ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Земельный кодекс РФ и его характеристика.
Земельный кодекс Российской Федерации узаконил итоги земельной реформы. Предусмотренная Конституцией Российской Федерации частная собственность на землю не просто продекламирована. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации определены все особенности применения этой формы собственности в земельной сфере. Признана муниципальная и федеральная собственность, а также собственность субъектов Российской Федерации на землю. Абстрактной государственной земельной собственности согласно Земельному кодексу Российской Федерации не должно быть. Собственник государственных и муниципальных земель должен быть однозначно определен. Установлены ограничения прав на землю. Подтверждена возможность гражданского оборота земельных участков, в том числе находящихся в государственной и муниципальной собственности. Ограничения этого оборота четко обозначены.
Земельный кодекс Российской Федерации состоит из 18 глав, в которых содержится 103 статьи.
В соответствии со сложившейся в нашем праве традицией, в нем определяются общие вопросы, касающиеся всех категорий земель (первые 13 глав), и устанавливается правовой режим каждой категории земель по отдельности (последние 5 глав).
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, земельное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Нормативное правовое регулирование названных отношений осуществляют органы как законодательной, так и исполнительной ветвей власти субъектов РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам - в случае такого противоречия действует федеральный закон.
Субъекты РФ вправе принять свой закон, но в случае последующего принятия ФЗ субъект РФ должен привести его в соответствии с ФЗ. Некоторые положения федеральных законов требуют дальнейшего развития, детализации. Это также вправе делать в своих законах субъект РФ. Иногда в федеральных законах прямо указывается, что тот или иной вопрос решается в соответствии с законодательством субъекта РФ. Согласно ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ.
I. Законы Республики Дагестан:
1. Закон Республики Дагестан от 29.12.2017 N 45 "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Дагестан (с изменениями на 16 марта 2020 года)
2. Закон Республики Дагестан от 29.12.2003 N 46 (ред. от 01.12.2011) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан" (принят Народным Собранием РД 25.12.2003)4
3. Закон Республики Дагестан от 15.12.1998 N 25(ред. от 03.02.2009) "О мелиорации земель" (принят Народным Собранием РД 26.11.1998);
4. Закон Республики Дагестан от 09.10.1996 N 18 (ред. от 01.02.2008) "О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан" (принят Народным Собранием РД 26.09.1996);
5. Закон Республики Дагестан от 29.11.2007 N 58 "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан" (принят Народным Собранием РД 21.11.2007);
6. О личном подсобном хозяйстве в республике Дагестан (с изменениями.(принят Народным собранием РД 24.02.2005) 7.Закон о горных территориях республики Дагестан( принят Народным собранием республики Дагестан 9.12.2010 года . )..
II. Нормативные акты Правительства РД:
1. Постановление Правительства РД от 16.04.2012 N 110 "О состоянии мелиорации сельскохозяйственных земель в Республике Дагестан";
3. Постановление Правительства РД от 30.12.2008 N 449 (ред. от 03.04.2009) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Республике Дагестан";
4. Постановление Правительства РД от 29.12.2009 N 480 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов в Республике Дагестан"; ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН (с изменениями на: 11.12.2015)
5. Постановление Правительства РД от 21.11.2005 N 189 (ред. от 29.10.2007) "Об утверждении кадастровой стоимости лесных земель и результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения (кроме сельскохозяйственных угодий) в Республике Дагестан"
6.ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 августа 2018 г. № 111 г. Махачкала О мерах по повышению эффективности управления земельными ресурсами Республики Дагестан
7.Правительства Республики Дагестан от 2 августа
2007 г. № 206 «О содержании ходатайства о переводе земель сельскохозяй
ственного назначения или земельных участков в составе таких земель, за
исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации,
в другую категорию земель и составе прилагаемых к нему документов»
III. Иные нормативные акты содержащие отдельные положения о земле
1. Закон Республики Дагестан "О статусе столицы Республики Дагестан", в частности ст. 9 Закона: Особенности предоставления органам государственной власти Республики Дагестан, предприятиям, организациям и учреждениям республиканской собственности земельных участков, находящихся в ведении города Махачкалы;
2. Закон Республики Дагестан "О Правительстве Республики Дагестан", ст. 17: Полномочия Правительства Республики Дагестан в области административно-территориального устройства и земельных отношений, природопользования и охраны окружающей среды;
3. "Кодекс Республики Дагестан об административных правонарушениях «от 07.06.2006 N 32 (принят Народным Собранием РД 25.05.2006) (ред. от 05.10.2012)
4. Другие нормативные акты Республики Дагестан.
Акты органов МСУ:
1. 09.06.2018 - РЕШЕНИЕ Об утверждении правил благоустройства территории внутригородского района «Кировский район» г. Махачкала
2. СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (с Изменениями N 1, 2) (Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке. Указанные требования конкретизируются и дополняются с учетом региональных особенностей в региональных и местных нормативах градостроительного проектирования, утвержденных в установленном порядке.)
3. Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 25.10.2018 N 28-4) Содержание правил благоустройства территории города Махачкалы
Право собственности на землю имеет конституционно-правовое содержание. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и дру¬гие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживаю¬щих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муници-пальной и иных формах собственности. Согласно ст. 36 Конститу¬ции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собст¬венности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственни¬ками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Указывается также, что федеральный законодатель должен исходить из вытекающего из ст. 9 и 36 Кон¬ституции РФ приоритета права российских граждан иметь в соб-ственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное ис¬пользование земли и ее охрану, защиту экономического суверени¬тета России, целостность и неприкосновенность ее территории (ч. 1 и 3 ст. 4 Конституции РФ).
Обращаясь к теории, отметим, что в цивилистике различаются понятия "собственность" и "право собственности".
В экономическом смысле под собственностью понимается та или иная форма присвоения предметов, средств и орудий труда, предметов потребления - то есть того, что дает сама природа либо производится человеком.
Право собственности на землю традиционно рассматривается в объективном и субъективном смыслах. Право собственности в объективном смысле составляет межотраслевой, комплексный институт конституционного, гражданского и земельного права, включающий совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на землю и земельные участки, определяющих способы и пределы осуществления права собственности, основания его возникновения, изменения и прекращения.
В субъективном смысле право собственности на землю понимается как совокупность прав и обязанностей собственника земельного участка по осуществлению им наделенных законом правомочий в отношении принадлежащего ему земельного участка — владению, пользованию и распоряжению.
Право собственности как субъективное гражданское право представляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право, которое дает возможность своему субъекту - собственнику (и только ему) определять характер и направления использования принадлежащей ему индивидуально-определенной вещи, осуществляя над ней полное хозяйственное господство и устраняя или допуская других лиц к ее использованию.
Обозначение правомочий собственника как "триады" возможностей свойственно лишь российскому правопорядку. Было бы ошибкой искать истоки "триады" в римском праве.. В российское право она "попала" в начале XIX в. благодаря В.Г. Кукольнику и М.М. Сперанскому . Впервые "триада" была законодательно закреплена в 1832 г. в ст. 420 ч. 1 т. X Свода законов Российской империи, согласно которой право собственности определялось как "власть, в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно".
Таким образом, право собственности - это система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещи по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.( Гражданское право. Часть I: Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. М.: Издательство ТЕИС, 1996. С. 296 – 299).
Общие положения о праве собст¬венности на землю закреплены в гл. 17 ГК РФ. Однако регулирова¬ние вопросов собственности на землю не является исключитель¬ной прерогативой гражданского права. Специфика правового ре¬агирования отношений собственности на землю отражается в земельном, горном, водном, лесном законодательствах. Общественные отношения собственности на землю составляют основу не только земельных отношений, но и многих экономических и социальных отношений в обществе и государстве.
В силу уникальных свойств земли и ее особого публичного значения правовое регулирование отношений собственности на землю и земельные участки отличается существенными особенностями по сравнению с другими видами имущества. Земля - совершенно уникальный ресурс, отличающийся от всех остальных следующими признаками:
Земле свойственна двойственность природы. Земля рассматривается и как природный, и как экономический ресурс. Как природный ресурс земля характеризуется такими особенностями, как незаменимость, уязвимость (в частности, в результате нерационального антропоген¬ного воздействия), невоссоздаваемость. Почва, являющаяся основой плодородия земли, может самопроизводиться. Однако ввиду того, что период ее образования длится сотни и тысячи лет, землю можно рассматривать лишь как условно возобновимый природный объект. При этом землю небезосновательно характеризуют как своеобразное «ядро» системы природ¬ных ресурсов, поскольку все иные ее элементы не могут существовать в естественной среде без связи с ней.
Как ресурс экономический земля, уникальна, поскольку является основой любого производства. Ее роль в сельском хозяйстве сближает ее с другими основными фондами. Однако в отличие от всех прочих основных фондов при рациональном ведении хо¬зяйства земля не только не будет изнашиваться, но и мо¬жет повысить свое качество (плодородие).
Такие качества земельных ресурсов, как ограниченность и невосполнимость, вызывают объективную необходимость государственного направляющего воздей-ствия на развитие земельных отношений.
