ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правовой обычай: но на практике расматриваются тлько обычаи делового оборота. Так, со¬гласно подп. 6 п. 4 ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться публичные сервитуты для сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным усло¬виям, обычаям. Статья 221 ГК РФ предусматривает, что в случаях, когда в соот¬ветствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или местным обычаем в лесах, водоемах или на другой территории допускается сбор ягод, лов рыбы, сбор или добыча других обще¬доступных вещей и животных, право собственности на соответст¬вующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или до¬бычу.
Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных на¬родов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» в ст. 1 содержит определение понятия «обычаи»: это традиционно сложившиеся и широко применяемые коренными малочисленны¬ми народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Фе¬дерации правила ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни. В ст. 2 этого Закона указывается, что правовое регулирование отношений в области образования, охраны и использования тер-риторий традиционного природопользования может осуществ¬ляться обычаями малочисленных народов, если такие обычаи не противоречат законодательству РФ, законодательству субъек¬тов РФ. Использование природных ресурсов, находящихся на тер-риториях традиционного природопользования, для ведения тради¬ционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов в соответствии с законодательством РФ, а также с обычаями мало-численных народов (ст. 13 указанного Закона).
Судебная практика. Примерами могут служить поста¬новления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением зе¬мельного законодательства» и от 23 июля 2009 г. № 54 «О некото¬рых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» .
При применении судами земельного законодательства следует учитывать информационное письмо Президиума Высшего Арбит¬ражного Суда РФ от 27 февраля 2001 г. № 61 «Обзор практики при¬менения арбитражными судами земельного законодательства» и «Ответы на вопросы о практике применения судами Кодекса РФ об административных правонарушениях
Следует сослаться на особое мнение судьи Конституционного Суда РФ В. О. Лучина по определению Суда по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции РФ отдельных положений конститу¬ций Республик Адыгея, Башкортостан, Ингушетия, Коми, Северная Осетия — Алания и Татарстан: «Я не исключаю придания определениям Конституционного Суда по некоторым категориям дел характера итогового решения. Но это возможно не на основе прецедента и деловых обыкновений самого Конституционного Суда, а на условиях и основаниях, предусмотренных непосредственно Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Важное значение для решения вопроса о недопустимости воз¬врата национализированного после Октябрьской революции 1917г. недвижимого имущества бывшим его собственникам имеет опреде¬ление Конституционного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 99-0 «Об отказе в принятии жалобы гражданина Семенова С. Н. на нару¬шение его конституционных прав Декретом Президиума ВЦИК от 20 августа 1918 года «Об отмене права частной собственности на не¬движимости в городах.
Постановлением от 23 апреля 2004 г. № 8-П «По делу о провер¬ке конституционности Земельного кодекса Российской Федера¬ции в связи с запросом Мурманской областной Думы» Конститу¬ционный Суд РФ подтвердил конституционность положений ЗК РФ, регулирующих предоставление земельных участков в соб¬ственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.
-
Конституционные основы земельного права.
Конституционно-правовое регулирование занимает значимое место в сфере правового регулирования земельных отношений, что предопределено, во-первых, особенностями объекта регулирования; во-вторых, назначением Конституции РФ как инструмента согласования частных и публичных интересов в сфере землепользования и собственности на землю; в-третьих, особенностями предмета и методологии конституционного права как основополагающей отрасли российского права.
Основной закон — Конституция России, предусматривающая основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления.
Главенствующее положение Конституции среди других законов обусловлено тем, что она имеет наивысшую юридическую силу среди других высших нормативных актов — законов и обладает прямым действием на всей территории Российской Федерации. Это означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Конституционные положения являются отправными для других отраслей права, в том числе для земельного.
На наш взгляд, справедливой является точка зрения С.А. Боголюбова и Е.А. Галиновской о том, что положения Конституции РФ, регулирующие земельные отношения, содержат нормы, непосредственно посвященные земельным отношениям, и нормы, которые как бы являются отдаленными от земельных отношений, но в то же время они опосредованно участвуют в регулировании земельных отношений.
При этом «земельные» нормы Конституции Российской Федерации условно можно забить на две большие группы:
1) непосредственно посвященные земельным отношениям:
ст. 9 — о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;
ст. З6 — о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;
ст. 42 — о праве каждого на благоприятную окружающую среду;
ст. 58 — об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
ст. 72 — об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.
2) опосредованно участвующая в регулировании земельных отношений:
ст. 2, 17 и 18 — о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, защита которых является обязанностью государства и всех его органов;
ст. 1, 7 -- о демократическом, правовом, социальном характере Российского государства;
ст. 8 — о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности;
ст. 19 — о равенстве всех перед законом и судом;
ст. 25, 40 — о праве на жилище и его неприкосновенности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище;
ст. 45, 46, 47 и 48 — о гарантировании государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в частности гарантировании судебной защиты;
ст. 57 — об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы и др.
Но нас больше интересует первая группа статей, непосредственно посвященная земельным отношениям.
Ст. 9 Конституции РФ:
1. «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»
2. «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности»
Конституция РФ коренным образом изменила статус земли и других природных ресурсов. Она закрепляет отношение к природным ресурсам как к основе жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Население любой территории вправе получать часть дохода от использования ресурсов (нефти, газа, драгоценных металлов и т.д.), кто бы ни осуществлял их добычу и использование – государство, муниципальные органы, отдельные лица или их объединения.
Часть 2 статьи 9 устанавливает в отношении природных ресурсов применение общего подхода к праву собственности, сформулированному в предыдущей статье: равное признание и охрану всех форм собственности.
ст.36 Конституции РФ:
1. «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю»
2. «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц»
3. «Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона»
Подробно предоставленное Конституцией право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю регулируется Земельным кодексом РФ от 21 октября 2001 г. В соответствии со статьей 15 Кодекса собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность.
Права на землю могут быть ограничены только по основаниям, установленным Кодексом (ст. 56 ЗК РФ) и иными федеральными законами. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.
ст.42 Конституции РФ:
«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»
Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии - так называемое экологическое право. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет благоприятную окружающую среду как окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. В соответствии с Законом окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Закон также развивает положение Конституции, закрепляя право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными