основные задачи для проведения занятия:
воспитывать стабильный интерес к занятиям;
формировать желание, потребность и умение самим заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях повышения функциональности и укрепления своего здоровья;
формировать разумную самооценку состояния учащегося;
улучшать функциональные возможности основных систем организма, развивать свои двигательные способности;
содействовать воспитанию у обучающихся нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности;
овладение нетрадиционными системами физического развития, использование новых танцевальных направлений, разновидностей аэробики;
введение самоконтроля
– наблюдения за своим здоровьем, ведение тетрадей и дневников самоконтроля.
Использование фитнес – технологий в подготовительной части занятия любой направленности, в первую очередь, «должны отражать специфику используемого вида упражнений и способствовать развитию определённых двигательных способностей учеников. В подготовительной части с легкоатлетической направленностью используются упражнения аэробики, близкие к технике бега, метаний, прыжков» [6]. Упражнениям для развития подвижности суставов способствуют джаз-аэробика. Для решения задач основной части занятия применяются специальные разработанные комплексы упражнений из разных направлений фитнеса (силовые, танцевальные виды аэробики высокой интенсивности, классическая аэробика, степ-аэробика), направленные на развитие выносливости, прыгучести, силы, гибкости и других двигательных способностей. В заключительной части для снятия напряжённости, повышения эмоционального состояния применяются фитнес – технологии: стретчинг, йога-аэробика.
Следовательно, нам можно сделать вывод, что «фитнес – технологии сопутствуют изменению негативного отношения к занятиям физической культурой; способствуют сохранению и укреплению здоровья воспитуемых, являются средством повышения уровня физической деятельности и активности» [3].
Фитнес – технологии – это актуальные, комплексные, физкультурно-оздоровительные направления и системы физических комплексов упражнений. Фитнес является необычным видом современной физической культуры, имеющим полифункциональное значение для разных отраслей общественной жизни. Это сопутствует внедрению его во все виды физической культуры и в физкультурное воспитание детей, «для улучшения качества двигательной активности необходимо выбрать подходящую систему специальных упражнений, каждая серия упражнений должна отражать характеристики моторной координации ребенка определенного возраста» [3]. Следовательно, подводя итог, мы можем сказать, что настало время активного внедрения в школьную практику оздоровительных программ, важным направлением которых будет являться интеграция обучающих, воспитывающих и оздоровительных воздействий.
Главное – необходимо глубокое осмысление и более активное применение современных методик, технологий и форм организации школьных занятий в образовательных учреждениях с тем, чтобы накапливать опыт, анализировать, делать выводы и отбирать лучшее, которое может составить часть содержания следующих оздоровительных программ, обязательных для использования в школах.
Обобщая вышесказанное, фитнес можно рассматривать как новый виток спирали в развитии оздоровительной физической культуры. Реализуя закон отрицания-отрицания, с одной стороны, он не отрицает и не отвергает достигнутое в прошлом, но, в то же время активно строит на этой основе, преломляя и модернизируя её с учётом запросов времени, новое, перспективное направление.
Состояние физического развития детей и подростков, в частности служит одним из важных показателей социального благополучия общества и является предметом постоянного изучения гигиенистов и педиатров (В.Р. Кучма, 2010). Можно сказать, одним из наиболее важных критериев оценки состояния детского организма, характеризующих здоровье в целом, правильность его формирования, является состояние физического развития. Известно, что на последнее оказывают существенное влияние не только наследственные и некоторые внутренние (например, хроническая очаговая инфекция и другие болезни), но и многие внешние социально-гигиенические факторы, такие, как климатологические и географические условия, режим питания подростка, объем нагрузки, характер отдыха, условия жизни в целом и другие факторы.
Знание закономерностей физического развития подростка, необходимо для правильной организации режима его жизни. Ускорение роста и полового созревания у девочек начинается на 1 - 2 года раньше (примерно с 10 - 12 лет), чем у мальчиков; с 10 лет, девочки начинают расти, более интенсивно и обгоняют в росте мальчиков. После завершения процесса полового созревания, темп роста девочек резко падает. К 15 - 16 годам он достигает своего максимума и далее почти не увеличивается. Мальчики в 12 - 14 лет продолжают усиленно расти, и к 15-16 годам рост их, как правило, значительно выше, чем у девочек. Вообще же рост мальчиков продолжается дольше (до 18-20 лет), ибо полное завершение полового созревания происходит у них позднее. Таким образом, рост тесно связан с половым развитием, которое уже с падшего школьного возраста происходит различно у мальчиков и девочек. Аналогичны и закономерности динамики массы тела: примерно до 11 лет масса тела девочек и мальчиков мало различается, в 11 - 14 лет масса тела девочек превышает массу тела мальчиков, а после 14-15 лет наблюдается обратное соотношение: уже к 16 годам масса тела мальчиков превышает массу тела их сверстниц.
