ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕСОМ
1.1 Фитнес как этап развития инноваций в физической культуре
1.2 Характеристика и специфические особенности фитнес-программ для девочек-подростков
1.3 Средства и методы развития физических качеств девочек-подростков в процессе занятий фитнесом
В последние годы наметилась тенденция развития различных направлений детского фитнеса [2]. Специалисты, наконец, осознали, что занятия для детей - это не копирование занятий для взрослых, у детского фитнеса своя специфика. Занятия должны обеспечивать целостность педагогического процесса, нести соответствующую физическую нагрузку, чтобы развивать и оздоравливать занимающихся, быть планомерными, а это невозможно сделать без научно-обоснованной системы занятий и квалифицированного педагога [34].
Детские программы, также, как и программы для взрослых, можно классифицировать [37]:
- по цели проведения занятий;
- по возрасту (для детей от 1 года до 3 лет вместе с родителями; для детей дошкольного возраста от 3 лет до 7 (младший, средний, старший, подготовительный); для детей школьного возраста (младший, средний, старший) [16];
- по использованию предметов и оборудования включает фитнес-программы: без предметов; с предметами (скакалка, мяч, гантели, эспандеры, нудлы и др.); на специальных снарядах (степы, фитболы и др.); на специальных тренажерах;
А также детские фитнес-программы были классифицированы Ю.П. Фирулевой следующим образом [37]:
- по направленности используемых средств физической культуры. Они делятся на: игровые, коррекционные, гимнастическо-атлетические, танцевальные, с элементами восточно-оздоровительных систем и боевых искусств и циклические.
Из всего многообразия направлений детского фитнеса были выделены и проранжированы наиболее популярные виды занятий, перечисленные ниже в порядке их популярности [29].
1. Игровые занятия, основанные на подвижных играх, эстафетах и элементах спортивных игр и сюжетные, с игровым методом проведения.
2. Танцевальные занятия с использованием элементов хореографии и различных танцевальных направлений и стилей.
3. Коррекционные занятия для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, развития мелкой моторики
4. Занятия с предметами (скакалка, мяч и др.) и на специальном оборудовании (степ-платформы, фитболы, тренажеры) [5].
5. Занятия с направленным развитием двигательных способностей: силы, координации, гибкости, и др.
6. Занятия для детей от 1 года до 4 лет с родителями.
7. Программы с элементами восточных оздоровительных гимнастик и боевых искусств (уроки с элементами боевых искусств).
Следует обратить особое внимание на научную разработку фитнес-программ, направленных на комплексное, гармоничное физическое развитие детей, профилактику и коррекцию их здоровья, приобщение к здоровому образу жизни и привитие интереса к занятиям физической культурой.
Разработанные программы направлены на всестороннее гармоническое развитие детей и подростков и имеют оздоровительную направленность. Их содержание базируется на основах теории и методики физической культуры, детской психологии и физиологии, врачебном и педагогическом контроле, принципах оздоровительной тренировки и детского фитнеса [35]. Они имеют гибкий, вариативный характер и взаимосвязаны с программами по физической культуре и музыкальному воспитанию для детей дошкольного и школьного возраста [29].
В зависимости от условий материально-технической базы, уровня подготовленности занимающихся и их физического развития содержание программного материала можно использовать рационально и творчески обеспечивать его выполнение [26].
Основной целью фитнес-программ является содействие всестороннему развитию личности ребёнка, повышение уровня его физической подготовленности, развитие двигательных способностей, приобщение к систематическим занятиям физической культурой через интерес к ним и к здоровому образу жизни [19].
Программы по детскому фитнесу характеризуются большим разнообразием задач направленного воздействия на организм занимающихся, в них реализуются оздоровительные, профилактико-коррекционные, образовательные и воспитательные задачи, при том, что, безусловно, последовательно решаются и основные задачи физической культуры [10].
Все программы имеют идентичную структурную основу, в которую входят: пояснительная записка, включающая цель, задачи программы и сетку учебных часов (распределение часов на усвоение разделов программы), основы знаний, учебно-практический материал (умения, навыки и развитие двигательных способностей), требования к уровню подготовленности занимающихся и материально-техническое оснащение процесса обучения [11].
Использование разнообразных музыкальных произведений, сопровождающих все направления детского фитнеса, повышает эмоциональное состояние занимающихся, что создает предпосылки для выполнения большой по объему и интенсивности физической работы [38].
На основании анализа научно-методической литературы были выделены специфические особенности занятий детским фитнесом, делающие его особенно привлекательным и популярным среди детей и подростков [29].
К ним относятся:
1. Большое разнообразие упражнений (с предметами, без них, на снарядах, тренажерах и др.), их своеобразие, различная направленность и модернизация, за счет введения ассиметричных и гротесковых движений, что приводит к появлению новых фитнес-программ.
2. Тесная связь направлений детского фитнеса с музыкой, современными ритмами и направлениями танцев.
3. Включение разнообразных форм (сюжет, образ и т.д.) и методов (игровой, соревновательный и т.д.) проведения занятий, инновационных технологий [9].
4. Высокий эмоциональный подъем за счет презентабельности и экспрессии выполнения движений специалиста по детскому фитнесу на занятиях.
5. Большие возможности в вариативности проведения занятий, в том числе без специального оборудования, использования различных направлений и технологий детского фитнеса, а также высокая адаптивность и мобильность подбора его средств к различному контингенту занимающихся [31].