Земельный кодекс Российской Федерации узаконил итоги земельной реформы. Предусмотренная Конституцией Российской Федерации частная собственность на землю не просто продекламирована. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации определены все особенности применения этой формы собственности в земельной сфере. Признана муниципальная и федеральная собственность, а также собственность субъектов Российской Федерации на землю. Абстрактной государственной земельной собственности согласно Земельному кодексу Российской Федерации не должно быть. Собственник государственных и муниципальных земель должен быть однозначно определен. Установлены ограничения прав на землю. Подтверждена возможность гражданского оборота земельных участков, в том числе находящихся в государственной и муниципальной собственности. Ограничения этого оборота четко обозначены.
Земельный кодекс Российской Федерации состоит из 18 глав, в которых содержится 103 статьи.
В соответствии со сложившейся в нашем праве традицией, в нем определяются общие вопросы, касающиеся всех категорий земель (первые 13 глав), и устанавливается правовой режим каждой категории земель по отдельности (последние 5 глав).
-
Нормативные акты Республики Дагестан, регулирующие земельные отношения.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, земельное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Нормативное правовое регулирование названных отношений осуществляют органы как законодательной, так и исполнительной ветвей власти субъектов РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам - в случае такого противоречия действует федеральный закон.
Субъекты РФ вправе принять свой закон, но в случае последующего принятия ФЗ субъект РФ должен привести его в соответствии с ФЗ. Некоторые положения федеральных законов требуют дальнейшего развития, детализации. Это также вправе делать в своих законах субъект РФ. Иногда в федеральных законах прямо указывается, что тот или иной вопрос решается в соответствии с законодательством субъекта РФ. Согласно ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ.
I. Законы Республики Дагестан:
1. Закон Республики Дагестан от 29.12.2017 N 45 "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Дагестан (с изменениями на 16 марта 2020 года)
2. Закон Республики Дагестан от 29.12.2003 N 46 (ред. от 01.12.2011) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан" (принят Народным Собранием РД 25.12.2003)4
3. Закон Республики Дагестан от 15.12.1998 N 25(ред. от 03.02.2009) "О мелиорации земель" (принят Народным Собранием РД 26.11.1998);
4. Закон Республики Дагестан от 09.10.1996 N 18 (ред. от 01.02.2008) "О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан" (принят Народным Собранием РД 26.09.1996);
5. Закон Республики Дагестан от 29.11.2007 N 58 "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан" (принят Народным Собранием РД 21.11.2007);
6. О личном подсобном хозяйстве в республике Дагестан (с изменениями.(принят Народным собранием РД 24.02.2005) 7.Закон о горных территориях республики Дагестан( принят Народным собранием республики Дагестан 9.12.2010 года . )..
II. Нормативные акты Правительства РД:
1. Постановление Правительства РД от 16.04.2012 N 110 "О состоянии мелиорации сельскохозяйственных земель в Республике Дагестан";
3. Постановление Правительства РД от 30.12.2008 N 449 (ред. от 03.04.2009) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Республике Дагестан";
4. Постановление Правительства РД от 29.12.2009 N 480 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов в Республике Дагестан"; ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН (с изменениями на: 11.12.2015)
5. Постановление Правительства РД от 21.11.2005 N 189 (ред. от 29.10.2007) "Об утверждении кадастровой стоимости лесных земель и результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения (кроме сельскохозяйственных угодий) в Республике Дагестан"
6.ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 августа 2018 г. № 111 г. Махачкала О мерах по повышению эффективности управления земельными ресурсами Республики Дагестан
7.Правительства Республики Дагестан от 2 августа
2007 г. № 206 «О содержании ходатайства о переводе земель сельскохозяй
ственного назначения или земельных участков в составе таких земель, за
исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации,
в другую категорию земель и составе прилагаемых к нему документов»
III. Иные нормативные акты содержащие отдельные положения о земле
1. Закон Республики Дагестан "О статусе столицы Республики Дагестан", в частности ст. 9 Закона: Особенности предоставления органам государственной власти Республики Дагестан, предприятиям, организациям и учреждениям республиканской собственности земельных участков, находящихся в ведении города Махачкалы;
2. Закон Республики Дагестан "О Правительстве Республики Дагестан", ст. 17: Полномочия Правительства Республики Дагестан в области административно-территориального устройства и земельных отношений, природопользования и охраны окружающей среды;
3. "Кодекс Республики Дагестан об административных правонарушениях «от 07.06.2006 N 32 (принят Народным Собранием РД 25.05.2006) (ред. от 05.10.2012)
4. Другие нормативные акты Республики Дагестан.
