Файл: Содержание договора банковского вклада.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) гарантированы принудительной силой государства;

4) рассчитаны на неоднократное применение для формирования единообразного поведения субъектов;

5) являются универсальными по своей природе элементами, используемыми в конструировании многих правовых явлений.

Анализ указанных признаков позволяет утверждать, что правовые средства имеют много общего с нормами права, поскольку могут быть их структурными элементами84 или в целом нормами права. Соответственно, правовые средства могут характеризоваться свойством нормативности, если сами по себе являются абстрактными общеобязательными правилами поведения, применяемыми в неограниченном количестве случаев, либо не иметь указанного свойства, но при этом использоваться при построении таких правил поведения. В связи с этим невозможно согласиться с мнением О.В. Шмалий, Е.Е. Адамчук о недопустимости отождествления правового средства и правовой нормы, которая, с их точки зрения, выступает лишь способом выражения правового средства наряду с договором и обычаем85.

Следовательно, состоящие из правовых средств меры охраны по своей природе могут являться охранительными нормами права или их объединениями (правовыми институтами). Как отмечает Д.Н. Кархалев, охранительные нормы гражданского права содержат меры гражданско-правовой охраны86.

В связи с множественностью и разнородностью правовых средств многообразны и основания их классификации.

Наиболее важным является такое основание классификации, как функциональное назначение, в соответствии с которым выделяются регулятивные и охранительные правовые средства. Роль регулятивных правовых средств состоит в упорядочении поведения субъектов, юридическом оформлении их фактических действий, направленных на достижение не запрещенных законом социально-экономических целей; охранительные же средства производны от регулятивных: они действуют только в случае возникновения затруднений. Охранительные правовые средства в свою очередь подразделяются на средства обеспечения (средства-гарантии), предупреждения, защиты и наказания87. Наибольший интерес с точки зрения прав и законных интересов кредиторов вызывают средства-гарантии, поскольку их назначение заключается в недопущении претерпевания кредиторами лишений, связанных с нарушением их прав и законных интересов, т.е. они нацелены на формирование правомерного поведения участников банкротства кредитных организаций, что способствует минимизации потерь гражданского оборота от дефолта банков.


По информационно-психологическому воздействию правовые средства классифицируются на правовые стимулы и правовые ограничения. Правовой стимул подразумевает побуждение к законопослушному поведению, выгодному для общества и субъекта; правовое ограничение заключается в сдерживании неправомерных деяний, за счет чего осуществляются охрана и защита88.

В соответствии с отраслевой принадлежностью правовые средства подразделяются на гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и т.д.

Кроме того, правовые средства различаются в зависимости от видов правоотношений, в рамках которых они используются. Применительно к охране прав и законных интересов кредиторов при банкротстве кредитных организаций можно выделить следующие виды правовых средств: применяемые в рамках депозитных обязательств; применяемые в рамках отношений, которые связаны с внесением взносов в уставный капитал кредитной организации; применяемые в рамках расчетных обязательств; применяемые в рамках иных отношений (например, кассовых операций).

Указанные выше разновидности правовых средств характеризуют и меры охраны в связи с тем, что являются элементами их содержания.

Наиболее важным основанием классификации мер охраны выступает уровень их формирования и реализации89. В соответствии с таким подходом можно выделить следующие меры охраны прав и законных интересов кредиторов при банкротстве кредитных организаций:

1. Меры охраны, создаваемые и обеспечиваемые государством. В их число включаются меры общего характера (к примеру, издание нормативных правовых актов, направленных на установление равенства участников гражданских правоотношений, добросовестности в осуществлении и защите гражданских прав, свободы договора, неприкосновенности собственности), а также меры специального характера, которыми обеспечивается охрана прав и законных интересов в сфере банкротства кредитных организаций (отзыв лицензии на осуществление банковских операций, установление очередности удовлетворения требований кредиторов, отнесение некоторых вопросов к компетенции собрания или комитета кредиторов, контроль за деятельностью арбитражного управляющего, запрет на распоряжение имуществом должника и др.).

2. Меры охраны, которые создаются сообществом банковских организаций, их кредиторов и арбитражных управляющих. В их числе - формирование общественного доверия к банковской деятельности, отрицательного общественного мнения по поводу неконтролируемого оттока денежных средств из кредитных организаций, недопущение необоснованного признания их банкротами; принятие агентством по страхованию вкладов как ведущим арбитражным управляющим стандарта проведения процедур банкротства кредитных организаций; обучение клиентов банковских организаций основам защиты своих прав и интересов; проведение конференций и иных собраний кредиторов, имеющих требования к несостоятельным банкам, и т.д.


3. Меры охраны, формируемые самими кредитными организациями и призванные упорядочивать их деятельность в соответствии с требованиями законности и исключать несостоятельность. Это, в частности, соблюдение обязательных нормативов, установленных Банком России, принятие и неуклонное соблюдение внутренних нормативных документов (кредитная и учетная политика, положения об управлении банковскими рисками, о порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам и пр.).

4. Договорные меры охраны прав и интересов. В качестве примеров таких мер можно назвать периодическое информирование о совершенных банковских операциях; установление сроков исполнения кредитной организацией обязательств, позволяющих оперативно отслеживать их фактическое осуществление (например, сокращенных сроков совершения операций по счетам); заключение только таких договоров по размещению денежных средств в кредитной организации, которые предусматривают применение к ним правил о страховании вкладов (к примеру, не использовать конструкции депозитных сертификатов или электронных денежных средств, исключающих получение возмещения по вкладам). Вместе с тем с учетом занятия контрагентами кредитной организации зачастую слабой договорной позиции включение договорных мер охраны в заключаемые соглашения может быть проблематично.

С учетом изложенного наиболее эффективными мерами охраны прав и законных интересов кредиторов несостоятельных кредитных организаций являются меры первого уровня, т.е. те, что обеспечиваются принудительной силой государства.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что регулирование в банковской сфере может ощутимо повысить антикризисный потенциал института банкротства, что должным образом повлияет на функционирование экономической системы. Представляется, что текущее правовое регулирование в Законе о банкротстве в части наделения кредитных организаций правом обращения с заявлением о признании должника банкротом без судебного акта следует признать обоснованным, хотя и требующим более точной редакции.

Заключение
На практике сотрудники банков отличают договор банковского вклада от договора займа по той роли, в которой выступает банк: в договоре банковского вклада он должник, а в кредитном договоре (договоре займа) - кредитор. Однако указанный прием не действует, когда речь идет о межбанковских договорах. В этом случае наиболее отчетливо проявляется сходство договора банковского вклада и договора займа (кредитного договора). Если не учитывать название конкретного договора, то различить договор межбанковского вклада и межбанковский кредитный договор будет довольно сложно, поскольку их сторонами являются два банка и договоры имеют практически одинаковый предмет. Указанным обстоятельством нередко пользуются кредитные организации, которые называют свои межбанковские договоры так, как им выгодно в зависимости от характера пруденциальных требований ПРБ.

На основании изложенного представляется обоснованным, что договор банковского вклада является специальной разновидностью договора займа, в котором заимодавцем является банк, а заемщиком - любое лицо.

Кроме того, сегодня достаточно распространенной является практика, когда клиент заключает договор банковского вклада путем перечисления средств через Интернет. Это возможно в случае, когда у клиента уже открыт счет, а банк идентифицировал его личность. При этом необходимо особо отметить, что данная схема, несмотря на ее активное распространение в настоящее время и еще большее использование в ближайшем будущем, не нашла своего отражения в законодательстве ПМР. В этой связи, на наш взгляд, возникает необходимость всестороннего рассмотрения вопроса о внесении изменений в законодательство. В частности, представляется необходимым внесение изменений в п. 1 ст. 878 ГК ПМР.

Таким образом, по нашему мнению, необходимо изложить ст. 878 ГК ПМР в следующей редакции: "Договор банковского вклада заключается в письменной форме, в том числе посредством использования систем дистанционного банковского обслуживания".

Под конфликтом интересов в праве понимаются реально или потенциально возможные отношения, основанные на столкновении интересов различных субъектов, причиняющие или могущие причинить им вред. Конфликт интересов следует рассматривать как ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного служащего влияет на объективное исполнение им должностных обязанностей и противоречит интересам государства. В отдельных случаях (корпоративные исследования) конфликт рассматривается как комплекс общественных отношений, подлежащих правовому регулированию. Правовой конфликт - столкновение интересов субъектов права,
возникающее в связи с созданием, реализацией, применением, изменением, нарушением, толкованием права, а также противоречие, при котором стороны либо третьи лица обязательно прибегают к необходимой юридической процедуре его разрешения в форме управления, урегулирования либо разрешения юридическим способом. Юридический (правовой) конфликт есть предметное противоборство потребностей и интересов его контрсубъектов, возникающее на основе предельного обострения противоречий и в результате взаимодействия их правомерного и неправомерного (противозаконного) поведения. Важно продолжить, что особенностью конфликта является его развитие (рассмотрение) в предусмотренном законом порядке в зависимости от вида и характера правоотношения.

В условиях механизмов защиты гражданских прав правовой конфликт рассматривается как стадия (форма, фаза) развития правоотношения, на которой правоотношение перестает быть саморегулируемым и становится конфликтным (квалифицированным), требующим для своего разрешения предусмотренных законом и правовыми положениями судебной практики способов защиты и соответствующих им способов восстановления нарушенного или оспариваемого гражданского права.

Подводя итоги, следует заключить, что правовой конфликт является предметом междисциплинарного правового исследования. Отражая развитие правоотношения, правовой конфликт закрепляет положение участников спора как процессуально самостоятельных субъектов, наделенных правом выбора способов защиты. При управлении конфликтом достигаются цели восстановления нарушенного (оспариваемого) права.

Наиболее важным основанием классификации мер охраны выступает уровень их формирования и реализации. В соответствии с таким подходом можно выделить следующие меры охраны прав и законных интересов кредиторов при банкротстве кредитных организаций:

1. Меры охраны, создаваемые и обеспечиваемые государством. В их число включаются меры общего характера (к примеру, издание нормативных правовых актов, направленных на установление равенства участников гражданских правоотношений, добросовестности в осуществлении и защите гражданских прав, свободы договора, неприкосновенности собственности), а также меры специального характера, которыми обеспечивается охрана прав и законных интересов в сфере банкротства кредитных организаций (отзыв лицензии на осуществление банковских операций, установление очередности удовлетворения требований кредиторов, отнесение некоторых вопросов к компетенции собрания или комитета кредиторов, контроль за деятельностью арбитражного управляющего, запрет на распоряжение имуществом должника и др.).