Файл: Земельного права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Граждане имеют право обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

ст.58 Конституции РФ:

«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»

Конституционную обязанность граждан сохранять окружающую среду и природу, бережно относиться к природным богатствам можно рассматривать как моральную и правовую. Это положение конкретизировано в рамках землепользования (Земельный кодекс РФ 2001 г.), водопользования (Водный кодекс РФ 2006 г.), пользования лесным фондом (Лесной кодекс РФ 2006 г.), в Федеральном законе от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" и т.д.

Право частной собственности на землю согласно ст. 17 Консти¬туции РФ рассматривается в качестве естественного и неотъемле¬мого права человека, принадлежащего ему от рождения. Следует также отметить, что в соответствии со ст. 18 Конституции РФ пра¬ва и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и примене¬ние законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосу¬дием.

Очень важное значение для регулирования земельных отноше¬ний имеет положение ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о том, что ни¬кто не может быть лишен своего имущества иначе как по реше¬нию суда. Это означает, что в земельном законодательстве долж¬ны быть закреплены такие условия изъятия частных земель, когда это допускается только по решению суда, а не какого-либо иного органа. Кроме того, предусмотрено, что принудительное отчужде¬ние имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Значение этой конституционной нормы заключается в том, что частный зе¬мельный участок может быть изъят при соблюдении следующих условий. Во-первых, изъятие допустимо только для государствен¬ных нужд. Во-вторых, убытки возмещаются собственнику до мо¬мента фактического изъятия. И, в-третьих, размер возмещенных убытков должен быть равноценным, т. е. справедливым, соответ¬ствующим рыночным ценам за данный земельный участок. Эти положения также должны быть закреплены в земельном законо¬дательстве.


Большое значение для защиты права частной собственности на землю имеет конституционное определение пределов ограничения прав и свобод человека и гражданина. Они могут быть согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ консти¬туционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных ин¬тересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

впервые в нашей истории закрепленное в ст. 42 Конституции РФ право каждого на благо¬приятную окружающую среду, достоверную информацию о ее со¬стоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Это право обеспе¬чивается путем реализации соответствующих механизмов, содер¬жащихся в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», а также рядом специальных земельно-правовых и иных норм. Наряду с этим правом ст. 58 Конституции РФ закрепляет обя¬занность каждого сохранять природу и окружающую среду, береж¬но относиться к природным богатствам. В земельном законода¬тельстве эта обязанность выражена путем возложения на всех субъектов земельных отношений конкретных обязанностей по ра¬циональному использованию и охране земель.

ст.72 Конституции РФ:

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Статья 72 Конституции закрепляет предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. Предусмотрено прямое действие федеральных законов на всей территории РФ. Специальным указанием на прямое действие фе¬деральных законов подчеркивается, что в России не признается установление субъектами РФ каких-либо дополнительных усло¬вий для вступления в силу федеральных законов. В случае отсутствия федерального закона, регулирующего во¬просы, отнесенные к предмету совместного ведения, субъект РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование. Одна¬ко после принятия федерального закона субъект РФ обязан изда¬вать законы и иные нормативные правовые акты, строго соответ¬ствующие федеральному закону



По этим вопросам, следовательно, могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и акты президентов и глав администраций субъектов Федерации, постановления Правительства РФ и акты исполнительной власти субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных органов государственной власти.

Значение международного договора как источника земельного права. Международные договоры являются источниками земель¬ного права и регулируют различные сферы земельных отношений. На основании международных договоров России установлена линия государственной границы. В этих случаях международный договор определяет территориальную сферу действия норм нацио¬нального права, в том числе земельного права. Так, в целях уточне¬ния и определения прохождения линии российско-китайской го-сударственной границы на ее Западной части 3 сентября 1994 г. было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской госу¬дарственной границе на ее Западной части.

