ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отдельную группу средств развития физических качеств составляют упражнения с большей направленностью на психофизиологические функции, которые влияют на управление двигательных действий. К таким упражнениям относятся те, которые позволяют формировать чувство времени, пространства, мышечных усилий.

В каждом разделе методики физической культуры существуют специальные упражнения для развития двигательных способностей. Они подбираются с учетом специфики вида спорта. На уроке физической культуры можно применять две группы таких средств:

1. Подводящие средства, которые направлены на освоение новых движений.

2. Развивающие средства, цель которых воспитание двигательных способностей, необходимых для данного вида спорта (раздела школьной программы по физической культуре) (к примеру, отбив мяча после подачи напарника посредством прыжка через скамейку, подача мяча после трех кувырков вперед, бег спиной).

Необходимо принять во внимание тот факт, что упражнения, которые развивают двигательные способности из раздела детского фитнеса, эффективно воздействуют на занимающегося до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически (Спортивная аэробика в школе, 2015). После этого данные упражнения теряют свою значимость ввиду того, что любое двигательное действие, которое полностью усвоено и выполняется в привычных условиях, не оказывает положительного влияния на совершенствование уровня двигательных способностей (имеющих координационную направленность).

Так, Ю.Д. Железняк считает, что упражнения на развитие координации необходимо выполнять в первой половине основной части занятия, так как данные упражнения быстро утомляют занимающихся. Ряд ученых утверждают, что для развития координации можно применять любые упражнения, которые содержат в себе элементы новизны. По мере привыкания к данным упражнениям и доведения их выполнения до автоматизма, значимость этих упражнений как средства развития координационных способностей снижается (Ю.Д. Железняк, 2014).

В.Ф. Бойко отмечает, что для развития двигательных способностей могут быть использованы любые упражнения, но лишь постольку, поскольку они включают элемент новизны. По мере автоматизации навыки значение данного физического упражнения как средства развития уменьшается (В.Ф. Бойко, 2014).

О.Л. Иваненко предлагает для развития ловкости упражнения из гимнастики
, игровые и соревновательные упражнения. Данный автор подчеркивает, что не нужно доводить их до автоматизма, а наоборот, комплексы упражнений должны подбираться так, чтобы перед занимающимися постоянно были новые задачи (О.Л. Иваненко, 2017).

Для развития координации движений Л.П. Матвеев предлагает использовать аналитические и синтетические упражнения. Целью первых является развитие координационных способностей, которые относятся к однородным группам движений (например, разновидности плавания, циклические упражнения). Синтетические упражнения применяются для развития двух и более координационных способностей (например, эстафеты, полоса препятствий) (Л.П. Матвеев, 2014). Все вышеперечисленные средства включают в себе элементы различных направлений фитнеса.

Для развития двигательных качеств детей в рамках применения элементов фитнеса используют методы, которые обычно применяют при формировании и совершенствовании двигательных навыков:

1. Метод целостного упражнения. Он заключается в разучивании двигательного действия как единого целого.

2. Метод расчлененного упражнения, суть которого в том, чтобы осваивать двигательное действие сначала по частям, выделенным для наиболее легкого освоения упражнения, а затем их соединения.

3. Метод стандартного упражнения, при котором выполняются одни и те же действия без изменения уровня нагрузки (бег, плавание, прыжки на скакалке).

4. Метод вариативного (переменного) упражнения. Он связан с изменением нагрузки во время выполнения упражнений путем смены темпа, ритма, скорости, амплитуды движений.

5. Игровой метод, суть которого заключается в организации двигательной деятельности, в основе которой – свободный выбор методов достижения поставленной цели и получаемое детьми удовлетворение от процесса (Д.В. Морщинина, 2016).

6. Соревновательный метод заключается в выполнении упражнений в форме соревнований. Преимуществом данного метода является развитие не только физических качеств, но и морально-волевых.

Наиболее эффективными методами формирования двигательных качеств являются те, которые обеспечивают вариативность условий выполнения и характеристик двигательного действия. Их можно представить в двух основных вариантах: методы строго регламентированного и не строго регламентированного варьирования.

