ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, преодолению необходимых для оздоровления организма нагрузок, потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни.

Фитнес-технологий в системе физкультурного образования могут использоваться во всех его сферах (дошкольном, школьном, дополнительном, профессиональном образовании).

На основании этого предполагалось, что определение особенностей влияния популярных среди девушек программ фитнеса на показатели физической подготовленности, физического развития и функционального состояния систем организма занимающихся позволит разработать и обосновать модель процесса физической подготовки использованием средств фитнеса и методику дифференцирования их состава и величины нагрузки на основе учета специфики индивидуального профиля уровня развития физических качеств.

Степень изученности проблемы. Научным исследованиям в области фитнеса в последнее время стало придаваться большее значение, некоторые аспекты можно встретить в работах отечественных и зарубежных авторов (В.Е. Борилкевич, Э.Т. Хоули, Б.Дон Френке, А.Г. Лукьяненко, Т.А. Куд-ра, Ю.В. Менхин, A.B. Менхин, Е.Б. Мякинченко, В.И. Григорьев, C.B. Савин и др.)

В то же время на современном этапе он не имеет разработанного теоретико-методологического обоснования, его внедрение в сферу физкультурного образования носит преимущественно стихийный характер. Об этом свидетельствуют исследования JI.B. Сидневой, М.А. Мельничук, О.В. Солодянникова, Г.М. Лаврухиной и др. Всё вышеуказанное составляет проблемную сущность данного диссертационного исследования.

Противоречие исследования обуславливается с одной стороны тем, что многочисленные исследования свидетельствуют об эффективности оздоровительного фитнеса для различных социальных групп населения, с другой - недостаточно исследований, или отсутствие научно обоснованных данных для использования на уроках физической культуры таких средств.

Проблема исследования – как можно использовать средства фитнеса для физического воспитания девушек старшего школьного возраста.

Тема исследования - «Организационно-педагогические условия оптимизации физического развития девочек-подростков в процессе занятий фитнесом».


Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать эффективную модель процесса физической подготовки девочек-подростков в условиях занятий физической культурой, основанную на преимущественном использовании средств фитнеса с учетом индивидуального профиля уровня развития физических качеств.

Объект исследования – процесс физического воспитания девочек-подростков.

Предмет исследования – содержание физической подготовки девочек-подростков с преимущественным использованием средств фитнеса и учетом индивидуального профиля уровня развития физических качеств.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что внедрение комплексов упражнений с элементами фитнеса позволит улучшить физическую подготовленность девочек-подростков.

Задачи исследования:

– рассмотреть теоретические аспекты детского фитнеса, характерные особенности и направления;

– выявить особенности динамики показателей развития физических качеств, физического развития и функционального состояния систем организма девочек-подростков;

– разработать комплексы упражнений с фитнес-инвентарем и проверить их эффективность в педагогическом эксперименте.

Методологическую основу исследования базируется на современных научных положениях: теории и методики физической культуры (Л.П. Матвеев, Г.Г. Наталов, К.Д. Чермит и др.), физического воспитания (Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов и др.) и физической культуры студентов вузов (М.Я. Виленский, В.И. Ильинич, Ю.И. Евсеев, Г.М. Соловьев); теории функциональных систем (П.К. Анохин); теории адаптации систем организма к физическим нагрузкам (H.A. Агаджанян, Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова, Л.М. Куликов, В.Н. Платонов и др.); теории системы фитнеса (А.Ю. Кузнецов, Т.С. Лисицкая, О.В Стрижакова, C.B. Савин, Е.Б. Мякинченко, В.Ю. Давыдов, Е.Г. Сайкина и др.).

Теоретическая основа исследования включает исследования, раскрывающие сущность, содержание, структуру педагогического образования (Ю.К. Бабанский, Г.А. Бордовский, Э.Д. Днеп-ров, Б.А. Козырев, А.Г. Лукьяненко, Н.Ф. Радионова, Г.Н. Щукина и др.); исследования в области образовательных и инновационных технологий (В.А. Бордовский, JI.C. По дымова, С.Д. Поляков, А.И. Пригожин, Г.К. Селевко, В.А. Сластёнин, А.П. Тряпицына и др.); научные работы, в которых рассматриваются содержание и значение физической культуры как вида культуры общества и личности (В.К. Бальсевич, И.М. Быховская, H.H. Визитей, А.Г. Комков, Л.И. Лубы-шева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, H.A. Пономарёв, Н.И. Пономарёв, В.И. Столяров и др.); основные положения теории физической культуры, её исторические, потребностно-деятельностные аспекты (Б.А. Ашмарин, Л.С. Выготский, A.A. Горелов, A.A. Гужаловский, Б.В. Евстафьев, Ю.Д. Железняк, В.И. Загвязинский, Е.П. Ильин, P.M. Кадыров, Ю.Ф. Курамшин, Л.П. Матвеев, В.М. Минбулатов, A.A. Тер-Ованесян, В.П. Филин, Ж.К. Холодов и др.); исследования в области оздоровительной физической культуры, валеологии, здорового образа жизни (H.A. Агаджанян, В.А. Ананьев, Н.М. Апанасенко, H.H. Асмолов, A.A. Баранов, И.И. Брехман, Д.Н. Да-виденко, Г.К. Зайцев, C.B. Ким, В.В. Колбанов, В.Д. Кряжев, В.Р. Кучма, Л.Н. Макарова, И.В. Муравов, В.П. Петленко, A.A. Потапчук, Г.М. Соловьёв, В.П. Соломин, В.Е. Спирин, А.И. Суханов, А.Г. Сухарев, Л.Г. Та-тарникова, Б.Н. Чумаков, O.A. Чурганов, А.Г. Щуров и др.); теории и методики оздоровительных видов гимнастики, аэробики, фитнеса (В.Е. Борилкевич, В.И. Григорьев, М.П. Ивлиев, В.В. Матов, A.B. Менхин, Ю.В. Менхин, Е.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов, B.М. Смолевский, В.А. Солодянников и др.); исследования в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и подростками в дошкольных, школьных учреждениях (Л.Д. Глазырина, Л.Б. Кофман, O.E. Лебедев, В.П. Лукьяненко, В.Н. Лях, Г.Б. Мейксон, Т.И. Осокина, А.Г. Трушкин, Л.И. Пензулаева, С.С. Филиппов, С.О. Филиппова, Ю.К. Чернышенко и др.); исследования профессиональной подготовки специалистов по физической культуре (С.П. Евсеев, В.Ф. Костюченко, Н.В. Кузьмина, О.В. Петунин, Г.Н. Пономарёв, А.И. Субетто, Р.Н. Терёхина, Ш.З. Хуббиев и др.).