6. Возможность эмоционального, творческого самовыражения, нервно-психической разрядки, получения удовольствия занимающихся от занятий и удовлетворения от выполнения различных двигательных действий [35].
7. Расширение двигательных возможностей, занимающихся за счёт инновационных технологий, повышение культуры движений, уровня физической подготовленности, физического развития, здоровья и профилактика различных заболеваний [27].
8. Приобретение специальных знаний по здоровому образу жизни, методике занятий фитнесом и контролю за своим самочувствием и физическим развитием и физической подготовленностью.
Таким образом, изучение программного материала детских фитнес-программ в ходе занятий оказывает комплексное воздействие на занимающихся: повышается уровень общей и специальной физической подготовленности, формируются специальные знания и практические навыки в проведении занятий, занимающиеся пополняют свой двигательный запас, разучивают новые физические упражнения разной направленности и характера, которые дают возможность для индивидуального самовыражения как на занятиях, так и в коллективных мероприятиях (вечерах досуга, художественной самодеятельности, соревнованиях и др.) [28].
Всё это делает представленные программы по детскому фитнесу мощным фактором в физическом развитии и духовном обогащении подрастающего поколения.
1.3 Средства и методы развития физических качеств девочек-подростков в процессе занятий фитнесом
Одной из приоритетных задач физической культуры в современном образовании является формирование здорового образа жизни обучающихся. Однако, в последние годы показатели здоровья жителей России, в особенности у девушек и женщин, значительно ухудшились. Стоит заметить, что у каждой десятой девушки в подростковом возрасте наблюдается дисгармоничное развитие, нарушение правильной осанки, ожирение и т.д. У детей и подростков наблюдается рост хронических заболеваний, в первую очередь, сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.
Ухудшение функционального состояния школьников во многом определяется постоянным увеличением учебных нагрузок на фоне выраженного психоэмоционального напряжения, что ведет к нарушению режима дня школьников: снижению двигательной активности, времени пребывания на открытом воздухе, а это в свою очередь отражается на показателях успеваемости, физической подготовленности и качестве здоровья учащихся.
В процессе обучения в 10–11 классах у старшеклассниц наблюдается высокая умственная деятельность более 8 часов. По данным исследования, определенно, что большинство девушек 10–11 классов свой досуг проводят в кругу друзей, всего 15% уделяют занятиям физической культурой, а остальные занимаются ею только на уроках. В большей степени это обусловлено отсутствием интереса и снижением мотивации к занятиям физической культурой в рамках содержания школьной программы. Однако занятия нетрадиционными видами физических упражнений привлекает все большее количество девушек. В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. Однако большая часть появляющихся на современном этапе оздоровительных программ связана с развитием в России фитнес-индустрии.
Многие специалисты указывают на необходимость внедрения в учебный процесс по физической культуре занятий со специальной направленностью для девушек. В связи с этим, актуальным становится реализация такого направления физического воспитания, как фитнес-технологии, которые дифференцируются по следующим программам: аэробные программы, силовые программы, танцевальные программы, программы смешанного формата, программы с использованием восточных единоборств.
Фитнес-технологии – это современные комплексные физкультурно-оздоровительные направления и системы физических упражнений, направленные на физическое совершенствование всех слоев населения, повышение и поддержание умственной и физической работоспособности в повседневной, учебной и трудовой деятельности, а также формирование всесторонне развитой личности. Фитнес охватывает различные формы двигательной активности, а также за счет разнообразия фитнес-программ, их доступности и эмоциональности он удовлетворяет потребности различных слоев населения в физкультурно-оздоровительной деятельности. Это способствует его внедрению во все виды физической культуры, в частности в физкультурное образование детей дошкольного и школьного возраста.
Наибольшую популярность среди школьниц старших классов получили такие фитнес направления, как степ-аэробика, стретчинг, шейпинг, фитбол-аэробика, калланетика. Эффективность различных направлений фитнеса заключается в их разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, а также в укреплении здоровья, стимулировании психофизических процессов, создании благоприятного эмоционального фона.
На сегодняшний день в системе физического воспитания существует большое количество средств, которые включают в себя элементы фитнеса и способствуют совершенствованию физической подготовки девушек.
При их воспитании О.Н. Москвиченко в качестве основного средства совершенствования физической подготовки в рамках фитнес-программ рекомендует использовать физические упражнения с повышенным уровнем координационной сложности и содержащие в себе элементы нового (О.Н. Москвиченко, 2017).
Необходимо отметить, что при изменении пространственных, временных и динамических параметров, при варьировании внешних условий (смена порядка расположения снарядов, их размеры, смена площади опоры и увеличение ее подвижности, комбинация двигательных навыков, выполнение различных упражнений по команде или в условиях ограниченности времени) увеличивается сложность физических упражнений. Данное положение необходимо учитывать при планировании занятий по развитию физических качеств учащихся.
Самыми доступными средствами воспитания физических способностей раздела фитнес-технологий являются общеразвивающие гимнастические упражнения, выполняемые в динамике и охватывающие все группы мышц. К данным упражнениям относятся упражнения без предметов и с гимнастическими предметами, простые или сложные, выполняемые в обычных или измененных условиях, при различных положениях тела и его частей: элементы акробатики и упражнения на равновесие. При развитии физических качеств обучающихся важно уделять особое внимание изучению правильной техники выполнения естественных движений: бег, прыжки, метание (В.И. Тхоревский, 2015).