Файл: История и современная система защиты информации в России.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • отрешению от должности;

  • если с намерением повредить чести или кредиту какого-либо частного лица,
    то заключению в тюрьму от 6 мес. до 2-х лет.

Отд. 2: О нарушении правил о производстве торговли.

Ст. 1604: Кто обязан вести торговые книги, но не ведет:

  • 1-й раз — денежное взыскание равное половине платимой им по его торго­вому званию подати;

  • 2-й раз - взыскание всей подати;

  • 3-й раз - взыскание вдвое;

  • 4-й раз — лишение навсегда права на производство торговли.

Ст. 1605: Если торговые книги, быв истребованы судом, окажутся с поправка­ми, подчистками, приписками между строк и статей без оговорок и соблюде­ния установленных правил, ведены не по предписанной форме, не сохранены в целости за предшествующие годы (без злого умысла) — денежное взыскание от 10 до 50 рублей. При краже книг, стихийных бедствиях (пожар, наводнение) в течение двух не­дель заявить об этом коммерческому суду, а где нет, то Магистрату или Рату­ше.

Отд. 7: О нарушении обязанностей маклерами, биржевыми маклерами, гоф-маклерами, биржевыми нотариусами, корабельными маклерами, биржевыми аукционистами.

Ст. 1751: За преждевременную огласку торговой сделки против воли продавца или воли покупателя, биржевой маклер подвергается денежному взысканию или отрешению от должности.

Гл. 14: О нарушении Уставов фабричной и заводской промышленности.

Ст. 1788: Кто нарушит чью-либо привилегию, тот сверх вознаграждения приви­легированного за понесенные им убытки подвергается:

- денежному взысканию от 100 до 300 рублей.

Ст. 1789: Кто подделает чужие клейма или торговые знаки, прикладываемые с дозволения правительства к изделиям мануфактур, фабрик и заводов, тот сверх вознаграждения за причиненные убытки подвергается лишению всех особен­ных прав и преимуществ как лично, так и по состоянию ему присвоенных и ссылке на житье в отдаленные губернии, кроме Сибирских, заключением на срок от 3 до 6 мес. телесным наказаниям, отдаче в рабочий дом от 6 мес. до 1 года.

Ст. 1790: Кто из людей, принадлежащих к фабрике, заводу или мануфактуре, огласит какое-либо содержимое в тайне и вверенное ему, в виде тайны, средст­во, употребляемое при изготовлении или отделки произведений фабрик, заво­
дов или мануфактур, когда не было на сие положительного согласия тех, коим сия тайна принадлежит по праву, и следственно к ущербу их, тот подвергается за сие заключению в тюрьме от 6 мес. до 1 года.

Отд. 3: О проступках ремесленных против управы.

Ст. 1819: Кто о деле, по коему рассуждаемо было в Управе при закрытых две­рях, объявит такому лицу, которое не должно иметь о сем сведения, подлежит денежному взысканию от 3 до 10 рублей в ремесленную казну.


1.4. Защита коммерческой тайны (защита тайны торговых книг)

Впервые о торговых книгах в России имеется запись в банковском уставе 1800 года. В 1832 году в «Своде законов Российской империи» в положении о купеческих и маклерских книгах также несколько статей было посвящено правилам ведения и оформления торговых книг. В этом документе указывалось, что торговые книги обязаны вести все российские и иностранные купцы, осуществляющие как внутреннюю, так и внешнюю торговлю.

14 июня 1834 года был издан закон «О торговых книгах». Законом признавался принцип неприкосновенности торговых книг, указывалось, что в торговых книгах отображаются все сведения «о методах достижения успехов». Содержание торговых книг могло быть открыто посторонним лицам без согласия владельца предприятия только в трех случаях:

  1. несостоятельность предприятия;

  2. в связи с уголовными делами;

  3. различные фискальные требования.

Однако, и в этих трех случая чиновники, которые допускались к торговым книгам, обязывались сохранять в тайне информацию (профессиональная тайна). К защищаемым сведениям в этой области относились:

  1. величина и составные части капитала;

  2. сведения о доходах и расходах;

  3. списки клиентов;

  4. место приобретения товара;

  5. особенности промысловой деятельности.