Методы строго регламентированного варьирования содержат 3 группы методических приемов. К первой группе относятся приемы строго заданного варьирования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия:



- изменение направления движения (например, верхняя передача мяча над головой с движением по площадке по диагонали);

- изменение силовых элементов (например, прыжки в высоту в треть силы, в полсилы, в полную силу);

- смена скорости или темпа двигательных действий (например, выполнение упражнений в медленном, обычном или ускоренном темпе);

- смена ритма движений (например, разбег в прыжках в высоту);

- смена исходного положения (например, передача мяча (фитбола) сидя, стоя на одной ноге, спиной вперед);

- варьирование конечных положений (например, передача мяча из положения стоя, прием мяча из положения сидя, и наоборот);

- изменение пространственных границ выполнения упражнений (например, игра в пионербол большим фитболом на большой или на маленькой площадке);

- смена способа выполнения действия (например, смена техники передачи мяча).

Вторая группа представляет собой приемы введения внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования (В.Ю. Давыдов, 2015):

- использование различных сигнальных раздражителей, при возникновении которых необходимо сменить выполняемые действия (например, смена атаки на защитные действия);

- увеличение сложности выполнения движений с использованием жонглирования (например, жонглирование волейбольными мячами, волейбольным мячом и фитболом);

- выполнение освоенных движений после раздражений вестибулярного аппарата (например, прием или передача мяча после выполнения кувырков);

- совершенствование техники двигательных действий после физической нагрузки или на фоне утомления;

- выполнение упражнений в условиях ограниченной видимости или в ее полном отсутствии (например, ловля мяча с завязанными глазами);

- введение заранее точно обусловленного противодействия партнера в подвижной игре.

Третья группа включает приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях (Е.Г. Сайкина, 2016):

- усложнение привычного действия добавочными движениями (например, прием мяча с хлопком, с прыжком на 360 градусов);

- комбинация двигательных действий (например, включение вновь изученного технического приема в состав подвижной игры);

- зеркальное выполнение упражнений (например, передача мяча «не ведущей» рукой).

Методы не строго регламентированного варьирования содержат следующие примерные приемы [30]:

1. Варьирование необычных условий окружающей среды (например, игра в пионербол фитболом на песке).


2. Варьирование, связанное с использованием в учебно-тренировочных занятиях непривычных снарядов, инвентаря (например, технические приемы подвижной игры разными мячами).

3. Осуществление индивидуальных, групповых и командных атакующих и защитных тактических двигательных действий в условиях не строго регламентируемых взаимодействий соперников или партнеров (например, отработка самостоятельно изученных элементов).

4. Игровое варьирование, связанное с использованием игрового и соревновательного методов.

Таким образом, занятия и использованием фитнес-программ в рамках учебных занятий по физической культуре повышают координацию учащихся, скоростно-силовые способности, выносливость и прыгучесть.


Выводы по главе 1


Таким образом, суммируя вышесказанное, мы можем сделать вывод, что в настоящее время занятия фитнесом и аэробикой становятся все более популярными и приобретают все большую популярность, поскольку они являются оздоровительными и восстанавливающими по своему характеру, в последнее время все большее число различных групп населения, в основном женщин, используют здоровьесовершенствование физической активности, таких как фитнес-аэробика.

В русском языке слово «фитнес» приобрело несколько значений. Во-первых, этот термин относится к комплексу мер, обеспечивающих разнообразное физическое развитие человека, улучшение и формирование его здоровья. Как правило, это силовые тренировки, направленные на укрепление и увеличение мышечной массы; «аэробная» или «кардио» тренировка, направленная на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем; развитие координации движений, обучение, направленное на развитие гибкости; формирование культуры питания и здорового образа жизни. Наиболее близким к этому понятию «фитнес» в русском языке будет понятие «физическое воспитание» или «физическое воспитание». Во-вторых, существует «фитнес» как вид спорта, который появился сравнительно недавно как часть соревновательного бодибилдинга. Рост числа сторонников максимального развития физических качеств среди женщин, с одной стороны, и стремительно уменьшающейся популярности соревновательного женского бодибилдинга, с другой, выявили необходимость изменения формы и критериев, по которым женщины могли бы конкурировать. Эта тенденция была реализована в форме довольно популярных соревнований по фитнесу, где оценивается как пропорции тела спортсмена, так и способность контролировать это тело, что проявляется в произвольной программе.

Доказано, что фитнес-система представляет собой совокупность целей, задач, принципов, а также инновационных средств, методов и форм организации добровольных систематических физических упражнений и управления этим процессом, направленных на поддержание и повышение уровня физической работоспособности и здоровья различные группы населения, обеспечивающие ознакомление со здоровым образом жизни, формирование физической культуры личности для успешной реализации социальных и профессиональных обязанностей в обществе.

Фитнес - технологии - это, прежде всего, технологии, обеспечивающие эффективность занятий фитнесом. Точнее, их можно определить, как совокупность научных методов, этапов, приемов, сформированных в определенный алгоритм действий, реализованный определенным образом в интересах повышения эффективности процесса заживления, обеспечения гарантированного достижения результата, основан на свободном мотивированном выборе физических упражнений с использованием инновационных средств, методов, организационных форм занятий фитнесом, современного инвентаря и оборудования.

Изучив анатомо-физиологические особенности девочек старшего школьного возраста, мы пришли к выводу, что для учителя физического воспитания очень важно точно знать уровень развития как отдельных базовых компонентов анатомо-физиологической структуры, так и физической подготовленности. Это позволит учителю и ученику старшей школы более точно выбирать индивидуальную нагрузку и упражнения специализированного воздействия, важность которых возрастает в этом возрасте.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Актуальные проблемы развития фитнеса в России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 260 с.

  2. Андриянова Е.Ю. Детский фитнес как средство интеграции общего и дополнительного образования / Е.Ю. Андриянова, Н.В. Егорова // Физическая культура в школе. – 2011. – № 4. – С. 49-52

  3. Аникиенко, Ж.Г. Особенности влияния средств фитнеса на физическую подготовленность, физическое развитие и функциональное состояние девушек / Ж.Г. Аникиенко // Ученые записки университета Лесгафта. - 2012. - №10 (92).

  4. Астраханцев Е.А. Дозированный бег и ритмическая гимнастика в комплексной программе оздоровительных занятий со студентами: Автореф. канд. дис. / Е.А. Астраханцев. – М.: ГЦОЛИФК, 1991. – 32 с.

  5. Бальсевич, В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь) / В.К. Бальсевич. – М.: ГЦОЛИФК, РиО,2012. – 250 с.

  6. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник / Под ред. И.С. Барчукова. - М.: КноРус, 2018. - 288 c.

  7. Бойко В. Ф., Данько Г. В. Физическая подготовка; ТВТ Дивизион - Москва, 2014. - 224 c.

  8. Борилкевич, В.Е. Об идентификации понятия «фитнес»/ В.Е. Борилкевич // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 2. — С. 45–46.

  9. Борисова В.В. Педагогическая технология оздоровительной работы как фактор оптимизации режима учебного дня младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В.В. Борисова. – М., 2002.

  10. Борисова, В.В. Фитнес-технологии - новый раздел в школьном физическом воспитании / В.В. Борисова, О.П. Панфилов, Т.А. Шестакова // Физическая культура в школе. - 2013. - № 4. - С. 39-44.

  11. Бортникова С.А. Развитие физических качеств дошкольников на основе внедрения в образовательный процесс системного и игрового подходов / С.А. Бортникова, С.Н. Монастырев // Научно-методический журнал "Культура физическая и здоровье». – 2019. – Т. 70, вып. 2, № 2. – С. 24-26.

  12. Ветрова, И. В. Новые физкультурно-спортивные виды: шейпинг, аэробика: учебное пособие / И. В. Ветрова, Н. В. Люлина. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2018. - 274, с.

  13. Грудина, С.В. Актуальность внедрения фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс школьников / С.В. Грудина // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. – СПб. : Реноме, 2012. – С. 70-72.

  14. Давыдов В.Ю. Новые фитнес-системы: учебное пособие. - Волгоград: ВГАФК, 2015. - 287 с.

  15. Жалбэ, М.Г. Внедрение фитнес-технологий в учебный процесс младших школьников / М.Г. Жалбэ // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1029-1031. 