Методы исследования: методы теоретического анализа, обобщение и интерпретация научных данных, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширении существующих в теории и методике физического воспитания различных контингентов населения представлений о средствах и методах физической подготовки подростков положениями, раскрывающими содержание эффективной модели процесса физической подготовки девочек-подростков с преимущественным использованием средств фитнеса и методики дифференцирования величины нагрузки и состава программ фитнеса на основе учета индивидуального профиля уровня развития физических качеств.

Практическая значимость состоит в том, что реализация в процессе физического воспитания девочек-подростков разработанной модели физической подготовки с преимущественным использованием средств фитнеса и методики дифференцировании их состава и нагрузки с учетом индивидуального профиля уровня развития физических качеств позволяет повысить эффективность занятий физической культурой.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Современный этап развития системы физкультурного образования детей и подростков характеризуется существенными инновационными изменениями, возникшими в ответ на необходимость разрешения накопившихся в этой сфере проблем и противоречий.

2. Концепция детского фитнеса направлена на повышение уровня физической подготовленности и интереса к занятиям физическими упражнениями детей и подростков, целенаправленное развитие двигательных способностей, содействие физическому развитию, укреплению здоровья, профилактике различных заболеваний, формированию физической культуры личности, представлений о здоровом образе жизни.

Экспериментальная база исследования – МБОУ №6 г. Оренбург.

Этапы исследования. Исследование проводилось в 4 этапа.

На первом этапе проводился анализ научно-методической литературы по проблеме физического развития девочек-подростков в процессе занятий фитнесом.


На втором этапе проводилась констатирующая диагностика уровня физического развития девочек-подростков.

На третьем этапе была разработана и апробирована программа физического развития девочек-подростков в процессе занятий фитнесом

На четвертом этапе проводилась контрольная диагностика уровня физического развития девочек-подростков.

Структура работы включает в себя введение, 3 главы, заключение и список использованных источников, включающий 60 наименований.



ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕСОМ

1.1 Фитнес как этап развития инноваций в физической культуре


Современный этап развития физической культуры охарактеризовался сменой парадигм. Его главный признак – гуманизация и индивидуализация системы физкультурного образования и физической культуры в целом [11].

Соответственно, парадигмальные изменения повлекли за собой всплеск инновационной активности, что привело к тому, что в настоящее время сформировалось хаотическое, одновременное сосуществование противоположных, а иногда и противоборствующих тенденций, которые в культурологическом масштабе можно назвать борьбой между традицией и новацией, то есть между старым - мононаследием советской авторитарной традиционной системы физической культуры и новым - зарождающейся поливариантной моделью инновационной, отвечающей духу времени теорией и практикой физической культуры, отражающей современную гуманистическую парадигму [15].

Современное образование, как и массовый спорт не могут успешно функционировать без постоянного изменения, с учетом требований времени, организационных, содержательных и дидактических форм, которые, зачастую не отвечают современным требованиям и должны быть заменены новыми, более эффективными.

Проведя анализ научно-методической литературы, «можно выделить пять основных подходов к переосмыслению содержания физкультурно-спортивной работы в школах и других учебных заведениях. Первый, знаниевый, ориентирует главным образом на усвоение учащимися определенных знаний в сфере физической культуры и спорта, а также двигательных умений и навыков. Второй, тренировочный, делает акцент на значимости тренировочного эффекта и высоком уровне развития физических качеств посредством увеличения объема обязательных занятий физкультурой. Третий подход, спортивно-ориентированный, основан на рациональном сочетании классноурочной и секционных форм занятий определенными видами спорта. Ставится задача формирования у учащихся привычки систематически заниматься избранными видами двигательной активности. В рамках четвертого, оздоровительного, подхода как высшая ценность рассматриваются здоровье учащихся и соответствующий уровень их физического развития, физической подготовленности. Предлагаются альтернативные формы организации физического воспитания с отказом от традиционного урока физкультуры и проведением занятий в учебно-тренировочных группах за пределами академического расписания в тренировочных режимах. При этом учащиеся имеют полную свободу выбора вида занятий в связи с их интересами и уровнем притязаний. Особо значимым представляется пятый вариант, который ориентирует учебно-воспитательный процесс на всестороннее развитие личности и ее самоопределение во время творческого овладения двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью. При этом физическая культура опирается на материал гуманитарных дисциплин, таких, как теория и