1.5. Организация защиты интеллектуальной собственности

22 апреля 1828 года издается очередной указ о цензуре. Первый раздел этого устава назывался «о цензуре», второй – «о сочинителях и издателях книг». Это и есть первый закон об авторском праве в Российской империи.

Несоблюдение цензурных правил вело к потере авторами своих прав. Срок действия авторского права устанавливался в течении жизни автора + 25 лет. В 1857 году этот срок был продлен до 50 лет. По истечении этого срока произведение становится собственностью публики.



Вводилось понятие «контрафакция» ­– незаконное издание сочинений. Определялось следующее наказание: нарушитель должен был заплатить законному издателю в 2 раза больше, чем издержки необходимые для печатания 1200 экземпляров произведения. Все изданные экземпляры изымались в пользу законного издателя. 2/3 из этой суммы поступали издателю, а остальное – в казну.

17 июня 1812 года издается «высочайший манифест о привилегиях на изобретения». Привилегии выдавались по явочной системе без предварительного рассмотрения прошения через министерство внутренних дел. Имелось право оспаривать выданную привилегию в судебных органах и доказывать факт более раннего изобретения. Описание изобретения составлялось произвольно автором.

Вводится описание изобретения по форме. Патенты выдавались только том случае, если изобретение относилось к области деятельности правительства.

С 1833 года вводится предварительная экспертиза.

2. Формирование системы защиты информации во второй половине 19 века

2.1.Организационно-технические мероприятия по защите информации в акционерно-кредитных учреждениях

После реформы 1861 года в России наблюдался акционерного учредительства. Министерство финансов усилило контроль за деятельностью акционерных компаний. В этот период создаются акционерно-коммерческие банки. Первый – создан в 1864 году в СПб. По существу, они являлись АО, но уставы банков обязательно учреждались государственным советом, т.к. проведение кредитных операций не предусматривалось законом 1836 года.

5 апреля 1883 года был издан новый акционерный закон. Он имел название «Положение об АО». Цель издания нового закона – отказ от разрешительной системы акционерного учредительства и переход к явочной (регистрационной) системе.

Для создания акционерной компании не требовалось специального разрешения, а только регистрация устава компании, составленного в соответствии с нормами общего законодательства в административных или судебных органах.

Требования к ведению ДП регламентировались в уставе торговом 1893 года и в методических указаниях соответствующих министерств. В целях ведения СДП в АО создавались отдел корреспонденции, экспедиция, архив, службы охраны. СД регистрировались в журнале для ежедневных записей, дел и кредитных операций.


В акционерных компаниях проводились проверки СДП. Они различались:

  1. Периодические (годовые) проверки.

  2. Внутренний контроль.

  3. Квартальные проверки.

Хранилища с СД оборудовались специальными замками с двумя экземплярами ключей. Запасные ключи в опечатанном виде в специальном пенале хранились у управляющего учреждением. В конце рабочего дня хранилища, сейфы опечатывались. Их могли вскрыть только ответственные хранители. Предусматривались случаи срочной эвакуации документов. Все действия сотрудников регламентировались в специальных инструкциях.

Службы безопасности осуществляли сбор информации о клиентах компании, деловых партнерах.

В полицейских управлениях составлялись списки управляющих компаний, занимавшихся недобросовестной конкуренцией. В судебной практике России XIX в. практически не было дел о разглашении коммерческой тайны.
2.2. Реорганизация третьего отделения собственного его императорского величества канцелярии

А.Х. Бенкендорф руководил Третьим отделением и отдель­ным корпусом жандармов практически до самой смерти (умер в 1844 г.). Новым главным начальником спецслужбы стал граф Орлов.

В 1855 г. в России происходит очередная смена власти. Умирает Николай I, и на престол вступает Александр II. Учи­тывая дипломатические дарования графа Орлова, император назначает его председателем кабинета министров и Госсове­та Российской империи.

