ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
3. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
5. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
6. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
7. В случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно
, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
8. Лица, в результате деятельности которых возникла необходимость консервации земель, возмещают правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение о консервации, убытки в соответствии со статьей 57 настоящего Кодекса.
9. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Земли и земельные участки, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, а также расположенные на них здания, сооружения используются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. На таких землях и земельных участках запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.
-
Понятие и система источников земельного права.
Источник земельного права - это внешняя форма выражения воли государства, направленная на урегулирование отношений по использованию и охране земель;
Источник зе¬мельного права - документ установленной формы, изданный уполномоченным на то государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной тер¬ритории, определенное время и среди определенного круга лиц, яв¬ляющийся элементом системы земельного законодательства.
В разных правовых системах применяются различные виды источников позитивного права: обычай (обычное право), судебный прецедент, юридическая доктрина, выраженная в трудах юристов), религиозные нормы (исламское, талмудическое, индуистское право и др.), нормативный правовой акт. Например, источниками современного английского общего права являются: право Европейского Союза, общее право (судебные прецеденты), обычаи, статуты (законы) и их толкование, международные договоры и доктринальные юридические труды.
Россия — страна правовой системы европейского континентального права. Основной чертой национальных правовых систем стран европейского континентального права является наличие кодифицированных правовых актов. Главными источниками права считаются закон и иные нормативные правовые акты. Исходя из общепринятых представлений, сложившихся в российской правовой системе, источниками земельного права являются нормативные правовые акты, нормативные правовые договоры и международные договоры, регулирующие земельные отношения.
Нормативные правовые акты составляют иерархическую систему (пирамиду) соподчиненных звеньев, их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт:
1. Конституция и предусмотренные ею федеральные конституционные законы;
2. международные договоры;
3. федеральные законы, законы РФ;
4. подзаконные акты (к ним относятся акты как государственных органов, так и органов местного самоуправления);
5. законы субъектов РФ.
Таким образом, основную группу источников земельного права образует законодательство, представленное нормативными правовыми актами, принятыми на всех уровнях государственной власти, а также местными органами самоуправления, регулирующими земельные отношения.
Несмотря на такую кажущуюся ясность, выявление источников земельного права остается довольно сложной задачей. Это в первую очередь связано с определением соотношения системы права и системы законодательства.
Источниками земельного права являются:
• как земельное законодательство, объединяющее нормативные правовые акты, регулирующие отношения по использованию и охране земель (ст. 3 ЗК),
• так и нормативные правовые акты, образующие другие отрасли законодательства, но регулирующие в отдельных своих положениях земельные отношения наряду с другими общественными отношениями.
Закон о недрах. В соответствии с российским законодательством собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. Согласно ст. 19 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" собственник земельного участка вправе осуществлять в его границах без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 м3 в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Как представляется, данные правила не в полной мере соответствуют изложенной в императивной форме норме ст. 1.2 Закона РФ "О недрах", согласно которой недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые,
энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Исходя же из данных положений законодательства о недрах, можно сделать вывод, что законодатель, распространяя на подземное пространство субъективное право собственности, тем не менее стремится всячески ограничить соответствующие правомочия собственника земельного участка, что обусловлено приоритетом публичного интереса над частным в решении вопроса недропользования. При этом, как представляется, установленный законодателем правовой режим участка недр продиктован в первую очередь полезными свойствами недр как объекта права, т.е. находящимися в них полезными ресурсами (полезными ископаемыми, энергоресурсами и т.д.). Именно полезные ресурсы обеспечивают социально-экономическую ценность недр.
Соответственно в части положений, регулирующих общественные отношения, объектом которых выступает земля, земельные участки, их части, земельные доли или права на землю, они также являются источниками земельного права, но остаются в системе своих самостоятельных отраслей законодательства.
Вторую группу источников земельного права образуют нормативные договоры и соглашения, заключаемые в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». Утратил силу. (Сейчас действует: О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями на 5 февраля 2018 года)
Источники земельного права можно классифицировать по следующим критериям:
1. По территории действия:
• федеральные (НПА для всей страны - Земельный кодекс, ФЗ и т.д.);
• региональные (НПА для одного субъекта федерации);
• местные (НПА для одного муниципального образования).
2. По кругу субъектов:
• общие;
• специальные (для субъектов, обладающих специальными признаками). Индивидуальные правовые акты в отличие от нормативных актов имеют правоприменительный характер. По своему юридическому содержанию это распорядительные правовые акты. Они содержат конкретное юридически властное волеизъявление субъектов вла¬сти. Индивидуальный характер этих актов проявляется в том, что, во-первых, с их помощью решаются конкретные дела или вопро¬сы; во-вторых, они персонифицированы, т. е. они являются юри¬дическими фактами, основаниями возникновения конкретных правовых отношений. Данные акты устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности конкретных лиц. Индивидуальный правовой акт, принятый государственным органом или органом местного самоуправления, — источник прав и обязанностей для лиц, указанных в акте. Такими актами являются решения о награж¬дении, назначении на должность и т. п. В земельном законодатель¬стве это акты о предоставлении земельного участка, изъятии, ре-зервировании земельного участка
3. По юридической силе:
• Законы;
• Подзаконные акты.
К законам относятся нормативные правовые акты, принимаемые пред¬ставительными органами государственной власти (Федераль¬ным собранием РФ и законодательными органами власти субъектов РФ). Все иные нормативные правовые акты являют¬ся подзаконными. К последним относятся акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполни¬тельной власти субъектов Федерации, министерствами и ве¬домствами, органами местного самоуправления.
4. По предмету регулирования:
• Общие;
• Специальные.
Предметом регулирования общих актов являются как земельные, так и иные обществен¬ные отношения.
К таким актам относятся, в частности, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ. В отличие от них, специальные акты охватывают исключительно или в ос¬новном земельные правоотношения (Земельный кодекс РФ, Федеральные законы «О государственном земельном кадаст¬ре» УТРАТИЛ СИЛУ (Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (с изменениями на 29 июля 2017 года) , «О землеустройстве» и др.).
5. По характеру правового регулирования:
• Материальные;
• Процессуальные.
Нормативные правовые акты материального характера -это акты, содержащие материальные земельно-правовые нор¬мы, которые устанавливают права и обязанности, а также от¬ветственность участников соответствующих отношений ( «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и др.). Акты процессуального характера регулируют процессу¬альные отношения в сфере охраны и использования земель. Материальные нормы земельного права могут быть реализо¬ваны только посредством осуществления последовательного ряда определенных действий, которые и регулируются про-цессуальными актами. К актам процессуального характера относятся, например, Гражданский процессуальный кодекс РФ; Арбитражный процессуальный кодекс РФ; Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, утвер¬жденное постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. УТРАТИЛО СИЛУ и др.
Необходимо отметить, что материальные и процессу¬альные нормы в области охраны и использования земель час¬то предусматриваются в одних и тех же нормативных право¬вых актах (например, в Земельном кодексе РФ, Федеральном законе «О землеустройстве» и других актах).
6. По форме законодательного акта:
• Кодифицированные;
• Некодифицированные
Кодифицированными являются нормативные акты, отличающиеся высоким качеством и уровнем систематизации и являются основными в той или иной отрасли права. Такими кодифицированными актами в земельном праве является ЗК, законы "Об охране окружающей природной среды", "О плате за землю", "Об аренде земли" и другие.