Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования российский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Социального аспекта (метод культурологического и исторического событийного анализа);

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Процессуального аспекта (метод разработки периодизации исторического процесса).

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Методы обработки, интерпретации и объяснения полученных данных. Методы обработки данных (количественные и качественные, методы обоснованной теории). Методы интерпретации (социально-культурный). Историко-генетический, историко-типологический, сравнительно-исторический, стратификационный (уровневый), метод эмпатийного понимания).

Источник:https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Метод сбора и интерпретации фактологических данных - в историко-психологических исследованиях отличаются своим многообразием и не всегда четкой технологической операционализацией. Тем не менее каждый из них раскрывает, в меру своей разработанности более или менее полно и обоснованно, определенный аспект истории психологии. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  2. Метод анализа категориально-понятийного аппарата - направлен на выявление особенностей понимания и трактовки конкретного понятия или термина в какой-либо хронологический период или в трудах разного периода одного и того же ученого. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  3. Метод анализа продуктов деятельности - состоит в изучении продуктов научной деятельности ученого или научных коллективов, включая в том числе как изданные, опубликованные работы, так и неопубликованные. При этом большое значение имеет изучение различных вариантов одного и того же текста, эпистолярных документов (дневники, переписка, воспоминания и т.п.). Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  4.     Метод исторической реконструкции - является одним из вероятностных методов в познании истории психологии. В основе его использования лежит идея о возможности воссоздания целостной картины какого-либо процесса, явления, ситуации или периода путем детального и комплексного анализа частных составляющих этого целого.


Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Проблемологический анализ - является одним из качественных методов в изучении динамики психологического знания и опирается на признание проблемы в качестве системообразующего фактора научного познания.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Метод источниковедческого анализа - направлен на изучение документальной основы историко-психологических исследований. В его основе лежит идея о том, что любой исторический факт, лишенный пространственно-временных координат и вырванный тем самым из своих структурно-генетических связей, не только теряет свой исторический характер, но вообще перестает существовать как факт. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  2.   1   2   3   4   5   6

Тематический анализ - выступая, как один из методов наукометрического анализа, является одновременно качественно-количественным методом. Он состоит в исследовании динамики различных структурных компонентов науки (научная отрасль, направление или проблема) или творчества отдельного ученого на основе квантифицирования единого массива данных, характеризующих объект изучения, на фиксированные содержательно-единые темы или тематические разделы.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1.  Библиометрический метод - в историко-психологических исследованиях предполагает количественное изучение информационных, документальных потоков в области психологии и построен на анализе библиографических данных публикаций (заглавие, автор, название журнала и т.д.) и анализе цитирования в виде отдельных статистических методик.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Биографический метод - в историко-психологических исследованиях состоит в воссоздании полной и достоверной картины всех этапов жизненного и творческого пути ученого на основе анализа максимально широкого и доступного числа источников. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  2. Метод Интерьвю - метод интервью представляет собой беседу по заранее составленному исследователем перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответствии с конкретной задачей исследования.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

Источниковедение

и его задачи

Принципы формирования

Классификация источников



  1. Психологическое источниковедение, раздел методологии истории психологиипредставляющий собой область интеграции психологии в целом, и истории психологии с источниковедением, культурологией и науковедением. История психологии — наука, изучающая, в первую очередь, психологическое знание, накопленное в прошлом. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  2. История психологии — наука, изучающая, в первую очередь, психологическое знание, накопленное в прошлом. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  3. Общая теория источниковедения — дисциплина, изучающая исторические источники, разрабатывающая на их основе методы получения достоверной информации о явлениях и процессах социальной действительности. Источник: Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.