  16. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк. - М.: Академия, 2014. - 264 с.

  17. Журавлёва, И.А. Фитнес в системе физического воспитания студенток. / И.А. Журавлева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 4

  18. Занова, В.О. Программа физического воспитания старшеклассниц на основе средств фитнеса / В.О. Занова, Н.И. Романенко // Электронный журнал «Бюллетень науки и практики». – 2016. – № 11 (12). – С. 316-320.

  19. Заяц, Л.С. Использование фитнесс-технологий в старшем подростковом возрасте как средства мотивации к систематическим занятиям физической культурой / Л.С. Заяц, Т.А. Масленникова // Старт в науке. – 2016. – № 1. – С. 86-87.

  20. Збарская Е.В. Использование фитнес технологий в системе физического воспитания студентов вуза: учебно-методическое пособие. М.: МГГЭУ, 2016. – 93 с.

  21. Иваненко О.Л. Фитнес-технологии: учеб. пособие / О.Л. Иваненко, Т.М. Мелихова. – Челябинск: УралГУФК, 2017. – 58 с.

  22. Красникова, О.С. Современные проблемы организации физического воспитания школьников / О.С. Красникова, Л.Г. Пащенко, А.В. Коричко, А.Ю. Пащенко, Л.Н. Полушкина // Теория и практика физической культуры. — 2014. — № 12. — С. 38–40.

  23. Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методы проведения оздоровительных занятий. Учебно-методическое пособие / Е.С. Крючек. – М., 2001. – 305 с.

  24. Куценко, И.П. Оздоровительная аэробика для девушек 10–11 классов: программа (вариативная часть) и методические рекомендации / И. П. Куценко, Г. Я. Соколов, Н. В. Васильева. — Омск: ООИПКРО, 2009. — 58 с.

  25. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. / В.Р. Кучма - М.: ГЭОТАР–Медиа, 2010. - 72 с.

  26. Лысова, Н.Ф. Возрастная анатомия и физиология : Учебное пособие / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман. - М.: Инфра-М, 2017. - 272 c.

  27. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. – М.: Терра – Спорт, 2000. – 192 с.

  28. Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов. / В.И. Лях - М., 2001

  29. Макеева, В.С. Теория и методика физической культуры: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.С. Макеева. - Орел: МОО «МАбив», 2014. – 189 с.

  30. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев // - К.: «Олимпийская литература», 2014. – 320 с.

  31. Махова, Н.С. Оздоровительный фитнес в системе физического воспитания девушек среднего и старшего школьного возраста / Н.С. Махова, В.В. Стешенко // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». – 2018. - №4. – С. 139 – 143.

  32. Менхин Ю.В., Григорьев В.И., Симонов В.С. Стратегия формирования индустрии рекреации. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. – 208 с.

  33. Морщинина, Д.В. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие / Д.В. Морщинина. - М.: КноРус, 2016. - 160 c.

  34. Москвиченко О.Н. Физическая культура: учебник. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. – 612 с.

  35. Нестеренко Н.И. Теория и практика физической культуры / Н.И. Нестеренко // Спортивная жизнь. - 2016. – № 9. - С.64-65.

  36. Панфилов, О.П. Физическая культура: современные оздоровительно-развивающие фитнес-технологии / О.П. Панфилов [и др.]. – Тула: Изд-во Тульского гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2014. – 227 с.

  37. Пащенко, Л. Г. Использование дополнительных аэробных нагрузок на уроках физической культуры / Л.Г. Пащенко, М. М. Фаррахова // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.– Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2014. — С. 206–210.

  38. Пономарев Ю. В. Фитнес-технологии как путь повышения интереса и эффективности урока физической культуры в школе / Г. Н. Пономарев, Е. Г. Сайкина, Н. В. Лосева // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 8. - С. 55-60.

  39. Прохорцев И.В. Шейпинг - высокая технология в социальных программах для женщин / И.В. Прохорцев. – СПб., 2019. – 16 с.

  40. Публичук, Ю.В. Влияние занятий системой упражнений оздоровительной направленности B. E. S. T. Fit на состояние здоровья девушек старших классов / Ю.В. Публичук // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 98-100. 

