Файл: Роль социального работника в профилактике проституции среди несовершеннолетних Выпускная квалификационная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3. Программа профилактики и роль в ней специалиста по социальной работе

Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

Под профилактикой в социальной работе понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

  • предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребёнка или несовершеннолетних, входящие в группу социального риска;

  • сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребёнка;

  • содействие ребёнку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

Можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:

  • нейтрализующие;

  • компенсирующие;

  • предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

  • устраняющие эти обстоятельства;

  • контролирующие проводимую профилактическую работу и её результаты.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих:

  • Направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребёнке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;

  • Обучение ребёнка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;

  • Решение ещё не возникших проблем, предупреждение их возникновения.


Для профилактики проституции среди несовершеннолетних чрезвычайно важна индивидуальная ранняя диагностика возможности их антисоциального поведения на стадии отклонения пока лишь от моральных, а не правовых норм.

Для индивидуального прогноза поведения педагогически запущенного подростка необходимо выявить такие характеристики личности и особенности его микросреды, которые существенно детерминируют поведение и на основании которых возможно строить прогноз. Для этого обратимся к анализу личности этих подростков и окружающей их микросреды.

Психологические исследования З.М. Богусловской и Т.П. Гаврилова показывают, что основы доброжелательного социально-нравственного поведения человека закладываются в семье с самого раннего возраста ребёнка, если такие ценности не существуют, воздействие семьи на нравственное формирование личности ребёнка, подростка неблагоприятное.

На примере Экспериментального социально-педагогического Центра, который находится в Тюменской области и был организован в 1992 году, мы покажем роль специалиста по социальной работе в профилактике среди несовершеннолетних. Экспериментальный социально-педагогический комплекс создан на базе двух школ. Работа с дезадаптированными детьми, с неблагополучными семьями, с опекаемыми детьми легла на плечи социальных работников, которые имеют знания в области психологии, права, медицине и другим смежным наукам.

На первом этапе работы специалиста по социальной работе необходимо выявить детей, которые находятся в группе риска и больше подвержены воздействию, провокаций взрослых на занятие проституции. Для этого необходимо подключить милицию, комитет по делам несовершеннолетних, органы опеки о попечительства и управления социальной защиты населения.

В Центре обеспечивается:

  • комплексная помощь (социальная, педагогическая, медицинская, правовая, психологическая) детям, права которых, прежде всего, должно защищать государство. Это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, или проживающие в семьях, где создаётся угроза для их жизни, здоровья, допускается жестокое обращение с ними;

  • научно-методическая помощь социальным педагогам;

  • поиски новых форм и методов работы с дезадоптированными детьми и семьями социального риска;

  • развитие социально-адаптированной личности, способной интегрироваться в общество.


Всю деятельность Центр строит так, чтобы преодолеть негативные социальные явления: рост детской проституции, преступности, числа бездомных, брошенных детей, униженных и оскорблённых, искоренять причины их появления. Для этого ведётся диагностирование социального пространства, проблем семьи, чтобы постепенно сформировать нормальные воспитывающие отношения в семье.

Деятельность специалиста по социальной работе можно разделить на этапы:

Диагностический.

Социальная диагностика – комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характерных для его состояния и тенденции дальнейшего развития.

Цель: установление информации о клиенте, прогнозирование его возможных изменений, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений.

Задачи:

  1. сбор информации о клиенте;

  2. выявление уровня дезадоптации в обществе;

  3. исследование активности клиента в изменении своего поведения.

Специалист по социальной работе руководствуется следующими принципами:

- конфиденциальности;

-научной обоснованности (результаты анализа должны быть достоверными и надёжными);

- ненанесение ущерба;

- ненанесения ущерба;

- объективности;

- эффективности.

Учитывая типологию клиента, возраст, диагностический этап планируется провести с помощью следующих методов:

- метод наблюдения;

- беседа;

- тест-опросник;

- анкетирование.

Наблюдение – это метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нём. Существуют разные наблюдения.


Цель метода:

- выявить особенности общения со сверстниками в процессе повседневной жизни;

- проанализировать поведение ребёнка при общении с родителями;

- пронаблюдать, чем он занят в течении дня;

- посмотреть, как он реагирует на возникающие трудности и справляется с ними.

Беседа – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.

Основное требование, которому должен соответствовать социальный работник – это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах.

Цель беседы: во время беседы социальный работник пытается расположить к себе клиента, чтобы создать атмосферу взаимного уважения и доверия.

Задача: с помощью методов убеждения и внушения убедить ребёнка, что занятие проституцией это не выход из трудной жизненной ситуации, а ведёт к потере смысла существования.

Тест-опросник – тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить о психологических качествах клиента.

Цель опроса: выявить психологический климат в семье и отношение с окружающими.

- Ф.И.О.

- возраст

- дата рождения

- место жительства

- родственные связи (родители, братья, сёстры)

-взаимоотношение с родителями и родственниками

- какая помощь необходима прежде всего.

Вопросы для родителей:

  1. интересуются ли они жизнью своего ребёнка;

  2. знают ли как и где проводит свободное время их ребёнок;

  3. знакомы ли они с друзьями ребёнка;

  4. волнует ли их судьба ребёнка;

  5. в какой семье они сами воспитывались;

  6. доход семьи (работают или нет, если да – то место работы)


На диагностическом этапе нужно провести методику «Шкала измерения самоактуализации» (Джоунс, Крендалл) (приложение 1). Методика направлена на выявление у клиента самооценки.

Для определения уровня социального благополучия семьи в беседе с ребёнком (наедине) используются вопросы (приложение 2).

Создание доверительных отношений с ребёнком требует наличия у социального работника наряду с психологической информации о личностных характеристиках ребёнка. Сбор такой информации можно производить по матрице, которая одновременно является инструментом для вычисления обобщённого показателя уровня социального благополучия ребёнка (приложение 3).

Тест «Смысложизненных ориентаций» (Д.А.Леонтьева) помогает социальному работнику лучше узнать о дальнейших планах клиента.

Методика исследования самоотношения (МИС) (С.Р.Пантелеева) позволяет узнать клиента, его личные качества к самому себе: самоуверенность, саморуководство, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение.

Эта методика проводится индивидуально, так как требует много времени, разъяснения.

По данным методики исследования самоотношения у группы асоциального поведения значимо повышена внутренняя конфликтность, самообвинение и закрытость, и значимо понижена самоценность и ожидаемое отношение со стороны других.

Методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК) (модификация Е.Ф.Бажина). Выявляется у клиента уровень субъективного контроля.

  1. Когда высокий уровень. Высокий уровень ответственности в любых значимых ситуациях. Человек считает, что большинство важных событий в жизни являются результатом его собственных действий, что он может ими управлять, чувствует свою собственную ответственность за то, как складывается его жизнь в целом.

  2. Низкий уровень. Человек не видит связи между своими действиями и значимыми для него событиями жизни, не считает себя способным контролировать эту связь и полагает, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей.

После диагностирования можно выделить следующие особенности подростков, находящиеся в группе риска: