Файл: Роль социального работника в профилактике проституции среди несовершеннолетних Выпускная квалификационная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 204
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образовавшийся сегодня разрыв между половым созреванием подростка в силу акселерации и более длительным процессом его социального становления породил целый ряд проблем, например, таких как занятие коммерческим сексом, постоянно подогреваемых кинематографом, видеопродукцией, публикациями в прессе и другими эротическими источниками. Возможное решение этой проблемы представляется путём вовлечения подростков в массовые занятия спортом, в общественно полезную деятельность (благоустройство микрорайонов, работа в молодёжных объединениях по интересам) и в этой связи высказываются верные, на наш взгляд, предположения о том, что центром такой работы, а также деятельности по предупреждению правонарушений подростков, равно как и преступных посягательств, направленных против них, может стать общеобразовательная школа, которая призвана осуществлять функции управления по отношению к семье и другим социальным институтом.
Действительно, школа должна быть регулятором оказания помощи семье, родителям. Велика в этой работе и роль учреждений дополнительного образования, досуга и творчества детей, детских и молодёжных общественных объединений.
Говоря о причинах подростковой проституции, следует отметить и последствия этого явления. Подростки овладевают азами сексуальности в неизмеримо более сложных социальных условиях, сопровождающихся утерей нравственных ориентиров, криминализацией и наркотизацией при чрезвычайно низком уровне сексуальной культуры. Показателями данной культуры, реализуемой в сексуальном поведении подростков, являются: значимость секса и любви в системе ценностей; возраст начала половой жизни; отношение к использованию контрацептивов и абортам; информированность о заболеваниях, передаваемых половым путём. К сожалению, подростки не задумываются об этом.
-
Не посещение школы приводит к исключению; -
Употребление наркотиков для храбрости перед «работой» приводит к серьёзной болезни – наркомании; -
Разнообразные болезни в виде сифилиса и гонореи от клиентов, ВИЧ от использованной кем-то иглы.
Подводя итог, можно сделать несколько выводов:
-
Отнюдь не нищета толкает девочек-подростков на панель, а желание купить модные вещи, косметику и т.д.
-
Некому объяснить девочкам, что могут быть и другие ценности, более значимые, чем дорогая одежда и вкусная еда, а также насколько опасны разнузданные половые отношения, каковы могут быть последствия таких вот безумно- преступных связей. -
Нет достойного наказания за занятие проституцией и за получение дохода от занятия другого лица. -
Не ведётся работа с подростками в школах, в учреждениях дополнительного образования о культуре секса. -
Дети из неблагополучных семей не знают куда обратиться за помощью.
Сейчас перед нами стоит задача – определить возможности социального работника в профилактике и реабилитации подростковой проституции.
1 2 3 4 5 6 7 8
Глава II Профилактика проституции среди несовершеннолетних подростков
2.1. Психолого-педагогические факторы предупреждения проституции среди несовершеннолетних
Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимся вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка.[18]
Под профилактикой подразумевается, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные:
-
предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; -
сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; -
содействие им в достижении поставленных целей и раскрытий их внутренних потенциалов.
Профилактика проституции у подростков – это система действий, направленных на формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения с одновременным изменением дезадаптивных, уже сформированных, нарушенных форм поведения.
Типология клиент
-
девочки, проживающие в малоимущих семьях; -
девочки от 12 до 15 лет, чьи родители ведут аморальный образ жизни; -
девочки, связанные с группой подростков девиантного поведения; -
девочки-бродяжки, убегающие из дома, из воспитательных учреждений, домов-интернатов.
Эти девочки-подростки подходят к категории «группы риска».
«Группа риска» - особое социальное положение, характеризуется нестабильностью, напряжённостью в осуществлении текущей жизненной неудачи.
Исследования криминологов, педагогов и психологов говорят о том, что подавляющее большинство несовершеннолетних проституток в прошлом были трудновоспитуемыми детьми и педагогически запущенными подростками.
Можно выделить пять психолого-педагогических факторов, которые способствуют социальной запущенности несовершеннолетних правонарушителей: [39, с.8]
Первый фактор связан с отставанием системы форм и методов воспитательного воздействия от уровня развития личности современного подростка. Л.С. Выгодский писал: «в эти переломные моменты развития ребёнок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что умение педагогической системы, применяемой к ребёнку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности».
Несовершеннолетними проститутками становятся не сразу, как правило, они проходят предварительно три стадии отклонения в нравственном развитии и поведении:
- трудновоспитуемые дети;
- педагогически запущенные подростки;
- несовершеннолетние проститутки.
Когда родители и воспитатели обнаруживают первые признаки трудновоспитуемости: дети равнодушно относятся к учебной и общественно полезной деятельности, у них наблюдается первый уровень проявления некоторых отрицательных нравственных качеств личности, они периодически совершают отрицательные поступки, нарушают правило поведения, дисциплины, ведут себя вызывающе, - то на этот первый сигнал о нравственной запущенности ребёнка взрослые должны реагировать со всей педагогической ответственностью и опираться на элементарную психологическую культуру.
Разработанная Л.Б. Филоновым психологическая методика взаимодействия (МКВ) даёт возможность проникнуть в межличностные отношения, преодолев психологические барьеры, помогает найти взрослым и детям общий язык. При помощи МВК можно строить нормальные отношения с трудновоспитуемыми подростками.
В построении общения можно выделить три этапа, каждый из которых состоит из двух стадий:
-
установление согласий и поиск общих интересов, которые снимают барьеры и снижают напряжённость, когда подросток не боится показать свою слабость или неполноценность; -
предполагаются для общения личностные качества: сначала положительные, потом отрицательные; -
на основе индивидуального полхода и совместной деятельности строится система отношений для решения общих задач.
Таким образом, реализация личностного подхода заключается в совершенствовании воспитательной работы адекватно уровню развития современной личности молодой девушки.
Вторым фактором, способствующим занятию проституции, является неблагополучная семья. Исследование показало[13], что только 35% родителей девочек – проституток живут вместе, 56% родители разведены, у 30% только одна мать. Конфликтная обстановка в семье травмирует психику подростка. Большинство подростков старается меньше бывать дома. Неблагоприятная нравственно-психологическая атмосфера в семье является главной причиной ухода из дома. Поэтому можно сказать, что разводы родителей непосредственно сказываются на асоциальном поведении их детей. В большинстве семей нравственные отношения между родителями и детьми были нарушены. Родители применяли антипедагогические, репрессивные меры воздействия – грубость, угроза, брань, физические наказания. Детям не прививали с раннего возраста трудовых навыков и умений. Только 7% обследованных подростков имели постоянные обязанности по дому и хозяйственные поручения.
Нормальные взаимоотношения в семье являются основой гармонического развития личности ребёнка. Не случайно, А.С. Макаренко подчёркивал, что причиной неправильного поведения подростков являются дефекты отношений. В неблагополучной семье отсутствует единство требований, а противоречия в требованиях родителей отрицательно сказываются на формировании нравственных качеств личности ребёнка. Больше половины подростков, занимающиеся проституцией, отрицательно относятся к своим родителям, проявляя ненависть, настороженность, противодействие. В результате всего этого педагогическая запущенность подростков постепенно переходит в социальную запущенность – они начинают совершать асоциальные поступки и правонарушения.
Неблагополучные семьи требуют дифференцированного подхода. Проводя опытно-эксперементальную работу в ряде общеобразовательных школ, Л.С. Алексеева выделила четыре типа неблагополучных семей по степени их конфликтности с окружающей средой: [39, с.10]