  1. Исторический источник — это продукт деятельности человека — «это материальный носитель исторической информации, возникший как продукт определенных общественных отношений и непосредственно отражающий ту или иную сторону человеческой деятельности» (Варшавчик, 1984.). Исторические источники выступают как объекты культуры и истории, будучи продуктами деятельности человека. Повествуют о месте и времени своего рождения, тем самым выполняя функцию накопления, хранения и трансляции во времени информации о социально-исторической действительности и человеке как системо­образующем факторе культурного процесса.Два пласта: информация об их создателе, творце; пласт информации имеет культурно-исторический характер. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  2. Источникэто «всякий реальный объект, который изучается не ради его самого, а для того, чтобы через ближайшее его посредство по­лучить знание о другом объекте» (Лаппо-Данилевский ). Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  3. Исторический источникэто продукт деятельности чело­века, результат его взаимодействия с миром, то и содержащаяся в нем информация носит одновременно и объективный, и субъективный характер. «Она объективна в той мере, в какой отражает разнообразие свойств реального мира независимо от субъекта. Она субъективна пос­тольку, поскольку субъект действует осознанно» (Голиков, Круглова, 2000, с. 6). (гносеологическая природа исторического источника) Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  4. Принципы формирования источниковедческой базы - принцип объективности, ориентирующий исследователя на выявление точных, достоверных фактологических данных и определяющий недопустимость презентистских подходов и субъективизма при отборе исторических источников и интерпретации содержащейся в них
    информации; предполагающий проведение «критики» и тщательного анализа источников с целью оценки их подлинности и научной ценности заключенного в них материала; требующий использования наиболее эффективных методов источниковедческого анализа; Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  5. Принцип валидности - источниковая база должна быть адекватной, максимально полно соответствующей исследуемой проблеме, содержать в себе информацию, относящуюся непосредственно к рассматриваемой проблемной области; Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  6. Принцип полноты и репрезентативностиисточниковой базы: источниковая база должна включать широкую совокупность документов и материалов, полностью охватывающую и отражающую
    различные аспекты и стороны исследуемой проблемы; Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  7. Принцип комплексности,предполагающий выявление и включение в источниковую базу разнообразных видов и типов источников, относящихся к различным сферам жизнедеятельности человека и уровням познания исследуемых явлений, а также привлечение материалов, обеспечивающих реализацию междисциплинарного подхода к их рассмотрению; Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  8. Принцип системно-иерархического строения источниковой базы, означающий, что в основе выявления и анализа источников должны лежать системно-структурные представления об изучаемом объекте, ориентирующие на поиск не отдельных источников, а логически связанных их групп и кластеров, составляющих иерархически организованную, стратифицированную и одновременно связанную совокупность документов и материалов, целостно отражающих и описывающих исследуемую проблему; Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  9. Принцип историзма,направленный на выявление совокупности источников, раскрывающих, наряду со структурными характеристиками, динамические аспекты исследуемого явления — его генезис и этапы эволюции; Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  10. Принцип конкретностив формировании источник новой базы исследования, означающий необходимость учета при подборе источников в каждом конкретном случае специфики целей исследования и особенностей конкретной проблемной области; Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  11. Принцип субъектно - деятелъностного подхода, предполагающий рассмотрение исторического источника как продукта деятельности человека, включающего в себя социально-психологическую информацию об его творце; Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  12. Принцип единства логического и исторического,требующий руководствоваться при выявлении и анализе источников как логическими (раскрытие логики развития проблемы), так и историческими (учет контекстных — социально-культурных особенностей) критериями. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  13. Классификация источников. По территориально-региональному признаку — принадлежность исторических источников к той или иной культуре. Применительно к истории психологии это могут быть, например, исторические источ­ники изучения развития психологической мысли в России, в США, в Европе, в странах Востока и т.д. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  14. По временному, хронологическому критерию (например, источники изучения психологической мысли древнего мира, Нового времени, дореволюционной или послереволюционной России и т.д.). Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  15. По критерию уровней обобщения содержащейся в источниках информации, их можно разделить их на «генерализующие», включающие сведения об общих тенденциях развития какого-то класса явлений, и «локальные», характеризующие отдельное конкретное явление.


Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  1. По критерию предмета изучения — источники изучения персоналий, научных школ, научных центров, психологическихучреждений. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.


  2. Универсальные классификации - универсальные, «сквозные» классификации, апеллирующие к базовым признакам исторических источников. Они могут быть использованы любым исследователем, независимо от специфики решаемой им задачи. В их основе лежит основополагающий признак — особенности кодирования информации и ее содержание, и с этой точки зрения также возможно различное их членение.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  1. Синтаксическая классификация исторических источников, являясь, наиболее общей и универсальной, в качестве базовой единицы выделяет тип источника, характеризующийся особенностями кодирования и фиксации информации и используемой в этих целях той или иной знаковой системы. Соответственно, выделяются следу­ющие типы источников: вещественные (знак — материальный объект), изобразительные (изобразительный знак), письменные (письменный знак) и фонетические (звуковой носитель информации). Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  2. Видовая классификация,основывающаяся на прагматическом аспекте информации — ее целевом назначении, выступающем в единстве с формой ее представления. В качестве видов источников как устойчивого единства содержания и соответствующей ему строго фиксированной формы представления информации можно выделить, например, научные или дипломатические документы, правовые акты, художественные произведения, учебные издания и т.д. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  3. Семантический аспект информации включает классификацию исторических источников на основе критерия «содержание источни­ка». Указанная классификация открывает исследователю возможность дифференцировать типы и виды исторических источников с точки зрения их значимости для разработки конкретных проблем. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  4. Типовой критерий,дифференцирующий источники с точки зрения используемых их создателями для фиксации материала зна­ковых систем (письменные и устные знаки, изобразительные знаки, вещественные объекты, поведенческие формы и их конфигурации). Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  5. Семантический критерий,разделяющий документы по характеру их конкретного содержания. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  6. Письменные источники(рукописные, машинописные, полигра­фические), составляющие основной массив документов, раскрываю­щих историю развития психологической мысли, куда, в свою очередь. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  7. Материалы творческой деятельности ученых и мыслителей (книги, монографии, учебники, статьи, рефераты и т. д.); письменные документы личного характера (мемуары, воспоминания, дневники, эпистолярное наследие, автобиографии и т.д.). Материалы, характе­ризующие служебную деятельность ученых и научных сообществ (планы научной работы, программы научных мероприятий, служебные записки, описи, отчеты, документы, отражающие должностной рост, задачи и функции субъекта научной деятельности, административные поощрения и наказания, материалы педагогической и просветительской деятельности и т.д.). Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  8. Вещественные источники(используемые исследователями
    или организациями научные приборы, исторические вещественные памятники как носители знаний о тех или иных сторонах психического мира человека определенного исторического времени, предметы быта и украшения, ритуальные предметы, дошедшие из прошлого, материалы палеонтологии и т.д.).