Акты органов МСУ:
1. 09.06.2018 - РЕШЕНИЕ Об утверждении правил благоустройства территории внутригородского района «Кировский район» г. Махачкала
2. СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (с Изменениями N 1, 2) (Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке. Указанные требования конкретизируются и дополняются с учетом региональных особенностей в региональных и местных нормативах градостроительного проектирования, утвержденных в установленном порядке.)
3. Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 25.10.2018 N 28-4) Содержание правил благоустройства территории города Махачкалы
-
Понятие и особенности института права собственности на землю.
Право собственности на землю имеет конституционно-правовое содержание. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и дру¬гие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживаю¬щих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муници-пальной и иных формах собственности. Согласно ст. 36 Конститу¬ции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собст¬венности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственни¬ками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Указывается также, что федеральный законодатель должен исходить из вытекающего из ст. 9 и 36 Кон¬ституции РФ приоритета права российских граждан иметь в соб-ственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное ис¬пользование земли и ее охрану, защиту экономического суверени¬тета России, целостность и неприкосновенность ее территории (ч. 1 и 3 ст. 4 Конституции РФ).
Обращаясь к теории, отметим, что в цивилистике различаются понятия "собственность" и "право собственности".
В экономическом смысле под собственностью понимается та или иная форма присвоения предметов, средств и орудий труда, предметов потребления - то есть того, что дает сама природа либо производится человеком.
Право собственности на землю традиционно рассматривается в объективном и субъективном смыслах. Право собственности в объективном смысле составляет межотраслевой, комплексный институт конституционного, гражданского и земельного права, включающий совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на землю и земельные участки, определяющих способы и пределы осуществления права собственности, основания его возникновения, изменения и прекращения.
В субъективном смысле право собственности на землю понимается как совокупность прав и обязанностей собственника земельного участка по осуществлению им наделенных законом правомочий в отношении принадлежащего ему земельного участка — владению, пользованию и распоряжению.
Право собственности как субъективное гражданское право представляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право, которое дает возможность своему субъекту - собственнику (и только ему) определять характер и направления использования принадлежащей ему индивидуально-определенной вещи, осуществляя над ней полное хозяйственное господство и устраняя или допуская других лиц к ее использованию.
Обозначение правомочий собственника как "триады" возможностей свойственно лишь российскому правопорядку. Было бы ошибкой искать истоки "триады" в римском праве.. В российское право она "попала" в начале XIX в. благодаря В.Г. Кукольнику и М.М. Сперанскому . Впервые "триада" была законодательно закреплена в 1832 г. в ст. 420 ч. 1 т. X Свода законов Российской империи, согласно которой право собственности определялось как "власть, в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно".
Таким образом, право собственности - это система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещи по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.( Гражданское право. Часть I: Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. М.: Издательство ТЕИС, 1996. С. 296 – 299).
Общие положения о праве собст¬венности на землю закреплены в гл. 17 ГК РФ. Однако регулирова¬ние вопросов собственности на землю не является исключитель¬ной прерогативой гражданского права. Специфика правового ре¬агирования отношений собственности на землю отражается в земельном, горном, водном, лесном законодательствах. Общественные отношения собственности на землю составляют основу не только земельных отношений, но и многих экономических и социальных отношений в обществе и государстве.
В силу уникальных свойств земли и ее особого публичного значения правовое регулирование отношений собственности на землю и земельные участки отличается существенными особенностями по сравнению с другими видами имущества. Земля - совершенно уникальный ресурс, отличающийся от всех остальных следующими признаками:
Земле свойственна двойственность природы. Земля рассматривается и как природный, и как экономический ресурс. Как природный ресурс земля характеризуется такими особенностями, как незаменимость, уязвимость (в частности, в результате нерационального антропоген¬ного воздействия), невоссоздаваемость. Почва, являющаяся основой плодородия земли, может самопроизводиться. Однако ввиду того, что период ее образования длится сотни и тысячи лет, землю можно рассматривать лишь как условно возобновимый природный объект. При этом землю небезосновательно характеризуют как своеобразное «ядро» системы природ¬ных ресурсов, поскольку все иные ее элементы не могут существовать в естественной среде без связи с ней.
Как ресурс экономический земля, уникальна, поскольку является основой любого производства. Ее роль в сельском хозяйстве сближает ее с другими основными фондами. Однако в отличие от всех прочих основных фондов при рациональном ведении хо¬зяйства земля не только не будет изнашиваться, но и мо¬жет повысить свое качество (плодородие).
Такие качества земельных ресурсов, как ограниченность и невосполнимость, вызывают объективную необходимость государственного направляющего воздей-ствия на развитие земельных отношений.