В других случаях на основании международного договора опре¬деляется режим использования природных ресурсов, в том числе земель в пограничной зоне. Например, в Договоре между Прави¬тельством СССР и Правительством Финляндской Республики о режиме советско-финляндской государственной границы и о по¬рядке урегулирования пограничных инцидентов от 23 июня 1960 г. предусмотрен разд. III «Лесное хозяйство, рыболовство, охота и горное дело» (ст. 20—23). Аналогичные вопросы регулирует Согла-шение между Правительством Российской Федерации и Прави¬тельством Китайской Народной Республики о руководящих прин¬ципах совместного хозяйственного использования отдельных ост¬ровов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках (Пекин, 10 ноября 1997 г.)

25 апреля 1996 г. в Пекине было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Ки¬тайской Народной Республики о заповеднике «Озеро Ханка» . Статья 1 Соглашения предусматривает, что стороны создают в приграничных районах России и Китая совместный заповедник «Озеро Ханка», территория которого представлена водно-болот¬ными экосистемами. Заповедник делится линией российско-ки¬тайской государственной границы на две части: государственный заповедник «Ханкайский» в Приморском крае (территория РФ) и заповедник «Озеро Ханка» в провинции Хэйлунцзян (территория КНР). Стороны могут в соответствии с законами своих государств изменять границы собственной части заповедника. О каждом та¬ком изменении стороны должны информировать друг друга. Охра¬на, управление, научные исследования и мониторинг в отноше¬нии экосистем заповедника должны проводиться в соответствии с названным Соглашением и действующим законодательством сто¬рон. В этом случае международный договор явился основанием изменения правового режима земель — установления режима зе¬мель заповедника.


Международные договоры могут способствовать установлению режима охраны среды обитания объектов животного мира, ограни¬чения хозяйственной деятельности и использования земель на со¬ответствующих территориях. В качестве примеров можно назвать Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водопла¬вающих птиц от 2 февраля 1971 г. и Протокол об изменении Кон¬венции о водно-болотных угодьях, имеющих международное зна¬чение, главным образом в качестве местообитаний водоплаваю¬щих птиц от 3 декабря 1982 г

  1. Законы как источники земельного права.

Если среди источников земельного права на первом месте находится нормативный правовой акт, то среди различных видов нормативных правовых актов закон в России стоит на первом месте и занимает особое положение, что обусловлено следующим:

1. закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений;

2. законы могут приниматься только высшими представительными (законодательными) органами Российской Федерации и ее субъектов либо всенародным голосованием — референдумом в особом порядке.

Среди относящихся к земельному праву законов России можно отметить такие, как:

• Земельный (2001 г.), Водный (2006 г.), Лесной (2006 г.), Градостроительный (2004 г.) кодексы;

• Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве";

• Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ.

• Федеральный закон от 16 июля 1998г. №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;

• Федеральный закон от 24 июля 2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

• Федеральный закон от 21 декабря 2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;

• Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; отнес к компетенции органов местного самоуправления решение таких вопросов, как утверждение генеральных планов поселения правил землепользования и застройки, утверждение подготовлен¬ной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории; резервирование земель; изъятие, в том числе путем выкупа
, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд; земельный контроль за использованием зе¬мель поселения.

В ст. 11 ЗК РФ определены полномочия органов местного само¬управления в области земельных отношений. К ним относятся ре¬зервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земель¬ных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и за¬стройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. К числу полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельно¬сти согласно ст. 8 ГсК РФ относится утверждение правил земле¬пользования и застройки.

• Федеральный закон от 24 июля 2017г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

• Федеральный закон от 08.12.1995 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

• Федеральный закон от 10 января 1996г. №4-ФЗ «О мелиорации земель»;

• Федеральный закон от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

• Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;

• Федеральный закон от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

• Федеральный закон от 24 апреля 1995г. №52-ФЗ «О животном мире»;

• Федеральный закон от 4 мая 1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

• Федеральный закон от 24 июня 1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

• Федеральный закон от 1 мая 1999г. №94-ФЗ «Об охране озера Байкал»;

• Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

• Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";

• Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";

• Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и др.

Эти и другие непосредственно «земельные» законы составляют сердцевину земельного права, его основную часть на федеральном уровне.

Как предусматривается в ст. 2 Земельного кодекса РФ, нормы земельного права, содержащиеся в федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.

Источниками земельного права являются федеральные законы, входящие в иные отрасли права, но предусматривающие земельные нормы. Законы других отраслей права можно условно разделить на две группы: