Файл: Роль социального работника в профилактике проституции среди несовершеннолетних Выпускная квалификационная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. конфликтная семья, в которой отношения между супругами строятся на конфликтном взаимодействии (грубость, ссоры, скандалы). Она требует квалифицированной консультации психолога, чтобы предотвратить отчуждение и враждебность сторон, распад семьи;

  2. аморальная семья, где брань, драки, пьянство, измены становятся привычными формами общения супругов. В этих семьях дети усваивают способы поведения родителей.

  3. асоциальная семья, где прижились пережитки прошлого в форме мещанской, частнособственнической психологии (спекулянты, взяточники, расхитители). Подобные родители не хотят воспитывать своих детей, прививая им морально-этические нормы. Такие семьи нуждаются в общественных воздействиях и юридических санкциях.

  4. педагогически несостоятельные семьи, с антипедагогическими методами воздействия на ребёнка. По отношению к ним достаточно педагогического просвещения родителей со стороны учителей, социальных педагогов и психологических консультаций по выбору форм и методов воспитания.

Специалист по социальной работе даёт консультацию таким семьям и служит посредником между семьёй и специалистами.

Третий фактор – ошибки и недостатки в учебно-воспитательной работе школы и профессиональных заведений. В число несовершеннолетних проституток попадают те девочки, у которых нет прочной связи со школой, у кого сложилось отрицательное отношение к учебной деятельности и те, кто потерял благополучное положение в коллективе класса. Отношение девочек-проституток к школе отрицательное, с учёбой у них связаны лишь неприятные эмоции. В результате длительной неуспеваемости у педагогически запущенных подростков складываются конфликтные отношения с учителями и родителями. Они находятся вне коллективных взаимоотношений со сверстниками, вне положительных педагогических воздействий. Педагогически запущенные подростки – это учащиеся, которые отрицательно относятся к учебной и общественно полезной деятельности.

По отношению к ним применяются меры педагогического воздействия в условиях школьного коллектива и по месту жительства социальным работником.

Педагогически запущенные учащиеся требуют особого подхода во всех областях жизнедеятельности, поэтому с ними должны работать специалисты. Чтобы добиться успеха в работе с ними, необходимо соблюдать общие требования:


  • знание этих учащихся, выявление отставаний в развитии личности, постоянный контроль за их учебной деятельностью и поведением, уважительное к ним отношение, установление личных контактов;

  • организация систематической помощи им, формирование уверенности в своих силах, создание успеха в учебной деятельности;

  • вовлечение в общественную и внеклассную деятельность, укрепление авторитета среди одноклассников.

Одним из важных направлений в ранней профилактике проституции среди несовершеннолетних является формирование положительных отношений педагогически запущенных подростков в коллективе класса.

Для формирования положительных отношений «трудных» подростков с коллективом класса необходимо:

  • изучить личность подростка и его положение в коллективе, развивать положительные нравственные качества, вовлекать в общественно полезную деятельность;

  • формировать в коллективе класса доброжелательное отношение к трудновоспитуемым подросткам, побуждать у одноклассников стремление оказывать помощь;

  • учителю следует избегать педагогических ошибок по отношению к такой ученицы: дискриминация личности, необъективная оценка успеваемости и поведения, противопоставление коллективу.

Соблюдение этих условий предупреждает уход подростка из-под влияния организованного коллектива в стихийные уличные группировки, так как потребность в общении будет удовлетворена в коллективе класса.

Четвёртый фактор – влияние на подростков отрицательной микросреды по месту жительства. Влияние окружающей подростка отрицательной микросреды – решающий фактор правонарушений среди несовершеннолетних. Поэтому центр тяжести воспитательной работы с подростками необходимо перенести из школы в микрорайон по месту жительства. Школа не в состоянии осуществить комплексный подход в работе с учащейся по месту жительства.


Пятый фактор – плохая организация свободного времени подростков. Бездеятельное времяпровождение – основная причини правонарушений, нужна «досуговая профилактика».

Предупреждение асоциального поведения требует комплексного решения этой проблемы. Без психолого-педогагического обоснования нельзя создать систему профилактики проституции среди несовершеннолетних. Необходимо в системе профилактических мероприятий учитывать работу с трудновоспитуемыми детьми, педагогически запущенными подростками.

Организация тесного взаимодействия государственных и общественных органов – важное условие успешной профилактики проституции среди несовершеннолетних.

2.2.Предупреждение и профилактика проституции несовершеннолетних в российском и международном праве

И в отечественном и в международном праве законодатель исходит из принципа более суровых мер ответственности для лиц, эксплуатирующих детскую проституцию.

Сюда можно отнести:

  1. вербовщиков, сутенёров, сводников, содержателей притонов;

  2. диспетчеры, водители, охранники, другие лица, способствующие вовлечению несовершеннолетних в занятия проституцией.

Законодатель исходит из того, что лица, занимающиеся эксплуатацией проституцией, используют беспомощное, безвыходное положение жертвы для своей собственной выгоды. При этом, обогащаясь за счёт жертв сексуальной эксплуатации, они намеренно поддерживают в них ложное, идеализированное представление о сущности занятий проституцией. Не случайно в средствах массовой информации происходит намеренная подмена понятий. Термин «проститутка», «блудница», «падшая продажная женщина» заменяются романтическими названиями гейша, жрица любви, ночная бабочка, интердевочка.

Статья 240 УК РФ предусматривает ответственность за вовлечение в занятие проституцией путём применения насилия или угрозы, шантажа. Применительно к несовершеннолетним предусмотрены наказания за более широкий перечень способов вовлечения в занятие проституцией. Это связано с большей уязвимостью и потребностью в повышенных мерах защиты их половой неприкосновенности, нравственного, физического, психического здоровья. Статья 154 УК РФ предусматривает ответственность за вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией любым способом и в любой форме.


Комитет Совета Европы обеспокоен большим числом детей, работающих в сфере секс-индустрии и нуждающихся в особом внимании в силу их уязвимости с точки зрения вовлечения в подростковую преступность, потребление алкоголя, наркотических веществ, сексуальную эксплуатацию.

Такие Рекомендации по правам ребёнка были даны в адрес РФ.

Рекомендация Совета Европы по сексуальной эксплуатации, порнографии и торговле детьми устанавливает право преследовать судебным порядком и наказывать лиц, организующих и содействующих торговле детьми и молодёжью; норму о наложении крупных штрафов на лиц, уличных в организации детской проституции; понятие адекватных превентивных мер, включая осуществления контроля за местами, где могут происходить занятия проституцией или осуществления других форм эксплуатации детей и молодёжи. Подчёркивается важность проблемы защиты детей и молодёжи от любой эксплуатации с использование секс-символов.

Таким образом, наиболее опасным с точки зрения стимулирования детской проституции является поощрение некоторой частью бизнеса сексуальной эксплуатации несовершеннолетних. Понятие детской проституции понимается использование ребёнка в деятельности сексуального характера за вознаграждение или любую иную форму принуждения.

Вовлечение несовершеннолетних в оборот продукции сексуального характера охватывает следующие виды деятельности:

  • вовлечение несовершеннолетних в проституцию;

  • распространение среди несовершеннолетних продукции СМИ, провоцирующей сексуальную эксплуатацию;

  • использование несовершеннолетних для изготовления, хранения, распространения такой продукции.

В международном праве все эти деяния оцениваются как сексуальное совращение несовершеннолетних, в том числе и в коммерческой форме.

Сексуальная эксплуатация детей может привести к серьёзным длительным жизнеопасным последствиям для физического, психического, духовного, морального, социального развития детей, включая опасность ранней беременности, увечья, замедленное развитие, инвалидность, болезни, передающиеся половым путём. Право на детство, продуктивную и достойную жизнь находится под угрозой.


Основную ответственность за борьбу с коммерческой эксплуатацией детей несут органы государственной власти и семья. Институты гражданского общества также играют существенную роль в предотвращении и защите детей от сексуальной эксплуатации. Необходимо тесное сотрудничество между правительствами, международными организациями по борьбе с этим злом.

В отраслях отечественного права сексуальная эксплуатация ограничена на основании ст.14 Закона «Об основных гарантиях прав ребёнка». В соответствии с ней органы государственной власти РФ принимают меры по защите ребёнка от информации, которая наносит вред его нормальному физическому, психическому, нравственному развитию. В ст. 4 Закона «О средствах массовой информации» говорится о недопустимости использования СМИ для распространения передач, в которых пропагандируется порнография.

Далее рассмотрим, какова роль специалиста по социальной работе в профилактике проституции среди несовершеннолетних.

1   2   3   4   5   6   7   8