Развитие организма - сложный биологический процесс, он характеризуется не только количественным нарастанием массы тела, но и качественными структурными изменениями во многих органах и тканях, в том числе в костной системе, обеспечивающей рост тела в длину. Для каждого возрастного периода характерно определенное состояние костной системы - появление точек окостенения в конечностях, по которым можно определить на основании рентгенологических снимков истинный биологический возраст, его соответствие паспортному, то есть, выявить наличие и степень отклонений в физическом развитии подростка (Л.В. Волков, 2000).
Подростковый период отличается бурным увеличением массы мышц и мышечной силы; к 14 - 15 годам масса мышц составляет 1/3 части общей массы тела, а к 15 - 16 годам уже около 1/2 части (43%) массы тела. Мышечная сила достигает у подростка наивысшего уровня через год или полтора после достижения максимального роста, при этом у девочек к 15 годам она почти равна мышечной силе взрослых женщин, у юношей мышечная сила наиболее резко увеличивается после 14 лет, но и к 18 годам она еще не достигает максимального развития силы взрослых мужчин.
Таким образом, ускорение темпов роста организма у девочек начинается и заканчивается раньше, чем у мальчиков. У подростков в связи с неравномерным ускорением роста, главным образом непропорциональным развитием костей и мышц, наступает временная дисгармония в координации движений, неуклюжесть, угловатость, которая с возрастом постепенно проходит. Увеличение мышечной силы расширяет физические возможности подростков. Это осознается подростками, имеет для каждого из них большое значение. Однако мышцы подростка утомляются скорее, чем у взрослых, и еще не способны к длительным напряжениям, что необходимо учитывать при занятиях спортом и физическим трудом.
Детский фитнес можно рассматривать как общедоступную, высокоэффективную, эмоциональную систему целенаправленных оздоровительных занятий разной направленности с целью повышения физических кондиций, профилактики заболеваний и укрепления состояния здоровья, физического развития детей и подростков на добровольной основе, исходя из интересов, занимающихся [30].
Детский фитнес включает комплексные программы оздоровительных мероприятий. Приоритеты оздоровительно-профилактической направленности программ детского фитнеса определяются обилием проблем с состоянием здоровья у детей и подростков [37].
Их основу составляет использование физических нагрузок с целью оздоровления, физического развития, повышения физической подготовленности и раскрытия внутреннего потенциала ребёнка как личности, как сторонника здорового образа жизни. Демонстрация развития физических способностей, занимающихся реализуется через показательные выступления, конкурсы, фестивали и шоу [17].
Детский фитнес и его технологии сегодня довольно широко применяются в учреждениях общего (дошкольного и школьного), дополнительного образования, фитнес-центрах и в специальных коррекционных учреждениях [18]. Они могут быть использованы в школе как во внеклассной работе (кружках, секциях, физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного и продлённого дня, в общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях), так и включаться учителями-новаторами в основную форму учебно-воспитательной работы – урок [30].
Главная задача – сформировать у детей и молодежи целостное представление о физической культуре как элементе общей культуры человека. В качестве второй важной задачи физического воспитания рассматривается творческое усвоение способов двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности» [7]. В связи с важной проблемой «снижения здоровья растущего поколения в физической культуре большую актуальность приобретает разработка здоровьесберегающих технологий для школьников, предназначенных для формирования, сохранения и укрепления их здоровья» [1]. Здоровьесберегающие технологии в физической культуре относятся к понятию «оздоровительные технологии», уже существовавшие ранее в оздоровительной физической культуре и предназначенные для жизнеобеспечения функциональных систем организма человека. Значительная часть появляющихся на современном этапе оздоровительных технологий связана с модернизацией фитнес-индустрии.
Фитнес-технологии – это прежде всего «технологии, обеспечивающие результативность в занятиях фитнесом. Их можем определить, как совокупность научных способов, приемов, шагов, сформированных в определённый алгоритм действий, реализуемый в интересах повышения эффективности оздоровительного процесса, обеспечивающий гарантированное достижение результата, на основе занятий физическими упражнениями с использованием инновационных средств, методов, организационных форм занятий фитнеса. Разумное и целенаправленное внедрение фитнес-технологий в систему физкультурного образования, в занятия физической культурой для оздоровления, развития и воспитания детей и подростков, является для нас в настоящее время одной из основных и актуальных задач учебных программ» [2].
Внешним позывом создания фитнес-технологий является изменившийся социокультурный запрос – потребность современного общества в красивых и здоровых людях, появление инноваций в различных видах физической культуры. Они вместе с физической культурой под воздействием социокультурных факторов активно принимаются фитнес-индустрией и составляют основу фитнес-технологий. Урок физической культуры был и остался главным фактором в системе физического воспитания. Конечно, он является для всех учеников обязательной формой занятия. Содержание и форма его обусловливают уровень физической подготовки и спортивной увлеченности школьников. Очень важно для нас, чтобы он имел инструктивную направленность и стимулировал учащихся к самостоятельным занятиям в школе и у себя дома [5].
Основные задачи для проведения занятия:
воспитывать стабильный интерес к занятиям;
формировать желание, потребность и умение самим заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях повышения функциональности и укрепления своего здоровья;
формировать разумную самооценку состояния учащегося;
улучшать функциональные возможности основных систем организма, развивать свои двигательные способности;
содействовать воспитанию у обучающихся нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности;
овладение нетрадиционными системами физического развития, использование новых танцевальных направлений, разновидностей аэробики;
введение самоконтроля
– наблюдения за своим здоровьем, ведение тетрадей и дневников самоконтроля.
Использование фитнес – технологий в подготовительной части занятия любой направленности, в первую очередь, «должны отражать специфику используемого вида упражнений и способствовать развитию определённых двигательных способностей учеников. В подготовительной части с легкоатлетической направленностью используются упражнения аэробики, близкие к технике бега, метаний, прыжков» [6]. Упражнениям для развития подвижности суставов способствуют джаз-аэробика. Для решения задач основной части занятия применяются специальные разработанные комплексы упражнений из разных направлений фитнеса (силовые, танцевальные виды аэробики высокой интенсивности, классическая аэробика, степ-аэробика), направленные на развитие выносливости, прыгучести, силы, гибкости и других двигательных способностей. В заключительной части для снятия напряжённости, повышения эмоционального состояния применяются фитнес – технологии: стретчинг, йога-аэробика.
Следовательно, нам можно сделать вывод, что «фитнес – технологии сопутствуют изменению негативного отношения к занятиям физической культурой; способствуют сохранению и укреплению здоровья воспитуемых, являются средством повышения уровня физической деятельности и активности» [3].
Фитнес – технологии – это актуальные, комплексные, физкультурно-оздоровительные направления и системы физических комплексов упражнений. Фитнес является необычным видом современной физической культуры, имеющим полифункциональное значение для разных отраслей общественной жизни. Это сопутствует внедрению его во все виды физической культуры и в физкультурное воспитание детей, «для улучшения качества двигательной активности необходимо выбрать подходящую систему специальных упражнений, каждая серия упражнений должна отражать характеристики моторной координации ребенка определенного возраста» [3]. Следовательно, подводя итог, мы можем сказать, что настало время активного внедрения в школьную практику оздоровительных программ, важным направлением которых будет являться интеграция обучающих, воспитывающих и оздоровительных воздействий.
Главное – необходимо глубокое осмысление и более активное применение современных методик, технологий и форм организации школьных занятий в образовательных учреждениях с тем, чтобы накапливать опыт, анализировать, делать выводы и отбирать лучшее, которое может составить часть содержания следующих оздоровительных программ, обязательных для использования в школах.
Обобщая вышесказанное, фитнес можно рассматривать как новый виток спирали в развитии оздоровительной физической культуры. Реализуя закон отрицания-отрицания, с одной стороны, он не отрицает и не отвергает достигнутое в прошлом, но, в то же время активно строит на этой основе, преломляя и модернизируя её с учётом запросов времени, новое, перспективное направление.
1.2 Характеристика и специфические особенности фитнес-программ для девочек-подростков
Состояние физического развития детей и подростков, в частности служит одним из важных показателей социального благополучия общества и является предметом постоянного изучения гигиенистов и педиатров (В.Р. Кучма, 2010). Можно сказать, одним из наиболее важных критериев оценки состояния детского организма, характеризующих здоровье в целом, правильность его формирования, является состояние физического развития. Известно, что на последнее оказывают существенное влияние не только наследственные и некоторые внутренние (например, хроническая очаговая инфекция и другие болезни), но и многие внешние социально-гигиенические факторы, такие, как климатологические и географические условия, режим питания подростка, объем нагрузки, характер отдыха, условия жизни в целом и другие факторы.
Знание закономерностей физического развития подростка, необходимо для правильной организации режима его жизни. Ускорение роста и полового созревания у девочек начинается на 1 - 2 года раньше (примерно с 10 - 12 лет), чем у мальчиков; с 10 лет, девочки начинают расти, более интенсивно и обгоняют в росте мальчиков. После завершения процесса полового созревания, темп роста девочек резко падает. К 15 - 16 годам он достигает своего максимума и далее почти не увеличивается. Мальчики в 12 - 14 лет продолжают усиленно расти, и к 15-16 годам рост их, как правило, значительно выше, чем у девочек. Вообще же рост мальчиков продолжается дольше (до 18-20 лет), ибо полное завершение полового созревания происходит у них позднее. Таким образом, рост тесно связан с половым развитием, которое уже с падшего школьного возраста происходит различно у мальчиков и девочек. Аналогичны и закономерности динамики массы тела: примерно до 11 лет масса тела девочек и мальчиков мало различается, в 11 - 14 лет масса тела девочек превышает массу тела мальчиков, а после 14-15 лет наблюдается обратное соотношение: уже к 16 годам масса тела мальчиков превышает массу тела их сверстниц.
Развитие организма - сложный биологический процесс, он характеризуется не только количественным нарастанием массы тела, но и качественными структурными изменениями во многих органах и тканях, в том числе в костной системе, обеспечивающей рост тела в длину. Для каждого возрастного периода характерно определенное состояние костной системы - появление точек окостенения в конечностях, по которым можно определить на основании рентгенологических снимков истинный биологический возраст, его соответствие паспортному, то есть, выявить наличие и степень отклонений в физическом развитии подростка (Л.В. Волков, 2000).
Подростковый период отличается бурным увеличением массы мышц и мышечной силы; к 14 - 15 годам масса мышц составляет 1/3 части общей массы тела, а к 15 - 16 годам уже около 1/2 части (43%) массы тела. Мышечная сила достигает у подростка наивысшего уровня через год или полтора после достижения максимального роста, при этом у девочек к 15 годам она почти равна мышечной силе взрослых женщин, у юношей мышечная сила наиболее резко увеличивается после 14 лет, но и к 18 годам она еще не достигает максимального развития силы взрослых мужчин.
Таким образом, ускорение темпов роста организма у девочек начинается и заканчивается раньше, чем у мальчиков. У подростков в связи с неравномерным ускорением роста, главным образом непропорциональным развитием костей и мышц, наступает временная дисгармония в координации движений, неуклюжесть, угловатость, которая с возрастом постепенно проходит. Увеличение мышечной силы расширяет физические возможности подростков. Это осознается подростками, имеет для каждого из них большое значение. Однако мышцы подростка утомляются скорее, чем у взрослых, и еще не способны к длительным напряжениям, что необходимо учитывать при занятиях спортом и физическим трудом.
Детский фитнес можно рассматривать как общедоступную, высокоэффективную, эмоциональную систему целенаправленных оздоровительных занятий разной направленности с целью повышения физических кондиций, профилактики заболеваний и укрепления состояния здоровья, физического развития детей и подростков на добровольной основе, исходя из интересов, занимающихся [30].
Детский фитнес включает комплексные программы оздоровительных мероприятий. Приоритеты оздоровительно-профилактической направленности программ детского фитнеса определяются обилием проблем с состоянием здоровья у детей и подростков [37].
Их основу составляет использование физических нагрузок с целью оздоровления, физического развития, повышения физической подготовленности и раскрытия внутреннего потенциала ребёнка как личности, как сторонника здорового образа жизни. Демонстрация развития физических способностей, занимающихся реализуется через показательные выступления, конкурсы, фестивали и шоу [17].
Детский фитнес и его технологии сегодня довольно широко применяются в учреждениях общего (дошкольного и школьного), дополнительного образования, фитнес-центрах и в специальных коррекционных учреждениях [18]. Они могут быть использованы в школе как во внеклассной работе (кружках, секциях, физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного и продлённого дня, в общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях), так и включаться учителями-новаторами в основную форму учебно-воспитательной работы – урок [30].