  41. Родимова, В. Фитнес в школе / Валерия Родимова, К. В. Шиловских // Наша молодежь. - 2017. - № 18. - С. 8.

  42. Романенко, Н.И. Методика физического воспитания старшеклассниц с использованием средств оздоровительной физической культуры / Н.И. Романенко // Успехи современной науки и образования. – 2016. – Т. 3. – № 10 (октябрь). – С. 188-190.

  43. Рунова М.А. Детский фитнес. Учебное пособие. – М.: ООО «УИЦ «ВЕК», 2016. – 276 с.

  44. Савченков, Ю. И. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учебное пособие для студентов педагогических вузов / Ю. И. Савченков, О. Г. Солдатова, С. Н. Шилов. - Москва: Владос, 2018. - 143 с.

  45. Садовая, С.С. Методические особенности использования оздоровительной аэробики в физическом воспитании девушек старших классов / С.С. Садовая // Ученые записки университета Лесгафта. - 2018. - №1 (155). 

  46. Саитов Р.М. Особенности использования круговой тренировки в фитнесе для женщин первого периода зрелого возраста: автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 2017. – 22 с.

  47. Сайкина Е.Г. Фитнес в физкультурном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях: монография / Е.Г. Сайкина. – СПб., 2016. – 128 с.

  48. Секерин, В.Д. Физическая культура (для бакалавров) / В.Д. Секерин. — М.: КноРус, 2013. — 424 c.

  49. Снигирева, А.К. Влияние занятий оздоровительной аэробикой на состояние здоровья и развития основных физических качеств у девушек среднего школьного возраста [Электронный ресурс] / А.К. Снигирева // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [web-сайт]. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2016/article/2016025757 - 04.10.2019.

  50. Спортивная аэробика в школе. — М.: Дивизион, 2015. — 137 c.

  51. Стасевич, К. Физическая активность и мозг / Кирилл Стасевич // Наука и жизнь. - 2017. - № 9. - С. 38-40.

  52. Степанова О.Н., Савин С.В. Критерии классификации и типология фитнес-программ / О.Н. Степанов, С.В. Савин// Вестник спортивной науки. – 2015. - №3. – С.49-53.

  53. Стойчева, С.С. Система упражнений B. E. S. T. Fit как новое содержание занятий физической культурой в вузе / С.С. Стойчева, А.Г. Поливаев // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 174–176.

  54. Тихомирова, И.А. Анатомия и возрастная физиология: Учебник / И.А. Тихомирова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 224 c.

  55. Тхоревский В.И. Теория и методика фитнес-тренировки. – М.: Франтера, 2015. – 212 с.

  56. Удалова Т.А. Внедрение инновационных технологий на уроках физкультуры в общеобразовательной школе / Т.А. Удалова, Т.В. Левченкова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 2. – С. 12-14.

  57. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник / Н.И. Федюкович.- Рн/Д: Феникс, 2013. – 510 с.

  58. Физиологические аспекты оздоровительной аэробики: учеб. – метод. издание для студентов специализации 032101.65 «Физическая культура и спорт» / А. И. Пустозеров, В. К. Миловидов. – Челябинск: Уральская Академия, 2012. – 184 с.

  59. Фонарева Е. А. Социально-педагогические аспекты фитнес-аэробики / Е. А. Фонарева // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 9. - С. 89-92.

  60. Шестакова, Т.А. Эффективность применения фитнес-игротренинга в двигательной подготовке младших школьников / Т.А. Шестакова, В.В. Борисова, О.П. Панфилов // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. - Вып. 2. - Тула: Изд-во ТулГУ, - 2016. - С. 76-82.


ПРИЛОЖЕНИЯ


Содержание
ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕСОМ

1.1 Фитнес как этап развития инноваций в физической культуре

1.2 Характеристика и специфические особенности фитнес-программ для девочек-подростков

1.3 Средства и методы развития физических качеств девочек-подростков в процессе занятий фитнесом

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕСОМ

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Программа физического развития девочек-подростков в процессе занятий фитнесом

ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

3.1 Анализ результатов констатирующего исследования

3.2 Интерпретация результатов контрольного исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