Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования российский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  1. Устные источники,представляющие, по словам К.С. Аксакова, «архив народной жизни» и отражающие знания и представления людей о мире и о себе (мифы, былины, пословицы и поговорки, народные сказки, предания, анекдоты и т.д.); Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  2. Изобразительные источники,фиксирующие психологические знания в образно-наглядных форме (произведения живописи, иллюстрации книг, схемы, диаграммы, фотоматериалы и т.д.). и речи, включающие не только вербальные, фонетические, но и не­вербальные, экстралингвистические, семантические и грамматические характеристики, и потому не поглощающиеся целиком фонетическими источниками.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  1. Этнографические источники - тип источников, воплощающий в себе традиционные для определенной культуры формы образа жизни и поведения людей (обряды, суеверия, народные праздники, игровая культура и т.д.), дошедшие до нас из прошлого и транслируемые в современной жизни. Знаковыми системами здесь выступают устные знаки, поведенческие акты, изобразительные знаки. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.
  2. 1   2   3   4   5   6


Документы личного происхождения, представляющие по своему генезису и содержанию сугубо психологические материалы, непосредственно отражающие, психологию их авторов — их знания, мнения, умонастроения, оценки и отношения к разным сторонам действительности. Описания различных событий, в том числе имеющих исторический смысл, преломляются здесь через призму субъективных оценок и мнений. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  • Мемуары представляют собой свободное, научно-художественное изложение исторических событий, воплощая в себе одновременно характеристики и научного, и литературного жанра. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  • Специфика мемуаров — высокий уровень субъективной обусловленности их содержания: личность мемуариста, особенности его мировоззрения и социальная позиция оказывают непосредственное и значимое влияние на освещение и интерпретацию изложенного в них материала. Мемуары восполняют пробелы и в изучении событийной канвы жизни научного сообщества, раскрывают социально-культурный контекст развития психологического познания, воссоздают характерную для описываемого времени духовную атмосферу общества, обеспечивая тем самым разработку проблем социальной истории психологии (Кривонос, 1990; Минц, 1979; Синцов, Ершов, 1997. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

  • Автобиографии ученых, дневники и записные книжки очень близки по содержанию к мемуарам, отличающиеся тем, что, во-первых, информация в них фиксируется оперативно, «по горячим следам», во-вторых, они не предназначаются для опубликования, а пишутся для себя.

    Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.



    1. Эпистолярное наследие ученых-психологов — письма, адресованные коллегам, родным и знакомым, а также получаемая ими корреспонденция. письма сугубо информационного характера (например, сообщения о научных мероприятиях, не включающие субъектно-личностную компоненту);

    Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

    1. Деловая переписка, отражающая не только факты научной биографии автора, но и раскрывающая его как субъекта творческой деятельности;

    Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

    1. Личностно-ориентированныепослания, представляющие собой вид доверительной опосредованной коммуникации и отражающие разные грани личности ученого, его ценности, мотивы, идейные позиции; Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

    2. Комбинированный вид сообщений, включающий информацию разного рода и являющийся наиболее распространенной категорией личных документов эпистолярного жанра. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

    3. Исторические критерии. С точки зрения исторического критерия указанные источники можно разделить на три группы: Источники изучения русской дореволюционной психологии (конец XIX в.-1917). Источники изучения советской психологии (1917-1991). Источники изучения постсоветской психологии (1991— настоящее время).

    Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319282 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Источниковедение и историография, презентация.

    Проблема человека в античности и эпоху эллинизма.

    Представления о человеке и его душе натурфилософов.

    1. Апейрон – абстрактная, не связанная чувственно конкретным образом сущность, которая лежит в основе всего, обладает творческой силой и является причиной всеобщего возникновения и уничтожения. Следует отметить ряд диалектических догадок, высказанных представителями милетской школы. В частности, они полагали, что все вещи противоположны друг другу, а Анаксимандр утверждал, что апейрон содержит в себе все эти противоположности, выделение которых и обусловливает все изменения в различных формах, и что благодаря вечному движению одно рождается, а другое погибает. Источник: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319304 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания, презентация.

    2. ФАЛЕС - (около 625 — около 547 до н.э.) — первый др.-греч. философ и ученый, основатель милетской школы, родоначальник европейской философии. Учился в Египте, усваивая ближневосточные науки; предсказал солнечное затмение (25 мая 585 до н.э.). Стремился построить картину мироздания на естественных и разумных основаниях. Первоначало и первооснова всего сущего, по Ф., — вода. Она разумна. Если что и божественно, то только она. Души — всего лишь активные силы, источники движения. Магнит имеет душу, ибо он притягивает железо. Будучи первым среди «семи греч. мудрецов», Ф. сказал, что «больше всего пространство, потому что оно все в себе содержит», «быстрее всего ум, потому что он все обегает», «сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть», «мудрее всего время, потому что оно все открывает». Ф. выдвинул требование: «Познай самого себя». Мысля о мироздании, надо стремиться к единству: «Много слов отнюдь не выражают мудрую мысль. Ищи одну мудрость. Выбирай одно благо. Так ты заткнешь бесконечно речевые языки болтунов». https://academic.ru/ [Электронный ресурс]: Философия: Энциклопедический словарь.- М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. Режим доступа https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1271/ФАЛЕС , свободный.



    3. АНАКСИМЕН- (6 в. До нашей эры), древнегреческий философ, представитель милетской школы. Ученик Анаксимандра. Первоначалом всего считал воздух, из сгущения и разрежения которого возникают все вещи. https://academic.ru/ [Электронный ресурс]: Энциклопедический словарь.- М.: Современная энциклопедия. 2000.. Режим доступа https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/4958 , свободный.