Руководителем органа государственной безопасности ста­новится князь Василий Андреевич Долгоруков. Под его руко­водством отделение вплотную начало заниматься «властите­лями умов» — журналистами и издателями прогрессивной направленности.

Самой опасной фигурой, занимающей первую строчку из 50 в списке врагов государственного строя, разработанном Третьим отделением под руководством нового начальника, был Н.Г. Чернышевский. Он подозревался в написании и рас­пространении памфлетов радикального характера. В результате комплекса оперативных мер, предпринятых Третьим отделе­нием, включавшего в себя плотное наружное наблюдение, вер­бовку людей из близкого окружения и просмотр почтовой корреспонденции, 8 июля 1862 г. писатель был задержан, а в начале 1864 г. осужден Сенатом к 14 годам каторги (Алек­сандр И снизил срок наказания до 7 лет, с пожизненным по­селением в Сибири).

Долгоруков был искренне уверен, что расправа с Черны­шевским, другие результаты работы Третьего отделения неми­нуемо приведут к спаду революционного движения. Однако 4 апреля 1866 г. бывший студент Московского университета Дмитрий Каракозов совершил покушение на жизнь импера­тора. Долгоруков подал в отставку, и его место занял человек нового поколения — реформатор и прагматик граф Петр Андреевич Шувалов. Царь давал ему дополнительные пол­номочия, надеясь, что тайная полиция защитит его от терро­ристов. Новый управляющий сумел организовать контроль за об­щественными событиями, добился централизации полиции, создал сеть из 31 наблюдательного пункта, провел аттестацию жандармского корпуса. Но главный вклад он внес в организа­цию наружного наблюдения (слежки) и секретной агентуры.


По инициативе П.А. Шувалова 2 мая 1866 г. была учреж­дена особая «охранительная команда» для защиты от поку­шений августейшей особы в составе начальника, двух его помощников, 6 секретных агентов и 80 стражников (их чис­ленность впоследствии была сокращена до 40).

Во второй половине XIX в. Третье отделение претерпело внутреннюю реорганизацию, выразившуюся в перераспреде­лении функций между его структурными подразделениями и ликвидации некоторых направлений деятельности.

В этот период осуществляется реорганизация деятельности третьего отделения «собственно его императорского величества канцелярии», перераспределяются функции между экспедициями третьего отделения.

1-я экспедиция – обеспечение государственной безопасности, защита государственной тайны, борьба с государственными преступлениями.

2-я экспедиция – заведование штатом всего отделения, сбор сведений об изобретениях и усовершенствованиях, об акционерных и торговых предприятиях, защиты интеллектуальной собственности, предупреждение недобросовестной конкуренции, борьба с экономическими преступлениями.

3-я экспедиция – из органа наблюдения за проживающими в России иностранцами преобразована в орган наблюдения за общественным порядком, борьба с политическими преступлениями, выполнение контрразведывательных функций.

4-я экспедиция – сбор сведений о чрезвычайных происшествиях, о беспорядках на местах.

5-я экспедиция – с 1865 года создается главное управление по делам печати в министерстве внутренних дел, а в третьем отделении остается только «газетная» часть.

Опасаясь роста революционных настроений, правитель­ство пошло по пути ужесточения мер, направленных на пре­сечение и предупреждение деятельности тайных обществ. Так, в соответствии с Законом от 4 июля 1874 г. жандармам и полиции было разрешено не только задерживать, но и аре­стовывать заговорщиков и лиц, им сочувствующих. Факти­чески это вводило жандармов в число участников судебного следствия.

В поисках эффективных методов борьбы с политически­ми противниками Александр II созвал в июле 1878 г. Особое совещание, состоявшее из министра юстиции, помощника министра внутренних дел и начальника Третьего отделения генерала Николая Владимировича Мезенцова. Новый начальник Третьего отделения выступил с идеей расширения штата секретных агентов, которых, по его мнению, необходимо было внедрить в революционные орга­низации. На агентов возлагались задачи установления лично­сти заговорщиков, вскрытия их планов и провоцирования на действия, которые могут вызвать общественное негодование и скомпрометировать революционное движение.