    4. Анаксимандр - (Anaximandros) (ок. 610 — после 547 до н.э.) — др. греч. философ милетской школы, ученик Фалеса, автор прозаического соч. «О природе» (сохранился небольшой отрывок и ряд словосочетаний). А. назвал началом, лежащим в основании всего сущего, апейрон — «безграничное, беспредельное», не столько в смысле беспредельности в пространстве и во времени, сколько в смысле бесструктурности, вещественной неопределенности. Апейрон «бессмертен и непреходящ», он «все объемлет и всем правит», ему присуще вечное движение, он единственная причина рождения и гибели мироздания: «Из чего все сущее получает свое рождение, в то же самое все и возвращается, следуя необходимости». https://academic.ru/ [Электронный ресурс]: Философия: Энциклопедический словарь.- М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. Режим доступа https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/55/АНАКСИМАНДР, свободный.

    5. ГЕРАКЛИТ - (ок. 544 — ок. 483 до н.э.) - греч. философ (г. Эфес в Ионии). Его соч. «О природе» сохранилось фрагментарно (около 130 фрагментов). Прозвища: «Темный», «Плачущий» (не мог, по его словам, без слез смотреть на  людскую суету). Продолжая линию милетской школы, принял за генетическое и субстанциональное начало огонь как наиболее живой изменчивый элемент: ведь в мироздании нет ничего неизменного, «все течет», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». https://academic.ru/ [Электронный ресурс]: Философия: Энциклопедический словарь.- М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. Режим доступа https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/251/ГЕРАКЛИТ#sel= ,свободный.




    Гиппокра́т (др.-греч. Ἱπποκράτης, лат. Hippocrates) (около 460 года до н. э., остров Кос — между 377 и 356 годами до н. э., Ларисса). Знаменитый древнегреческий целитель и врач. Вошёл в историю как «отец медицины». Гиппократу наука обязана появлением учения о темпераменте человека. Согласно его учению, общее поведение человека зависит от соотношения четырёх соков (жидкостей), циркулирующих в организме, — крови, желчи, чёрной желчи и слизи (флегмы, лимфы). Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319304 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания, презентация.

    1. Сократ - (469-399 гг. до н. э.). Философия Сократа – натурфилософия – философия природы. Также плотно Сократ занимался человеком. Сократ родился в городе Афины. Его отец был каменотёсом, а мать была акушеркой. Будущий философ невероятно физически развит и с детства помогает отцу в работе. Позже он служит в армии – в тяжело- вооружённой пехоте. Отслужив в армии, Сократ начинает заниматься философией. Он примыкает к софистам, позже став «учителем города» Афины, учителем афинского народа. Знание, по его мнению, делится на два вида: Конкретное знание. Сущностное знание Источник: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319304 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания, презентация.

    2. Конкретное знание – это знание, полученное в результате обучения. Источник: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319304 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания, презентация.

    3. Сущностное знание – это внутреннее знание – внутренний голос, который Сократ называет термином деймос (деймон). Источник сущностного знания находится в душе человека. Источник: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319304 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания, презентация.

    4. Диалектика - (от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор) — филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и развития. Элементы Д. имеются во всякой философии, отстаивающей идеалы коллективистического общества. Источник: https://academic.ru/ [Электронный ресурс]: Философия: Энциклопедический словарь.- М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. Режим доступа https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/328/ДИАЛЕКТИКА ,свободный.

    5. Диалектика 1. Ирония. Это система вопросов, ответы на которые убеждают человека, что его знания неправильны. Знаменитая фраза Сократа, к примеру: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Источник: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319304 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания, презентация.

    6. Диалектика 2. Майевтика. Дословно майевтика – это искусство акушерства. В интерпретации Сократа – это преодоление противоречий с тем, чтобы «родилось» истинное знание. Источник: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319304 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания, презентация.

    7. Платон. (424-347 г.г. до н. э.). Был первым «полным» идеалистом. Он считает, что знание находится в душе человека. Продолжая учение Сократа, Платон выстраивает идею парадокса знаний. Парадокс знаний состоит в следующем: «Если мы что-либо знаем, то зачем процесс познания? А если не знаем, то как узнать, что нужно познавать?». Иногда сформулировать вопрос, считает Платон, сложнее, чем ответить на него. Платон приходит к выводу, что знания находятся в душе человека. Платон считает, что душа человека – бессмертна. До воплощения в человека она сталкивается с миром идей и привносит его в человека. Мир идей – первичный мир. Существует противоположность миру идей. Этой противоположностью является материя. Всё материальное, считает Платон, это небытие, а конкретная жизнь – это смесь идей и материи. Платон утверждает существование бога Демиурга (Демиург – в переводе – творец). Бог Демиург это мастер, создатель, творец. Он смешивает материю и идеи, создавая конкретный мир вещей. Источник: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания.


    Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319304 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания, презентация.

    1. Тимократия.
      Это власть честолюбивых властолюбцев. При такой форме государства начинается расслоение общества, имеющее высокий темп, вследствие чего к власти приходят богатые люди. Источник: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319304 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания, презентация.

    2. Олигархия.
      Это власть очень богатых людей. При такой форме государства народ стремительно беднеет, вследствие чего к власти приходит охлократия. Источник: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319304 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания, презентация.

    3. Охлократия. Источник: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Проблема человека в античности и эпоху эллинизма. Представления о человеке и его душе натурфилософов, презентация.
      Это власть толпы. При такой форме государства человек теряет свою индивидуальность, своё собственное «я». Охлократия существует сравнительно недолгий промежуток времени. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319304 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания, презентация.